Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Окружающая среда оказывает огром­ное влияние на развитие дошкольни­ка.

Для ребёнка, имеющего нарушения в речевом раз­витии, большая часть информации, посту­пающей из окружающей его среды, являет­ся недоступной. Поэтому для успешного преодоления дошкольником с проблемами в обучении всех трудностей, в нашем детском саду обеспечена оптимальная организация - коррекционно-развивающего  пространства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postroenie_razvivayushchey_sredy_10.10.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.

                                                 Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №5 «Ромашка»                                            Муштаева О. Д.

     Окружающая среда оказывает огромное влияние на развитие дошкольника.

Для ребёнка, имеющего нарушения в речевом развитии, большая часть информации, поступающей из окружающей его среды, является недоступной. Поэтому для успешного преодоления дошкольником с проблемами в обучении всех трудностей, в нашем детском саду обеспечена оптимальная организация - коррекционно-развивающего  пространства.

Развивающая предметно-пространственная  среда в группе  компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевых нарушений и позволяет ребенку проявлять свои способности не  только образовательной, но и в самостоятельной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Окружающее  пространство мы организовали таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Значительную часть своего времени ребёнок, посещая детский сад, проводит в помещении группы. Предметное окружение этого помещения многообразно влияет на сенсорную сферу дошкольника, побуждает к включению в образовательный процесс, создавая основу развития психических процессов. Но ребёнок, имеющий ОНР, характеризуется отставанием в развитии речи, у таких детей снижена речевая активность, недостаточно сформированы и используются средства общения. Первичное обследование детей, поступивших в этом году в нашу группу, выявило, что они не могут или с трудом вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, редко организуют совместные игры, кругозор их ограничен уже на бытовом уровне, наблюдается неразвитость и слабая регуляция всех произвольных психических процессов. Следовательно, дети нуждаются в создании таких условий, при которых воздействие будет оказываться не только на речевое развитие - логопедизацию содержания среды, но и на психическое развитие. Это позволит реализовать коррекционное сопровождение воспитательно-образовательного процесса в детском саду, будет способствовать всестороннему гармоничному формированию личности дошкольников.

Поэтому наша работа была нацелена  на такую организацию жизненного пространства, чтобы оно  стимулировало активность ребенка, делало его творцом своего предметного окружения,  творцом своей личности. При построении развивающей среды в группе нашего детского сада, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость – закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности – динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении группы,  мы руководствуемся возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Прежде всего, учитываем, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи. Л.С.Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением.

Большое внимание мы  уделяем оформлению интерьера группы. Дети с ОНР чаще всего имеют сопутствующие нарушения, у них снижены все характеристики произвольного внимания. Поэтому в интерьере преобладают спокойные тона цветов, а важную информацию для детей стараемся выделить наиболее ярко, опираясь тем самым на сохранное непроизвольное внимание. Это условие соблюдаем при создании поэлементных образцов, алгоритмов действия: оденемся на прогулку, как помыть руки и т.д.

Среда группы  удовлетворяет  познавательные потребности детей. При этом её насыщение имеет коррекционную направленность. Так как, в нашей  группе принят тематический подход к планированию образовательной работы, то соответственно среда группы каждую неделю насыщается новым материалом, который создает базу для развития интересов детей и решения специальных задач педагогов. С этой целью в логопедическом кабинете и группе были созданы речевые центры. У нас в речевом центре группы  находятся картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.  

Еженедельно в них появляются соответствующие изучаемой лексической теме объекты, например, при прохождении темы «Посуда» - её различные виды из всевозможного материала и назначения, книги, раскраски. Важно добавить, что в содержание всех зон группы по возможности материал подбирается с учётом темы. Это позволяет наиболее полно раскрыть содержание того или иного предмета, явления: в сфере природы, роль и воздействие человека, место в искусстве, правила безопасности.

Речевой центр является ведущим, где дети с удовольствием учатся правильному произношению звуков с воспитателем и играют в логопеда (друг друга учат). Используем много нетрадиционных форм работы с детьми: «Массаж грецким орехом»,  игры с резинками, ленточками, крупой, водой, сказко-терапию.

Кроме речевого центра у нас в группе оформлены:

- центр экспериментирования;

- книжная зона «Библиотека»;

- театральный уголок;

- центр математики;

- центр сюжетно-ролевых игр «Школа», «Больница», «Магазин».

  Естественной потребностью каждого дошкольника является игра. Поэтому наличие игрового центра обязательно в группе. Спецификой его в нашей группе, увеличение того или иного вида игрового материала, в зависимости от пройденной лексической темы.  Для развития коллективных игр и потребности в общении со сверстником мы используем разнообразные материалы в нескольких экземплярах. Несомненно, это позволяет избежать множества конфликтов из-за определения, кто же будет играть первым.

 Речь, постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей группе делаем акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте, мы активно используем с детьми словесные игры, игры-драматизации, театрализованные игры. В театральном центре у нас представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра по нескольким хорошо знакомым детям сказкам.

Так, в центре природы помещён различный природный материал, объёмные модели, фигурки животных и птиц, муляжи овощей и фруктов, что позволяет каждому ребёнку ощутить мягкость перышка, твёрдость камня и т.д. С опорой на чувственную основу дошкольники легко усваивают предикативный словарь.

Каждый из этих центров несет свои определенные задачи, имеет разное оснащение. Но цель общая:

  • Качественное использование детьми речевых умений;
  • Развитие интеллектуально-языковых взаимосвязей.

Таким образом, хотя мы и говорим о предметной среде, но стоит подчеркнуть, что самую главную роль в ней играет педагог. Его умение грамотно её организовать, привлечь внимание ребят на тот или иной объект, его признак, создать условия для взаимодействия и сотрудничества, взаимообучения детей.

Не следует забывать о создании развивающей среды в других помещениях  детского сада, помимо группы, например, холле или коридоре. Так же на участке детского сада, разнообразные виды растений, оборудование, материалы для труда и т.д., в комплексе с другими компонентами среды создадут самые благоприятные условия для развития детей и коррекции их речи.

Наш  опыт работы убедительно доказывает, что стойкость, положительность результатов достигается только при наличии единого коррекционно-развивающего пространства и в том случае, если  все – учитель-логопед, воспитатели, работники детского сада и родители – станут действовать согласованно.

Родители являются полноправными участниками  создания коррекционно-развивающей  среды. Они помогают в изготовлении многих дидактических игр и пособий, совместно проводим  праздники и развлечения.

 

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на-Дону, 2008.
  2. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе//Логопед. 2008.№1
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. СПб., 2002.
  5. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». М.,2001.
  6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002.
  7. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2009.
  8. Соколова Е.В., Балашова Н.Ф. Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада// Логопед. 2008. №6
  9.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.