Коррекционно-развивающая программа сопровождения ребенка – инвалида с ДЦП 4-го года жизни.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 76.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа сопровождения ребенка – инвалида с ДЦП 4-го года жизни.
Составила воспитатель Анникова Е.Н.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Целевой раздел
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Особенности психического развития детей с ДЦП
1.4. Ожидаемый результат:
2. Содержательный раздел.
2.1.Психолого-педагогическое сопровождение детей.
2.2. Календарно-тематический план занятий коррекционно-развивающей работы с ребенком с ДЦП 4-х лет.
2.3.Психолого-педагогическое сопровождение родителей
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов
3. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации программы.
3.2.Психолого-педагогическое обеспечение.
3.3. Программно - методическое обеспечение
3.4. кадровое обеспечение
3.5. Информационное обеспечение
3.6. Список литературы
ГЛАВА 1. Целевой раздел
- Пояснительная записка.
В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше. Психологические особенности детей с ДЦП своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами:
- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций (снижение объема механической памяти, недостаточность концентрации и переключения внимания, низкая умственная работоспособность);
- выраженность астенических проявлений повышенная, утомляемоть;
- истощаемость всех психических процессов;
- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;
- состояние интеллекта крайне разнообразно: нормальный или близкий к нормальному интеллект, ЗПР, умственная отсталость
Психологические особенности детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем
( зрения, слуха, мышечно - суставного чувства), что существенно сказывается на восприятии в целом; недостаточность пространственных и временных представлений; выражены нарушения схемы тела; часто выражена недостаточность фонематического восприятия; нарушение эмоционально-волевой сферы.
Нарушения личностного развития детей с ДЦП пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание ребенка с ДЦП и реакция родителей на физический дефект.
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» от 24.07.1998;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»» (с изм.И доп., вступ. В силу с 21.10.2014);
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
- Письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27.03.2000 г. «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20.09.2013;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15.05.2013 N 26 (с изм.От 04.04.2014);
- Основная образовательная программа филиала «Сказка» МБДОУ д/С «Колокольчик»
- Цели программы.
Цель программы: обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанницы с ДЦП в условиях дошкольного образовательного учреждения; создание условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи программы.
- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
- Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
- Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
1.3. Особенности психического развития детей с ДЦП
Дети с нарушениями ОДА — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений. Большинство детей с нарушениями ОДА — дети с детским церебральным параличом (ДЦП).
Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями. Психологические особенности детей с ДЦП своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами: -неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций (снижение объема механической памяти, недостаточность концентрации и переключения внимания, низкая умственная работоспособность ); -выраженность астенических проявлений повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; -сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; -состояние интеллекта крайне разнообразно: нормальный или близкий к нормальному интеллект, ЗПР, умственная отсталость.
Психологические особенности детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем ( зрения, слуха, мышечно- суставного чувства), что существенно сказывается на восприятии в целом; недостаточность пространственных и временных представлений; выражены нарушения схемы тела; часто выражена недостаточность фонематического восприятия; нарушение эмоционально-волевой сферы.
Нарушения личностного развития детей с ДЦП пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание ребенка с ДЦП и реакция родителей на физический дефект.
С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями ОДА необходимо соблюдать следующие условия:
- создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
- соблюдать ортопедический режим;
- осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
- соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);
- организовывать коррекционно-развивающие занятия по
коррекции нарушенных психических функций;
- осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
- оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых
расстройств;
- подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;
- предоставлять ребенку возможность передвигаться по ДОО тем спо-собом, которым он может, и в доступном для него темпе;
- проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их доступным приемам коррекционно- развивающей работы;
- формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у
нормально развивающихся детей и их родителей;
- привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при передвижении по ДОО, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс ДОО обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико- педагогического сопровождения.
1.4. Ожидаемый результат:
- Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
- Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
- Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.
С целью определения способов диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используется комплекс психологических методик, предложенный Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.
ГЛАВА 2. Содержательный раздел.
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей.
I этап – Диагностический.
Психологическое обследование детей с ДЦП имеет свои специфические особенности, которые зависят от ряда показателей:
- Состояние интеллекта
- Эмоциональное самочувствие ребенка
- Наличие двигательных, сенсорных и речевых ограничений
Диагностическая и индивидуальная работа с детьми проводится в специальных условиях. Одним из таких условий является комфорт и безопасность пребывания ребенка на занятиях с психологом. На период работы исключаются возможные воздействия со стороны родителей и воспитателей. Период встреч с ребенком варьируется от 20 до 25 минут, частота встреч 2 раза в неделю. Особым искусством является заслужить доверие дисгармонично развивающегося ребенка, в противном случае дети на контакт не идут и отказываются выполнять необходимые инструкции.
Цель данного этапа – собрать необходимый материал для выявления проблем у дошкольника с ДЦП, наметить пути решения проблемы, выстроить коррекционную работу с ребенком. Здесь же проводится анализ медицинской документации.
Социально-психологическое обследование детей с ДЦП, должно включать несколько направлений:
- уровень развития внимания, памяти, мышления;
- эмоциональные особенности личности;
- изучение восприятия ребенком семейного климата.
Обязательными являются обследование родителей. В условиях детского сада также необходимо включать в обследование педагогов группы.
Применительно к детям дошкольного возраста с ДЦП наиболее эффективным методом диагностики является наблюдение.
Для диагностики детей с ДЦП используются следующие методики:
Методика исследования познавательного развития детей Е.А. Стребелевой;
Методика С.Д.Забрамной, О.В.Боровик по выявлению понимания детьми эмоциональных состояний по мимике;
Диагностический минимум. Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с церебральным параличом. (Приложение);
Диагностический инструментарий исследования познавательной С.Д.Забрамной;
Оценка развития ребенка «Шкала RCDI -2000».
- этап – Коррекционно – развивающий.
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев
Основные методы коррекционного воздействия:
- индивидуальная игровая терапия (подвижные, познавательные игры,
игры с водой, сюжетно-ролевые);
- психогимнастика;
- релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов);
- игры для развития психомоторики и сенсорики;
- элементы: сказкотерапии, куклотерапии и арттерапии
2.2. Календарно-тематический план занятий коррекционно- развивающей работы с ребенком с ДЦП 3-х лет.
Цель: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.
Задачи:
•Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
• Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
• Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.
Содержание работы. Программа работы условно делится на 3 блока:
Блок 1. Направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут, общее количество занятий 25.
Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются.», «Наш малыш») способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребёнка, Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком, зернами, камушками.
Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет делать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие включает комплекс упражнений, которые способствуют развитию не только когнитивных способностей и мелкой мускулатуры, но и моторной сферы в целом, а так же способствуют улучшению состояния эмоционально-волевой сферы ребёнка.
В результате реализации программы у ребёнка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Повышение уровня развития когнитивных способностей, познавательных процессов: мышление, память, восприятие, воображение.
3. Снижение психо-эмоционального и мышечного напряжения.
4. Возможность использовать полученные знания в групповой работе со сверстниками.
Тема | Дата проведения | Содержание | Кол-во часов | |
1 блок | 1 неделя октября | 1. Пальчиковая игра «Здравствуй» 2. Формировать умения брать предметы и вкладывать в сосуд. Вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук «Баночка с сюрпризом» 3. Релаксационное упражнение «Солнечный лучик». | ||
2 неделя октября | 1. Пальчиковая игра «Здравствуй» 2. Вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук. 3. Релаксационное упражнение «Солнечный лучик». 4. Воспитывать положительные эмоции | |||
3 неделя октября | 1. Пальчиковая игра «Здравствуй» 2. Стимуляция. кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания. Игры с манкой. Упражнение «Отпечатки рук», «Змейка». 3.Мягкие пазлы с геометрическими фигурами. 4.Релаксационное упражнение | |||
4 неделя октября | 1. Пальчиковая игра «Доброе утро» 2. Игры с песком. Упражнения «Отпечатки», «Пешеход». 3. Физкультминутка «Расскажем и покажем». 4. Релаксационное упражнение. | |||
1 неделя ноября | 1. Пальчиковая игра 2. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания. Игры с кинетическим песком. 3. Игра «Подбери по цвету» 4. Релаксационное упражнение | |||
2 неделя ноября | 1. Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж». 2. Формирование ручных умений в откручивании и закручивании крышек баночек. Игра «Баночки». 3. Игра «Разложи на «кучки» 4. Релаксационное упражнение. | |||
3 неделя ноября | 1. Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж». 2. Игры с крупой (фасоль, гречка, манка). 3. Игра «Угадай на ощупь» 4. Релаксационное упражнение | |||
4 неделя ноября | 1. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются». 2.Формирование ручных умений: прицеплять прищепки. Игры с прищепками. Упражнение «Солнышко» 3. Релаксационное упражнение «Снеговик». | |||
2 блок | 1 неделя декабря | 1. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются». 2. Коррекция зрительного внимания на основе его сосредоточения на предметах. Игра «Пирамидка» 3. «Что спрятано в песке?». 4. Релаксационное упражнение «Снеговик» | ||
2 неделя декабря | 1. Пальчиковая игра «Наш малыш». 2. Знакомство с понятием «Части тела». 3. Физкультминутка «Расскажем и покажем». 4. Игра «Телесные фигуры» 5. Релаксационное упражнение «Снеговик» | |||
3 неделя декабря | 1. Пальчиковая игра «Наш малыш». 2. Игра «Что лежит в мешочке?» 3. Игра «Телесные фигуры» 4. Релаксационное упражнение | |||
4 неделя декабря | 1. Пальчиковая игра. 2.Повторение «Части тела». 3. Коррекция предпосылок мышления на основе действия с предметами. Игра «Веселые матрешки». 4. Релаксационное упражнение. | |||
2 неделя января | 1. Пальчиковая игра «Перед нами елочка». 2. Коррекция зрительного внимания на основе его сосредоточения на предметах. Игра «Пирамидка». 3. Игры на развитие памяти «Чего не стало?» 4. Релаксационное упражнение «Игра с муравьем». | |||
3 неделя января | 1. Пальчиковая игра «Зайка и барабан». 2. Коррекция предпосылок мышления на основе действия с предметами. Игра «Веселые матрешки». 3. Игра «Назови самую большую и самую низкую матрешку» 4. Упражнение «Мое тело» 5. Релаксационное упражнение | |||
4 неделя января | 1. Пальчиковая игра «Зайка и барабан». 2. Развитие наглядно-образного мышления «Коробочка форм» 3. Игры с песком, манкой 4. Релаксационное упражнение «Черепаха». | |||
3 блок | 1 неделя февраля | 1. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются». 2.Формирование ручных умений: прицеплять прищепки. Игры с прищепками. 3. Релаксационное упражнение «Снежинка» | ||
2 неделя февраля | 1. Пальчиковая игра «Наша прогулка». 2. Развитие наглядно-образного мышления «Коробочка форм» 3. Игры с крупами. 4. Релаксационное упражнение «Снежинка». | |||
3 неделя февраля | 1. Пальчиковая игра «Идем в гости». 2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических действий с предметами. Игра «Пуговки, кнопки, застежки» 3. Релаксационное упражнение «Жираф». | |||
4 неделя февраля | 1. Пальчиковая игра 2. Развитие внимания «Покажи такую же» 3. Игры на развитие памяти «Чего не стало?» 4. Релаксационное упражнение «Жираф». | |||
1 неделя марта | 1. Пальчиковая игра Развитие наглядно-образного мышления «Коробочка форм» 2. Релаксационное упражнение | |||
2 неделя марта | 1. Пальчиковая игра «Перед нами елочка». 2. Коррекция зрительного внимания на основе его сосредоточения на предметах. Игра «Пирамидка». Дифференциация по величине, цвету. 3. Релаксационное упражнение «Ковер-самолет». | |||
3 неделя марта | 1. Пальчиковая игра «Шел один я…». 2. Игры на развитие мелкой моторики. 3. Релаксационное упражнение. | |||
4 неделя марта | 1.Пальчиковая игра «Шел один я…». 2.Игры на развитие мелкой моторики. 3. Релаксационное упражнение. | |||
1 неделя апреля | 1. Пальчиковая игра «Ветер». 2. Игра «Кубики». Дифференциация по цвету. 3. Коррекция мелкой моторики на основе словесных указаний и показа взрослого. Игра «Домик для чебурашки» 4. Релаксационное упражнение «Ласковый мелок». | |||
2 неделя апреля | 1. Пальчиковая игра «Ветер». 2. Игра «Кубики». Дифференциация по цвету. 3. Коррекция мелкой моторики на основе словесных указаний и показа взрослого. Игра «Домик для чебурашки» 4. Релаксационное упражнение «Ласковый мелок». | |||
3 неделя апреля | 1. Пальчиковая игра « Все котятки» 2. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Игра «Чудесный мешочек» 3. Кинестетическое упражнение «Мячик» 4. Релаксационное упражнение «Ласковый мелок». | |||
4 неделя апреля | Диагностическое занятие |
- – Аналитический.
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения. Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, независимо от возраста больного. Более того, по мере взросления ребенка возрастает значение психологической помощи, так как ситуация в семье непрерывно усложняется. Все семьи, имеющие детей-инвалидов с двигательными нарушениями, можно условно разделить на три группы:
- семьи, которые в течение определенного времени после постановки диагноза могут достигнуть внутрисемейной и социальной (внесемейной) адаптации;
- семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития;
- промежуточная категория семей, т. е. семьи с отклонениями во внутрисемейной и внесемейной адаптации.
2.3 Психолого-педагогическое сопровождение родителей
Работа с родителями не ограничивается консультациями по поводу развития и обучения ребенка, учитываем и такой аспект как – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ДЦП характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Беседы с воспитателями и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.
При работе с такими семьями решаются следующие задачи:
- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
- развитие детско-родительских отношений;
- совершенствование коммуникативных форм поведения;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Во время индивидуальных консультаций предоставляют родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ДЦП. Цель работы с родителями– обеспечение родителей необходимыми им знаниями в вопросах воспитания и развития детей с ДЦП, оптимизация проблемных детско – родительских отношений, оказание полноценной психологической поддержки семьи.
Формы и методы работы с родителями:
- Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
- Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
- Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Деловые игры.
- Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
2.4 Психолого-педагогическое сопровождение педагогов
Важнейшим направлением работы педагога-психолога выступает работа с педагогическим коллективом. Для понимания особенностей каждого конкретного ребенка с ДЦП, необходимо провести анкетирование педагогов педагогам предлагается схема наблюдения за ребѐнком с ДЦП (приложение) для уточнения заключения.
Для оптимизации взаимодействия педагогов с ребѐнком страдающим ДЦП, с педагогами проводятся консультации, тренинги, беседы, разрабатываются памятки, буклеты, рекомендации, оформляется стендовая информация по обучению педагогов навыкам взаимодействия с ребѐнком страдающим ДЦП и его родителями.
Методы работы с педагогами:
- Беседы;
- Консультации;
- Информирование об особенностях ребенка;
- Психолого-педагогический консилиум;
- Обучающие тренинги и круглые столы;
- Использование правил и инструкций в работе с детьми.
ГЛАВА 3. Организационный раздел.
- Условия реализации программы.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Важное место в структуре требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования занимают требования к условиям реализации Программы в дошкольном учреждении, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребѐнка. Главным становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.
В процессе реализации коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение определенных условий:
3.2.Психолого-педагогическое обеспечение.
Содержание деятельности в ОУ:
Обеспечение условий в соответствии с рекомендациями ПМПК:
- использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка;
- комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях .
Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения (ПМПк ДОУ) как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 127/901-6.
Цель деятельности Консилиума - своевременное выявление особенностей детей в физическом и (или) психическом развитии, и (или) отклонений в поведении детей, имеющих трудности в обучении, воспитании. Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения детей, исходя из реальных возможностей Учреждения, и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей с ДЦП.
Обеспечение психолого-педагогических условий:
-коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
-учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ для оптимизации образовательного процесса.
- деятельность педагогического коллектива будет направлена на организацию образовательного пространства и обогащение разнообразия материалов, оборудования и инвентаря таким образом, чтобы обеспечивать различные виды детской деятельности: игровую; изобразительную; познавательно-исследовательскую; музыкальную; двигательную; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из различных материалов; восприятие художественной литературы; коммуникативную;
- создавая предметно - пространственную среду, важно учитывать особенности детей с ДЦП, возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности. Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя, и только тогда среда станет условием для развития и саморазвития ребенка с ДЦП.
- обеспечение здоровьесберегающих условий;
- оздоровительный и охранительный режим;
- укрепление физического и психического здоровья;
- профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в досуговых мероприятий.
3.3. Программно - методическое обеспечение
Использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
- Левченко И. Ю., Приходько О. В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001, 192с
- Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: методическое пособие. – М.: КАРО, 2006
- Симонова Н. В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1987.
- Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008
- Баряева Л. Б. , Герасимова Е. О. , Данилина Г. С. , Макарчук Н. А. Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. -СПб., ЛОИРО, 1997
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ. 2003.
- Устинова Е. В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. – М.: Книголюб,
2007
3.4 Кадровое обеспечение
Осуществление коррекционной работы специалистами: учителем - логопедом, педагогом- психологом.
3.5 Информационное обеспечение
Состоит в размещении необходимых информационно-просветительских материалов всеми специалистами на информационных стендах, сайте детского сада и других информационных носителях.
3.6. Список используемой литературы:
- Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевойпериод. М., 1989.
- Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.:
- «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
- Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. Л., 2007.
- Детский церебральный паралич / Под ред. М. Борковской. Варшава, 2009.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., 2000.
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
- «Академия», 2001. – 192 с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
- Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: кн. для родителей / Нэнси Р.Финни; под ред. Е.В.Клочковаой - 3-е изд.-М.: Теревинф, 2009.-336 с.
- Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно - развивающего воспитания и обучения детей - инвалидов дошкольного возраста для умственно отсталых детей
Рабочая программа педагогаМогильченко О.АДля младшего школьного возраста (0-класс)...

Методическая разработка по теме: «Организация коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок речевой деятельности у детей первого года жизни (в условиях ЦССВ)». Разработали: Борисова Н.А. Клименко Н.В.
Развитие детей первого года жизни по основным линиям развития для формирования предпосылок речевой деятельности....

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)
В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...

Примерная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида младшего возраста
Содержание программы расчитано на 2 года воспитания и обучения. Представлены ожидаемые результаты реализации программы, план работы с родителями....

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, не испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы (не имеющего умственных, сенсорных и пс...

Рабочая программа инклюзивного образования по индивидуальному сопровождению ребенка – инвалида старшего дошкольного возраста по формированию стопы и профилактике плоскостопия «Ножкотерапия для детей»
Предпосылкой создания программы стала потребность ребенка – инвалида (ДЦП) в необходимой реализации двигательной активности и желание педагогов способствовать снижению рисков опаснос...

Индивидуальная коррекционно-образовательная Программа сопровождения ребенка - инвалида
Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии....
