Мастер-класс для педагогов "Реализация гендерногоподхода в игровой деятельности"
материал

Мастер-класс "Реализация гендерного подхода в игровой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11»

Мастер-класс для педагогов

«Реализация гендерного подхода в игровой деятельности».

Воспитатель:

Касаткина Марина Сергеевна

2023год

Реализация гендерного подхода в игровой деятельности.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности.

Реализация гендерного подхода в игровой деятельности носит комплексный характер. В педагогической деятельности используются следующие виды игр:

  1. Сюжетно-ролевые;
  2. Коммуникативные игры;
  3. Дидактические игры;
  4. Подвижные игры;
  5. Словесные игры;
  6. Символические игры;
  7. Русские народные подвижные игры.

В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать гендерную роль. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше детей, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички - и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам. Мальчики, играя дома, осваивают и вертикальную плоскость для игры: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. У мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделиться, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в таких играх и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. У девочек активно прослеживается интерес к игре в куклы, сюжетно-ролевым играм: «Дочки-матери», «Столовая», «Повара», «Модницы», у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Мальчики предпочитают сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Полицейские», «Ремонтные работы». Когда детям предоставляется возможность поиграть в магазин, то, превратившись в «продавцов», они предлагают мальчикам купить машинки и оружие, а девочкам –– кукол и посуду. Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому девочки играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются ремонтными работами. В сюжетно-ролевой игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков и доброта, терпеливость, забота, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, привязанностью друг к другу, первой симпатией к противоположному полу, проигрыванием ролей родителей. Например, игра “Поликлиника” идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, воспитывает в них чувство заботы и уважения к противоположному полу. В сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» просто необходима роль отца, брата, дяди, с которой сможет справиться только мальчик. Мальчик может и покатать малыша в коляске, или «отвести» дочку в детский сад. Так же и девочки могут играть в сюжетно-ролевую игру «Шофёры» или «Полицейские», выполняя, казалось бы, «мужские роли».

Дидактические игры способствуют формированию гендерной социализации и идентичности дошкольника. В процессе игры ребёнок узнаёт об особенностях внешнего вида, одежды, этике поведения каждого пола и использует эти знания, формируя на их основе личное поведение, соотнося себя с определённым полом. Игра «Хорошо или плохо» учит детей анализировать поступки детей, учит правильному взаимоотношению между мальчиками и девочками. Дидактичекая игра «Одень мальчика» и «Одень девочку» формирует знания об одежде, характерной для каждого пола. Дидактичекие игры «Женские и мужские профессии», «Профессии и инструменты труда » знакомят детей с миром профессий.

Дидактическая игра «Дом дружбы»

Усадите всех детей в круг через одного (мальчик-девочка) и дайте им конструктор. Пустите одну деталь конструктора по кругу, и пусть каждый малыш, присоединяя к ней следующую и передавая дальше, скажет комплимент представителю противоположного пола. Например, Ваня какой? – Хороший, сильный, быстро бегает, высоко прыгает, не обижает девочек, не дерется. Маша какая? – Красивая, добрая, честная, аккуратная, и т.п. Эта игра помогает детям понять, что в каждом человеке есть что-то хорошее, что дружить между собой можно и нужно. Постройте из конструктора большой «дом дружбы»

Дидактическая игра «Мама»

Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим радость, сохранять дружбу.

Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».

Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем "волшебные слова" для мамы». Игра заканчивается совместным определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.

Дидактическая игра "Подарки для Саши и Маши".

Цель: формирование гендерных представлений у детей.

Задачи: закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола; развивать мышление, воображение; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Описание игры. Для игры понадобятся две куклы - девочка Даша и мальчик Саша, две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат "Подарки" (картинки с изображением различных предметов - игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности). В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.

Дидактическая игра «Друг»

Цели: Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.

Материал: резиновый мячик, мягкие игрушки.

Ход игры: Дети садятся по кругу, близко друг к другу. В центре сажается любая игрушка, например заяц. Воспитатель говорит, что зайчик ушиб коленку и плачет, но мы можем помочь ему, если правильно поддержим его и пожалеем. Предлагается, передавая мяч друг другу, произнести слова поддержки и утешения. Например: не плачь, мы доведем тебя до дома; твоя ранка скоро заживет; я помогу тебе встать; я хочу угостить тебя конфеткой; мы помажем колено и забинтуем его; я поглажу тебя по голове, и боль пройдет; я очень люблю тебя и не брошу в беде.

Или другая ситуация, воспитатель говорит, что зайка сегодня помог своему другу убежать от волка. Давайте похвалим зайку, порадуемся за него. Дети, передавая мяч друг другу, произносят разные слова (молодец, смелый, отважный, мы тобой гордимся, спасибо тебе, ты настоящий друг

Дидактическая игра « Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: крупный конструктор.

Ход игры: Дети поочереди берут детали конструктора, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. . Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы. В конце получается дом.

Дидактическая игра «Дом добрых дел»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал: конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

Дидактическая игра «Собери цепочку»

Цель: формировать представления детей о половозрастном развитии человека. Оборудование: набор карточек с изображением младенца- мальчика, дошкольника, школьника, юноши, мужчины, старика; младенца-девочки, дошкольницы, школьницы, девушки, женщины, старушки.

Ход игры: Детям предлагается выложить в «правильной» последовательности карточки.

Дидактическая игра «Найди правильно»

Цель: формировать представления детей о полоролевых стереотипных видах деятельности человека.

Оборудование: набор карточек с изображением девочки, мальчика и предметов труда (лопата, кирпич, пила, нож, молоток, пяльцы, посуда для сервировки стола, продукты и посуда для приготовления пищи, выкройки одежды и пр.) .

Ход игры: Детям предлагается подобрать предметы труда для мальчика и для девочки.

Дидактическая игра «Кто что носит? »

Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.

Оборудование: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)

Ход игры: Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.

Дидактическая игра «Волшебный цветок»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

Дидактическая игра «Благородные поступки».

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д. Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки;

Коммуникативные и словесные игры способствуют формированию гендерных качеств у детей, развитию чувства эмпатии и уважения к противоположному полу, чувства взаимопомощи и поддержки, развивают культуру взаимоотношений с противоположным полом. Игра «Комплименты» учит детей говорить добрые слова друг другу, игра «Пожелания» развивает умение дружить, взаимоподдержку, желание прийти другу на помощь. Игра «Волшебный цветок» направлена на воспитание вежливости, развитие коммуникабельности дошкольников.

«Новое имя». По заданию педагога дети дают характеристику каждому в группе, начиная с первой буквы имени, например: Наташа – нежная, надежная, неунывающая; Саша – смелый, сильный, стойкий. Охарактеризовать товарища можно и по ассоциации с каким-либо растением, животным или явлением, например: Таня – травинка (тоненькая, хрупкая, нежная); Вася – василек (глазки голубые, как у василька); Ксюша – кошечка (ходит тихо-тихо, совсем не слышно, как кошечка); Саша – солнышко (добрый, радостный, согревающий своей улыбкой). Когда станет ясно, что дети усвоили инструкцию, педагог, подзывая к себе каждого воспитанника, предлагает придумать свой вариант характеристики.

Игра «Ребятки, ребятки, где же наши ушки?»
(воспитатель пропевает: «Ребятки, ребятки, где же наши …(называет часть тела)», дети отвечают, пропевая и показывая «Вот они, вот они, вот наши….»
- Молодцы, у всех нас одинаковые части тела. Но мы и отличаемся друг от друга. Чем же? (Ответы детей, воспитатель дополняет, что у нас есть мальчики и девочки, мы по-разному одеваемся и внешность разная)
- Предлагаю вам отгадать про кого из ребят я загадала загадку.


Игра «Угадай о ком я рассказываю» (воспитатель достает фото ребенка и рассказывает о его внешности, как одет, что он любит, а дети отгадывают, затем показывается детям фото) Дети определяют в какой домик поместить фотографию: окошко домика девочек или домика мальчиков из дидактической игры «Из чего же сделаны мальчики и девочки»
- К нам сегодня в гости собрались прийти девочка Таня и мальчик Саша, но они совсем запутались и не знают, какую одежду им одеть в детский сад. Давай им поможем одеться. Дети помогают одеть кукол. Воспитатель оценивает, правильно ли они одеты, почему именно так.
- Молодцы, ребята. Нашим гостям очень нравится в нашей группе. У нас много игрушек, и для мальчиков и для девочек. Давайте, нашим гостям покажем во что может поиграть мальчик Саша, мальчики предлагайте. А во что интересно будет поиграть девочке Тане? Девочки, во что вы любите играть в группе? Предлагаю вам взять кукол и пойти с ними поиграть в эти игры.

«Давайте говорить друг другу комплименты» (со второй младшей гр.)

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Материал: два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка. Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой). Ход игры: К детям в гости пришли куклы - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям

Подвижные игры способствуют развитию физических навыков: выносливости, ловкости, а так же формируют умение взаимодействоватьс противоположным полом в процессе игры. Такие игры: «Ловишки», «Успей поймать», «Ловишки парами», «Перетягивание каната (для достижения указанных целей обе команды участников должны быть смешанными по гендерному признаку, в каждой команде — и мальчики, и девочки». Подвижные игры, знакомят детей с профессиями: «Пожарные на учении». Русские народные подвижные игры «Плетень», «Карусель», «Ручеёк» так же формируют гендерную принадлежность дошкольников, закладывают основы «женского» и «мужского» поведения.

Символические игры

«Кто живет в твоем сердце?»

Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» и т.д. (см. рис. 3), отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия

Таким образом, в организации игровой деятельности необходимо реализовывать потребности мальчиков в двигательной активности, а так же организовывать совместные подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры с выполнением разных ролей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов ДОО по организации игровой деятельности детей третьго года жизни в условиях ДОО

повысить педагогическую компетенцию воспитателей в вопросах организации игровой деятельности детей третьего года жизни, для дальнейшего развития сюжетно-ролевой игры...

Мастер-класс для педагогов по теме «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДО»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр...

КМО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»Цель мастер-класса: Повышение уровн...

Мастер - класс «Театрализованная игра как особый вид игровой деятельности»

Мастер - класс  «Театрализованная игра как особый вид игровой деятельности»...

Мастер -класс для родителей "Изготовление пособий для игровой деятельности детей из бросового материала"

Технологические карты по изготовлению пособий для самостоятельной  игровой деятельности детей...