Коррекционно-развивающая программа сопровождения ребенка – инвалида с ДЦП 4-го года жизни.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Анникова Екатерина Николаевна

В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа сопровождения ребенка – инвалида с ДЦП 4-го года жизни.

Составила воспитатель Анникова Е.Н.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Целевой раздел

               1.2. Цели и задачи программы.

               1.3. Особенности психического развития детей с ДЦП 

               1.4. Ожидаемый результат:

              2. Содержательный раздел.

        2.1.Психолого-педагогическое сопровождение детей.

2.2. Календарно-тематический план занятий  коррекционно-развивающей   работы с ребенком  с ДЦП 4-х лет.

2.3.Психолого-педагогическое сопровождение родителей

2.4. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов

3. Организационный раздел.

                3.1. Условия реализации программы.

        3.2.Психолого-педагогическое обеспечение.

        3.3. Программно - методическое обеспечение

        3.4. кадровое обеспечение

        3.5. Информационное обеспечение

        3.6. Список литературы

ГЛАВА 1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.

В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше. Психологические особенности детей с ДЦП своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами:

  • неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций (снижение объема механической памяти, недостаточность концентрации и переключения внимания, низкая умственная работоспособность);
  • выраженность астенических проявлений повышенная, утомляемоть;
  • истощаемость всех психических процессов;
  • сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;
  • состояние интеллекта крайне разнообразно: нормальный или близкий к нормальному интеллект, ЗПР, умственная отсталость

Психологические особенности детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем

( зрения, слуха, мышечно - суставного чувства), что существенно сказывается на восприятии в целом; недостаточность пространственных и временных представлений; выражены нарушения схемы тела; часто выражена недостаточность фонематического восприятия; нарушение эмоционально-волевой сферы.

Нарушения личностного развития детей с ДЦП пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание ребенка с ДЦП и реакция родителей на физический дефект.

Данная рабочая программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-        Конвенция ООН о правах ребенка;

-        ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» от 24.07.1998;

-        Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»» (с изм.И доп., вступ. В силу с 21.10.2014);

-        Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

-        Письмо        Минобразования        России        №        27/901-6        от        27.03.2000        г.        «О        психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20.09.2013;

-        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15.05.2013 N 26 (с изм.От 04.04.2014);

-        Основная образовательная программа филиала «Сказка» МБДОУ д/С «Колокольчик»

  1. Цели программы.

Цель программы: обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанницы с ДЦП в условиях дошкольного образовательного учреждения; создание        условий,        способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи программы.

  1. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  2. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации  к условиям ДОУ.
  5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

1.3. Особенности психического развития детей с ДЦП

Дети с нарушениями ОДА — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений. Большинство детей с нарушениями ОДА — дети с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями. Психологические особенности детей с ДЦП своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами: -неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций (снижение объема механической памяти, недостаточность концентрации и переключения внимания, низкая умственная работоспособность ); -выраженность астенических проявлений повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; -сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; -состояние интеллекта крайне разнообразно: нормальный или близкий к нормальному интеллект, ЗПР, умственная отсталость.

Психологические особенности детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем ( зрения, слуха, мышечно- суставного чувства), что существенно сказывается на восприятии в целом; недостаточность пространственных и временных представлений; выражены нарушения схемы тела; часто выражена недостаточность фонематического восприятия; нарушение эмоционально-волевой сферы.

Нарушения личностного развития детей с ДЦП пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание ребенка с ДЦП и реакция родителей на физический дефект.

С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями ОДА необходимо соблюдать следующие условия:

  • создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
  • соблюдать ортопедический режим;
  • осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
  • соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);
  • организовывать коррекционно-развивающие занятия по

коррекции нарушенных психических функций;

  • осуществлять работу по формированию навыков       самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
  • оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых

расстройств;

  • подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;
  • предоставлять ребенку возможность передвигаться по ДОО тем спо-собом, которым он может, и в доступном для него темпе;
  • проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их доступным приемам коррекционно- развивающей работы;
  • формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у

нормально развивающихся детей и их родителей;

  • привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при передвижении по ДОО, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;

При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс ДОО обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико- педагогического сопровождения.

1.4. Ожидаемый результат:

  • Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
  • Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
  • Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

С целью определения способов диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используется комплекс психологических методик, предложенный Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

ГЛАВА 2. Содержательный раздел.

2.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей.

               I этап – Диагностический.

Психологическое обследование детей с ДЦП имеет свои специфические особенности, которые зависят от ряда показателей:

  1. Состояние интеллекта
  2. Эмоциональное самочувствие ребенка
  3. Наличие двигательных, сенсорных и речевых ограничений

Диагностическая и индивидуальная работа с детьми проводится в специальных условиях. Одним из таких условий является комфорт и безопасность пребывания ребенка на занятиях с психологом. На период работы исключаются возможные воздействия со стороны родителей и воспитателей. Период встреч с ребенком варьируется от 20 до 25 минут, частота встреч 2 раза в неделю. Особым искусством является заслужить доверие дисгармонично развивающегося ребенка, в противном случае дети на контакт не идут и отказываются выполнять необходимые инструкции.

Цель данного этапа – собрать необходимый материал для выявления проблем у дошкольника с ДЦП, наметить пути решения проблемы, выстроить коррекционную работу с ребенком. Здесь же проводится анализ медицинской документации.

Социально-психологическое обследование детей с ДЦП, должно включать несколько направлений:

  • уровень развития внимания, памяти, мышления;
  • эмоциональные особенности личности;
  • изучение восприятия ребенком семейного климата.

      Обязательными являются обследование родителей. В условиях детского сада также необходимо включать в обследование педагогов группы.

Применительно к детям дошкольного возраста с ДЦП наиболее эффективным методом диагностики является наблюдение.

Для диагностики детей с ДЦП используются следующие методики:

Методика исследования познавательного развития детей Е.А. Стребелевой;

Методика С.Д.Забрамной, О.В.Боровик по выявлению понимания детьми эмоциональных состояний по мимике;

Диагностический минимум. Психолого-педагогическая       диагностика детей дошкольного возраста с церебральным параличом. (Приложение);

Диагностический инструментарий исследования познавательной С.Д.Забрамной;

Оценка развития ребенка «Шкала RCDI -2000».

  1. этап – Коррекционно – развивающий.

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев

Основные методы коррекционного воздействия:

  • индивидуальная игровая терапия (подвижные, познавательные игры,

игры с водой, сюжетно-ролевые);

  • психогимнастика;
  • релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов);
  • игры для развития психомоторики и сенсорики;

- элементы: сказкотерапии, куклотерапии и арттерапии

   2.2. Календарно-тематический план занятий  коррекционно-   развивающей работы с ребенком  с ДЦП 3-х лет.

Цель: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи:

•Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

• Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

• Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Содержание работы. Программа  работы условно делится на 3 блока:

Блок 1. Направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут, общее количество занятий 25.

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!»«Пальчики здороваются.»«Наш малыш») способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребёнка, Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком, зернами, камушками.

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет делать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие включает комплекс упражнений, которые способствуют развитию не только когнитивных способностей и мелкой мускулатуры, но и моторной сферы в целом, а так же способствуют улучшению состояния эмоционально-волевой сферы ребёнка.

В результате реализации программы у ребёнка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Повышение уровня развития когнитивных способностей, познавательных процессов: мышление, память, восприятие, воображение.

3. Снижение психо-эмоционального и мышечного напряжения.

4. Возможность использовать полученные знания в групповой работе со сверстниками.

Тема

Дата проведения

Содержание

Кол-во часов

1 блок

1 неделя октября

1. Пальчиковая игра «Здравствуй»

2. Формировать умения брать предметы и вкладывать в сосуд. Вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук «Баночка с сюрпризом»

3. Релаксационное упражнение «Солнечный лучик».

2 неделя октября

1. Пальчиковая игра «Здравствуй»                                     2. Вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.

3. Релаксационное упражнение «Солнечный лучик».                                                      4. Воспитывать положительные эмоции

3 неделя октября

1. Пальчиковая игра «Здравствуй»

2. Стимуляция. кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания. Игры с манкой. Упражнение «Отпечатки рук»«Змейка».                                    3.Мягкие пазлы с геометрическими фигурами.                                            4.Релаксационное упражнение

4 неделя октября

1. Пальчиковая игра  «Доброе утро»                                              2. Игры с песком. Упражнения «Отпечатки»«Пешеход». 3. Физкультминутка «Расскажем и покажем».                                                            4. Релаксационное упражнение.

1 неделя ноября

1. Пальчиковая игра                                                  2. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания. Игры с кинетическим песком.                                    3. Игра «Подбери по цвету»                                  4. Релаксационное упражнение

2 неделя ноября

1. Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж».

2. Формирование ручных умений в откручивании и закручивании крышек баночек. Игра «Баночки».                                    3. Игра «Разложи на «кучки»                                   4. Релаксационное упражнение.

3 неделя ноября

1. Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж».

2. Игры с крупой (фасоль, гречка, манка).                                                                       3. Игра «Угадай на ощупь»                                                                   4. Релаксационное упражнение

4 неделя ноября

1. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».

2.Формирование ручных умений: прицеплять прищепки. Игры с прищепками. Упражнение «Солнышко»

3. Релаксационное упражнение «Снеговик».

2 блок

1 неделя декабря

1. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».

2. Коррекция зрительного внимания на основе его сосредоточения на предметах. Игра «Пирамидка»

3. «Что спрятано в песке?».

4. Релаксационное упражнение «Снеговик»

2 неделя декабря

1. Пальчиковая игра «Наш малыш».

2. Знакомство с понятием «Части тела».

3. Физкультминутка «Расскажем и покажем».

4. Игра «Телесные фигуры»

5. Релаксационное упражнение «Снеговик»

3 неделя декабря

1. Пальчиковая игра «Наш малыш».

2. Игра «Что лежит в мешочке?»

3. Игра «Телесные фигуры»                                      4. Релаксационное упражнение

4 неделя декабря

1. Пальчиковая игра. 2.Повторение «Части тела».           3. Коррекция предпосылок мышления на основе действия с предметами. Игра «Веселые матрешки».                                  4. Релаксационное упражнение.

2 неделя января

1. Пальчиковая игра «Перед нами елочка».

2. Коррекция зрительного внимания на основе его сосредоточения на предметах. Игра «Пирамидка».

3. Игры на развитие памяти «Чего не стало?»

4. Релаксационное упражнение «Игра с муравьем».

3 неделя января

1. Пальчиковая игра «Зайка и барабан».

2. Коррекция предпосылок мышления на основе действия с предметами. Игра «Веселые матрешки».

3. Игра «Назови самую большую и самую низкую матрешку»

4. Упражнение «Мое тело»                                    5. Релаксационное упражнение

4 неделя января

1. Пальчиковая игра «Зайка и барабан».

2. Развитие наглядно-образного мышления «Коробочка форм»               3. Игры с песком, манкой

4. Релаксационное упражнение «Черепаха».

3 блок

1 неделя

февраля

1. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».

2.Формирование ручных умений: прицеплять прищепки. Игры с прищепками.

3. Релаксационное упражнение «Снежинка»

2 неделя

февраля

1. Пальчиковая игра «Наша прогулка».

2. Развитие наглядно-образного мышления «Коробочка форм»              3. Игры с крупами.

4. Релаксационное упражнение «Снежинка».

3 неделя

февраля

1. Пальчиковая игра «Идем в гости».

2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических действий с предметами. Игра «Пуговки, кнопки, застежки»

3. Релаксационное упражнение «Жираф».

4 неделя

февраля

1. Пальчиковая игра                                    2. Развитие внимания «Покажи такую же»                                                                           3. Игры на развитие памяти «Чего не стало?»                                                                 4. Релаксационное упражнение «Жираф».

1 неделя марта

1. Пальчиковая игра Развитие наглядно-образного мышления «Коробочка форм»                                                                      2. Релаксационное упражнение

2 неделя марта

1. Пальчиковая игра «Перед нами елочка».

2. Коррекция зрительного внимания на основе его сосредоточения на предметах. Игра «Пирамидка». Дифференциация по величине, цвету.

3. Релаксационное упражнение «Ковер-самолет».

3 неделя марта

1. Пальчиковая игра «Шел один я…».                   2. Игры на развитие мелкой моторики.            3. Релаксационное упражнение.

4 неделя марта

1.Пальчиковая игра «Шел один я…». 2.Игры на развитие мелкой моторики.

3. Релаксационное упражнение.

1 неделя апреля

1. Пальчиковая игра «Ветер».

2. Игра «Кубики». Дифференциация по цвету.

3. Коррекция мелкой моторики на основе словесных указаний и показа взрослого. Игра «Домик для чебурашки»

4. Релаксационное упражнение «Ласковый мелок».

2 неделя апреля

1. Пальчиковая игра «Ветер».

2. Игра «Кубики». Дифференциация по цвету.

3. Коррекция мелкой моторики на основе словесных указаний и показа взрослого. Игра «Домик для чебурашки»

4. Релаксационное упражнение «Ласковый мелок».

3 неделя апреля

1. Пальчиковая игра « Все котятки»

2. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Игра «Чудесный мешочек»

3. Кинестетическое упражнение «Мячик»

4. Релаксационное упражнение «Ласковый мелок».

4 неделя апреля

Диагностическое занятие

  1. – Аналитический.

        Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения. Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, независимо от возраста больного. Более того, по мере взросления ребенка возрастает значение психологической помощи, так как ситуация в семье непрерывно усложняется. Все семьи, имеющие детей-инвалидов с двигательными нарушениями, можно условно разделить на три группы:

  • семьи, которые в течение определенного времени после     постановки диагноза могут достигнуть внутрисемейной и социальной (внесемейной) адаптации;
  • семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития;
  • промежуточная категория семей, т. е. семьи с отклонениями во внутрисемейной и внесемейной адаптации.

2.3 Психолого-педагогическое сопровождение родителей

Работа с родителями не ограничивается консультациями по поводу развития и обучения ребенка, учитываем и такой аспект как – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ДЦП характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Беседы с воспитателями и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.

При работе с такими семьями решаются следующие задачи:

  • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
  • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

        -  развитие детско-родительских отношений;

        - совершенствование коммуникативных форм поведения;

        - формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Во время индивидуальных консультаций предоставляют родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ДЦП. Цель работы с родителями– обеспечение родителей необходимыми им знаниями в вопросах воспитания и развития детей с ДЦП, оптимизация проблемных детско – родительских отношений, оказание полноценной психологической поддержки семьи.

Формы и методы работы с родителями:

  • Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.
  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
  • Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Деловые игры.
  • Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.

2.4        Психолого-педагогическое сопровождение педагогов

Важнейшим направлением работы педагога-психолога выступает работа   с педагогическим коллективом. Для понимания особенностей каждого конкретного ребенка с ДЦП, необходимо провести анкетирование педагогов педагогам предлагается схема наблюдения за ребѐнком с ДЦП (приложение) для уточнения заключения.

Для оптимизации взаимодействия педагогов с ребѐнком страдающим ДЦП, с педагогами проводятся консультации, тренинги, беседы, разрабатываются памятки, буклеты, рекомендации, оформляется стендовая информация по обучению педагогов навыкам взаимодействия с ребѐнком страдающим ДЦП и его родителями.

Методы работы с педагогами:

  • Беседы;
  • Консультации;
  • Информирование об особенностях ребенка;
  • Психолого-педагогический консилиум;
  • Обучающие тренинги и круглые столы;
  • Использование правил и инструкций в работе с детьми.

ГЛАВА 3. Организационный раздел.

  1. Условия реализации программы.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Важное место в структуре требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования занимают требования к условиям реализации Программы в дошкольном учреждении, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребѐнка. Главным становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

В процессе реализации коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение определенных условий:

                  3.2.Психолого-педагогическое обеспечение.

Содержание деятельности в ОУ:

          Обеспечение условий в соответствии с рекомендациями ПМПК:

  • использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
  • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка;
  • комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях .

Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения (ПМПк ДОУ) как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 127/901-6.

Цель деятельности Консилиума - своевременное выявление особенностей детей в физическом и (или) психическом развитии, и (или) отклонений в поведении детей, имеющих трудности в обучении, воспитании. Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения детей, исходя из реальных возможностей Учреждения, и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей с ДЦП.

Обеспечение психолого-педагогических условий:

       -коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;

       -учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка;

  • соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
  • использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ для оптимизации образовательного процесса.
  • деятельность педагогического коллектива будет направлена на организацию образовательного пространства и обогащение разнообразия материалов, оборудования и инвентаря таким образом, чтобы обеспечивать различные виды детской деятельности: игровую; изобразительную; познавательно-исследовательскую; музыкальную; двигательную; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из различных материалов; восприятие художественной литературы; коммуникативную;
  • создавая предметно - пространственную среду, важно учитывать особенности детей с ДЦП, возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности. Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя, и только тогда среда станет условием для развития и саморазвития ребенка с ДЦП.
  • обеспечение здоровьесберегающих условий;
  • оздоровительный и охранительный режим;
  • укрепление физического и психического здоровья;
  • профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;
  • соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
  • Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в досуговых мероприятий.

3.3. Программно - методическое обеспечение 

Использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

  1. Левченко И. Ю., Приходько О. В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001, 192с
  2. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: методическое пособие. – М.: КАРО, 2006
  3. Симонова Н. В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1987.
  4. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008
  5. Баряева Л. Б. , Герасимова Е. О. , Данилина Г. С. , Макарчук Н. А. Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. -СПб., ЛОИРО, 1997
  6. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ. 2003.
  7. Устинова Е. В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. – М.: Книголюб,

2007

                           3.4 Кадровое обеспечение

Осуществление коррекционной работы специалистами: учителем - логопедом, педагогом- психологом.

                           3.5 Информационное обеспечение

Состоит        в размещении необходимых информационно-просветительских материалов всеми специалистами на информационных стендах, сайте детского сада и других информационных носителях.

                        3.6. Список используемой литературы:

  • Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевойпериод. М., 1989.
  • Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
  • Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.:
  • «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
  • Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. Л., 2007.
  • Детский церебральный паралич / Под ред. М. Борковской. Варшава, 2009.
  • Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., 2000.
  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
  • «Академия», 2001. – 192 с.
  • Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  • Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  • Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: кн. для родителей / Нэнси Р.Финни; под ред. Е.В.Клочковаой - 3-е изд.-М.: Теревинф, 2009.-336 с.
  • Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка.  – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)

В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...

Примерная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида младшего возраста

Содержание программы расчитано на 2 года воспитания и обучения. Представлены ожидаемые результаты реализации программы, план работы с родителями....

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, не испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы (не имеющего умственных, сенсорных и пс...

Рабочая программа инклюзивного образования по индивидуальному сопровождению ребенка – инвалида старшего дошкольного возраста по формированию стопы и профилактике плоскостопия «Ножкотерапия для детей»

Предпосылкой создания программы стала потребность ребенка – инвалида (ДЦП) в необходимой реализации двигательной активности и желание педагогов способствовать снижению   рисков опаснос...

Индивидуальная коррекционно-образовательная Программа сопровождения ребенка - инвалида

Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки  ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии....