Занятие-практикум для родителей и детей: "Полезные игры для формирования готовности к школе".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

План-конспект практического группового занятия с детьми подготовителых групп и их родителями. В материале представлены игры, способствующие развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, а также описаны различные виды нейропсихологических упражнений, способствующих развитию межплушарного взаимодействия. Достоинством материала является простота и доступность использования таких игр в совместной деятельности с детьми, в том числе в летний период. В процессе групповой работы для родителей в доступной форме излагаются принципы развития отдельных психических процессов. Поскольку объем материала большой, занятия разбиты на две части. На первой встрече больше внимания уделяется нейропсихологическим играм и упражнениям по развитию памяти. А на втором занятии представлены игры и упражнения по развитию произвольного внимания, саморегуляции, мыслительных операций. Материал также можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми, в процессе индивидуальных или подгрупповых занятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для родителей: «Полезные игры на формирование психологической готовности к школе». Встреча №1.

ПРИВЕТСТВИЕ:

«Здравствуйте уважаемые родители! Благодарю вас, что нашли время для нашей встречи. Сегодня мы вместе с вами с детьми поиграем и познакомимся с различными играми, полезными для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Так же мы попрактикуем некоторые нейропсихологические упражнения. Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной. В конце занятия и попрошу вас заполнить короткий бланк обратной связи.

Задачи:

  1. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  2. Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
  3.  Развитие сотрудничества и совместная деятельность  в команде «родитель-ребенок».
  4.   Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
  5. Просвещение родителей по вопросам развивающих игр и упражнений, в частности в период подготовки к школе.
  6. Снятие психологического напряжения и улучшение эмоционального контакта между участниками образовательного процесса посредством участия в игровой ситуации.
  7. Развитие у воспитанников высших психических функций и межполушарного взаимодействия.

ХОД ВСТРЕЧИ:

  1. Вступление. Мотивационный этап, создание игровой ситуации.
  1. «Сегодня мы с вами, как и всегда на наших занятиях Лесной школы выберем себе помощника-ученика Лесной школы». ( Создаем игровую ситуацию, дети выбирают мягкую игрушку - персонажа «лесной школы»). «Это будет и символ и помощник в вашей команде».

Игровой момент для дошкольников очень важен. Выбор игрушки дает ощущение спокойствия и стабильности.

- «Вы готовы? кто готов поднимите правую руку». Детям у которых еще не до конца сформированы пространственные отношения и они путают понятия «право-лево» можно выдать детям резиночки, которые они могут одеть на правую руку, как подсказку.

2.  Разминка. Нейропсихологические упражнения. 

Информация для родителей: Нейрогимнастика полезна не только детям, но и взрослым; однако наиболее эффективны нейроупражнения в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Поэтому уже с четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения. Нейроупражнения могут быть разных видов и иметь свои цели, некоторые из них мы с вами сегодня выполним.

  • дыхательные упражнения— снижают гиперактивность, помогают лучше управлять эмоциями;

Например, дыхательное нейроупражнение «Свеча».  Инструкция: «Можно провести дома, под контролем взрослых. Для упражнения используйте горящую свечу. Поставьте её перед ребёнком, попросите глубоко вдохнуть и задуть свечку, изо всех сил выдувая воздух через вытянутые губы. Затем поставьте свечу дальше и повторите упражнение — и так несколько раз, постепенно отодвигая свечу».

  • массаж и релаксация — для расслабления мышц и нервной системы, снятия гипертонуса.

Используем колючий мячик «Суджок» для активизации мелкой моторики ребенка в начале любой познавательной деятельности: письма, рисования, лепки, чтения и прочее. Прокатываем круговыми движениями по ладоням, захватываем каждый палец. Используем массажные колечки для пальцев руки. Такое упражнение активизирует нервные окончания, включает в работу двигательные зоны коры головного мозга, улучшает мелкую моторику.  

«Путаница». Одной рукой массируем живот, совершая круговые движения ладонью вокруг пупка. В это время ладонью второй руки похлопываем или поглаживаем себя по голове. Затем меняем руки.

  • двигательные упражнения — помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения;

«Колечко». Соединяем поочередно большой палец  руки с остальными пальцами  в колечки, сначала на правой, потом на левой руке, потом двумя одновременно.

«Кулак». «Ребро». «Ладонь».

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола.

Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

1. Сжатая в кулак ладонь.

2. Положение ладони ребром на плоскости стола.

3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.

«Ухо-нос». Левой рукой ребёнок берётся за мочку уха, правой — за кончик носа, затем делаем хлопок и меняем руки.

«Колено – локоть»

Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления. Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

 «Слон»

Это наиболее интегрирующее упражнение.  Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине. Исходное положение: Стоя.

Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.

Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

«Канатоходец». Разложите на полу верёвку; предложите ребенку представить, будто он канатоходец в цирке, а канат натянут в воздухе. Нужно пройти по верёвке, аккуратно переставляя и плотно прижимая к ней стопы. Очень веселая игра, можно подключить воображение и выполнять разные «миссии».

  • глазодвигательные — развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время учёбы;

«Ленивые восьмерки». Выполним движения  глазами вверх-вниз, вправо-влево, восьмерку глазами в горизонтальной плоскости, усложним -  вместе с руками.

«Двойные каракули». Улучшает зрительно-моторную координацию. Упражнение выполняется стоя или сидя; руки вытянуты перед собой. Задача ребёнка — рисовать в воздухе любые фигуры, от абстрактных каракуль до сложных фигур, одновременно обеими руками. При этом движения обеих рук должны быть зеркальными. Рисовать можно не только руками, но и стопами, сидя на стуле. (круг, квадрат, треугольник, солнышко, домик, бабочку, цветок).

«Продолжи ряд». В этой игре мы можем использовать прищепки или различные формы, фигурки из конструктора разных цветов. Необходимо двумя руками одновременно выкладывать последовательность фигур, от центра к краю. При этом инструкция может быть разная: простой вариант – одного цвета, усложняем: правой рукой выкладываем только красные фигуры, а левой синие, или еще сложнее - чередуем цвета. В случае с прищепками также, используем веревочку и  делаем «заборчик от края к центру или наоборот. Важно выполнять действие синхронно двумя руками. Развиваем зрительно-моторную координацию, логические связи, саморегуляцию.

3.Игры на развитие  памяти:

«Кого не стало? Какой игрушки не хватает?»

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"

Игру можно усложнить:

  • увеличив количество игрушек;
  • ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть любые, которые интересны ребенку. С интересом проходят игры с игрушками из различных тематических групп: животные, рыбы, насекомые и прочее. Иногда полезно, чтобы ребенок побыл в роли водящего, сам прятал игрушку и давал задание взрослому. Это мотивирует и придает значимости. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек.

«Продолжи ряд, повтори узор».  В игре можно использовать разный дидактический материал: разноцветные формы или геометрические фигуры. Сначала выкладываем какую-либо последовательность: например круги желтого, красного, розового, голубого и зеленого цвета. Даем ребенку несколько секунд на запоминание, закрываем образец листом бумаги и просим продолжить ряд по аналогии/или выложить под ним такой же, повторить узор.  Таким образом ребенок должен запомнить и воспроизвести и цвета и их правильную последовательность. В итоге мы развиваем запоминание и логические операции, последовательность событий.

«Письмо инопланетянина». Материал к заданию: приготовить для ребенка лист бумаги с таблицей, разделенной на 12 ячеек (3 по горизонтали и 4 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер. Ребенку предлагается запоминать слова и словосочетания с помощью рисунков, знаков или схем. Для этого ребенок должен по порядку в каждой клеточке «зашифровать» письмо инопланетянину, обозначить слова каким-либо лаконичным рисунком, чтобы потом можно было вспомнить зашифрованное слово. В конце игры нужно попросить вспомнить слова, которые были зашифрованы.

Примеры слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, интересная сказка, холодный ветер, ядовитый гриб, дружба, плохой поступок, хорошая погода, веселый праздник, трудная работа, смелый поступок, хороший ученик.  Это интересная и полезная игра для взрослых и детей, которую не сложно организовать, в том числе в дороге, в путешествии, на отдыхе. Развивает опосредованное запоминание и ассоциативное мышление.

"Я - фотоаппарат"

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развить у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.

«Я положил в мешок...»

В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок.

Взрослый начинает игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут..." (порядок тот же).

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

  1. Завершение. Рефлексия и обратная связь.

«Уважаемые родители и ребята. Мы сегодня с вами здорово поиграли и потрудились. Спасибо за вашу активность! Познавательных интересных игр много, поэтому мы сегодня познакомились  только с некоторыми из них. На нашем следующем занятии мы познакомимся с другими увлекательными и полезными играми. До встречи!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления....

статья:" Сюжетно-ролевая игра как один из методов формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"

Статья посвященна вопросу  подготовки ребёнка к школе. Отвечает на такие вопросы, как:  что входит в понятие "готовность к школе";  как узнать, готов ли ребёнок к школе и как ...

Система упражнений по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

Система упражнений по формированию готовности к школе, а следовательно, направленная на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста, в которой особое внимание уделяется следующим...

«Звукобуквенный анализ и развитие фонематического слуха на занятиях в ДОО: в контексте формирования готовности к школе» (Школа молодого педагога)

Выступление на тему  «Звукобуквенный анализ и развитие фонематического слуха на занятиях в ДОО: в контексте формирования готовности к школе»...

Занятие-практикум для родителей и детей: "Полезные игры для формирования готовности к школе". 2 часть

План-конспект 2 части практического группового занятия с детьми подготовителых групп и их родителями. В материале представлены игры, способствующие развитию психических процессов: внимания, памяти, мы...