«Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида»
статья по теме

Попова Елена Александровна

 

Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности  ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для педагогов ДОУ23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений

у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.   В настоящее время   перед   педагогами, работающими с детьми с ограниченными     возможностями,  стоит    задача    выбора    новых,     наиболее     эффективных форм коррекционной     работы   в  процессе  социально-личностного   развития  дошкольников.   Основная цель  социально-личностного развития - помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный.

Дошкольный  возраст -  это  период   интенсивного  развития   и     приобщения   ребенка  к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая   обучаемость создают   благоприятные  возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

«Социальное развитие - это усвоение ребенком достижений общественно-исторического опыта  взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками».  Ведущее место в социальном развитии  ребенка занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и, позднее, познание общечеловеческих нравственных ценностей [4, с. 5].

Одним из факторов, влияющих на социальное развитие дошкольников, является установление тесного и  плодотворного контакта детей с окружающей действительностью и обществом.

Общение ребенка с окружающими людьми происходит в различных видах деятельности. Непосредственное проявление эмпатийные способности ребенка получают в игре. По словам А.Н. Острогорского  «Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников» [2, с. 64].

Игра - это не только способ занять детей. Игра сама по себе очень полезна и продуктивна. Игра- это важная   часть жизни ребёнка, потому что позволяет многому научиться, немало узнать о себе, наконец, игра дает  возможность научиться тому, как надо учиться. Причины, которые побуждают ребёнка играть – это, прежде  всего, любопытство и потребность активно действовать. Именно в игре дети овладевают умением налаживать с партнёрами игровые и реальные отношения, у них появляется возможность договориться, как и во что играть, распределить роли. В совместных играх дети переживают радость успеха и горечь неудач, настоящие чувства, на основе которых рождается товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание[3, с. 44].

Наиболее интенсивно этот процесс происходит в творческих играх. Существуют различные виды  творческих игр, и одним из них является режиссерская игра.

Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее   десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей  не могла быть использована. Видимо, этим можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр [1, с. 65].    Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать других людей, но даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно  сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо, или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц.

Это и есть режиссерская игра дошкольника, и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.

Режиссёрская игра - одна из форм активного, творческого отражения окружающей жизни, способствующая введению ребёнка в мир сложных социальных отношений. В процессе режиссерской игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми.

В игровой деятельности возникают определённые формы общения детей. Игра требует от ребенка  таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

По словам Т.Д. Пашкевич, «играя и общаясь со сверстниками и взрослыми, дошкольник учится жить  рядом с другими, учитывая их интересы и нормы поведения в обществе, то есть становится компетентным» [4, с. 12].

Степенью   социального   развития   ребенка,  социальной   зрелостью   его   личности,   его компетентности   определяется   успешность   социализации   дошкольника,   позволяющей   ребенку занять  достойное место в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в окружающем мире: в группе детского сада и семье. Социальная компетентность состоит, как отмечает Т. В. Антонова, из компонентов:

  • Мотивационно  -  эмоционального,  включающего  отношения  к другому  человеку как к высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
  • Когнитивного, который   связан   с   познанием   другого   человека  (взрослого   и сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального  состояния и т. д.;
  • Поведенческого, касающегося выбора адекватных ситуаций, способов общения этически ценных образцов поведения [2, с. 45].

Наиболее эффективно работа по развитию социальных отношений у детей старшего возраста может проходить в условиях специально организованной развивающей среды, в совместной и в  самостоятельной деятельности детей.

Специально      сконструированная      предметно-игровая          среда группы      даёт возможность многофункционального использования её компонентов с учётом целей и задач предлагаемой детям игровой деятельности и создаёт благоприятные условия для развёртывания и поддержания интереса к режиссёрской игре.

Ребёнок, творчески познавая эту среду, проявляя инициативу, через игровые действия приходит к пониманию себя, своего отношения к окружающему миру.

В игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учится действовать  правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта и делает его поведение осознанным и произвольным.

Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеет социальную природу и строится на все расширяющихся представлениях ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности,  которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых [5, с. 69]. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных  людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие.  Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг  и  просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий  взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Режиссёрская игра способствует развитию таких социально-значимых качеств личности, как компетентность, инициативность, самостоятельность, нравственность, развитие творческих способностей, умение выстраивать и поддерживать диалог, культура поведения, поло-ролевая социализация мальчиков и девочек, формирование самопознания и самооценки, то есть формирование Я - концепции.

Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности  ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Режиссерская игра как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

Литература:

1.Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова - М., Просвещение,1981

2. Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Т. В. Антонов - М., 1995.

3.Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева - М., Издательский центр «Академия», 1998.

4.Пашкевич Т.Д.  Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры:  методические рекомендации для педагогов ДОУ, студентов, родителей / Т.Д. Пашкевич - Барнаул, АКИПКРО,2004

5. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В.  Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие А.В Калиниченко, Ю.В. Микляева— М., Айрис-пресс,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....

Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..

Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....

Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.

Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....

Использование элементов информационно-компьютерных технологий с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада компенсирующего вида.

Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании, с детьми имеющими задержку психического развития...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида

Методическая разработка «Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида. Предложенный материал будет интерес...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида

В связи с введением ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли большие изменения в образовательном процессе. А реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида.

Реформирование  дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной образовательной организации, целью которой является более полное удовлетворение запросов родителей и интересов де...