«Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида»
статья по теме
Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для педагогов ДОУ | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений
у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В настоящее время перед педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями, стоит задача выбора новых, наиболее эффективных форм коррекционной работы в процессе социально-личностного развития дошкольников. Основная цель социально-личностного развития - помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный.
Дошкольный возраст - это период интенсивного развития и приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
«Социальное развитие - это усвоение ребенком достижений общественно-исторического опыта взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками». Ведущее место в социальном развитии ребенка занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и, позднее, познание общечеловеческих нравственных ценностей [4, с. 5].
Одним из факторов, влияющих на социальное развитие дошкольников, является установление тесного и плодотворного контакта детей с окружающей действительностью и обществом.
Общение ребенка с окружающими людьми происходит в различных видах деятельности. Непосредственное проявление эмпатийные способности ребенка получают в игре. По словам А.Н. Острогорского «Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников» [2, с. 64].
Игра - это не только способ занять детей. Игра сама по себе очень полезна и продуктивна. Игра- это важная часть жизни ребёнка, потому что позволяет многому научиться, немало узнать о себе, наконец, игра дает возможность научиться тому, как надо учиться. Причины, которые побуждают ребёнка играть – это, прежде всего, любопытство и потребность активно действовать. Именно в игре дети овладевают умением налаживать с партнёрами игровые и реальные отношения, у них появляется возможность договориться, как и во что играть, распределить роли. В совместных играх дети переживают радость успеха и горечь неудач, настоящие чувства, на основе которых рождается товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание[3, с. 44].
Наиболее интенсивно этот процесс происходит в творческих играх. Существуют различные виды творческих игр, и одним из них является режиссерская игра.
Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Видимо, этим можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр [1, с. 65]. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать других людей, но даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо, или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц.
Это и есть режиссерская игра дошкольника, и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.
Режиссёрская игра - одна из форм активного, творческого отражения окружающей жизни, способствующая введению ребёнка в мир сложных социальных отношений. В процессе режиссерской игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми.
В игровой деятельности возникают определённые формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
По словам Т.Д. Пашкевич, «играя и общаясь со сверстниками и взрослыми, дошкольник учится жить рядом с другими, учитывая их интересы и нормы поведения в обществе, то есть становится компетентным» [4, с. 12].
Степенью социального развития ребенка, социальной зрелостью его личности, его компетентности определяется успешность социализации дошкольника, позволяющей ребенку занять достойное место в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в окружающем мире: в группе детского сада и семье. Социальная компетентность состоит, как отмечает Т. В. Антонова, из компонентов:
- Мотивационно - эмоционального, включающего отношения к другому человеку как к высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
- Когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого и сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.;
- Поведенческого, касающегося выбора адекватных ситуаций, способов общения этически ценных образцов поведения [2, с. 45].
Наиболее эффективно работа по развитию социальных отношений у детей старшего возраста может проходить в условиях специально организованной развивающей среды, в совместной и в самостоятельной деятельности детей.
Специально сконструированная предметно-игровая среда группы даёт возможность многофункционального использования её компонентов с учётом целей и задач предлагаемой детям игровой деятельности и создаёт благоприятные условия для развёртывания и поддержания интереса к режиссёрской игре.
Ребёнок, творчески познавая эту среду, проявляя инициативу, через игровые действия приходит к пониманию себя, своего отношения к окружающему миру.
В игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта и делает его поведение осознанным и произвольным.
Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеет социальную природу и строится на все расширяющихся представлениях ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых [5, с. 69]. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг и просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Режиссёрская игра способствует развитию таких социально-значимых качеств личности, как компетентность, инициативность, самостоятельность, нравственность, развитие творческих способностей, умение выстраивать и поддерживать диалог, культура поведения, поло-ролевая социализация мальчиков и девочек, формирование самопознания и самооценки, то есть формирование Я - концепции.
Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Режиссерская игра как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.
Литература:
1.Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова - М., Просвещение,1981
2. Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Т. В. Антонов - М., 1995.
3.Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева - М., Издательский центр «Академия», 1998.
4.Пашкевич Т.Д. Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры: методические рекомендации для педагогов ДОУ, студентов, родителей / Т.Д. Пашкевич - Барнаул, АКИПКРО,2004
5. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие А.В Калиниченко, Ю.В. Микляева— М., Айрис-пресс,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.
Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....
Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..
Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....
Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.
Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....
Использование элементов информационно-компьютерных технологий с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада компенсирующего вида.
Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании, с детьми имеющими задержку психического развития...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида
Методическая разработка «Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида. Предложенный материал будет интерес...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида
В связи с введением ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли большие изменения в образовательном процессе. А реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида.
Реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной образовательной организации, целью которой является более полное удовлетворение запросов родителей и интересов де...