Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Кирилловых Надежда Александровна

Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы работы по развитию связной речи в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.

Кирилловых Н. А. Из опыта работы.

        Одним из направлений коррекционной работы по преодолению речевых нарушений является развитие связной речи. Связная речь ребёнка зависит от трёх основных критериев:

1. Содержание знаний.

2. Умение выразить свои знания в речи.

3. Контактность, желание ребёнка беседовать, рассказывать, рассуждать.

На практике часто бывает так, что мы больше говорим об окружающем мире, рассматриваем иллюстрации, сюжетные картины, читаем художественные произведения, наблюдаем изменения в природе на экскурсиях, забывая, что ребёнок - пытливый исследователь окружающего мира. Для него важнее не просто посмотреть и послушать, но и потрогать, разобрать, понюхать, попробовать на вкус. Чтобы устранить это противоречие, на базе нашей группы была создана система работы по организации  опытно-экспериментальной деятельности. Цель: расширить знания детей о природе, обогатить чувственный опыт детей через  возможность исследовать предметы и явления.

Через экспериментирование ребёнок стремится проникнуть в суть доступных ему явлений. Ему интересно! От интереса ребёнка к излагаемым событиям, от его активной познавательной направленности зависит качественная характеристика связной речи: развёрнутость и  последовательность высказывания,   понимание логических связей, опора на жизненный опыт,  инициативность и эмоциональность.

Главная идея опытно-экспериментальной деятельности состоит в том, что сначала идёт чувственное восприятие, действие с предметами, а уже вслед за ними идёт слово и развитие речи. И это помогает не только формированию полноценных знаний детей о природе, но и способствует  развитию речи по всем трём направлениям:

 - развитие средств языка;

 - развитие языковых способностей;

 - развитие коммуникативной функции речи.

        

Основные приёмы работы по развитию фразовой и связной речи:

1.        Составление плана действий.

Пример: Как узнать, какая ткань промокает, а какая нет?

На столах разложены образцы тканей, цветная бумага, стаканы с водой, мерные ложки. В ходе обсуждения составляем план действий.

- раскладываем кусочки тканей

- под каждый кусочек подкладываем цветную бумагу

- наливаем по 1 мерной ложке на каждый кусок ткани

- поднимаем ткань и смотрим – где осталось мокрое пятно

- делаем вывод: если пятно есть – ткань промокает, нет – не промокает.

Далее идёт обсуждение по цепочке, либо кто-то из детей повторяет весь план.

На этапе обучения рассказыванию можно предложить детям картинный или схематичный план. На следующем этапе к плану обращаются только те дети, которые испытывают трудности в последовательности изложения. И заключительный этап – отказ от опоры на картинный или схематичный план. Сознательный уход от наглядной «опоры» основан на убеждении, что это сковывает инициативу ребёнка, приучает мыслить и говорить по шаблону. Гораздо ценнее, когда ребёнок самостоятельно расскажет (припомнит и осмыслит) ход своих предстоящих действий. Если не всё получается правильно и быстро, но малышу интересно, он увлечён своими действиями, нацелен на положительной результат,  можно с уверенностью говорить о его успешном развитии.

2.        Повторение выполненных действий.

Пример: Какой снег тает быстрее: грязный или чистый? После проведения опыта рассказываем, что мы делали.

- взяли два одинаковых стакана

- в один стакан положили 3 мерных ложки чистого снега, а в другой  столько же грязного снега

- проверили, в каком стакане снег растаял быстрее

- вывод: грязный снег тает быстрее

Ребёнок строит своё высказывание от 1-го лица: я взял, я поставил, я посмотрел. Это небольшое монологическое высказывание – своеобразный отчёт, основанный на личном опыте ребёнка. Это делает речь ребёнка осмысленной и эмоциональной.

3.        Выполнение действий по словесной инструкции и «оречевление» действий.

Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых одному ребёнку или разным детям: «Ваня, возьми стеклянный стаканчик и поставь его на поднос. Слава, возьми бумажный стаканчик и поставь его справа от стеклянного стакана. Оля, налей воду из кувшина в стеклянный стакан. Юля, а ты налей воду в бумажный стакан. Молодцы, вы всё правильно сделали!». Ваня, что ты сделал, а ты, Слава? Или: расскажите, что делали дети.

4.        Выполнение действий по указанию детей: «Ребята, что мне нужно сделать сначала? Взять тарелочку? Беру. Потом? Хорошо. Насыпаю почву, как вы сказали. А теперь?..». Расскажите, о чём вы меня просили.

Эти приёмы помогают в развитии чёткости и последовательности речи. Сюжет здесь сводится к перечислению последовательности действий, т. к. детям некогда осмыслить своё отношение к ним. Чтобы рассказы детей были более эмоциональными и творческими, использую другие приёмы:

5.        Игра-упражнение "На что похоже".

Почки – как шоколадные конфетки

Иней на дереве – как фата у невесты

Облако – как комочек ваты

Травинки – как зелёные стрелочки

Одуванчик – как солнышко, как седой старичок

Лёд – как зеркало

Снежинка – как волшебный цветок

Льдинка – как алмаз

Хвоя – как щетинка

Тёплый воздух – как мамины руки

Рыжие проталинки – как веснушки

Крона у дерева – как пышная мамина причёска

Снегири – как огоньки

Осенью листья на осинке – как золотые монетки

Это упражнение развивает языковые средства и способности, помогает сделать словарь ребёнка более богатым и разнообразным.

6.        Речевые логические задачи. Ответ на задачу – связный рассказ-рассуждение.

Примеры:

Бабушка посмотрела в окно и сказала Павлику: " Зима сегодня злится". Павлик удивился, а бабушка объяснила.… Как вы думаете, что бабушка объяснила внуку?

Упала снежинка на рукавичку у Маши и подумала.… Как вы думаете, о чём?

Жила-была кедровая шишка. Наступила чудесная осень. Шишка подумала: «Надо готовиться к приёму гостей». Как вы думаете, кто придёт в гости к шишке? Чем она их угостит?

Встретились зима и весна, и давай хвастаться…

Расковырял прохожий муравейник палкой и ушёл. А сорока на дереве сидела и всё видела. Всполошилась сорока и давай на весь лес стрекотать:… О чём?

Проснулся медвежонок – кругом вода. – Откуда столько воды? – подумал медвежонок. Но так и не догадался. А вы догадались?

Лежат валенки в шкафу и тяжело вздыхают. Как вы думаете, почему они грустят?

Оглянулся жёлтый листик на берёзе и испугался: « Я остался совсем один. Куда все мои друзья-листочки подевались?». Так и не мог понять. А вы поняли?

7.        «Объяснялки».

- Как определить из окна, какая сегодня погода?

-Какой был снег зимой, и какой он стал весной?

- Зачем птицы чистят свои пёрышки?

- Для чего зимой делают проруби на реке?

- Где спит бабочка?

-Как понять, есть ли ветер на улице?

- Как определить, в каком стакане больше воды?

8.        Обязательный вывод после окончания опыта или наблюдения.

-Что нового ты узнал?

- Что тебе показалось самым интересным?

- О чём ты не знал раньше?

- О чём ты расскажешь другу, маме?

- Чему ты удивился?

- Какой опыт ты повторишь дома?

Я раньше не знал, что у птицы есть рулевые перья. /Саша С./

Я удивилась, что кукушка улетает в тёплые края одна. /Алина И./

Я расскажу маме о том,  как белочка узнаёт – на какой ветке больше орехов, а на какой меньше. /Алёна К./

Я загадаю своему другу Алёше загадку: «Почему комар звенит, а муха жужжит?». А если не угадает, объясню. /Саша М./

Я дома проверю, какая у нас посуда прозрачная, а какая непрозрачная. /Ева С./

Этот приём позволяет обобщить полученные знания, вызвать эмоциональный отклик и желание поделиться полученными знаниями с другими, т. е. развивает коммуникативную функцию речи.

 

Таким образом, в опытно-экспериментальной деятельности дети получают более осмысленные знания через восприятие, действия с предметами. И это позволяет целенаправленно влиять на развитие связной речи.

         

Литература.

1.        Обруч. №2 2009г. Статья "Занимательные алгоритмы".

2.        Справочник старшего воспитателя. №5 2008г. Перспективный план по экологическому воспитанию.

3.        Справочник старшего воспитателя. №6 2009г. Организация наблюдений. Традиционные и нетрадиционные формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....

Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..

Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....

Использование элементов информационно-компьютерных технологий с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада компенсирующего вида.

Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании, с детьми имеющими задержку психического развития...

Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.

Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....

«Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида»

Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности ...

Система работы по восприятию с художественной литературы в условиях детского сада компенсирующего вида.

Одна из проблем неуспеваемости в школе неумение детьми воспринимать информацию, только потому , что не умеют слушать.Чтобы избежать подобного, необходимо в детском саду проводить систематизированную р...