Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ковалевская Татьяна Алексеевна

Развивающая предметно-пространственная  среда в группе  компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевых нарушений и позволяет ребенку проявлять свои способности не  только в образовательной, но и в самостоятельной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Окружающее  пространство мы организовали таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postroenie_razvivayushchey_sredy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.

                                                         

   1 слайд:  Окружающая среда оказывает огромное влияние на развитие дошкольника.

Для ребёнка, имеющего нарушения в речевом развитии, большая часть информации, поступающей из окружающей его среды, является недоступной. Поэтому для успешного преодоления дошкольником с проблемами в обучении всех трудностей, в нашем детском саду обеспечена оптимальная организация - коррекционно-развивающего  пространства.

2 слайд: Развивающая предметно-пространственная  среда в группе  компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевых нарушений и позволяет ребенку проявлять свои способности не  только в образовательной, но и в самостоятельной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Окружающее  пространство мы организовали таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

3 слайд: Следовательно, дети нуждаются в создании таких условий, при которых воздействие будет оказываться не только на речевое развитие - логопедизацию содержания среды, но и на психическое развитие. Это позволит реализовать коррекционное сопровождение воспитательно-образовательного процесса в детском саду, будет способствовать всестороннему гармоничному формированию личности дошкольников.

4 слайд: Наша работа была нацелена  на такую организацию жизненного пространства, чтобы оно  стимулировало активность ребенка, делало его творцом своего предметного окружения,  творцом своей личности. При построении развивающей среды в группе нашего детского сада, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость – закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности – динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.

5 слайд : Большое внимание мы  уделяем оформлению интерьера группы. Дети с ОНР чаще всего имеют сопутствующие нарушения, у них снижены все характеристики произвольного внимания. Поэтому в интерьере преобладают спокойные тона цветов, а важную информацию для детей стараемся выделить наиболее ярко, опираясь тем самым на сохранное непроизвольное внимание.

 6 слайд: Среда группы  удовлетворяет  познавательные потребности детей. При этом её насыщение имеет коррекционную направленность. Так как, в нашей  группе принят тематический подход к планированию образовательной работы, то соответственно среда группы каждую неделю насыщается новым материалом, который создает базу для развития интересов детей и решения специальных задач педагогов. С этой целью в логопедическом кабинете и группе были созданы речевые центры. У нас в речевом центре группы  находятся картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.  

7 слайд: Еженедельно в них появляются соответствующие изучаемой лексической теме объекты, например, при прохождении темы «Посуда» - её различные виды из всевозможного материала и назначения, книги, раскраски. Важно добавить, что в содержание всех зон группы по возможности материал подбирается с учётом темы.

8 слайд: Речевой центр является ведущим, где дети с удовольствием учатся правильному произношению звуков с воспитателем и играют в логопеда. Используем много нетрадиционных форм работы с детьми: «Массаж грецким орехом»,  игры с резинками, ленточками, крупой, водой, сказко-терапию.

9,10,11 слайд: Кроме речевого центра у нас в группе оформлены:

- центр науки и экспериментирования;

12 слайд: - книжная зона «Библиотека», театральный уголок;

13 слайд: - центр  познавательных игр и математики;

14,15,16 слайд6 - центр сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Школа».

17 слайд: Естественной потребностью каждого дошкольника является игра. Поэтому наличие игрового центра обязательно в группе. Спецификой его в нашей группе является увеличение того или иного вида игрового материала, в зависимости от пройденной лексической темы.  Для развития коллективных игр и потребности в общении со сверстником мы используем разнообразные материалы в нескольких экземплярах. Несомненно, это позволяет избежать множества конфликтов из-за определения, кто же будет играть первым.

18 слайд: Речь, постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старших группах делаем акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте, мы активно используем с детьми словесные игры, игры-драматизации, театрализованные игры. В театральном центре у нас представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра по нескольким хорошо знакомым детям сказкам.

19,20 слайд:  В  центре природы помещён различный природный материал, объёмные модели, фигурки животных и птиц, муляжи овощей и фруктов, что позволяет каждому ребёнку ощутить мягкость перышка, твёрдость камня и т.д.

21 слайд: Каждый из этих центров несет свои определенные задачи, имеет разное оснащение. Но цель общая:

  • Качественное использование детьми речевых умений;
  • Развитие интеллектуально-языковых взаимосвязей.

22 слайд: Таким образом, хотя мы и говорим о предметной среде, но стоит подчеркнуть, что самую главную роль в ней играет педагог. Его умение грамотно её организовать, привлечь внимание ребят на тот или иной объект, его признак, создать условия для взаимодействия и сотрудничества, взаимообучения детей.

23 слайд: Так же на участке детского сада, разнообразные виды растений, оборудование, материалы для труда и т.д., в комплексе с другими компонентами среды создадут самые благоприятные условия для развития детей и коррекции их речи.

24 слайд: Наш  опыт работы убедительно доказывает, что стойкость, положительность результатов достигается только при наличии единого коррекционно-развивающего пространства и в том случае, если  все – учитель-логопед, воспитатели, работники детского сада и родители – станут действовать согласованно.

25 слайд: Родители являются полноправными участниками  создания коррекционно-развивающей  среды. Они помогают в изготовлении многих дидактических игр и пособий, совместно проводим  праздники и развлечения.

 

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на-Дону, 2008.
  2. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе//Логопед. 2008.№1
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. СПб., 2002.
  5. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». М.,2001.
  6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002.
  7. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2009.
  8. Соколова Е.В., Балашова Н.Ф. Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада// Логопед. 2008. №6
  9.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

«Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида»

Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности ...

Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости у детей в условия детского сада"

1) Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости в условиях детского сада2) Сравнительный анализ изменений ОДА выпускников СП "Д/с "Гномик"3) План-конспект занятия с детьми среднего дошкол...

Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.

Окружающая среда оказывает огром­ное влияние на развитие дошкольни­ка.Для ребёнка, имеющего нарушения в речевом раз­витии, большая часть информации, посту­пающей из окружающей его среды, являет­ся нед...

Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейши...

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важ...