Использование методики оригами в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Скорадешкина Наталья Михайловна

Использование методики оригами в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebstvo_bumazhnogo_lista.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебство бумажного листа: как оригами помогает в развитии речи старших дошкольников

Сегодня я хочу рассказать вам об удивительном и эффективном инструменте, который педагоги активно используют в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Этот инструмент — древнее японское искусство оригами.

На первый взгляд, оригами — это просто складывание фигурок из бумаги. Но для логопеда и воспитателя это целый комплекс коррекционных упражнений, скрытый в увлекательной игре. Почему же эта методика так полезна для наших ребят?

Оригами — это больше, чем просто поделка

Работа с бумагой комплексно воздействует на ребенка, решая сразу несколько важнейших задач:

Развитие мелкой моторики. Это главная и самая очевидная польза. Точечные, точные движения пальцев при сгибании и заглаживании листа напрямую стимулируют речевые центры головного мозга. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — это высказывание полностью подтверждается на практике: работая пальчиками, мы запускаем процесс совершенствования речи.

Совершенствование пространственного восприятия и мышления. Чтобы получилась правильная фигурка, ребенку нужно усвоить и применять понятия: угол, сторона, центр, диагональ, сверху, снизу, слева, справа. Эти же понятия необходимы и для освоения грамоты, для ориентировки на листе бумаги в школе.

Развитие внимания, памяти и усидчивости. Создание фигурки по инструкции требует сосредоточенности, запоминания последовательности действий и терпения. Для детей с ТНР это особенно ценно.

Расширение словарного запаса и активизация речи. В процессе занятия мы постоянно комментируем наши действия: «Берем квадратный лист бумаги, складываем его пополам, чтобы получился треугольник, загибаем правый уголок к центру...». Дети постепенно начинают повторять эти слова, отвечать на вопросы, описывать свои действия.

Снятие эмоционального напряжения. Монотонная, но творческая работа успокаивает, помогает справиться с тревожностью и неуверенностью. Для ребенка, который испытывает трудности в общении, важен момент, когда он видит результат своих усилий — готовую фигурку. Это boosts his self-esteem и мотивирует к дальнейшей работе.

Как проходят занятия по оригами в нашей группе?

Мы не просто складываем фигурки. Мы погружаемся в целый мир историй и тем!

Тематическое планирование: Мы привязываем поделку к лексической теме недели. Изучаем животных — складываем зайчика, лисичку, собачку. Говорим о транспорте — делаем кораблик или самолетик. Готовимся к празднику — мастерим елку или цветок для мамы.

Поэтапность и наглядность: Педагог показывает каждый шаг на большом листе, а дети повторяют. Мы используем простые схемы с минимумом символов, понятные дошкольникам.

Речевое сопровождение: Весь процесс сопровождается стихами, загадками, короткими историями про будущую фигурку. Мы задаем вопросы: «Что мы сделали сначала? Что теперь? Какой уголок нужно загнуть? Что у нас получается?». Дети учатся слушать инструкцию и следовать ей.

Игра и творчество: Готовая фигурка — это не конец, а начало новой игры! Сложили лягушку — она может «прыгать» и «квакать» (отрабатываем звук [К]). Сделали медведя — он может «ходить» в гости к другим зверям и вести диалоги. Это прекрасный повод для развития связной речи и коммуникативных навыков.

Советы родителям

Вы можете легко поддержать эту работу дома! Начните с самого простого:

Начните с базовых форм: самолетик, кораблик, тюльпан, стаканчик.

Используйте яркую, но не слишком плотную бумагу.

Не делайте за ребенка! Помогите, направьте его руку, но главное действие должно быть за ним.

Комментируйте все действия простыми и четкими фразами.

Хвалите не только результат, но и старание.

Обязательно обыграйте готовую поделку: устройте полет самолетиков или заплыв корабликов в тазу с водой.

Оригами — это волшебный мостик между игрой и развитием. Он позволяет нашим детям с тяжелыми нарушениями речи шаг за шагом, складка за складкой, приближаться к чистой, правильной и красивой речи, одновременно развивая интеллект и творческие способности.

Воспитатель-логопед (Ваше имя или имя специалиста)

и воспитатели старшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление  на  общегородском  семинаре   на  базе  МПК, посвященного   190-летию  К.Д. Ушинского...

Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)

Перспективное планирование работы в группе  компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, имеющим тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст)

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...

Коррекционно – развивающая работа по формированию словаря антонимов в речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольный возраст – это тот период, когда д...