Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.
статья по теме

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.__romashkina.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей

в процессе адаптации детей – инвалидов  в условиях

детского сада компенсирующего вида.

Автор:  Ромашкина Е.Н. – учитель – дефектолог

МДОУ детский сад № 209

компенсирующего вида

г. Ярославль

        В настоящее время в системе образования множество  исследований посвящено проблеме интеграции  детей – инвалидов  в общество. Дети   с ограниченными возможностями здоровья, особенно дети, имеющие нарушения познавательной деятельности,  речевую патологию,  недоразвитие эмоционально-волевой сферы, особенно если это грубые нарушения, требует постоянно контроля, опеки со стороны окружающих их здоровых  людей. Но это не значит, что они не могут быть подготовлены к самостоятельной  жизни. При условии своевременной организации  специального обучения дети – инвалиды способны  овладеть коммуникативными формами поведения и социальными навыками, а значит, они могут быть интегрированы в социум.

       Процесс интеграции детей – инвалидов с интеллектуальной недостаточностью осложнен в первую очередь тем, что современный детский, а иногда и взрослый коллектив  не готов принять инвалида таким, каков он есть. Первое социальное общество, в которое попадает ребенок – это дошкольное образовательное учреждение и первая проблема, с которой сталкивается семья ребенка-инвалида – это тяжелый процесс адаптации, обусловленный особенностями психофизиологического развития. У многих нарушается аппетит, сон, изменяется эмоциональный фон (наблюдаются негативизм, агрессия, капризность, слезы). Недостаточное владение речью зачастую не позволяют ребенку выразить свои чувства и эмоции. Невыраженные негативные эмоции накапливаются и прорываются слезами. Именно поэтому адаптация ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме становится  первостепенной задачей педагогов, работающих в дошкольном учреждении компенсирующего вида.  Во время адаптации крайне необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую потребность ребенка в эмоциональном контакте со взрослыми. Ласковое общение, добрый настрой, улыбка дают ребенку чувство защищенности.

      У каждого ребенка, даже имеющего очень тяжелые нарушения развития, всегда есть возможности для установления контакта. Для того чтобы ребенок обратил внимание на взрослого и доступным способом ответил на обращение к нему, необходима специальная работа педагога, в процессе которой, общение с ребенком должно быть  основано на доверительных отношениях.

      Эмоциональная связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Ребенок начинает лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий и, следовательно, становится более открытым для общения с другими людьми.

      Чтобы достичь максимального эффекта в процессе социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью, необходимы максимальная коррекция и компенсация  дефектов  развития. Специально организованные  условия  по адаптации детей позволяют  преодолеть стрессовые состояния воспитанников, привлечь родителей к сотрудничеству, помочь им в воспитании детей в семье.

        Эффективность социализации «особого» ребенка  напрямую зависит от  педагогического просвещения его родителей,  о своевременности начала коррекционной работы с ним.

        Анализ  научно – методической литературы и опыт практикующих педагогов позволил определить основные проблемы семьи ребенка с особыми  образовательными  потребностями:

  1. проблема получения и восприятия родителями первой негативной информации о состоянии психофизического здоровья ребенка;
  1. проблема выбора стратегии поведения в социуме  семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями;
  1. проблема недостаточной информированности  родителей  в вопросах социальной и психолого-педагогической помощи  ребенку с интеллектуальной недостаточностью;
  2. проблема недостаточной компетенции родителей в вопросах защиты прав и  интересов ребенка.

       Современное  образование рассматривает семью, как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. 

       В настоящее время в условиях специальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида используются всевозможные формы педагогического  просвещения  родителей:

- наглядная пропаганда;

- посещение семей;

- коллективные беседы, собрания, семинары, конференции;

- индивидуальные беседы, консультирование;

- мероприятия;

- родительские клубы и объединения.

       Наглядная пропаганда широко применяется педагогами ДОУ, но  требует определенных затрат. Педагогам приходиться тщательно продумывать содержание, художественное оформление, стремиться к единству текстового и иллюстративного материала. Беседы с родителями, могут быть: ознакомительные, информационные, рекомендательные,  профилактические.  Семинары  и  конференции  для  родителей  в  специальном дошкольном  образовательном учреждении предполагают активное участие таких специалистов, как  учитель-дефектолог,  врач – психоневролог, психолог,  социальный педагог, инспектор по охране прав и интересов детей. Семинары и конференции интересны   для родителей тем, что они  могут быть не только слушателями, но и активными участниками или даже организаторами.

        Еще одна форма работы с родителями – это мероприятия   показательные   или  совместные. Это  детские музыкально – развлекательные или спортивные мероприятия. Организационную работу необходимо выстроить таким образом, чтобы родители  могли не просто оценить успехи своих детей, но и сами принять активное участие в мероприятии.  Для многих родителей такая активная деятельность станет открытием и своих возможностей. Родители  смогут  попробовать свои силы в научении  своего ребенка чему – либо.

        В последнее время внимание родителей привлекают объединения, клубы, центры, открывающиеся на базе дошкольных учреждений,  которые направлены на  сближение  родителей между собой, обмен  опытом воспитания ребенка в семье, коллективное решение сходных семейных проблем, организацию досуговой деятельности вне стен   учреждения.

        Вышеизложенные   формы  взаимодействия  педагогов  дошкольного образовательного учреждения с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофизического развития, являются актуальными и эффективными в процессе адаптации детей – инвалидов в социуме.