Формирование самостоятельности у детей третьего года жизни, используя поручения
методическая разработка (младшая группа)

Мукштадт Маргарита Владимировна

Причиной многих капризов детей третьего года жизни является  неудовлетворение взрослыми желания ребенка к самостоятельным действиям. Это  заставляет педагогов изыски­вать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, то ему необходимо вы­брать средство для их преодоления – развитие самостоятельности у детей с использованием индивидуальных поручений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samostojatelnosti.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самостоятельности у детей третьего года жизни, используя поручения

Работа по формированию самостоятельности у детей третьего года жизни с использованием индивидуальных поручений строится поэтапно. При разработке содержания и методов формирования самостоятельности  учитываются показатели развития самостоятельности у детей третьего года жизни и причины их капризов. 

Основные задачи:

  1. Осуществлять работу по формированию начала самостоятельности у детей: чтобы дети проявляли интерес к поручению, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения.
  2. Направлять усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, при этом уделять особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить поручение, следить за тем, чтобы все добивались хороших результатов, т. е. руководить самим процессом продуктивной деятельности.
  3. Формировать у детей социальных мотивов деятельности - мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания.

Поставленные задачи на первом этапе достигаются посредством подробного объяснения, мотивации того, что ребенок должен выполнить.

Индивидуальное поручение ребенку: «Полей цветы»:

- мы объясняем ребенку для чего нужно поливать цветы;

- показываем, как правильно поливать цветы;

- совместно с  ребенком наблюдаем за деятельностью других детей;

- затем ребенок выполняет поручение, при этом мы напоминаем, уточняем и поясняем действия ребенка.

По мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, на втором этапе мы переходим к словесному напоминанию: достаточно  подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях.

Мы постепенно активизируем детей вопросами: «С чего начнешь делать? А ты знаешь, где у нас находятся лейки? Сколько воды лить в этот цветок? Сколько корма надо насыпать рыбкам? Что мы делаем перед тем, как высыпать его в кормушку?» И т. п. Наши вопросы должны быть направлены на то, чтобы дети уяснили или вспомнили способы выполнения поручения. Содержание вопросов должно быть индивидуальным, учитывая возможности каждого затруднения ребенка при выполнении задания.

На третьем этапе мы даем индивидуальные поручения не одному, а нескольким детям. Подобная организация поручений возможна, так как дети уже имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного нашего вмешательства и внимания. При этом мы показываем несложные приемы работы всем детям одновременно. Например, поручаем четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики. Каждый вытирает один стул. Мы  разъясняем приемы работы: как следует держать тряпочку, какой влажности она должна быть, напоминаем последовательность действий.

Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них социальных мотивов деятельности - мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно  путем  повышения требования к детям, к их индивидуальной деятельности, усложняя поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности.

Сначала мы добиваемся лишь эмоционально-положительного отношения к поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отзывается помочь взрослому, правильно выполняя задание, добивается результата.

По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиться более осознанного отношения к трудовым заданиям взрослых, полезности выполняемого дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне, вместе быстро приготовили все к занятию».

Самым высоким критерием оценки выполнения поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Нам очень важно умело поддерживать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

Инициативу в труде дети проявляют в тех случаях, когда мы умело переходим от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов выполнения. С помощью вопросов мы постепенно приучаем детей обращаться к своему опыту, вспоминать, что научились делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, мы организовываем специальные ситуации, в которых он мог проявить инициативу. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, ремонт книг и др.), трудом в природе.

Проявлению инициативы детей в труде, во многом способствуют поручения, даваемые нами задолго до их выполнения: что-либо сделать, но после завтрака, обеда, игры, сна и т.д. При этом мы предлагаем ребенку напомнить нам об этом: «Сережа, у нас времени мало, а вот после сна напомни мне. Я тебе поручу очень нужное дело. Хорошо?» Обычно ребенка очень радует наше доверие.

В оценке труда, достигнутых результатов мы используем игровые приемы. При этом можно использовать персонажи кукольного театра. С их помощью нам легко удается не только оценить сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело-до конца, проявлять старание. В занимательной игровой форме мы анализируем деятельность ребенка, рассказываем, что он хорошо выполнял, в чем ошибался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная деятельность детей третьего года жизни

Игра – основной вид деятельности детей.  Для нас, воспитателей , организация самостоятельной игровой деятельности является сложной задачей. Так как нужно не только тактично направлять его игру, н...

Родительское собрание по теме: «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни».

Данная разработка содержит материал для проведения родительского собрания в первой младшей группе по теме "Формирование игровой деятельности у детей третьего года жизни"....

«Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни»

Воспитание самостоятельности – работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, ес...

Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни."...

Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни.

Материал предназначен для воспитателей детских садов и мам....

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни"

Чтобы  ребенок  развивался  гармонично,  важно  последовательно  формировать  умения  и  навыки....

Консультация на тему: «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»

Консультация на тему:«Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»...