Главные вкладки

    Методическая разработка по теме: «Организация коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок речевой деятельности у детей первого года жизни (в условиях ЦССВ)». Разработали: Борисова Н.А. Клименко Н.В.
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Клименко Наталия Васильевна

    Развитие детей первого года жизни по основным линиям развития для формирования предпосылок речевой деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx19.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    по теме: «Организация коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок речевой деятельности у  детей первого года жизни

    (в условиях ЦССВ)».

    Разработали:

    Борисова Н.А.

    Клименко Н.А.

    Москва, 2016

    На основании многолетнего профессионального опыта работы и анализа ряда программ («Игры с детьми младенческого возраста» Ю.А. Разенковой; «Мы: общение и игра взрослого с младенцем». Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А.; «Ступеньки развития: Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития: первый год обучения» Борякова Н.Ю.; «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста» Пилюгина Э.Г.) нами были разработаны основные направления и содержание коррекционно – логопедической работы. Занятия проводились с сентября 2003 года по май 2004 года в условиях специализированного дома ребенка с детьми экспериментальной группы.

    В содержании коррекционно-педагогической работы нами были выделены следующие общеразвивающие и коррекционные направления:

     1. Формирование предпосылок к эмоциональному общению с взрослыми: стимулирование эмоционально положительных реакций ребенка – улыбки, контактного взгляда в глаза, ритмичных движений ручками и ножками, установление доверительных отношений между ребенком и взрослым.

    2. Развитие зрительных ориентировочных реакций: развитие зрительного сосредоточения на лице человека или игрушке, формирование умения фиксировать взгляд и длительно следить за игрушкой, лежа на животе, поворачивать голову на голос взрослого, лежа на животе. Удовлетворение потребности ребенка в разнообразных зрительных впечатлениях. Использование на занятиях разноцветных, ярких игрушек, игрушек разной величины.

            

    3. Развитие слуховых ориентировочных реакций: развитие умения поворачивать голову в сторону звука и голоса взрослого, лежа на спине и лежа на животе. Удовлетворение потребности ребенка в разнообразных звуковых действиях. Использование на занятиях звучащих, музыкальных игрушек.

    4. Развитие движений руки и зрительно – моторной координации: развитие умения захватывать другую ручку, захватывать, ощупывать и отпускать игрушку, вложенную в руку, находящуюся над рукой; развитие умения ощупывать руками свое лицо и лицо взрослого, свою коленочку, ножку.

    5. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции: нормализация пониженного или повышенного тонуса жевательных и мимических мышц (массаж и специальные артикуляционные упражнения).

    6. Развитие подготовительных этапов активной речи: стимулирование гуления, певучего гуления; развитие звукового взаимодействия с взрослым. Вызывание лепета. Стимулирование появления первых слов – обозначений (облегченных слов).

    7. Развитие подготовительных этапов понимания речи: обогащение пассивного словаря окружающими предметами (вопрос «где?»), формирование пассивного словаря частей тела ребенка, игрушек. Развитие глагольного словаря.

    8. Развитие общих движений: развитие умения, лежа на животе, поднимать и длительно удерживать голову; развитие умения переворачиваться со спины на живот и обратно. Развитие умения сидеть, подползать, ползать, подниматься, держась за опору, переступать, самостоятельно ходить.

    9. Формирование первых контактов между детьми: стимулирование умение фиксировать взгляд на другом ребенке, рассматривать его, улыбаться ему. Обучение первым социальным навыкам взаимодействия между детьми («кати мяч» и т.д.).

    Основной задачей логопедической коррекционной работы в доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная от 3 месяцев до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

    Так как у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка с раннего детства, первой нарушается импрессивная сторона речи (понимание), что влечет за собой отставание в сроках формирования и развития экспрессивной речи, то одной из главных задач обучения в домах ребенка является развитие пассивной и активной речи.

    Развитие речи детей мы связывали с формированием эмоционального общения, общения на основе понимания речи и речевого общения, овладение которыми отличается друг от друга содержанием, методами и формами обучения.

    Обучая детей на первом году жизни, мы развивали эмоциональное общение (вызывали и поддерживали голосовые реакции) и понимание обращенной речи.

    Для воспитания потребности в эмоциональном общении на первом году жизни особое внимание уделялось развитию сначала зрительного и слухового сосредоточения детей, а затем – внимания к обращенной речи взрослых и её понимания. Это осуществлялось в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т.е. формирование речевых и познавательных процессов происходило одновременно. Для успешного развития у детей внимания к речи и ее понимания на логопедических занятиях использовались сначала игрушки или реальные предметы, а затем и картинки. Большое значение также имело непосредственное действенное участие самого ребенка в процессе познания того или иного предмета. Для этого включались все его анализаторы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения и движения. Чем больше ребенок  соприкасался с предметом, опираясь на различные анализаторы, тем успешнее  развивалась его реакция на слово, обозначающее этот предмет, т.е. понимание речи взрослого.

    Ранняя педагогическая работа также  была направлена на развитие у детей способности ориентироваться в окружающем, на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны, со структурой основного дефекта, а с другой - с влиянием депривационных факторов риска.

    Формы организации обучения детей раннего возраста выбирались в зависимости от индивидуального состояния  психического здоровья.

    Для детей первого года обучения нами были использованы преимущественно индивидуальные занятия. Затем дети объединялись в подгруппы с постепенным увеличением их числа. В одну подгруппу мы выделяли детей с разными речевыми возможностями, что стимулировало развитие речи детей, находящихся на более низком уровне.

    Индивидуальные занятия проводились нами ежедневно с каждым ребенком не менее 10 минут, а в некоторых случаях 20 минут. В течение одного занятия мы проводили несколько игр-упражнений с игрушками, предметами, а затем и с картинками.

    Подгрупповые занятия с детьми также проводились ежедневно. Сначала в них участвовали лишь те дети, которые могут заниматься коллективно. В подгрупповых занятиях нами были задействованы в основном 2-3 ребенка.

    В один день нами проводилось 1-2 подгрупповых занятий по 5-8 минут.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «Спортивные досуги и праздники в формировании здорового образа жизни»

    В ходе методической разработке было установлено, что проблема формирования основ здорового образа жизни является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательны...

    Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"

    В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....

    Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.

    Окружающая среда оказывает огром­ное влияние на развитие дошкольни­ка.Для ребёнка, имеющего нарушения в речевом раз­витии, большая часть информации, посту­пающей из окружающей его среды, являет­ся нед...

    Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.

    Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...

    Мастер класс для педагогов ДОО по организации игровой деятельности детей третьго года жизни в условиях ДОО

    повысить педагогическую компетенцию воспитателей в вопросах организации игровой деятельности детей третьего года жизни, для дальнейшего развития сюжетно-ролевой игры...

    Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.

    Развивающая предметно-пространственная  среда в группе  компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевых нарушений и позволяет ребенку проявлять свои способ...

    Методическая разработка на тему: «Художественно – эстетическое развитие» (конструирование из бумаги в технике оригами) детей 5 года жизни".

    Методическая разработка конспекта НОД  по "Художественно эстетическому развитию"(конструирование из бумаги в технике оригаи) детей 5 года жизни на тему: "Как листок стал бумажным с...