Буклет на тему " как научить аутичного ребёнка есть ложкой"
проект на тему

Одни из первых навыков самообслуживания, которые осваивает малыш — это умение есть ложкой и пить из чашки. Подготовку к самостоятельному приему пищи нужно начинать еще до года. Если правильно подходить к обучению, то научить этому малыша несложно. Другой вопрос – если ребенок особенный.

В таком случае приложить усилий к такому обучению надо немного больше. Самая большая сложность для детей – аккуратно донести ложку  до рта. Каким образом научить особенных девочек и мальчиков освоить этот важный момент?

1. Приучаем к ложке (этап перехода от бутылочки с соской к столовым приборам).

Прежде чем обучать ребенка самостоятельному приему пищи, нужно приучить его к ложке. Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод, и если его научить понимать, что ложка может удовлетворить потребность организма в еде, процесс обучения пойдет быстрее.

Приучать ребенка к ложке нужно несколькими способами одновременно:

  • личный пример (ребенка сажают за стол вместе со взрослыми и другими детьми, владеющими этим навыком);
  • ребенку предлагают небольшое количество пищи в ложке. Здесь есть два важных момента. Во-первых, не задерживать ложку во рту, чтоб не сработал сосательный рефлекс, во-вторых, в ложке обязательно должно быть что-то вкусненькое;
  • игровые занятия (кормление игрушек – вне времени приема пищи, игра в песочнице совочком и лопаткой).

2. Учимся держать ложку так, чтобы из нее ничего не выливалось.

Если говорить об особенных детях, то некоторые не умеют кушать самостоятельно даже в 6-летнем возрасте. На первый взгляд, обычных и особенных детей обучают процессу приема пищи идентично, но есть некоторые нюансы.

Одним из таких нюансов называют время обучения. Те навыки, которые у обычных детей вырабатываются за пару недель, особенные малыши могут осваивать долгие месяцы и даже годы.

Второй нюанс — это возраст. То, что обычный малыш умеет делать в 1,5-2 года, ребенок с особенностями в развитии может освоить, например, к 6 годам.

Чтобы помочь особенному ребенку овладеть навыками самообслуживания, нужно запастись терпением.

Итак, учимся держать ложку. Этот процесс разбиваем на 3 этапа (подсказки).

1 этап – полная помощь взрослого. Взрослый помогает ребенку взять ложку в кулак и сам обхватывает кулак ребенка, помогая таким образом донести ложку до рта. Когда малыш уверенно хватает ложку в кулак — переходим ко второму этапу.

2 этап – ребенок держит ложку самостоятельно, взрослый придерживает руку за предплечье (или запястье), помогая при этом только правильно выдержать направление руки. При этом пища не должна быть слишком жидкой, на тарелке ее должно быть немного. Тогда ребенку будет легче зачерпнуть ее ложкой. К тому же, меньше пищи будет разлетаться по сторонам.

3 этап – ребенок самостоятельно набирает пищу, взрослый «подталкивает» (легкое касательное движение под локоть) руку в нужном направлении. При необходимости прибегает к действиям 2-го этапа. На этом этапе надо максимально использовать речевые подсказки, например, «Набирай кашу в ложку», «Неси ложку в рот», «Жуй» и так далее. Таким образом взрослый проговаривает действия, что очень важно для особенного малыша. Дети с особенностями в развитии очень чувствительны к похвале, поэтому за каждое самостоятельно выполненное действие ребенка надо похвалить. Создавая «ситуацию успеха», мы мотивируем малыша, подкрепляем желание самостоятельно кушать.

В некоторых случаях на начальном этапе можно применить метод 2-х ложек. Суть метода в том, что одной ложкой малыша кормит взрослый, а второй ребенок сам пытается повторять действия.

 

Следует помнить, что как и любой процесс обучения- этот процесс должен быть творческим и эффективным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet.doc581.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наш адрес:                                                  Саратовская область                                              г. Ершов                                                                    ул. Мелиоративная дом 39.  

телефон   5-70-85

Составитель :                                           специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

 Денисова С.Н.

!

 

 

ГБУ СО                                                                             «Ершовский  реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»                           

Как научить аутичного ребёнка есть ложкой.

г. Ершов

2018 год                                                                       

Одни из первых навыков самообслуживания, которые осваивает малыш — это умение есть ложкой и пить из чашки. Подготовку к самостоятельному приему пищи нужно начинать еще до года. Если правильно подходить к обучению, то научить этому малыша несложно. Другой вопрос – если ребенок особенный.

В таком случае приложить усилий к такому обучению надо немного больше. Самая большая сложность для детей – аккуратно донести ложку  до рта. Каким образом научить особенных девочек и мальчиков освоить этот важный момент?

1. Приучаем к ложке (этап перехода от бутылочки с соской к столовым приборам).

Прежде чем обучать ребенка самостоятельному приему пищи, нужно приучить его к ложке. Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод, и если его научить понимать, что ложка может удовлетворить потребность организма в еде, процесс обучения пойдет быстрее.

Приучать ребенка к ложке нужно несколькими способами одновременно:

  • личный пример (ребенка сажают за стол вместе со взрослыми и другими детьми, владеющими этим навыком);
  • ребенку предлагают небольшое количество пищи в ложке. Здесь есть два важных момента. Во-первых, не задерживать ложку во рту, чтоб не сработал сосательный рефлекс, во-вторых, в ложке обязательно должно быть что-то вкусненькое;
  • игровые занятия (кормление игрушек – вне времени приема пищи, игра в песочнице совочком и лопаткой).

2. Учимся держать ложку так, чтобы из нее ничего не выливалось.

Если говорить об особенных детях, то некоторые не умеют кушать самостоятельно даже в 6-летнем возрасте. На первый взгляд, обычных и особенных детей обучают процессу приема пищи идентично, но есть некоторые нюансы.

Одним из таких нюансов называют время обучения. Те навыки, которые у обычных детей вырабатываются за пару недель, особенные малыши могут осваивать долгие месяцы и даже годы.

Второй нюанс — это возраст. То, что обычный малыш умеет делать в 1,5-2 года, ребенок с особенностями в развитии может освоить, например, к 6 годам.

Чтобы помочь особенному ребенку овладеть навыками самообслуживания, нужно запастись терпением.

Итак, учимся держать ложку. Этот процесс разбиваем на 3 этапа (подсказки).

1 этап – полная помощь взрослого. Взрослый помогает ребенку взять ложку в кулак и сам обхватывает кулак ребенка, помогая таким образом донести ложку до рта. Когда малыш уверенно хватает ложку в кулак — переходим ко второму этапу.

2 этап – ребенок держит ложку самостоятельно, взрослый придерживает руку за предплечье (или запястье), помогая при этом только правильно выдержать направление руки. При этом пища не должна быть слишком жидкой, на тарелке ее должно быть немного. Тогда ребенку будет легче зачерпнуть ее ложкой. К тому же, меньше пищи будет разлетаться по сторонам.

3 этап – ребенок самостоятельно набирает пищу, взрослый «подталкивает» (легкое касательное движение под локоть) руку в нужном направлении. При необходимости прибегает к действиям 2-го этапа. На этом этапе надо максимально использовать речевые подсказки, например, «Набирай кашу в ложку», «Неси ложку в рот», «Жуй» и так далее. Таким образом взрослый проговаривает действия, что очень важно для особенного малыша. Дети с особенностями в развитии очень чувствительны к похвале, поэтому за каждое самостоятельно выполненное действие ребенка надо похвалить. Создавая «ситуацию успеха», мы мотивируем малыша, подкрепляем желание самостоятельно кушать.

В некоторых случаях на начальном этапе можно применить метод 2-х ложек. Суть метода в том, что одной ложкой малыша кормит взрослый, а второй ребенок сам пытается повторять действия.

Следует помнить, что как и любой процесс обучения- этот процесс должен быть творческим и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш».

 Мы знаем, как трудно приучить ребенка держать ложку или ручку. Как правило, родители совершают ошибку, думая, что ребенок еще маленький и не стоит вмешиваться в его «первые художест...

Буклет для родителей "Как научить ребенка правильно брать ложку и карандаш"

Буклет для родителей "Как научить ребенка правильно брать ложку и карандаш"...

Рекомендации для родителей на тему: «Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш».

Мы знаем, как трудно приучить ребенка держать ложку или ручку. Как правило, родители совершают ошибку, думая, что ребенок еще маленький и не стоит вмешиваться в его «первые художественные шедевр...

Рекомендации для родителей на тему: «Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш»

Для ребёнка пользование ложкой – это процесс, требующий концентрации, усилий, координации движений, и только потом вырабатывается автоматизм движения....

Консультация для родителей на тему "Как научить ребенка 3-4 лет правильно держать ложку и есть из нее"

Консультация для родителей на тему "Как научить ребенка 3-4 лет правильно держать ложку и есть из нее"...

Рекомендации для родителей на тему: «Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш»

Рекомендации для родителей на тему: «Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш»  ...