Адаптация в первой младшей группе
рабочие листы по коррекционной педагогике (младшая группа)

Борисова Виктория Александровна
Адаптация в первой младшей группе (возраст 1–3 года) — это важный процесс, который играет существенную роль в дальнейшем психологическом и социальном развитии детей. В этот период дети начинают осваивать новые социальные навыки, учатся взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. io.nios.ru
Некоторые аспекты, которые помогают в успешной адаптации:
  • Заботливый подход. Важно, чтобы воспитатели проявляли заботу и внимание к каждому ребёнку, учитывали их индивидуальные особенности и эмоции.
  • Постепенное привыкание. Можно начать с коротких посещений, постепенно увеличивая время, проведённое в группе.
  • Игровая деятельность. Игра — это основной способ познания мира для детей. Использование игр и игровых упражнений помогает детям знакомиться друг с другом и с окружающей обстановкой.
  • Коммуникация с родителями. Регулярное общение с родителями по вопросам адаптации, их участие в жизни группы — важный аспект. Родители могут передавать ребёнку положительный настрой и поддержку.
  • Создание комфортной атмосферы. Уютная обстановка, знакомые игрушки и материалы помогают детям чувствовать себя спокойнее. Также важно, чтобы группа была безопасной и дружелюбной.
  • Регулярные ежедневные действия. Чёткий распорядок дня помогает детям ориентироваться в новой обстановке. Дети должны понимать, что их ждёт и что они могут ожидать.
  • Терпение и поддержка. Адаптация — это индивидуальный процесс, и время его прохождения может варьироваться. Важно быть терпеливыми и поддерживать детей в этот период.
На успешность адаптации влияют разные факторы, например: семейная среда (эмоциональный климат в семье, стиль воспитания и уровень доверия между родителями и ребёнком), подготовленность ребёнка (умение находиться вдали от родителей, опыт общения с другими детьми) и особенности коллектива (микроклимат в группе, индивидуальные особенности воспитателя и наличие поддержки со стороны сверстников). 
В среднем адаптационный период к новым условиям у каждого ребёнка протекает по-разному. В среднем этот период занимает от 2 до 5 недель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл list_adaptatsii.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Н А Б Л Ю Д Е Н И Я     В     П Е Р И О Д    А Д А П Т А Ц И И

 Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________

Дата рождения _______________________    Возраст____________     Дата поступления в ДОУ _____________

дата

Д н и    н а б л ю д е н и й

1

Эмоциональное состояние

положительное (3)

неустойчивое (2)

отрицательное (1)

2

Аппетит

хороший (3)

избирательный (2)

плохой/ отказ от еды (1)

3

Сон:

спокойный (3)

неустойчивый (2)

беспокойный/ не спит (1)

4

Познавательная/игровая активность

активен (3)

активен при поддержке взр. (2)

пассивен/ протест (1)

5

Взаимоотношения с детьми

инициативен (3)

при поддержке взрослого (2)

уход от контакта/ протест (1)

6

Взаимоотношения со взрослыми

инициативен (3)

принимает инициативу взр. (2)

уход от контакта/ протест (1)

Н А Б Л Ю Д Е Н И Я     В     П Е Р И О Д    А Д А П Т А Ц И И

 Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________

Дата рождения _______________________    Возраст____________     Дата поступления в ДОУ _____________

дата

Д н и    н а б л ю д е н и й

1

Эмоциональное состояние

положительное (3)

неустойчивое (2)

отрицательное (1)

2

Аппетит

хороший (3)

избирательный (2)

плохой/ отказ от еды (1)

3

Сон:

спокойный (3)

неустойчивый (2)

беспокойный/ не спит (1)

4

Познавательная/игровая активность

активен (3)

активен при поддержке взр. (2)

пассивен/ протест (1)

5

Взаимоотношения с детьми

инициативен (3)

при поддержке взрослого (2)

уход от контакта/ протест (1)

6

Взаимоотношения со взрослыми

инициативен (3)

принимает инициативу взр. (2)

уход от контакта/ протест (1)

РЕКОМЕНДАЦИИ

по заполнению листа адаптации

Первые 2 недели посещения (10 дней) – ежедневное наблюдение

С 3-й недели – наблюдения через день (пн, ср, пт, вт, чт)

При легкой адаптации – наблюдения 2 раза в неделю (начало недели и конец – пн,пт)

После болезни в период адаптации – первые 3 дня ежедневное наблюдение, затем через день

Выводы  о  степени  адаптации:        легкая     /     средняя     /     тяжелая

      Подсчитывается средний балл по каждому критерию (сумма баллов «Эмоциональное состояние»  2 + 3 + 2 + 2 = 9 и делится на их количество 9 : 4 = 2,25).

     Затем высчитывается общий средний балл. Набранные баллы по каждому критерию суммируются (2,25 + 2,1 + 1,7 + 2,1 + 2,4 + 2,9 = 11,05). Данная сумма делится на 6 (количество критериев) – 11,05 : 6 = 1,8. Это число соотносят с уровнем адаптированности ребенка к ДОУ.

      2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности. Преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Ребенок активно контактирует с детьми, взрослыми. Проявляет познавательную и игровую активность.

     1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние нестабильно, новый раздражитель возвращает ребенка в отрицательное эмоциональное состояние. При поддержке взрослого проявляет познавательную и поведенческую активность.

     1 – 1,5 балла – низкий уровень адаптированности. Преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия, отказ от еды). Активность либо деструктивная, либо отсутствует. Эмоциональные фон пониженный (хныкание, тихий плач, отказ от активных движений, подавленность, напряженность) или отрицательный (крик, бунт-протест, агрессивные реакции)

Литература:

  1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду»
  2. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. «Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст»
  3. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
  4. Широкова Г.А. «Справочник педагога-психолога ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты адаптации в первой младшей группе.

Адаптация – это есть вживание в новую среду, акклиматизация в новых чужих условиях. Поначалу всё кажется непривычным, всё волнует, а иногда даже и пугает это; большие комнаты, чужие дети вокруг,...

Совместная деятельность взрослых и детей в период адаптации в первой младшей группе «В гости к Солнышку».

создание положительной эмоциональной обстановки в группе;-развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;- развитие умения действовать соответственно правилам;-сн...

ПРОЕКТ По адаптации детей первой младшей группы «Здравствуй, детский сад!!!»

ПРОЕКТ  По адаптации детей первой  младшей группы «Здравствуй, детский сад!!!»...

Отчёт по адаптации в первой младшей группе

Традиционно под адаптацией понимается, процесс вхождения ребенка в новую среду и приспособление к ее условиям....

Рекомендации родителям в форме презентации на тему «Адаптация детей первой младшей группы к детскому саду »

При  проведении  первого  родительского  собрания  в  первой  младшей  группе  целесообразно  ознакомить  родителей  с  рекомендациями ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Адаптация  детей к условиям дет. сада.Знакомство  с детским садом как ближайшим соц. окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр. предметами...

Адаптация в первой младшей группе

Адаптация -это сложный процесс приспособления организма к новой среде....