Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни
консультация (младшая группа)

Рыкова Мария Анатольевна
Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для родительского собрания по теме: «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни».

Ход основной части собрания:

Почему для обсуждения взяли эту тему? Во-первых, потому что вы в анкетах отметили, что хотели бы узнать об играх для развития детей. Во-вторых, психологи доказывают, что игра исчезает из детской жизни, т. к. родители больше заботятся об интеллектуальном развитии своих детей, забывая об игре. А этого нельзя допускать. Очень приятно, что во всех семьях наших воспитанников дети играют, причём играют в разные игры, отдавая предпочтение подвижным. Радует, что вы сами играете с малышами и игра помогает вам в развитии детей. А вот правильно ли вы играете, теми ли играми занимаетесь, поможет разобраться наша сегодняшняя встреча.

Так что же такое игра? Игра — это один из видов человеческой деятельности; занятие, созданное для развития и отдыха; забава, развлечение.

А какие бывают детские игры? Выделим виды игр:

  • подвижные,
  • сюжетные ролевые,
  • театрализованные,
  • дидактические,
  • словесные,
  • настольно-печатные,
  • музыкальные.

Все эти игры, несомненно, развивают малышей, но наиболее развивающим эффектом, как считают многие учёные, обладают сюжетно-ролевые игры. Почему они так считают? На этот вопрос мы постараемся вместе ответить чуть позже. Рассмотрим сюжетно — ролевые игры. Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют ею, т. е. умеют играть. Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, ребёнок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» происходит в разновозрастных обществах, где есть старшие дети, умеющие играть. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, многодетных семьях. А сейчас это большая редкость. В такой ситуации кто должен заменить малышу недостающих братьев, сестёр, старших товарищей? Кто поможет овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру? Конечно же, мы, взрослые (т. е. родители и воспитатели). В детском саду для развития игровых умений малышей мы используем специальные методики, разработанные учёными, а вам, уважаемые мамы и папы, предлагаем и настоятельно советуем просто чаще играть со своим малышом, чаще превращаться в его друга и партнёра.

Но учить играть малышей надо постепенно. Что лежит в основе детской игры? Её основой является реальная жизнь. Именно события реальной окружающей жизни  действительности ребёнок и отображает в игре. Он копирует действия взрослого, хочет быть как взрослый. Как развивается игровая деятельность малышей, какие этапы игры должен освоить малыш прежде, чем скажет: «Я — мама, а в коляске лежит моя доченька», «Я — доктор, а ты будешь больной»?

Последовательность формирования игровых умений:

  1. На втором году жизни появляется сюжетно — отобразительная игра. Ребёнок переносит знакомые сюжеты в игру и передаёт смысловые связи между предметами: кормит куклу, укачивает, как это делает с ним мама. Таким образом он осваивает действия с сюжетными игрушками.
  2. В определённый момент в действие включается предмет-заместитель. Что это значит? Например, палочка заменяет ложку, нож, градусник и т. д.
  3. Ещё позже в игру включается воображаемый предмет.
  4. Ближе к трём годам можно учить детей брать на себя роль. Попробуйте в игре задать малышу вопрос: «Ты кто?» Если он ответит, что «он — шофёр», то он принял роль. Таким образом сюжетно — отобразительная игра становится основой для возникновения сюжетно — ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Какая главная игрушка сопровождает ребёнка на всех этапах формирования игры?

Рассмотрим подробнее игры в куклы и что для них нужно? Игры в куклы могут быть разными. В психологии их условно разделяют на режиссёрские и сюжетно — ролевые. В чём разница? В режиссёрских играх ребёнок, как режиссёр, выстраивает тот или иной сюжет с несколькими персонажами — игрушками: куклами, зверюшками, машинками и др. Он управляет ими несколькими одновременно, вкладывая при этом в них тот сюжет, который хочет проиграть. В ролевой игре ребёнок берёт роль на себя, т. е. он сам на время игры становится мамой, врачом и т. д. Куклы в этих играх обычно используются разные: в режиссёрских играх — маленькие куколки, которые удобно брать в руку, а в ролевых играх — куклы, которые нужно брать обеими руками, т. е. значительно больше. Конечно, и для маленьких кукол и для больших необходимы соответствующие атрибуты. Это, прежде всего, одежда и обувь, дом, мебель, кухонная утварь, транспорт, предметы ландшафта, предметы-заместители.

В возрасте 1,5 — 3 лет малыш в сюжетной игре с куклой делает то, что с ним делает взрослый. Это время подражания, поэтому большого разнообразия атрибутики не требуется, нужны кроватка и постельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло, постельное бельё), ванночка и полотенце (или тряпочки) для купания куклы. В зависимости от  возраста ребёнка в гардеробе куклы должна быть такая одежда, чтобы ребёнок мог сам хотя бы её снимать, а позже и одевать. Для игры малыша вполне достаточно одного комплекта лёгкой одежды, а так же тёплой. При этом нельзя забывать об обуви. Для перемещения кукол необходимы транспортные средства: коляска, машина, санки. Дом -  важное место для игры ребёнка и почти в любых играх он обязательно либо создаётся, либо обозначается. В ход идут столы, стулья, одеяла, покрывала — всё, из чего можно создать уютное гнёздышко и назвать его домом. Разнообразные игрушечные дома, предназначенные для сюжетно — ролевых игр сегодня продаются в магазинах игрушек.

По мере взросления и развития ребёнка кукла начинает «жить полноценной социальной жизнью», поэтому разнообразие кукольных принадлежностей должно увеличиваться. Помимо всего прочего, для развития сюжетной игры необходимы стимулирующие атрибуты. Например, для игры в доктора — докторская шапочка, витамины, бутылёчки различные, для игры в магазин — весы, деньги, продукты и т. д.

Особое значение для игры, как неотъемлемая составляющая часть кукольного хозяйства, имеют предметы-заместители. Они также необходимы любой сюжетной игре, как и сами игрушки. Дело в том, что их значение сложно переоценить — ведь они могут выполнять огромное разнообразие функций в любой игре. Только действие «понарошку», «как будто» развивает воображение, что очень важно для полноценного психического развития ребёнка. Условность — прямой путь к способности абстрактно, т. е. отвлечённо мыслить. А в школе, как известно, без этого умения — никуда. Личностно незрелые, недоигравшие дошкольники пойдут в школу, не научившись регулировать своё поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

Итак, я уже перешла к тому вопросу, ответ на который мы должны вывести вместе. Помните этот вопрос? Почему учёные считают, что именно сюжетная игра обладает самым развивающим эффектом среди множества других игр?

Значение игры:

  • развивает воображение, мышление, память, речь, внимание, сосредоточенность;
  • в игре дети учатся регулировать своё поведение, осваивают правила взаимодействия друг с другом;
  • в совместных играх со сверстниками дети приобретают опыт взаимопонимания, учатся пояснять свои действия и намерения, контролировать свои желания;
  • дети уточняют и расширяют знания об окружающем мире, глубже его познают.;
  • принимая на себя роль, воссоздают поступки людей, проникаются чувствами, сопереживают;
  • в игре дети выражают свои эмоции;
  • происходит физическое развитие;
  • воспитывается чувство прекрасного.

Перейдём к практической части. Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребёнка. Какую машину лучше купить двухлетнему ребёнку: красивую блестящую легковушку или небольшой грузовичок с открытым кузовом? Конечно же грузовичок. Его можно не только катать до бесконечности, но, самое главное, в него можно что-то погрузить, из него можно и выгрузить, посадить в него мишку и покатать. Но просто купить хорошую, нужную новую игрушку — мало. Её надо вместе с ребёнком как следует обыграть, т. е. научить малыша игровым действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка третьего года жизни.

Рекомендации родителям и воспитателям ДОУ ( 1 младшая группа) по созданию предметно- развивающей среды для ребёнка 2-3 лет.Перечень необходимых и достаточных игрушек, их кол-во и функциональные параме...

Родительское собрание по теме: «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни».

Данная разработка содержит материал для проведения родительского собрания в первой младшей группе по теме "Формирование игровой деятельности у детей третьего года жизни"....

"Игровая деятельность детей третьего года жизни"

Второй год жизни малыша является новым этапом развития и совершенствования его основных навыков. Ребенок становится более выносливым, как физически, так и эмоционально. Он овладел основными двигатель...

Проект "Активизация игровой деятельности детей третьего года жизни посредством самодельного игрового материала"

Цель проекта: создание игрового материала, способствующего развитию игровой деятельности детей. Тип проекта: практический, игровой, групповой, среднесрочный....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

В современной педагогической науке огромное значение в развитии ребенка придается игровой деятельности...

Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни

Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка....

Формирование самостоятельности у детей третьего года жизни, используя поручения

Причиной многих капризов детей третьего года жизни является  неудовлетворение взрослыми желания ребенка к самостоятельным действиям. Это  заставляет педагогов изыски­вать средства для пр...