ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
статья по теме

Лукьянчикова Екатерина Николаевна

В современной педагогической науке огромное значение в развитии ребенка придается игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Лукъянчикова Е.Н, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №83»,  г. Орел

В современной педагогической науке огромное значение в развитии ребенка придается игровой деятельности.  В работах многих отечественных и зарубежных ученых  рассматриваются своеобразие, роль и значение игры в жизни общества и отдельной личности (Г. Либшер, Г. Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Истомин, В.И. Устименко). Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее роль в формировании социального поведения и самоутверждения ребенка. Среди педагогических исследований, посвященных вопросам организации игровой деятельности детей раннего возраста, особое место занимают работы Ф.И. Фрадкиной, С.Л. Новоселовой, Н.М. Аксариной, Д.Б. Менджерицкой, Р.И. Жуковской. Авторы едины во мнении о том, что именно третий год жизни является крайне важным для формирования сюжетно-ролевой игры. В тоже время они доказали, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру опыта, усвоенного в повседневной жизни, необходимо приобщать детей к игре.  Однако на практике не редки случаи, когда детская игровая деятельность пускается на самотек, в результате чего дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в мире не всегда соответствует их возрастным возможностям.

С учетом вышеизложенного на протяжении нескольких лет центральное место в образовательном процессе первой младшей группы МБДОУ «Детский сад №83» г. Орла придается организации игровой деятельности детей третьего года жизни.  

С этой целью был разработан тематический план работы по организации игровой деятельности  детей третьего года жизни, фрагмент которого отражен в таблице 1.

С учетом проведенного в начале учебного года диагностического обследования, позволившего выявить актуальный уровень игровых умений детей третьего года жизни, а также их интересы и предпочтения, был подобран комплекс игровых ситуаций, предполагающих обыгрывание бытовых сцен или общественно-полезных действий. Среди них: «Куклы обедают», «Куклы на прогулке», «Модные прически», «К нам заехал семейный доктор», «Мойка и ремонт машины», «Пароход отправляется в плавание» и др. Так, Варя Х. с удовольствием исполняла роль мамы, готовила овощной суп, кормила куклу обедом. Во время кормления куклы приговаривала: «Кушай, кушай супчик». София М. активно принимала участие в игре «К нам заехал семейный доктор». Она перевязывала лапку зайке, утешала его, чтобы он не плакал.

Таблица 1

Фрагмент тематического плана работы по организации игровой деятельности детей третьего года жизни

Тема

Игровые задачи

Материалы и оборудование

Игровая ситуация «Куклы на прогулке»

Формировать у детей умения переносить знакомые игровые действия с одного объекта на другой, выполнять с помощью взрослого различные игровые действия. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Использовать предметы заместители.

Приготовить снятую с куклы одежду, куклу, коляски

Игровая ситуация «Модная прическа»

Учить детей принимать на себя роль, понимать, что он сейчас в игре – парикмахер. Учить передавать последовательность в действиях. Создать условия для совместной игровой деятельности детей.

Выложить атрибуты для игры в парикмахерскую, кукла.

Игровая ситуация «Мойка и ремонт машины»

Учить детей выполнять цепочку последовательных специфических действий данной роли. Вступать во взаимодействие с партнером. Продолжать учить ролевому диалогу. Воспитывать в игре чувство симпатии между детьми.

Ввезти красную большую машину, подготовить игрушечные инструменты для ремонта.

Игровая ситуация «Пароход отправляется в плавание»

Продолжать учить детей брать на себя основную роль, определять для партнера дополнительную роль. Продолжать учить детей ролевому специфическому взаимодействию; вступать в ролевой диалог. Закреплять умение использовать не только игрушки, предметы-заместители, но и воображаемые предметы. Воспитывать интерес к игре. Познакомить детей с нормами поведения и правилами безопасности.

Внести штурвал, бинокль, бескозырки и фуражку для капитана.

Каждый сюжет неоднократно проигрывался с детьми. Так, в начале  детям давались прямые словесные указания, побуждающие к активной  игровой деятельности, сопровождаемые показом действий. Например: «Дай кукле пить из чашки». Если ребенок не выполнял игровое действие, взрослый показывал, что и как надо делать. При этом игровые ситуации могли различаться по сложности. Наиболее простыми были те, в которых предметы находились рядом с ребенком. Например, он держит в руках куклу, чашка - рядом, на столике. К более сложным ситуациям следует отнести те, когда игрушки нужно сначала найти.  

В дальнейшем детям предлагалось выполнять игровые действия, опираясь на собственный опыт. Прямая инструкция заменялась косвенной: «Кукла хочет пить». Ребенок слышит только названия действия и предмета и сам должен решить, как ему поступить дальше и что надо сделать.

Как показал опыт работы с детьми, наиболее сложными для воспитанников первой младшей группы были ситуации, когда игровой персонаж не хочет что-либо делать или «плачет». Часто, не зная, как решить такую проблему, дети уходили от ее решения. Например,  на обращение взрослого: «Кукла не хочет идти гулять – на улице холодно», Варя Х. ответила: «Пойдет». Милана М., играя с медвежонком, уронила его. После обращения педагога: «Посмотри, мишка плачет», девочка подняла его, прижала к себе. А потом посадила медвежонка в машину и начала катать.

Дети третьего года жизни активно используют предметы-заместители,  начинают сами ставить перед собой игровые задачи и решать их либо самостоятельно, либо с помощью взрослого. Например: Максим А., играя с машиной, накрывает ее простынкой. Педагог спрашивает: «Спрятал?». Максим: «Нет, она спит». Берет листы бумаги, садится на стульчик, обращается к педагогу: «Поеду на автобусе, вот билеты». Рядом играющий Ярослав К. сообщает: «Машина грязная». Берет карандаш, водит по машине, как шлангом, издавая характерный звук: «Все, помыл».

Применение метода комплексного руководства играми детей предполагало активное познание ими окружающего мира в игровой деятельности на основании взаимодействия взрослого с детьми. Для этого с малышами проводились наблюдения за трудом взрослых, играми детей более старшего возраста, чтение сказок, рассматривание иллюстраций. По мере обогащения жизненного и игрового опыта детей для стимулирования самостоятельной игровой деятельности детей третьего года жизни изменялась предметно-игровая среда: вносились сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, машины), был увеличен ассортимент посуды, постельных принадлежностей, одежды для кукол, изготавливались игрушки-заместители  из ткани и природного материала.  

Таким образом, можно утверждать, что для организации игровой деятельности детей третьего года жизни необходимы отбор содержания игр с учетом интересов и опыта детей третьего года жизни; многократное повторение игровых сюжетов (на протяжении 2-3 недель) с усложнением задач и игровых действий; применение комплексного метода руководства играми детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни».

Данная разработка содержит материал для проведения родительского собрания в первой младшей группе по теме "Формирование игровой деятельности у детей третьего года жизни"....

"Игровая деятельность детей третьего года жизни"

Второй год жизни малыша является новым этапом развития и совершенствования его основных навыков. Ребенок становится более выносливым, как физически, так и эмоционально. Он овладел основными двигатель...

Проект "Активизация игровой деятельности детей третьего года жизни посредством самодельного игрового материала"

Цель проекта: создание игрового материала, способствующего развитию игровой деятельности детей. Тип проекта: практический, игровой, групповой, среднесрочный....

Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни

Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка. ...

Консультация на тему: «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»

Консультация на тему:«Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»...

"Организация конструктивной деятельности детей третьего года жизни"

Информация для родителей (раскладушка) по конструированию в группе раннего возраста.Конструктор - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор ...

Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни

Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка....