Мастер-класс для педагогов на тему: «Организация проектной деятельности с использованием инновационных технологий, методов и приемов».
методическая разработка (подготовительная группа)

В методической разработке приведены примеры инновационных технологий, методов и приемов, которые можно использовать на разных этапах проектной деятельности. При их использовании решаются разнообразные проблемные ситуации, эффективно достигаются поставленные цели и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_konspekt.docx60.78 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

на тему:

«Организация проектной деятельности с использованием инновационных технологий, методов и приемов»

Цель мастер-класса способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в организации проектной деятельности дошкольников с использованием инновационных технологий, методов и приёмов.

Задачи: 

- расширить представления педагогов об использовании инновационных технологий, методов и приёмов при организации проектной деятельности со старшими дошкольниками;

- совершенствовать мастерство педагогов в использовании таких инновационных технологий, методов и приёмов, как: «фото-кейс», метод мыслительных карт, приём «Информативная паутина», лэпбук, кубик Блума, шоу-технологии;

- создать условия для активного взаимодействия и сотрудничества участников между собой и положительный эмоциональный настрой у педагогов.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Дидактический материал: раздаточный материал (клей-карандаш, ватман с изображением дерева для практической работы, 6 шляп разных цветов), паутина в рамке, картинки с изображением источников получения информации, сундучок, кубик Блума, лэпбук по проекту «Нам жизнь дана на добрые дела», информационный материал для заполнения карманов лэпбука, 3 дорожки разных цветов для игры «Умники и умницы», медали для награждения участников игры.

Структура мастер – класса:

1. Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Демонстрационно-практическая часть.

3. Рефлексия. Подведение итогов.

Ход мастер- класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

СЛАЙД 1. Приятно видеть  вас на мастер-классе, я очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Предлагаю  Вам, уважаемые педагоги, сделать попытку совершенствования своих профессиональных навыков  в организации проектной деятельности с использованием инновационных технологий, методов и приемов.

СЛАЙД 2. Мой портрет и пед. кредо.

СЛАЙД 3. Как вы знаете, метод проектов включает в себя несколько этапов и эту структуру проекта очень легко запомнить.

Проект – это Пять «П»:

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).

Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Подробно рассмотрим каждый этап на примере проекта «Нам жизнь дана на добрые дела». 

СЛАЙД 4. В ходе него на этапе определения проблемы можно использовать технологию «Фото – кейс». Сущностью представленной технологии является выявление проблемной ситуации. В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

http://thelib.ru/books/00/15/94/00159451/i_003.jpgЕсли будешь жадничать, драться, грубить, то никто не захочет с тобою дружить!

- Как можно охарактеризовать поступки детей? (плохие, не добрые)

- Чему мы их можем научить? (совершать добрые поступки)

Проблема: Учить детей совершать добрые поступки.

СЛАЙД 5. На этапе проектирования или планирования работы мы используем метод «Мыслительных карт», разработанный американским специалистом Тони Бьюзеном. Он  помогает выявить запас знаний у детей и спланировать работу по предстоящей деятельности (т.е. мы размышляем, и свои мысли или планы мы фиксируем при помощи рисунков на изображенных ветвях дерева, т.к. у нас немного времени я подготовила картинки, при помощи которых мы составим мыслительную карту нашего проекта). На листе формата А4 изображено дерево педагоги размещают на нем картинки составляя план

С какими добрыми поступками мы будем знакомиться, какую работу будем проводить?

Помогать птицам зимой, (читать книги, познакомиться с видами птиц, которым нужна помощь, зимой изготавливать кормушки, приносить корм и кормить птиц);

Уважать пожилых людей и помогать им (разучить пословицы и поговорки, вспомнить правила этика при общении с пожилыми, поговорить о том, какую помощь мы можем оказать);

Не обижать маленьких (просмотр  мультфильмов, изготовление игрушек, игры с малышами)

Не жадничать (разучивание стихотворений и пословиц о жадности, контроль за своим поведением, придумывание историй о борьбе с жадность).

У нас получился наглядный, доступный и понятный план для детей. СЛАЙД 6. Мы приступаем к этапу поиска информации, на котором  я использую прием «Информативная паутина», он помогает определить детям источники получения информации. На условно обозначенном макете паутины дети размещают выбранные из банка данных источники получения информации. Причем хочу пояснить, когда я работала с детьми над такими достаточно сложными проектами как «Жизнь дана на добрые дела», а сложность заключается в том, что здесь мы имеем 4 направления работы, как мы с вами определили, то с ребятами условливаемся, что на 1 круге паутины располагаются источники поиска информации первого направления, на втором круге -  второго, и т.д.

Следующий этап создание продукта очень интересной технологией, наиболее полно подчеркивающим суть проектной деятельности, является лепбук СЛАЙД 7 - 9, что в переводе означает наколенная книга. Существует разнообразие форм лепбуков. Мы сегодня создадим с вами данный продукт. Основа у нас есть, я вам предлагаю из имеющихся материалов подобрать подходящие для заполнения карманов лепбука. Мы с вами сделали это быстро, а с детьми мы заполняем лепбук поэтапно.

СЛАЙД 10. Следующим этапом является презентация, для презентации продуктов краткосрочных проектов, да и такого продукта, как лепбук можно использовать прием кубик Блума, который относится к приемам технологии критического мышления и разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Все цели, по его мнению, можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенок, используя свой опыт и познания, рассказывает о пути разрешения этой проблемы и результатах. Понадобится обычный куб, на гранях которого написано и изображено условные знаки (слова) с которых начинается вопрос. Предлагаю пройти в круг и провести презентацию нашего продукта, используя кубик Блума:

  • Назови (какой продукт у нас получился?  И др.)       
  • Почему (Наш проект назывался …)
  • Объясни (его содержание)
  • Предложи (как можно использовать наш лепбук)
  • Придумай (другие задания…);
  • Поделись (своими впечатлениями от работы над нашим лепбуком).

Педагог бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

СЛАЙД 11. Этапы на СЛАЙДЕ: подготовка (“Сцена”, “Ведущий”, “Зал”, оценивание, оформление); реализация: запуск (разогрев); сценическое действо; финал; диагностика результата.

Уважаемые педагоги, а наиболее яркой технологией используемой на этапе презентации проекта, конечно, является «Шоу технология». Она имеет три основных особенности:

  • деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);
  • соревновательность на сцене;
  • подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Фрагмент такой шоу-технологии мы продемонстрируем в ходе игры «Умники и умницы».

СЛАЙД 12, 13, 14 МУЗЫКА к игре. 

Объявляю отборочный тур для выбора 3х участников игры:

Угадайте сказочных героев, которые делали добрые дела.

 - Эта девочка очень любила свою бабушку, заботилась о ней, и часто приносила ей пирожки   (Красная Шапочка).

Предоставляю вам право выбрать дорожку из 3х. На красной дорожке ошибаться нельзя, на зелёной можно допустить 2 ошибки и продолжить путь, на жёлтой дорожке допускается только 1 неверный ответ.

- Этот герой в трудную минуту всегда был рядом со своим хозяином. Ради его счастья ему пришлось общаться даже с Людоедом  (Кот в сапогах).

Выбираю 2ого участника.

- Эта девочка, несмотря на свой очень маленький рост, спасла ласточку (Дюймовочка). Выходит 3-ий участник.

Вопросы к игре:

  1. Какой добрый поступок совершила девочка Женя в сказке В. Катаева «Цветик - Семицветик»? Девочка Женя потратила последний волшебный лепесток, чтобы вылечить больного мальчика Витю. Это хороший, добрый поступок.

2. Какой поступок совершил мальчик Котька в рассказе Н. Носова «Огурцы» и расскажите, как он потом исправил этот поступок?

Мальчик Котька украл огурцы на колхозном поле. Это плохой поступок.

Он вернул все огурцы сторожу и извинился.

3.  Какой отважный поступок совершил мальчик в рассказе Л. Н. Толстого «Котёнок»?

Мальчик закрыл собой котёнка и спас его от собак. Это поступок отважный, хороший.

4. Объяснить поговорки о добре. Расскажите, что они означают.

- Не одежда красит человека, а добрые дела;

5. Объяснить поговорки о добре. Расскажите, что они означают.

- Жизнь дана на добрые дела;

6. Как вы понимаете слово «милосердие»? Что оно подразумевает?

 Милосердие – это милость сердца. Милость, идущая от сердца всегда бескорыстна, это готовность делать добро. Это сочувствие, сострадание

7. А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта?

(Все кругом стали бы злыми, жестокими, бессердечными).

8. Что значит бескорыстие, бескорыстный человек? 

9. Что сделал мальчик в рассказе В. Осеевой «Просто старушка»?

Мальчик помог незнакомой старушке, которая упала на льду, подняться. Это хороший поступок.

Завершить наш мастер – класс я хочу, используя метод 6 шляп де Боно. Для этого я попрошу вас встать в круг (в центре стоит столик с цветными шляпами) и примерить шляпу того цвета, который вам нравится, а значение каждого цвета вы можете увидеть на экране. СЛАЙД 15.

  • Белая — выскажите свое мнение о проведённом мастер-классе.
  • Желтая —положительные моменты. (Очень приятно, что вы хотите отметить положительные моменты нашей встречи).
  • Черная — отрицательные моменты.
  • Красная — какие чувства и эмоции испытали в процессе мастер-класса.
  • Зеленая — что нового узнали?
  • Синяя — как можно применить в жизни полученные знания?

        Мне очень приятно, что полученные знания, вам пригодятся в дальнейшем. СЛАЙД 16. Закончить наш мастер-класс я хотела бы словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Надеюсь, я с этой задачей сегодня справилась, так как я считаю, что как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий"

Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в  изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий", рассказывает о нетрадиционных технологий в развитии тво...

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Основная идея по работе с нетрадиционными техниками способствует развитию детской художественной одаренности, личностному интеллектуальному развитию детей, развивает память, психику, творчество, подго...

Консультация для воспитателей на тему: «Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания».

Консультация для воспитателей на тему:«Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания».    Ребёнок уже с самого рождения является п...

Интерактивная игра с педагогами на тему «Организация проектной деятельности с дошкольниками»

Цель: систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду и повышение уровня компетентности педагогов в вопросах проектирования педагогического процесса на ...

Деловая игра на тему «Организация образовательной деятельности с использованием развивающих технологий»

Цель: повышение креативной компетентности педагогов (способность педагога к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач) в организации образова...

Консультация для педагогов на тему: «Организация проектной деятельности, в условиях реализации программы «Вдохновение»

Образовательная практика в дошкольном учреждении, оптимально поддерживающая образовательно-развивающий потенциал детей, большее значение придает совместным образовательным процессам, ориентированным н...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников путем использования инновационных методик»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников путем использования инновационных методик»...