Мастер класс для педагогов ДОО по организации игровой деятельности детей третьго года жизни в условиях ДОО
учебно-методический материал по теме

Лукьянчикова Екатерина Николаевна

повысить педагогическую компетенцию воспитателей в вопросах организации игровой деятельности детей третьего года жизни, для дальнейшего развития сюжетно-ролевой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Мир сюжетно-ролевой игры»

Цель: повысить педагогическую компетенцию воспитателей в вопросах организации игровой деятельности детей третьего года жизни, для дальнейшего развития сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

  • помочь воспитателям понять важность обучения детей сюжетно-ролевой игре;
  • дать представление об организации игровой деятельности детей начиная с младшего дошкольного возраста;
  •  обратить внимание на методы и приемы руководства игрой детей третьего года жизни.

Материал: панно-дерево, на котором наклеены цветы с цифрами. Каждая цифра предусматривает определённое задание, которое нужно выполнить; фигурки яблок; мягкие игрушки-животные, кукольная посуда.

Ход.

Уважаемые, педагоги, посмотрите, какое дерево у нас выросло. Оно не простое, при помощи его мы с вами рассмотрим «Сюжетно - ролевую игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста».                        На нашем древе красивые нераспустившиеся цветы. Нужно сделать так, чтобы наша яблоня расцвела и принесла плоды. (Отрываю цветок под цифрой 1).

- раскрывая 1 цветок,  мы поговорим об актуальности темы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.                        Как педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать?                                                                                                А поможет нам в этом старое, проверенное годами средство сюжетно-ролевая игра. Именно она объединяет все представленные формы в единое целое.                                                                                                Что такое сюжетно-ролевая игра? Каковы её характерные признаки?        В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.        Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых.        Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т. е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.                        В нашем в младшем дошкольном возрасте мы учим детей игровым действиям. Ребенок третьего года жизни черпает свои игровые цели, наблюдая за действиями окружающих его взрослых. Он ставит в игре обычные, вполне реальные цели, как его папа, мама и другие взрослые. Но, хотя эти цели и очень обыденные, ребенок не может их реализовать. В самом деле, варить суп, управлять машиной, строить дом он может только в игре. Поэтому способы и средства достижения этих целей являются необычными. Ведь обед можно варить из мозаики, помешивая палочкой в крышке от банки. Итак, цель обычная, а пути ее достижения явно далеки от реальности. Вот это сочетание настоящих целей и ненастоящих путей их достижения и характеризует игру. Именно ненастоящий способ достижения цели позволяет использовать в игре предметы заместители (кубик вместо мыла, палочка вместо расчески и т. п.) и совершать действия с воображаемыми предметами (мешать кашу в пустом цилиндре и есть несуществующую конфету).                Использование предметов не по назначению развивает воображение детей, а свободный поиск новых, оригинальных игровых способов достижения каких- либо целей - первый шаг в становлении их творческих способностей.                                                                                         У детей третьего года жизни имеется два источника игровых целей.        Первый источник - действия взрослого, которые вызвали вспышку интереса у ребенка, привлекли его внимание и побудили к действию, похожему на действие взрослого. Например, одна девочка несколько дней подряд жарит яичницу, как мама. Или такой пример: почти каждый мальчик любит крутить руль игрушечного автомобиля. На одного, может быть произвел впечатление папа за рулем, а на другого - шофер автобуса.                При наличии у ребенка таких личных игровых целей не следует ему мешать реализовывать их самостоятельно.                                                 Вторым источником игровых целей могут служить для ребенка цели, которые ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для малыша, потому что собственные игровые цели детей еще очень ограничены ребенок только и делает, что катает машину, а у отдельных детей они отсутствуют совсем.                                                                                При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решать следующие основные задачи: 

  • знакомить детей с разнообразием игровых целей;
  • побуждать детей самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;
  • постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;
  • практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.        Давайте вспомним, в какие игры мы играли в детстве? (Ответы педагогов)                

Да, мы играли в парикмахерскую, магазин, самолёт, школу, ателье и т. д. Меняются жизненные условия, меняются и игры. Я предлагаю вам провести параллель между современными играми и теми, в которые играли мы (мешок с кубиками на которых написаны названия игр (парикмахерская, больница, ремонт машин, ателье, магазин). Вы берете кубик, читаете название игры и говорите современную версию.                                                А теперь наступило время раскрыть второй цветок. Как мы уже говорили, меняются жизненные условия, игры тоже меняются. Но неизменной остается игра в дочки-матери, в семью. А главным атрибутом игры является кукла. И сегодня я предлагаю вам поучиться проводить сюжетно - ролевую игру детей третьего года жизни.

Игра «Куклы»  

Цель. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Внесение нового сюжета в игру.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, предметы заместители, атрибуты для сервировки стола.

Предварительная подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли. Повар, няня, шофер, мама.

Ход игры.

1-й вариант. Кукла Катя обедает.

На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе, не забыв постелить скатерть и поставить салфетницу. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду.

2-й вариант. Покормим Катю и Таню.

Воспитатель ставит на стол две куклы. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это Катя и Таня. Они проголодались и хотят есть. Давайте-ка приготовим обед для них. Аллочка, Лена, идите вы будете поварами, а вы Света и Кира будете нянями накрывать на стол и кормить Катю и Таню. Воспитатель с детьми беседует о том, что делают девочки, какая им нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Спрашивает, для чего нужна эта посуда. Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны и повару, и няне.

После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром, няней. Предлагает детям самим поиграть.

Внесение нового сюжета в поддержании интереса к игре. Мальчикам предлагается построить автомобиль из стульчиков, дается руль и приглашаются няни-мамы с куклами на прогулку.

А сейчас я предлагаю открыть третий цветок (внутри нарисованный сундучок)

- это необычный сундучок – это сундучок мудростей. И сегодня в этом сундучке лежат «секретики» для воспитателей - это методы и приемы руководства и проведения сюжетно-ролевых игр. И я хочу ими с вами поделиться (дарю свертки).

- обратите внимание, наша яблоня расцвела, а после цветения всегда бывают плоды (поднос с яблоками). Я вам предлагаю на выбор 3 яблока: красное, желтое и зеленое.

Красное – мне все понравилось

Желтое – мне понравилось, но что-то осталось недопонятым

Зеленое – мне не понравилось.

Прикрепите выбранные яблоки к яблоне, мы видим, что она принесла плоды, а значит, мастер-класс прошел не зря. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Активизация игровой деятельности детей третьего года жизни посредством самодельного игрового материала"

Цель проекта: создание игрового материала, способствующего развитию игровой деятельности детей. Тип проекта: практический, игровой, групповой, среднесрочный....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

В современной педагогической науке огромное значение в развитии ребенка придается игровой деятельности...

Мастер-класс для педагогов по теме «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДО»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Организация проектной деятельности с использованием инновационных технологий, методов и приемов».

В методической разработке приведены примеры инновационных технологий, методов и приемов, которые можно использовать на разных этапах проектной деятельности. При их использовании решаются разнообразные...

Консультация на тему: «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»

Консультация на тему:«Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»...

Мастер-класс для педагогов на тему: “Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа”

Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...

Мастер-класс для педагогов "Реализация гендерногоподхода в игровой деятельности"

Мастер-класс "Реализация гендерного подхода в игровой деятельности"...