Как научить аутичного ребенка поощрениям с помощью жетонов
консультация по коррекционной педагогике
Дома и в других местах проще всего использовать для поощрения ребенка так называемую экономику жетонов, но для многих детей эта система не будет понятна сразу же. В этой шпаргалке описывается, как познакомить ребенка с работой за
В этом смысле отношения воспитателя и ребенка аналогичны отношениям начальника и сотрудника. На работе мы ожидаем, что мы будем работать в соответствии с договором и наши руководители будут придерживаться своей части договора. Мы хотим знать, какую награду мы получим за наши усилия и что конкретно от нас для этого требуется. В противном случае мы точно не захотим продолжать эту работу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить аутичного ребенка поощрениям с помощью жетонов
Дома и в других местах проще всего использовать для поощрения ребенка так называемую экономику жетонов, но для многих детей эта система не будет понятна сразу же. В этой шпаргалке описывается, как познакомить ребенка с работой за
В этом смысле отношения воспитателя и ребенка аналогичны отношениям начальника и сотрудника. На работе мы ожидаем, что мы будем работать в соответствии с договором и наши руководители будут придерживаться своей части договора. Мы хотим знать, какую награду мы получим за наши усилия и что конкретно от нас для этого требуется. В противном случае мы точно не захотим продолжать эту работу.
Ребенок тоже должен понимать:
какое поощрение они получат за приложенные усилия (за что они работают?);
когда это поощрение будет получено;
когда они смогут передохнуть (когда закончится «рабочий день»?);
какую именно работу им предстоит выполнять.
Во время собеседования о работе вы вряд ли запомните все детали, но вы точно постараетесь получить ответы на эти пункты. Вам бы хотелось, чтобы эти пункты были отражены в вашем трудовом договоре.
Когда педагог хочет, чтобы ребенок чему-то учился, то педагог требует, чтобы ребенок делал что-то непривычное и прикладывал усилия. Например, каким-то образом менял свое обычное поведение. Соответственно, в этих отношениях тоже важен «договор», который прояснит для ребенка, зачем ему самому прилагать эти усилия и что-то менять в своем поведении. Мы не хотим работать, если не знаем, какое вознаграждение и когда мы получим, и то же самое должно относиться и к нашим детям. В рамках Пирамидного подхода к обучению педагог должен заключить договор с ребенком еще до начала каких-либо занятий. Заключение такого договора состоит из трех этапов. При этом визуальная система поощрений (карточка «поощрение» и плашка с жетонами) — это и есть ощутимое отражение договора.
1. Тестирование поощрений
Прежде чем начать использовать систему поощрений, нужно определить, какие лакомства, напитки, игрушки и занятия являются очень желанными для данного ребенка. Нужно разработать иерархию наиболее предпочитаемых предметов и наименее предпочитаемых предметов. Эти предпочтения наверняка будут меняться со временем, так что важно регулярно проводить опросы о предпочтениях ребенка и новые тестирования.
2. Обучение договору
Вначале заключайте мини-договора с предпочитаемыми предметами. На данном этапе не знакомим ребенка с карточкой поощрения. Сейчас ваша задача — научить его доверять вам, показать, что вы честно выполняете договор. На этом этапе начинайте с очень простых задач, которые хорошо знакомы ученику и/или являются частью его обычного распорядка дня. Действуйте следующим образом:
покажите ученику потенциальное поощрение;
попросите ученика выполнить простое, хорошо знакомое действие;
после выполнения быстрого и простого действия немедленно (меньше, чем за секунду) предоставьте ученику поощрение и похвалите его.
Например, вы показываете желанную игрушечную машинку, просите ученика вставить один пазл-вкладыш на место, тут же даете ему машинку и хвалите. Постепенно увеличивайте объем работы, которую нужно выполнить, чтобы получить поощрение.
3. Обучение поощрению с помощью жетонов
Начинайте с плашки с 5 карточками (жетонами). Первоначально всегда прикрепляйте на нее 4 жетона заранее, работайте только с одним жетоном, который должен заработать ребенок.
Покажите ребенку желанный предмет и/или прикрепите картинку этого предмета на плашку с жетонами.
Дайте инструкцию выполнить простую задачу.
Когда ребенок выполит задачу, немедленно «заплатите» жетон.
С помощью физических подсказок помогите ученику прикрепить жетон на плашку с жетонами, а затем передать плашку вам в обмен на поощрение («обналичить» жетоны).
После того как ребенок полностью освоит такую систему поощрения, начинайте убирать 2 жетона с плашки перед заданиями. Так постепенно увеличивайте количество жетонов, которые нужно заработать, до 5.
После этого постепенно увеличивайте объем работы за один жетон.
О чем важно помнить при работе с системами жетонов
После определения поощрений список поощрений должен быть доступен для всех, кто будет работать с учеником, чтобы они легко могли учитывать его. Также обязательно укажите, работу с каким количеством жетонов освоил ребенок. Продолжайте тестировать поощрения.
Разные задачи могут потребовать разного количества жетонов, которые нужно заработать для получения поощрения.
Используйте эту систему в течение всего дня.
Никогда не отказывайтесь от поощрения!
НИКОГДА не убирайте заработанные жетоны в ответ на проблемное поведение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться
Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...
Буклет на тему " как научить аутичного ребёнка есть ложкой"
Одни из первых навыков самообслуживания, которые осваивает малыш — это умение есть ложкой и пить из чашки. Подготовку к самостоятельному приему пищи нужно начинать еще до года. Если правильно по...

Как научить безопасности ребенка с помощью ролевых игр
Учим безопсности ребенка с помощью ролевых игр...

Как научить ребенка мыслить с помощью игр
Именно игра, как ведущий вид деятельности, стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления. Игры - это не только развлечение, но и ключ к всестороннему р...

Консультация для родителей "Как научить аутичного ребенка следовать инструкциям"
Уважаемые педагоги и родители детей с расстройством аутистического спектра , предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Как научить ребенка с РАС следовать инструкциям". В этом ма...


