Мастер-класс "Развитие творческого потенциала дошкольника через игровую деятельность"
материал

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_anferova.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие творческого потенциала дошкольника

через игровую деятельность»

                                        Автор: Анферова С.А., воспитатель МБДОУ № 84

      Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

      Задачи:

  1. Передать опыт использования развивающих игр для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
  2.  Продемонстрировать приемы организации развивающих игр для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
  3. Формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование развивающих игр для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.  

     Оборудование: экран, проектор, ноутбук

     Раздаточный материал: карточки с игровыми ситуациями, мяч, кукла, обруч,  

барабан, неваляшка.

     Регламент мастер-класса: - вводная часть (5 мин);

     - основная часть (25 мин);

     - заключительная часть (10 мин).

      Ожидаемые результаты:

1. Понимание его участниками основ развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

2. Практическое освоение ими приемов в рамках транслируемого опыта.

3. Рост мотивации участников мастер-класса к использованию развивающих игр для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Содержание деятельности педагога-мастера

 во время проведения мастер-класса:

      Актуальность:

Творчество - самовыражение и самоутверждение личности. «Творчество - как отмечал JI.C. Выготский, - это необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». В дошкольной педагогике проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Наше время так же требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение проблемы начинается уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности. (Л. А. Векгер. Н. А. Ветлугина. Л. С. Выготский, и т. д.). Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

           Игра – это поле свободной творческой деятельности. Вхождение в роль, развитие ее отношений как своих, когда ребенок умеет вживаться в роль, чувствовать ее отношение, играет огромное значение в развитии творческих способностей. Для того, чтобы игра была интересной. Нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, овеществлять живое, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.

        Развивающие игры могут стать мощным стимулом для развития творческого потенциала. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

        Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

        

        Условия для успешного развития творческого потенциала:

  1. раннее начало;

Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего возраста. То есть с очень раннего по современным представлениям.

  1. необходимость окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться;
  2. характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимается выше и выше.

  1. свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким -либо делом, в выборе способов работы.

Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

  1. ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых.

         Игра должна отвечать следующим требованиям:

  • быть интересной,
  • доступной,
  • увлекательной,
  • включать детей в разные виды деятельности

   В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

  • игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
  • игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Практическая часть:

    Сегодня я продемонстрирую вам несколько развивающих игр, направленных на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Игра «Фантастические гипотезы»

Цель игры – развивать творческое воображение и теоретическое мышление.  Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?

Сначала варианты предлагает воспитатель. Потом эстафета передается детям. Один ребенок ведущий придумывает ситуацию, остальные ребята предлагают свои варианты разворачивания событий.

Задание педагогам: придумайте ситуации «Что было бы если…». (Проигрывается 1-2 ситуации из предложенных).

      

Игра «Сказочные истории»

Игра направлена на умение использовать элементы анимизма («одушевления» предметов). Подумайте и скажите, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.).

Придумайте сказочную историю, которые могут с ними произойти. Историю придумываем по цепочке: каждый участник по одному предложению.

Игра «Картина из дырок»

Цель игры - развивать творчество при рисовании нестандартными способами. Если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).

Сначала педагог предлагает «нарисовать» детям какой-то предмет, потом дети сами пробуют придумать и нарисовать «картину из дырок».

При проведении игры необходимо продумать технику безопасности: игры должны быть толстые, по типу шила, правила обозначены детям, подгруппа не более 6 человек на безопасном друг от друга расстоянии.

Очень важно в конце игры провести выставку детских работ.

Игра «Наоборот»

Цель игры - учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации. Измените предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.

        При проведении игры возможны варианты: дети могут нарисовать изменяемые предметы и по своим рисункам придумать рассказ или сказку. Возможно сначала придумывание истории, в том числе коллективное, а потом рисование иллюстраций к данной истории. Так, у нас в группе появилась книжка-малышка «Чудеса в решете».

Игра «Буквы в рисунках»

Игра направлена на развитие умения преобразовывать графические символы.

Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Педагог раздает карточки участникам детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий. Педагог начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Участник продолжает  -  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

 Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  -  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

    В результате применения развивающих игр для развития творческого потенциала у детей группы отмечается:

- умение создавать новые образы из предметов;

-  60 % дети проявляют любопытство ко многим вещам, постоянно задают вопросы;

- увеличилось количество идей при проигрывании;

-  увеличилась оригинальность творческих работ.

Рефлексия

     Уважаемые участники, предлагаю оценить мастер-класс. Если мастер-класс был вам полезен и вы возьмете представленный опыт себе в копилку, наклейте стикер на портфель. Если содержание мастер-класса вы возьмете на вооружение, но частично – наклейте стикер на ноутбук. Если вы считаете, что содержание мастер-класса вам не пригодится, наклейте стикер на мусорную корзину.  Я благодарю вас за участие в мастер-классе.

Использованная литература:

  1. Богоявлинская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. д/вузов М.: 2002. – 212с.
  2. Волович Л.А. Управление процессами развития творчества активности учащихся. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 1993.- 324с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967., с.5-43
  4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982 –с.113
  5. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М.: Изд-во ЭКСМО, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное дошкольное образование обозначает проблему формирования музыкально-эстетической культуры дошкольников как одну из актуальных проблем развития личности. В Федеральном государственном станда...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное дошкольное образование обозначает проблему формирования музыкально-эстетической культуры дошкольников как одну из актуальных проблем развития личности. В Федеральном государственном станда...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Мастер класс для педагогов  "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"...