Консультация для педагогов по теме «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в группах с детьми, имеющими признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
консультация по коррекционной педагогике

Кутасевич Юлия Александровна
Данная консультация содержит рекомендации, которые помогут педагогам создать предметно-развивающую среду в группах, где присутствуют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а также его признаками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в группах с детьми, имеющими признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Работая с дошкольниками, у которых имеются признаки СДВГ, мы сталкиваемся с уникальными задачами, связанными с невозможностью удерживать внимание, управлять эмоциями и своим поведением. Обычные подходы в образовании нередко оказываются бессильны перед особенностями их нервной системы и характера. Потому особое значение приобретает грамотная организация окружающей среды, позволяющая снизить негативные проявления синдрома и способствовать полноценному развитию детей.

Предметно-развивающая среда представляет собой специально организованную среду, обеспечивающую оптимальные условия для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Эта среда включает физическое пространство помещения, мебель, оборудование, учебные и игровые материалы, позволяющие удовлетворить потребности каждого ребенка в движении, познании окружающего мира, творческой активности и социальной адаптации.

Итак, рассмотрим особенности организации предметно-развивающей среды для детей с СДВГ:

Первая особенность – это структурирование и зонирование пространства. Пространство группы должно быть четко структурированным и функционально зонированным. Выделяются отдельные зоны:

  • игровой центр,
  • творческое пространство,
  • спортивный уголок,
  • зона релаксации и восстановления сил.

Каждая из зон обозначается визуально, имеет четкие границы и наполнение соответствующими материалами и оборудованием. Такой подход помогает детям лучше ориентироваться в пространстве, избегать хаоса и повышенной тревожности.

Стоит отметить, что пространство должно быть просторным, светлым, сама группа –регулярно проветриваемой, а количество мебели стоит минимизировать, чтобы избежать перегрузки зрительного поля и раздражения нервной системы.

Вторая особенность среды — её эргономичность и комфорт.

Важно обеспечить удобное расположение всех элементов обстановки. Например, столы и стулья должны соответствовать росту ребенка – это поможет предотвратить утомляемость мышц спины и шеи. Поверхности стола предпочтительно должны быть матовыми, однотонными, без рисунков и узоров, чтобы не привлекать излишнего внимания ребенка.

Игрушки и пособия также размещаются так, чтобы у ребёнка был свободный доступ ко всему необходимому оборудованию, исключая лишние усилия и напряжение.

Третья особенность связана с сенсорной стимуляцией и коррекцией.

Сенсорному развитию детей с СДВГ уделяется особое внимание. Поэтому в помещении стоит создавать специальные сенсорные уголки, и оснащать  их различными видами поверхностей и материалов, стимулирующими органы чувств ребенка:

  • мягкий пол и подушки для расслабления,
  • интерактивные панели с песком, водой, камнями,
  • зеркала и отражатели света,
  • музыкальные инструменты с простыми звуками.

Наличие сенсорных зон способствует снижению возбудимости нервной системы, улучшению способности концентрироваться и воспринимать новую информацию.

Следующая особенность, которую стоит отметить – важность наличия инновационных технологий и средств реабилитации.

Современным педагогам важно использовать инновационные технологии, такие как компьютерные программы, планшеты, интерактивные доски, виртуальная реальность и робототехника. Эти средства позволяют вовлечь ребенка в процесс познания интересным и увлекательным способом, развивая одновременно когнитивные и коммуникативные навыки.

Кроме того, используются специализированные методики лечебной физкультуры, массажа, арт-терапии и музыкально-драматического искусства, помогающие восстановить баланс нервных процессов и нормализовать поведение ребенка.

И наконец, последняя особенность, которую важно рассмотреть – это совместная деятельность взрослого и ребенка.

Педагогу нужно взаимодействовать с каждым ребенком индивидуально, проявлять при этом терпение, доброжелательность и понимание. Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивностью нуждаются в поддержке и внимании взрослых, готовых принять их такими, какие они есть. Регулярные беседы, совместные игры и творчество укрепляют доверие и взаимопонимание между взрослым и ребенком, создавая благоприятную атмосферу для успешной социализации и личностного роста.

Надеюсь, уважаемые педагоги, данные рекомендации помогут вам  грамотно организовать предметно-развивающую среду, способствующую активному развитию воспитанников с особенностями нервной системы, включая тех, у кого присутствуют симптомы СДВГ. Создавая такую среду, мы создадим условия для успешного включения таких детей в образовательный процесс и достижения ими высоких результатов в учебе и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?...

Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»

Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»...

Консультация для педагогов «Как построить работу с детьми, у которых выраженные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью»

Многие дети приходят в школу недостаточно готовые к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие у ...

Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»

Красиво и с любовью оформленное помещение активно воздействует на ребенка - оно положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое....

Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»

Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребёнка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательности. Интерьер детского сада имеет немаловажное значение. Красиво и с любовью оформленное помещени...

Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»

Детей важно научить ориентироваться в предметно-пространственной среде по ИЗО, умению аккуратно пользоваться изобразительными материалами, следить за чистотой и порядком в уголке....