Рабочая программа педагога-психолога "Хочу все знать" по развитию познавательной психической сферы у дошкольников
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
Рабочая программа предназначена для педагогов-психологов работающих в дошкольных образовательных учреждениях и позволяет проводить подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми имеющими трудности в освоении ООП ДО
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 129.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Ивушка» |
357560, Российская федерация, Ставропольский край, город Пятигорск,
пос. Горячеводский, улица Ясная, 9. ОГРН:1022601616520 ИНН/КПП: 2632056570/263201001 тел.31-68-42, эл.почта: dou03-pyat@yandex.ru
Принята на заседании Педагогического совета МБДОУ д/с № 3 «Ивушка» Протокол № ___ от «____» _______________ 2024 г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ д/с № 3 «Ивушка» ____________/ Шимко М.М. Приказ № ______ от «____» _____________ 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Хочу всё знать»
по развитию познавательной сферы
Направленность программы: психопрофилактическая, коррекционно-развивающая
Целевая группа: обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП ДО
Возрастная группа: 4-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик программы:
педагог-психолог Вакуленко М.И.
Пятигорск, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка ……………………………………………............. | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи реализации Программы…………………………………… | 3 |
1.1.2. | Принципы формирования Программы …………………………………… | 3 |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики …. | 4 |
1.2. | Планируемы результаты реализации Программы ………………………. | 6 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Календарно-тематическое планирование ………………………………... | 7 |
2.2. | Содержание Программы …………………………………………………... | 8 |
2.3. | Контроль освоения детьми Программы …………………………………. | 14 |
2.4. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ………………. | 14 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы …………………… | 16 |
3.2. | Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............ | 16 |
3.3. | Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы ………………………………………….. | 16 |
Приложение к программе. Конспекты занятий | 18 | |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Хочу все знать» по развитию познавательной сферы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 3 и направлена на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста. Программа носит коррекционно-развивающий и психопрофилактический характер и ориентирована на детей 4-6 лет.
Рабочая программа направлена на реализацию образовательной области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы дошкольников.
Задачи:
- Развитие психических процессов: мышление, внимание, память, воображение, речь;
- Увеличение словарного запаса ребенка;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие эмоций и чувств детей;
- Развитие навыков общения, установление контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение;
- Развитие произвольности поведения;
- Развить визуально – пространственных навыков у детей – узнавание форм, образов, схем, узоров, цветов;
- Развитие речевых умений у детей;
- Развитие навыков межличностного общения у детей, умения взаимодействовать с окружающими, понимать их, комфортно чувствовать себя в обществе, быть социально активным.
- Принципы формирования Программы
- Принцип единства диагностики и коррекции;
- Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- Принцип комплексности при организации психолого-педагогического сопровождения;
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (включение родителей в образовательный процесс);
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие;
- Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- Учёт принципов коррекционно-развивающей работы: безусловное принятие ребенка; демократизм в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия; поощрение достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности; символическое отреагирование детских проблем и превращение их в объект творческой проработки.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Психологические особенности детей 4-5 лет.
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. |
Психологические особенности детей 5-6 лет.
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. |
Психологические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП)
Категория детей | Психологические особенности |
Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП, развитии, социальной адаптации, в том числе билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающие трудности в понимании государственного языка РФ на дошкольном уровне образования. | Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП ДО и развитии характеризуются:
Обучающиеся испытывающие трудности в социальной адаптации характеризуются:
Билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающие трудности в понимание государственного языка РФ на дошкольном уровне образования характеризуются:
|
- Планируемые результаты реализации Программы
Планируемые результаты освоения программы оцениваются согласно возрастным новообразованиям и нормам психического развития ребенка:
- Развитие произвольности всех психических процессов;
- Речевое развитие;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Развитие волевых качеств личности.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | № занятия | Наименование темы | Кол-во занятий | |
Групповая работа | |||||
Сентябрь | 1-я неделя | Первичная диагностика | |||
2-я неделя | |||||
3-я неделя | |||||
4-я неделя | |||||
Октябрь | 1-я неделя | Занятие № 1 | Знакомство | 1 | |
2-я неделя | Занятие № 2 | Колобок | 1 | ||
3-я неделя | Занятие № 3 | Маша и медведи | 1 | ||
4-я неделя | Занятие № 4 | Котенок | 1 | ||
Ноябрь | 1-я неделя | Занятие № 5 | Теремок | 1 | |
2-я неделя | Занятие № 6 | Мышонок | 1 | ||
3-я неделя | Занятие № 7 | Шалтай-болтай | 1 | ||
4-я неделя | Занятие № 8 | Фигуры | 1 | ||
5-я неделя | Занятие № 9 | Кляксы | |||
Декабрь | 1-я неделя | Занятие № 10 | Овал | 1 | |
2-я неделя | Занятие № 11 | Будь внимателен | 1 | ||
3-я неделя | Занятие № 12 | Что в коробке | 1 | ||
4-я неделя | Новогодний утренник. | ||||
Январь | 1-я неделя | Каникулы | |||
2-я неделя | Занятие № 13 | Солнышко и дождик | 1 | ||
3-я неделя | Занятие № 14 | Развиваем память | 1 | ||
4-я неделя | Занятие № 15 | Сравни и составь | 1 | ||
Февраль | 1-я неделя | Занятие № 16 | Играя, развиваемся | 1 | |
2-я неделя | Занятие № 17 | Будь внимателен всегда | 1 | ||
3-я неделя | Занятие № 18 | Познавая мир | 1 | ||
4-я неделя | Занятие № 19 | Лучшая память | 1 | ||
Март | 1-я неделя | Занятие № 20 | По следам загадок | 1 | |
2-я неделя | Занятие № 21 | Счет и движение | 1 | ||
3-я неделя | Занятие № 22 | Развиваем внимание | 1 | ||
4-я неделя | Занятие № 23 | Запомни и ответь | 1 | ||
Апрель | 1-я неделя | Занятие № 24 | Развиваем мышление | 1 | |
2-я неделя | Занятие № 25 | Слова, узоры | 1 | ||
3-я неделя | Занятие № 26 | Логика | 1 | ||
4-я неделя | Занятие № 27 | Головоломки | 1 | ||
Май | 1-я неделя | Занятие № 28 | Математические способности | 1 | |
2-я неделя | Занятие № 29 | Саморегуляция | 1 | ||
3-я неделя | Итоговая диагностика | ||||
4-я неделя | Итоговая диагностика | ||||
ИТОГО: | 29 | ||||
- Содержание Программы
Наименование темы | Задачи | Содержание | Источник | |
Занятие 1. «Знакомство» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 2. «Колобок» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 3. «Маша и медведи» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 4. «Котенок» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 5. «Теремок» |
|
2.Игра «Сделай Котенка из геометрических фигур»
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 6. «Мышонок» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 7. «Шайлтай-болтай» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 8. «Фигуры» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 9. «Кляксы» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 10 «Овал» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 11. «Будь внимателен» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 12. «Что в коробке?» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий»» | |
Занятие 13. «Солнышко и дождик» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 14 «Развиваем память» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 15 «Сравни и составь» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 16 «Играя, развиваемся» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 17 «Будь внимательным всегда» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 18 «Познавая мир» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 19 «Лучшая память» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 20 «По следам загадок» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 21 «Счет и движение» |
|
5.Упражнение «Портреты вслепую» | Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 22 «Развиваем внимание» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 23 «Запомни и ответь» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 24 «Развиваем мышление» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 25 «Слова, узоры» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 26 «Логика» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 27 «Головоломки» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 28 «Математические способности» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
Занятие 29 «Саморегуляция» |
|
| Приложение к рабочей программе «Конспекты занятий» | |
- Контроль освоения детьми Программы
Психологическая диагностика проводится в начале и в конце реализации программы. Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре и ее целью является получение полных информационных данных об уровне познавательного развития детей.
Для проведения первичной диагностики на 2 этапе используются следующие методики:
№ п/п | Наименование методики или диагностического комплекта | Цель |
1 | Методика «Разрезные картинки» | Диагностика целостности восприятия, наглядно-образного мышления |
2 | Методика «Классификация предметов» | Выявление уровня понятийного мышления, развитие мыслительной функции обобщения |
3 | Исключение предметов (Методика «Четвертый лишний») | Выявление уровня понятийного мышления, развитие мыслительной функции классификации |
4 | Методика «Последовательность событий» | Определение способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения |
5 | Методика «Досочки Сегена» | Изучение особенностей развития наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки |
6 | Методика «10 слов» | Оценка состояния слуховой памяти |
7 | Методика «Запомни картинки» | Оценка состояния зрительной памяти |
8 | Корректурная проба «Найди и вычеркни» | Исследование устойчивости внимания, возможностей переключения |
9 | Методика «Найди отличия» | Определение объема и степени концентрации внимания |
Итоговая диагностика проводится с детьми в мае (3-я и 4-я недели) и направлена на выявление динамики в развитии детей в результате коррекционно-развивающих занятий. Для проведения итоговой диагностики используются те же методики, что и в начале реализации программы.
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
2.4.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является не только выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем:
- готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
- распределение ответственности за успешное развитие ребенка;
- обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.
В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогом-психологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты программы. С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать с педагогом-психологом, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.
Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы
№ п/п | Направление работы | Формы работы с родителями | Периодичность |
1 | Психологическая диагностика | Присутствие родителей на диагностике детей (по желанию) | Сентябрь, май |
Анкетирование родителей | Октябрь | ||
2 | Психологическое консультирование | Проведение индивидуальных консультаций с родителями по приглашению педагога-психолога ДОУ, направлению педагогов и их собственным запросам. | В течение учебного года (по запросам) |
3 | Коррекционно-развивающее направление | Выполнение рекомендаций педагога-психолога. | В течение учебного года |
4 | Психологическая профилактика | Участие родителей в недели психологии в ДОУ. | Ноябрь (по плану «Недели психологии») |
5 | Психологическое просвещение | Участие родителей в семинарах, практикумах, мастер-классах, родительских собраниях | В течение учебного года (в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога) |
Предоставление информации родителям через информационные стенды, памятки, газеты, журналы, информационные листовки, сайт ДОУ. | В течение учебного года (в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога) |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Помещения для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество мест |
1 | Кабинет педагога-психолога | 4 |
Информационно-техническое оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование технических средств | Количество |
1 | Ноутбук | 1 |
2 | Принтер | 1 |
Учебное оборудование для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Детский стол | 1 |
2 | Детский стул | 4 |
3.2.Учебно-методическое обеспечение Программы
Дидактические пособия, игры для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Персонажи сказок | 5 |
2 | Набор с пиктограммами эмоций | 1 |
3 | Дидактические игры | 1 |
4 | Карточки по темам | 1 |
5 | Набор разрезных картинок | 1 |
6 | Воздушные шарики, цветы, фломастеры, пластилин, альбомы, карандаши, краски | По кол-ву детей |
Методическая литература для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет / Куражева Н.Ю., Вораева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. – СПб.: Речь; М.: «Сфера», 2011 | 1 |
2 | «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет / Куражева Н.Ю., Вораева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. – СПб.: Речь; М.: «Сфера», 2011 | 1 |
3 | Пальчиковые игры для детей/ Т.Кислинская. – СПб.: Изд-ство «Питер», 2013 | 1 |
4 | Академия развивающих игр. Для детей от года до семи лет / Новиковская О.А. Изд-во: М., СПб.: АСТ, СОВА, 2009 | 1 |
- Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы
№ п/п | Наименование группы | Кол-во человек | Кол-во занятий в неделю/ в год | Длитель- ность занятия | Форма работы | Место проведения |
1 | Средняя группа «Звездочки» | 6 | 1/ 31 | 20 мин. | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога |
2 | Старшая группа «Золотая рыбка» | 4 | 1/ 31 | 25 мин. | Подгрупповая | Кабинет педагога-психолога |
Приложение к рабочей программе
«Конспекты занятий»
Занятие 1
«Знакомство»
Цели:
- Познакомить детей друг с другом, сплотить группу.
- Развивать невербальное и вербальное общение.
Создание эмоционально-положительного климата в группе
Материалы: кубик с изображением эмоций, ватман с нарисованным в центре солнцем, игрушка «Солнышко», краски, кисточки, карандаши, фломастеры, бумага.
Ход занятия
- Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. И хочу подарить вам солнышко. Появляется игрушка Солнышко. Здравствуй, солнышко! А теперь я передам солнышко Леночке. Здравствуй, Леночка! Я рада тебя видеть. Лена передаст солнышко Ване и скажет: «Здравствуй, Ваня! Я рада тебя видеть» и т.д.
- Ребята, давайте нарисуем облако, каждый свое, с тем настроением, которое хочется. Быть может у облака будет такое настроение, как и у вас.
- Давайте поиграем с вот таким необычным кубиком. Кто-нибудь из вас бросит кубик, а потом покажет ту эмоцию, которая «выпала» на верхней грани. А затем всей группой изображают «выпавшую» эмоцию.
- Ребята, посмотрите, какое солнышко я вам принесла. Показать солнышко, нарисованное на ватмане. Давайте положим на солнышко свои ладошки и обведем их карандашом. А теперь каждый из вас закрасить чужую ладошку, так чтобы она была красивой. Как здорово у нас получилось!
Рефлексия.
- А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте встанем, возьмемся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу радость.
Занятие 2
«Колобок»
Цели:
- Развитие восприятия форм и цвета
- Развитие мелкой моторики
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятия
- Упражнение на сплочение группы «Ветер дует»
Все выстраиваются в одну линию.
Ветер дует на того, кто любит яблоки
Кто в брюках
Кто сегодня умывается
У кого есть кошка
Бегут к другой стене.
Основная часть: припоминается сказка.
2.Бабушка поскребла по сусекам и замесила колобок
Пальчиковая гимнастика:
Колобок – это пальчик он катиться по дороге.
3. Предлагается выбрать колобок из квадрата- треугольника и круга.
Что еще круглой формы?
Называются предметы круглой формы.
4. Упражнение «Раскрась колобка».
Предлагается 4 карандаша.
Нарисуй рядом дорогу и солнце, траву и небо.
5.Приготовим изображение: волка, медведя, зайца и лисы.
Дети запоминают, затем убирается одно изображение (повторяется несколько раз)
6. Тренировочная тетрадь по развитию мышления: «Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.
7. Релаксация «Достань звезду»
Занятие 3
«Маша и медведь»
Цели:
- Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения
- Развитие произвольности психических процессов
- Развитие памяти, внимания, мышления
Ход занятия
1. Приветствие
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Предлагаю поприветствовать друг друга следующим образом.
Здравствуй, солнце золотое! (руками рисуем круг)
Здравствуй, небо голубое! (поднимаем руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (качаем вытянутыми руками)
Здравствуй, маленький дубок! (присесть показать ладонью маленький дубок).
Мы живём в одном краю - Всех я вас приветствую!
Припоминание сказки «Маша и медведи»
2.Маша пошла в лес и заблудилась. Попала в избушку.
Разложить фигуры по росту: Мишутки самые маленькие, Михаилу Потапычу - самые большие.
Маша решила помочь медведям перебрать крупу и разложить по коробкам.
3. Раскрасить тарелку для Мишутки.
4. Упражнение «Запомни узор»
На бумаге рисуем простой узор (ломаную линию). Запоминают в течение 1-2 минут. Дети воспроизводят по памяти. Постепенно узоры усложняются.
5. Релаксация «Достань звезду».
Занятие 4.
«Котенок»
Цели:
- Развитие коммуникативных навыков
- Развитие произвольности психических процессов
- Развитие восприятия цвета и формы
Ход занятия
1. Приветствие
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Предлагаю поприветствовать друг друга следующим образом.
Здравствуй, солнце золотое! (руками рисуем круг)
Здравствуй, небо голубое! (поднимаем руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (качаем вытянутыми руками)
Здравствуй, маленький дубок! (присесть показать ладонью маленький дубок).
Мы живём в одном краю - Всех я вас приветствую!
2. Упражнение на сплочения «Веселые приветствия»
Раз, два, три друга найди.
Потереться носами. Ушками. Пятками. Коленками. Локтями.
3. Основная часть.
Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.
Сделать рисунок.
Сосчитать фигуры.
Раскрасить круг - желтым, квадрат- красным, треугольник- зеленым, прямоугольник- синим.
4. Пальчиковая гимнастика.
Как у кота шубка очень хороша
Как у котика усы удивительной красы
Глазки смелы, зубки белы (развести руки, руки к себе, ушки над головой, повернутся и похвалится развести руки, ушки над головой, пальчиками проводим по верхней губе прокрутить пальчиками, гордо распрямится, показать пальчиками глаза, показать пальчиками улыбку.)
5. Проведи дорожку к домику Котенка.
6. Помогите Котенку расселить зверей (домашние и дикие). Рабочий лист.
7. Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?
Занятие 5.
«Радость»
Цели:
- Развитие навыков культурного общения
- Развитие внимания, мелкой моторики
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятий
1. Приветствие (см. занятие №2)
2. Упражнение на сплочения «Веселые приветствия»
Раз, два, три друга найди.
Потереться носами. Ушками. Пятками. Коленками. Локтями.
3. Сделай Котенка из геометрических фигур:
- овала
- круга
- 6 треугольников
- прямоугольник
Раскрась:
Круг - желтым
Треугольники - черным
Прямоугольник и овал - белым.
Приклей на бумагу.
4. Пальчиковая гимнастика. «Веселая мышка»
Веселая мышка перчатку нашла (раскрываем ладошку, пальцы растопыривают и поворачивают руку)
Гнездо, в нем устроив (складываем ладошку)
Мышат позвала (сгибаем и разгибаем пальцы)
Им корочку хлеба дала покусать (кончиками пальцев поочередно стучим по остальным пальцам)
Погладила всех и отправила спать (ладошки погладить друг о друга)
5.Вспоминаем героев сказки «Теремок».
6. Релаксация.
Занятие 6
«Мышонок»
Цели:
1. Развитие мышления, памяти
2. Развитие мелкой мускулатуры рук
3. Развитие произвольности психических процессов
Ход занятий
1. Приветствие (см. занятие №2)
2.Упражнение на сплочения «Веселые приветствия»
Раз, два, три друга найди.
Потереться носами. Ушками. Пятками. Коленками. Локтями.
2. Читается стихотворение, и находятся ошибки.
Куклу, выронив из рук
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
Закричал охотник «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной».
Я тигренок, а не миска (киска)!
3. 5 игрушек из различных материалов. Запоминают 1-2 минуты. Убирают 1 игрушку.
4. Предметы делят на группы (по материалу, из которого изготовлено)
5. Раскрась понравившийся предмет (Лист с изображением предметов)
6. Превратить фигуры в разные предметы
Занятие 7.
«Шалтай-Болтай»
Цели:
- Развитие эмоциональной сферы
- Развитие памяти, внимания, воображения
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятий
1. Приветствие (см. занятие №2)
2. Зачеркните все подснежники на листе.
3. Вспомните, где лежала игрушка.
4. Соедини точки так, чтобы получилось изображение (рыбка, домик, зонтик)
5. Отгадайте загадки:
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Не лает не кусает, а в дом не пускает. (замок)
Зимой белый, а летом серый. (Заяц)
Без рук без топоренка построена избенка. (Гнездо)
Не портной, а всю жизнь с иголкой ходит. (Ёжик)
Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)
2стекла на носу болтаются (Очки). Придумывают свою загадку.
6. Релаксация «Шалтай-болтай»
Ребенок изображает героя стихотворения.
Поворачивает туловищем. Болтает расслабленными руками.
Взрослый читает стихотворение:
Шалтай-болтай
Сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
Когда произнесется последняя строчка, ребенок должен резко наклонить тело вперед, перестав болтать руками.
Занятие 8
«Фигуры»
Цели:
- Развитие внимания, мышления, памяти
- Развитие мелкой моторики
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятий
1. Приветствие (см. занятие №2)
2. Классификация предметов по форме и цвету (лото).
3. Упражнение «Зоркий глаз». Маленькую игрушку запоминает ребенок. Она прячется в комнате на видное место. Далее ребенок ищет.
4. Выкладывается узор из геометрических фигур. Дети запоминают и выкладывают самостоятельно.
5. Релаксация.
Занятие 9
«Кляксы»
Цели:
- Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы
- Развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления
- Развитие мелкой моторики
Ход занятий
1. Приветствие (см. занятие №2)
2.Разрезные картинки. Картинки с изображением какого-либо предмета, разрезанные на 2-3-4 части. Необходимо собрать целое.
3. «Кляксы»
Взять на кисточку немного краски. Далее делается клякса на листе бумаги и складывается лист так, чтобы клякса отпечаталась на другой стороне. После развернуть лист и назвать что получилось.
4.Проверим память. Поставим 4 игрушки на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка.
5.Сделаем подарок.
Пуговицы нанизываем на нитку.
6. Релаксация.
Занятие 10
«Овал
Цель:
- Развитие навыков общения
- Развитие мышления, воображения, мелкой моторики
Ход занятия:
1.Упражнение «Приветствие»
Дети встают в круг, по очереди каждый ребенок здоровается и называет свое имя с каждым соседом, проводя ладонями по ладоням другого ребенка.
2.Приветствие «Веселые приветствия»
Ушко к ушку. Лобик к лобику.
3.Дорисуй овалы.
4.Четвертый лишний.
5.«Жмурки»
Выбирается ведущий. Завязываются глаза. Ловит участников и угадывает его имя.
6.Релаксация.
Занятие 11
«Будь внимателен»
Цель:
- Развитие произвольного внимания
- Развитие памяти
- Развитие мелкой моторики
Ход занятия
1.Привествие «Веселые приветствия»
2. Упражнение «Снежинки». Найти одинаковые снежинки.
3. Упражнение «Камень, ножницы, бумага» Играют в парах.
4. Упражнение «Разведчики». Выбирают одного «разведчика». Он командует «Замри!». Вся группа застывает. Разведчик закрывает глаза. Участники меняют позу. Разведчик открывает глаза, и его задача обнаружить изменения.
5. Релаксация.
Занятие 12
«Что в коробке?
Цель:
- Развитие навыков общения детей
- Развитие речи и логического мышления
- Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятия
1.Упражнение «Приветствие» (см. занятие 2)
2. Назовите предметы, изображенные на картинке. Капуста Перец Вишня Свекла
Какой предмет не подходит к остальным? И т.д. с другими картинками.
3. Какие геометрические фигуры вы знаете?
Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.
4. Предлагаются изображения овощей и фруктов. Изображение грядки и дерева.
Расставить изображения по местам.
5. Небольшие предметы разной формы и цвета запоминаются и ложатся в коробку. На глаза завязывается повязка. Опустив руку в коробку, ребенок достает и называет, и вспоминает его цвет.
6. Упражнение «Зеркало». Вы - зеркало. Я поднимаю руку и вы. И так все повторяете.
Занятие 13
«Солнышко и дождик»
Цель:
1. Формирование представления об эмоциональном состоянии детей
2. Развитие внимания
3. Развитие произвольности психических процессов
Ход занятия
1. Приветствие (см. занятие 2)
2. Игра «Солнышко и дождик»
Солнышко светит - дети играют, повторяя движения за взрослым, когда пошел дождик - прячутся под зонтик.
Мимика, движения, настроение.
3. Игра «Дружба начинается с улыбки»
Дети становятся в круг и улыбаются друг другу, «передавая улыбку по кругу».
4. Игра «Собери пирамидку» (развитие восприятия)
Для игры требуется две одинаковые пирамидки. Ребенок собирает пирамидку, глядя на образец (вторая пирамидка).
5. Игра «Найди игрушку» (развитие внимания)
Психолог описывает игрушку, которая находится в комнате. Дети могут задавать вопросы. Затем они должны найти игрушку по описанию.
6. Игра «Магазин» (развитие памяти)
Взрослый предлагает ребенку купить в «магазине» предметы, которые он должен запомнить. Начинают с 1-2-х предметов, постепенно увеличивая до 4-5-ти.
7.Игра «Что лучше катится» (развитие мышления)
Задания для детей: кто скорее докатит свою фигурку к игрушечным воротам. Что лучше катится: кубик или круг?
8. Упражнение на дыхание «Пылесос».
Дети представляют себя пылесосами. Дышат попеременно то глубоко, то поверхностно.
9. Прощание. Рефлексия.
Дети по желанию выражают свои впечатления от занятия, прощаются.
Занятие 14
«Развиваем память»
Цель:
- Развитие произвольности психических процессов
- Развитие памяти, внимания, восприятия
Ход занятия
1. Игра «Ножки».
На ковре выкладывают две веревки. Дети должны от первой веревки (дом) дойти до второй. Сначала идут медленно большими шагами - «большие ноги идут по дороге», а обратно возвращаются быстрее - «маленькие ножки топают по дорожке».
2. Игра «Доброе животное» (Мимика, движения настроения)
Дети становятся в круг. Психолог говорит: «Мы - одно большое и доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит ... А сейчас подышим все вместе! И все мы будем добрыми, хорошими»
3. Игра «Где спрятался зайчик?» (развитие восприятия)
Детям рассказывают об игрушке (какая она, какого цвета и т.п.), а они должны отгадать и показать эту игрушку.
4. Игра «Передай мячик» (развитие внимания)
Дети становятся в одну линию, ведущий передает мячик ребенку, он следующему и так до последнего, потом мячик передают снова к ведущему.
5. Игра «Запомни узор и нарисуй» (развитие памяти)
Дети рассматривают 1-2 минуты простой узор, потом рисуют у себя на листах такой же.
6. Игра «Почтовый ящик» (развитие мышления)
Любимые игрушки детей хотят получить от них письма, поэтому малышам предлагают ящик, в котором прорезаны дырочки разной формы (круг, квадрат, треугольник, ...). Дети должны в эти дырочки опустить свои письма, которые предварительно вырезаны из листов бумаги в разные фигуры. Каждый ищет дырочку для своего письма по форме.
7. Упражнение на дыхание «Пылесос».
Дети представляют себя пылесосами. Дышат попеременно, то глубоко, то поверхностно.
8. Рефлексия. Прощание
Занятие 15
«Сравни и составь»
Цель:
- Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей
- Развитие психических процессов
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра «Карусели».
Дети становятся в круг, крепко держась за руки. Движутся по кругу - это «карусель», сначала медленно, потом быстрее, бегом и наоборот.
3. Игра «Маме улыбаемся». (Мимика, движения, настроение)
Психолог поет песенку про маму, дети слушают и повторяют движения:
Ой, ладушки, ладушки, лады, (дети хлопают в ладоши)
Не боимся мы воды, (дети разводят руки в стороны ладонями вверх)
Чистенько умываемся – вот как! (Дети гладят по кругу свои щечки)
Маме улыбаемся – вот так! (Дети опускают руки и улыбаются)
4. Игра «Составь картинку» (развитие восприятия)
Для игры требуется две одинаковые картинки с одним предметом. Одна картинка целая для образца, вторая разрезанная на три части. Ребенок должен составить разрезанную, глядя на образец. Усложнить, разрезая картинки на 4 и более частей.
5. Игра «Сравни предметы» (развитие внимания)
Перед детьми ставят две игрушки. Они должны сначала сказать, чем они похожи, а потом чем они отличаются.
6. Игра «Чего не стало?» (развитие памяти)
Перед детьми выкладывают игрушки (до 5-и). Они их рассматривают 1-2 минуты, а затем закрывают глаза. Психолог забирает одну из игрушек, дети открывают глаза и отгадывают какой игрушки не стало.
7. Игра «Сбор урожая» (развитие мышления)
Дети собирают яблоки в корзинки. Маленькие в маленькую корзинку, средние – в среднюю, крупные – в большую.
8. Упражнение на дыхание «Кто тише».
Дети садятся в круг и дышат носиком на ладонь, подставив ее под нос. Ведущий проверяет, у кого носик дышит тише.
9. Рефлексия. Прощание
Занятие 16
«Играя, развиваемся»
Цель:
- Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы
- Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения
- Развитие мелкой моторики
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра «Надуваем шарик».
Дети становятся в круг и, взявшись за руки, «надувают» воздушный шарик, делая из маленького круга большой и, наоборот, из большого - маленький.
3. Этюд «Лисичка подслушивает» (мимика, движения, настроение)
Лисичка стоит у домика, где живет петушок и подслушивает у двери (голова наклонена в сторону, подставляет ухо, рот полуоткрытый; нога выставлена вперед, туловище чуть наклонено вперед)
4. Игра «Зашиваем ковер» (развитие восприятия)
На хорошем коврике образовались дырочки, которые дети должны залатать, подбирая по форме дырочек заплаты (используя методическое пособие).
5. Игра «Найди ошибку» (развитие внимания)
Детям показывают простую картинку, на которой чего-то не дорисовали, они должны рассмотреть и найти ошибку. А затем и дорисовать то, чего не хватает.
6. Игра «Гаражи» (развитие памяти)
По комнате раскладывают большие разноцветные фигуры «гаражи», а «машинкам» (детям) раздают маленькие. По сигналу ведущего «машинки» едут на прогулку, а затем по сигналу возвращаются домой, ища свои гаражи по цвету своих фигурок.
7. Игра «Воздушные шарики» (развитие мышления)
На листе бумаги наклеены разноцветные полоски, ребенку нужно к каждой полоске по цвету подобрать фигуру (круг, овал) и таким образом образуются воздушные шарики.
8. Упражнение на дыхание «Кто тише»
Дети садятся в круг и дышат носиком на ладонь, подставив ее под нос. Психолог проверяет, у кого носик дышит тише.
9. Прощание
Занятие 17
«Будь внимательным всегда»
Цель:
- Развитие памяти, внимания, мышления
- Развитие зрительно-моторной координации
- Развитие мелкой моторики
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Лото, в котором все побеждают»
Обычная игра в лото может оказаться слишком напряженной для детей, которые начинают переживать и нервничать, надеясь, что они заполнят первыми карточки, а тут кто-то кричит: «Готово!». В предлагаемой нами игре в лото победу празднует каждый участник.
Ведущий называет цифры в произвольном порядке, дети должны найти названное число на карточке и закрыть его фишкой.
Когда все цифры будут закрыты, обойдите всех игроков и проверьте их карточки: «Ты закрыл 1? Да. А 2? Хорошо». И так далее.
Убедившись таким образом, что задача выполнена, сообщите: «У тебя заполнена вся карточка! О, и у тебя тоже!». Детям очень понравится, когда выигрывают все!
Варианты. Можно использовать эту игру, чтобы научить малышей многим вещам.
Указывайте на карточках цвета, формы, буквы и даже короткие слова, имена людей, изобразите животных - в общем, любую информацию, которую хотите закрепить в памяти ребенка.
2. Упражнение «Горячий мяч - холодный мяч»
Ведущий заранее объясняет, что означает каждое задание. Можно придумывать по желанию любые новые варианты.
Игроки становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу. Когда ведущий говорит: «Горячий мяч» - дети передают или бросают мяч друг другу сверху так быстро, как это возможно. Если ведущий командует: «Холодный мяч!», - Игроки медленно и аккуратно передают или бросают мяч снизу, пока не поступит другая команда.
Когда ведущий кричит: «Нижний мяч!», - Участник поднимает ногу и бросает мяч из-под нее.
Когда ведущий объявляет: «Крученый мяч», - игрок должен сделать оборот вокруг себя и затем бросить мяч. («Винтовые» мячи можно разнообразить: «горячие крученые мячи» и «холодные крученые мячи».)
Когда ведущий командует: «Звуковой мяч!», - Участник должен сначала выдать какой-нибудь звук, а затем бросить мяч.
Опытные игроки могут выполнять сложные команды, например, «звуковой горячий крученый мяч». В этом случае нужно поймать мяч, покрутиться вокруг себя, выдать звук и быстро бросить его сверху другому игроку.
3. Дидактическая игра «Отгадай картинку»
Порядок действий. Сделайте на листе бумаги горизонтальные надрезы, не доходящие до левого края. Этим листом вы будете прикрывать картинку.
Накройте этим листом любую картинку в журнале и отогните полоски бумаги одну за другой, проверяя, смогут ли дети отгадать, что изображено на картинке. Поменяйтесь местами и посмотрите, как быстро вам удастся дать правильный ответ.
4. Дидактическая игра «Следопыты»
Подготовительный этап. Положите на пол листы бумаги и попросите детей стать на них. Пока они будут стоять, обрисуйте каждому стопу или обе стопы. Это могут сделать и другие дети или даже сам ребенок. Хорошо, если таких следов будет много. По желанию дети могут раскрасить свои следы. Можно разнообразить процесс раскрашивания, предложив необычные варианты: следы в горошек, следы в радугу, в полоску и так далее. Выложите листы бумаги со следами дорожкой по одному или два.
Порядок передвижения с одного листа на другой зависит от того, лежит перед ребенком один след или два, и как далеко друг от друга расположены листы.
Таким образом, если на листе нарисованы два следа, игрок может прыгнуть на него двумя ногами. Если же на следующем листе нарисован один след, прыжок происходит одной ногой - правой или левой - в зависимости от того, какая стопа нарисована. Если листы бумаги лежат достаточно близко, это предполагает короткие прыжки; если они лежат далеко, ребенку нужно делать длинные прыжки.
Варианты. Приготовьте контуры рук и разложите их рядом с контурами ног. Проходя по следам, дети иногда останавливаются и, балансируют на одной ноге, наклоняются и дотрагиваются до следов ладоней. Затем перепрыгивают на лист с двумя следами. Дети могут поочередно раскладывать листы бумаги для того, чтобы самим устанавливать правила игры.
Вместо отдельных листов бумаги можно воспользоваться рулоном (скажем, обоев) и нарисовать на нем последовательность контуров стоп и ладоней. Стоит попробовать различные варианты.
Занятие 18
«Познавая мир»
Цель:
- Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии
- Развитие внимания, воображения
- Развитие зрительно-моторной координации
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятия
1. Упражнение «Цветные круги»
Подготовка. Смастерите несколько цветных кругов. Проще вырезать круги диаметром не менее пятнадцати сантиметров из разноцветной плотной бумаги.
Можете проявить изобретательность и сделать «круги», которые «переживут» больше одной игры (для этого нужно наклеить круги на картон). Разложите их на полу в произвольном порядке.
Сначала предложите детям попрыгать из круга в круг. Потом - прыгать в круг того цвета, который вы называете. Затем пусть сами дети называют цвета.
Варианты. Можно разнообразить способы и направление передвижения по кругам.
- Прыгайте на все красные круги.
- Прыгайте боком на все оранжевые круги.
- Прыгайте по-лягушачьи на все синие круги.
- Прыгайте спиной вперед на все фиолетовые круги.
- Прыгайте на одной ноге на все зеленые круги.
- Прыгайте на все желтые круги и покрутиться на них.
- Прыгайте в таком порядке: красный круг - синий - желтый - зеленый. Каждый раз, прыгая на красный круг, подпрыгнуть два раза, а прыгая на зеленый - три раза.
2. Упражнение «Ловим буквы на крючок»
Оборудование: маленький магнит, тонкая веревка, карандаш, магнитные буквы или толстая бумага и скрепки для бумаги.
Порядок действий. Нужно привязать (или приклеить) веревку к магниту. К другому ее концу привяжите карандаш. Получится своеобразная удочка.
Разложите буквы на полу намагниченной стороной вверх. Оставьте между ними достаточно свободного места.
Если у вас нет магнитных букв, вырежьте из толстой бумаги рыбок. На каждой рыбке напишите букву и разложите их на полу или в коробке. К каждой рыбке прикрепите скрепку.
Начинайте «ловить» буквы удочкой. Не забывайте выражать восхищение по поводу каждой пойманной на крючок буквы. Разложите их лицевой стороной вверх, чтобы маленький «рыбак» мог гордиться своим «уловом». Это не экзамен. Нет необходимости каждый раз спрашивать: «Что это за буква?». Гораздо важнее каждый раз радоваться: «Посмотрим, какую букву ты поймал! Ты поймал ... Р». Стоит сделать паузу перед тем, как назвать букву, чтобы у ребенка было время вспомнить и назвать ее.
Варианты:
- рассортировать и посчитать. Некоторые алфавитные наборы содержат несколько экземпляров каждой буквы. Это дает вам прекрасную возможность ввести понятие тождества и счета: «Посмотрим, ты поймал букву А. Ну, кажется, ты уже выловил такую же. И где она? Да, ты прав вот эта буква. Смотри, теперь у тебя три буквы А. Давай вместе посчитаем их: раз, два, три»;
- какой буквы не хватает? Разложите перед игроками несколько букв, затем предложите им отвернуться или закрыть глаза, а сами уберите одну букву. Когда дети откроют глаза, попросите их назвать недостающую букву.
3. Игра «Необычные соревнования»
- Соревнования на цыпочках. Перейти только на цыпочках.
- Соревнования на пятках. Перейти только на пятках.
- Носочки, пяточки, носочки, пяточки. Попеременно переходить с носочков на пятки.
- Соревнования на корточках. Передвигаться, сидя на корточках.
- Внешняя сторона стопы. Перейти, опираясь на внешнюю сторону стопы.
- Внутренняя сторона стопы. Перейти, опираясь на внутреннюю сторону стопы.
- Задом наперед. Идти спиной вперед.
- Боковое скольжение. Передвигаться боком, выставляя вперед одну ногу, а вторую подтягивая к ней.
- Галопом. Бежать лицом вперед, но всегда только с одной ноги.
- Прыгая на одной ноге.
- Прыгая на одной ноге задом наперед.
- Скакать лицом вперед.
- Скакать задом наперед.
- И, наконец, «веселый способ»: скакать всем вместе, держась за руки.
Занятие 19
«Лучшая память»
Цель:
- Развитие произвольности психических процессов
- Закрепление называния цветов, форм
- Развитие зрительной и слуховой памяти
Ход занятия
1. Приветствие
2. Игра «Прыжки формами»
Оборудование: газеты или плотная цветная бумага, маркеры, скотч.
Подготовка. Выньте шесть-девять газетных разворотов. Сложите их пополам и на каждом нарисуйте какую-нибудь форму маркером. По желанию формы можно вырезать. Начните с простых знакомых форм - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Позже можно перейти к более сложным формам - пятиугольнику, шестиугольнику, восьмиугольнику и ромбу.
Прикрепите все страницы к полу, одну за другой, чтобы они образовали вертикальную линию (чем больше фигур, тем сложнее игра).
Сначала нужно просто перепрыгивать с одной формы на другую. При каждом прыжке называйте форму, на которую прыгаете.
Повторите упражнение несколько раз, всегда начиная с первой формы и не пропуская ни одной. Теперь называйте различные формы, на которые ребенок должен прыгнуть. Например: «Прыгни с квадрата на круг». Далее задача усложняется: «Прыгни с круга на треугольник, а затем на восьмиугольник».
Для тренировки памяти нужно усложнить задачу: «Пройди на пятках к звезде, затем на цыпочках к прямоугольнику, а затем подпрыгни четыре раза на одной ноге на круге». Или «попрыгайте на левой ноге в квадрат, потом сделай поворот в воздухе и приземлись на шестиугольник» и др.
3. Упражнение «Музыкальные движения»
Оборудование: различные музыкальные инструменты.
Порядок действий. Под звуки музыкальных инструментов нужно делать определенные движения. Например, попросите детей кружить, когда зазвенит колокольчик, прыгать под звуки бубна, прыгать на одной ноге, когда заиграет дудочка, раскачиваться под барабанный бой и так далее.
Сначала проиграйте все звуки для того, чтобы дети смогли потренировать движения. Затем повернитесь спиной, чтобы участники не видели, на каком инструменте вы играете. Играйте на разных инструментах, давая детям возможность прислушаться и изменять движения, когда вы меняете инструмент. Попробуйте также играть на двух инструментах одновременно, чтобы дети выполняли сразу два движения (например, прыгали на одной ноге и кружили вокруг себя).
Варианты. Предложите детям играть на музыкальных инструментах по очереди. Поставьте маленьких музыкантов лицом к себе и спиною к другим участникам. Вы будете дирижером, который указывает дирижерской палочкой на тот инструмент, который должен зазвучать.
4. Игра «Составляем рифмы»
Оборудование: бумажная оконная штора, обои или большой лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Порядок действий. На бумажной шторе или на бумаге нарисуйте буквы алфавита.
Предложите участникам прыгнуть на букву, с которой начинается слово «кот». После этого попросите прыгнуть на другие буквы, с которых начинаются слова, которые рифмуются с этим словом.
Несколько вариантов простых слов, которые рифмуются:
- слова, оканчивающиеся на «ОТ»: «кот», «пот», «крот»;
- слова, оканчивающиеся на «ОЛЬ»: «соль», «боль», «моль»;
- слова, оканчивающиеся на «ОСТ»: «мост», «пост», «хвост», «рост»;
- слова, оканчивающиеся на «ОР»: «лор», «хор», «бор»;
- слова, оканчивающиеся на «АЙ»: «край», «чай»;
- слова, оканчивающиеся на «ИР»: «мир», «тир», «жир»;
- слова, оканчивающиеся на «АР»: «дар», «пар», «бар»;
- слова, оканчивающиеся на «ОГ»: «стог», «рог», «порог», «пирог»;
- слова, оканчивающиеся на «ОЛ»: «вол», «стол»;
- слова, оканчивающиеся на «ОМ»: «лом», «том», «сом»;
- слова, оканчивающиеся на «АК»: «бак», «рак», «лак», «мак»;
- слова, оканчивающиеся на «ОК»: «ток», «сок»;
- слова, оканчивающиеся на «УК»: «лук», «стук», «жук»;
- слова, оканчивающиеся на «УГ»: «плуг», «друг», «круг».
5. Игра «Поймай змейку»
Оборудование: веревка.
Возьмите веревку за один конец, а второй пусть волочится по полу. Медленно дергайте конец веревки, который вы держите в руках, чтобы второй конец шевелился и извивался. Пусть один ребенок попытается наступить на веревку в то время, как вы ходите по комнате и тащите ее за собой.
Насколько быстро или медленно вы будете вести веревку, зависит от вашего желания. Всегда лучше начать с простого, пока дети не поймут суть игры, а затем постепенно усложнять задачу.
Варианты. Поделите детей на пары, дайте одному из пары возможность управлять веревкой, ведь у каждого ребенка свой собственный уникальный стиль, в зависимости от которого будет изменяться и сама игра. Напоминайте тому, кто держит веревку, она все время оставаться на земле, потому что никто не сможет наступить на веревку в воздухе.
Занятие 20.
«По следам загадок»
Цель:
1. Развитие зрительного внимания, логического мышления
2. Развитие произвольности психических процессов
3. Развитие навыков пространственного ориентирования
Ход занятия
1. Приветствие. Упражнение «Имя»
Дети передают по кругу клубочек, называют предыдущих участников и добавляют свое имя. Разрешается называться вымышленным именем.
2. Упражнение «Где спрятан предмет»
Оборудование: три емкости различных размеров, пустые и чистые, без этикеток; мелкие предметы, например, сухофрукты.
Расставьте на столе три пустые емкости вверх дном. Под одну из них положите мелкий предмет.
Предварительно сообщите игроку, под какую банку кладете «приз» (под большую, среднюю или маленькую).
Затем поменяйте их местами и увидите, сможет ли он выделить указанную емкость. Выделил правильно? Следовательно, получает награду и/или похвалу, а также возможность попробовать еще раз. Не угадал? Загляните вместе под другие, разговаривая и давая оценку и найдите предмет вместе: «Ага, а вот и ... (скрытый предмет)! Он был под большой банкой».
Варианты. Попробуйте прятать предметы под емкостями различных размеров и цветов. Для этого обмотайте одинаковые по размеру емкости цветной бумагой.
3. Упражнение «Веселые прыжки»
- А ты можешь подпрыгнуть и сделать в воздухе поворот? Продемонстрируйте скачок сами, повернувшись в воздухе на сто восемьдесят градусов так, чтобы приземлиться лицом в противоположном направлении.
- Ты можешь сделать прыжок на одну четверть? Приземлиться, осуществив поворот вправо или влево.
- Ты можешь сделать в воздухе полный поворот? Сделайте в воздухе поворот на триста шестьдесят градусов.
4. Игра «Ряд числовых дорожек»
Оборудование: цветные маркеры, бумага, скотч, «мягкий мяч».
Порядок действий. На отдельных листах бумаги запишите числа от 0 до 9. Воспользуйтесь маркерами разных цветов, чтобы получилась красная единица, синяя двойка, зеленая тройка и так далее.
Развесьте листы на стене в разных местах.
Дайте первому игроку мяч (набивной мяч или шар из смятой газеты) и объясните, что он должен бросать мяч в указанные числа. Порядок действий варьируется в зависимости от возраста игроков и степени развитости их навыков.
- Брось мяч в красную (синюю, зеленую и т. д.) цифру.
- Брось мяч в цифру 4 (6,2,5 и т д.).
- Брось мяч в четное число.
- Брось мяч в нечетное число.
- Брось мяч в цифры, которые составляют число 8.
- Брось мяч в число, получится, если сложить 2 и 3.
- Брось мяч в число, которое получится, если от 5 отнять 3.
- Запомни последовательность цветов: красный, зеленый, синий. Брось мяч в цифры этих трех цветов в указанной последовательности.
- Запомни последовательность цифр: 2,7, 4 ... Брось мяч в эти цифры по очереди.
Варианты. Такой способ считается более сложным не только потому, что в игру вовлечено больше игроков, но и потому, что он требует больше длительной и тщательной подготовки и привносит элемент «опасности» в виде участников, стоящих за мишенью.
Разрежьте картонные коробки на несколько кусков. Как и в описанной выше игре, на кусках картона напишите цифры цветными маркерами так, чтобы каждая цифра была написана отдельным цветом.
Каждый ребенок, за исключением того, кто бросает мяч, держит перед собой лист картона. Дети выстраиваются в ряд лицом к тому, кто будет бросать.
Если, например, вы говорите: «Брось мяч в число, полученное при сложении чисел 2 и 3», то правильный ответ должен знать не только тот, кто бросает мяч, но и удерживающий картон с цифрою 5. Последнему нужно это знать, чтобы успеть защититься картоном, когда в него летит мяч.
Получить удар «мягким мячом» совсем не больно. Если некоторые дети намеренно с силой бросают мяч, не ругайте их и не мешайте им. Умение бросать быстро и сильно - хорошее умение.
Если ребенок попадает в неправильную цифру, не устраивайте из этого трагедию. Вместо этого просто отметьте что-нибудь позитивное: «Хороший бросок. Отличная попытка». Или: «Ты правильно уловил идею, но цифра 4 находится совсем не там. Брось мяч в эту цифру. Совершенно верно!».
Можно приклеить цифры скотчем к полу и давать детям аналогичные указания, только при этом они не бросать мяч, а прыгать на нужные цифры
5. Игра «Кенгуру с мячиками»
Оборудование: «мягкие мячики» (изготовленные из смятых газет или целлофановых пакетов и обмотанные клейкой лентой) или готовые мячики из поролона.
В начале игры мячи кладут на пол перед участниками. Игроки зажимают их коленями. После этого, пытаясь удержать мячи, прыгают по комнате, как кенгуру. Стоит предложить участникам выполнять при этом различные типы прыжков:
- короткие;
- длинные;
- прыжки боком;
- быстрые;
- медленные;
- прыжки через различные предметы.
По желанию игроков можно предложить посчитать количество прыжков, не уронив мяч.
В первоначальном варианте дети стараются не сталкиваться друг с другом, чтобы не упустить мяч. В другом варианте предложите им толкать (не сильно) друг друга бедрами, чтобы удержать собственный мяч, но заставить соперника упустить свой.
Занятие 21
«Счёт и движение»
Цель:
1. Развитие зрительного внимания, логического мышления
2. Развитие произвольности психических процессов
3. Развитие навыков пространственного ориентирования
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение «Соломенный счет»
Оборудование: ножницы, соломинки, пустая пластиковая бутылка (250 мл).
Подготовительный этап. Разрежьте несколько соломинок на небольшие кусочки. Размер кусочков зависит от возраста ребенка. Они должны быть достаточно длинными, чтобы малыш не мог их проглотить, и достаточно короткими, чтобы не сгибались и не ломались: приблизительные размеры - от 2,5 до 5 см.
Снимите с бутылки крышку и покажите детям, как по одной складывать соломинки в бутылку.
Варианты. Предложите детям бросать в пустой контейнер для крупы или соли пуговицы. Проделайте в крышке специальный разрез.
3. Игра «Самый ловкий»
Оборудование: кусочки бумаги или газеты.
Разложите кусочки бумаги или газеты на полу и попросите участников перемещаться от кусочка к кусочку тем способом, который вы называете. Вы можете варьировать указания в зависимости от возраста и координационных навыков детей. После этого предложите детям самим давать задания другим игрокам.
Варианты. В порядке возрастания сложности.
- Промаршировать от одного листочка к другому.
- Пройти на цыпочках от одного листочка к другому.
- Прыгать, при каждом прыжке хлопать в ладоши.
- Прыгать боком, держа руки на бедрах.
- Прыгать спиной вперед, держа руки на коленях.
- Делать два прыжка вперед и один назад.
- Прыгать на одной ноге, хлопая легонько себя по голове и одновременно поглаживая живот.
4. Игра «За воздушным шариком»
Оборудование: воздушные шарики по количеству участников.
Для начала можно предложить детям подбрасывать шарик вверх и одновременно вести счет, пока шарик не упадет на пол. Если счет ведет взрослый, задача детей - наибольшее количество раз подбросить и поймать шарик.
Варианты. Можно попробовать бить шарик различными частями тела: головой, локтем или пальцем.
5. Упражнение «Портреты вслепую»
Оборудование: цветные или обычные карандаши, бумага.
Порядок действий. В ходе этой игры дети будут рисовать портреты друг друга. Но вся хитрость в том, что они не должны смотреть при этом на бумагу. Обычно, результаты приводят всех в полный восторг.
Ход упражнения
- Возьмите карандаши и сядьте друг напротив друга. Начинайте рисовать, не смотря при этом на бумагу. Не прерывайте работу, пока портрет не будет закончен.
Варианты. Несмотря на бумагу, нарисуйте любой предмет, который находится в комнате.
Занятие 22
«Развиваем внимание»
Цель:
1. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти
2. Развитие навыков вербального и невербального общения
3. Развитие произвольности психических процессов
Ход занятия
1. Приветствие
2. Игра «Что изменилось?»
На столе 6–8 игрушек. Взрослый предлагает детям запомнить их. Затем загораживает игрушки ширмой и меняет их местами или убирает одну из них.
Взрослый убирает ширму и просит детей угадать, что изменилось.
3. Упражнение «Собери квадрат»
Дети за столом собирают квадраты из нескольких частей (от 3 до 8 частей).
4. Игра «Карлики и великаны»
По команде ведущего «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» – встают и поднимают руки вверх. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Занятие 23
«Запомни и ответь»
Цель:
- Развитие речи, внимания
- Развитие словарного запаса
- Развитие навыков вербального и невербального общения
- Развитие быстроты реакции
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятия
1. Упражнение «Приветствие»
Дети стоят в кругу и передают клубок ярких ниток тому, кому захотят, говоря при этом добрые пожелания. Во время игры образуется паутинка, которая соединяет детей.
2. Игра «Закончи слово»
Дети стоят полукругом. Ведущий поочередно бросает мяч и называет первый слог слова. Дети заканчивают слово: ма…, ку…, до…, но… и т. д.
3. Игра «В гости к зайчику»
Взрослый предлагает детям пойти в гости к зайчику: «Для того чтобы не заблудиться и правильно найти домик зайчика, нужно смотреть на схему, которая указывает дорогу».
Дети выполняют задание, ориентируясь по схеме.
4. Игра «Запомни свое место»
Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Ведущий просит запомнить свои места. Затем включает веселую музыку, и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.
Занятие 24
«Развиваем мышление»
Цель:
- Развитие логического мышления
- Развитие умения классифицировать предметы, объединять их по определенному признаку
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Дети становятся друг за другом и держатся за плечи. В таком положении они преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула; проползти под столами; обогнуть «широкое озеро»; пробраться через «дремучий лес»; прятаться от «диких животных».
В течение всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.
2. Игра «Назови одним словом»
Дети стоят полукругом. Ведущий поочередно бросает мяч и называет слова: шкаф, стол, диван…, лук, яблоко, роза… и т. д. Дети должны подобрать к ним обобщающее слово (например, мебель, растения).
3. Игра «В гости к зайчику»
Взрослый предлагает детям пойти в гости к зайчику: «Для того чтобы не заблудиться и правильно найти домик зайчика, нужно смотреть на схему, которая указывает дорогу».
Дети выполняют задание, ориентируясь по схеме.
4. Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
Дети встают в круг. Ведущий поочередно бросает детям мяч, говоря: «Вода» («Воздух», «Земля»), Ребенок возвращает мяч, называя животного, который ходит по земле (плавает в воде или летает). При слове «Огонь!» ребенок хлопает в ладоши и кружится вокруг себя.
Занятие 25
«Слова, узоры»
Цель:
- Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей
- Развитие логического мышления, восприятия
- Развитие мелкой моторики
- Развитие словарного запаса
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
2. Игра «Скажи наоборот»
Дети стоят в кругу. Ведущий поочередно бросает им мяч, называя слова: хороший, добрый, радостный и т. д. Дети должны подобрать слова, противоположные по значению: плохой, злой, грустный и т. д.
3.Упражнение «Сложи узор»
Взрослый выкладывает из кубиков узор и предлагает детям сделать такие же узоры.
4. Игра «Карлики и великаны»
По команде ведущего «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» – встают и поднимают руки вверх. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Занятие 26
«Логика»
Цель:
- Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения
- Развитие логического мышления
- Развитие зрительного внимания, памяти
Ход занятия
1. Приветствие
2. Игра «Назови соседей»
Дети стоят в кругу. Ведущий поочередно бросает им мяч и называет числа от 0 до 10. Дети называют «соседей» этого числа.
3. Упражнение «Головоломки»
Взрослый предлагает детям составить из палочек (перестроить) фигуры. Предварительно дети должны обдумать ход решения.
4. Игра «Запомни свое место»
Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Ведущий просит запомнить свои места. Затем включает веселую музыку, и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.
Занятие 27
«Головоломки»
Цель:
- Развитие внимания, мышления
- Развитие эмоциональной сферы детей
- Развитие мелкой моторики
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятия
1.Ритуал приветствия. Упражнение «Комплименты»
Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
2. Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
Дети встают в круг. Ведущий поочередно бросает детям мяч, говоря: «Вода» («Воздух», «Земля»), Ребенок возвращает мяч, называя животного, который ходит по земле (плавает в воде или летает). При слове «Огонь» ребенок хлопает в ладоши и кружится вокруг себя.
3. Упражнение «Головоломки»
Взрослый предлагает детям составить из палочек (перестроить) фигуры. Предварительно дети должны обдумать ход решения.
4. Игра «Карлики и великаны»
По команде ведущего «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» – встают и поднимают руки вверх. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Занятие 28
«Математические способности»
Цель:
- Развитие математических способностей, навыков счета
- Развитие внимания, мышления, воображения
- Развитие мелкой моторики
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «В какой руке сколько?»
Дети сидят полукругом. Ведущий просит детей определить, сколько бусинок у него в руке. Затем раскладывает бусинки в две руки и говорит: «У меня 4 (5, 6) бусинок. В какой руке сколько?» Дети перечисляют возможные варианты. Тот, кто отгадал задуманный взрослым вариант, тот становится ведущим.
3. Упражнение «Сложи узор»
Взрослый выкладывает из кубиков узор и предлагает детям сделать такие же узоры.
3. Игра «Запомни свое место»
Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Ведущий просит запомнить свои места. Затем включает веселую музыку и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.
4. Упражнение «Собери пирамидку»
Дети собирают пирамидки по схеме.
5. Игра «Летает, не летает»
Дети образуют круг. Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети должны развести руки в стороны, как крылья, а если называется предмет, который не летает, дошкольники приседают.
Занятие 29
«Саморегуляция»
Цель:
- Развитие эмоционально-волевой сферы
- Развитие произвольности психических процессов
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «В какой руке сколько?»
Дети сидят полукругом. Ведущий просит детей определить, сколько бусинок у него в руке. Затем раскладывает бусинки в две руки и говорит: «У меня 4 (5, 6) бусинок. В какой руке сколько?» Дети перечисляют возможные варианты. Тот, кто отгадал задуманный взрослым вариант, тот становится ведущим.
3. Упражнение «Собери квадрат»
Взрослый выкладывает из кубиков узор и предлагает детям сделать такие же узоры.
4. Игра «Не шевелись»
Дети двигаются под звуки бубна. Внезапно звуки обрываются. Дети должны замереть на месте. Кто пошевелится, выбывает из игры.
Список литературы:
- Академия развивающих игр. Для детей от года до семи лет / Новиковская О.А. Изд-во: М., СПб.: АСТ, СОВА, 2009
- Пальчиковые игры для детей/ Т.Кислинская. – СПб.: Изд-ство «Питер», 2013
- «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет / Куражева Н.Ю., Вораева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. – СПб.: Речь; М.: «Сфера», 2011
- «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет / Куражева Н.Ю., Вораева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. – СПб.: Речь; М.: «Сфера», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных психических процессов у дошкольников средствами игровой деятельности,
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ -ПРЕОБЛАДАЕТ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ;-ПАМЯТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР;-СЛОВЕСНО-СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОПОСРЕДОВАННОЕ П...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ (РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ) для детей 2-3 лет
Данное календарно – тематическое планирование по образовательной области «Познание» составлено на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Коррекционно- развивающая программа по развитию познавательных процессов у младших дошкольников, имеющих задержку психического развития
Занятия для детей младшей группы с ЗПР...
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей 6 - 7 лет.
Основная цель – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, коррекция нарушений разв...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Мастер-класс «Развитие познавательных психических процессов и эмоционально-личностной сферы дошкольников для формирования коммуникативной грамотности через технологию "Деловые игры"
Мастер-класс на тему:...

Рабочая программа педагога - психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) «Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников»
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка д...

