"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ТЬЮТОР РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ДОУ"
статья по коррекционной педагогике

Снопкова Дина Владимировна

Взаимодействие тьютора с тьюторантами и родителями дошкольников с РАС в системе ресурсной группы детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-sent25.pptx56.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возная Е.А. тьютор МБДОУ детский сад № 67 г. Белгород Снопкова Д.В. тьютор первой квалификационной категории МБДОУ детский сад № 67 г. Белгород консультант: Соколова Н.А. тьютор высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад № 67 г. Белгород из опыта работы: тьютор ресурсной группы ДОУ 2025 г

Слайд 2

Ни для кого не секрет, что количество детей раннего и среднего дошкольного возраста с ОВЗ увеличивается с каждым годом, а диагноз «РАС» занимает «первые места» в ментальных нарушениях детей. В Белгороде действует многовариантная система оказания ранней помощи родителям детей с ОВЗ (в т.ч . РАС). В нашем детском саду – это ресурсные группы для воспитанников от 3 до 8 лет. На сегодняшний день их уже три. Мы, как и многие специалисты, считаем, что такие группы дают возможность инклюзии наших детей с РАС в общеобразовательном детском саду. Особенностью таких групп является деятельность педагогов и специалистов сопровождения в системе АВА - прикладного анализа поведения, а еще – наличие тьютора . Как мы работаем семь часов двенадцать минут каждый день? Постараемся рассказать коротко . Рабочий день начинается с приема детей и общения – взаимодействия - с родителями, заполнения листа коммуникации, где родители фиксируют «состояния» ребенка с момента ухода из группы за предыдущий день и прихода настоящим утром: было ли нежелательное поведение (далее - НП), что ел и ел ли вообще, чем занимался с родителями, был ли на прогулке, как спал, как себя чувствовал, какие

Слайд 3

лекарства принимал и т.д. и т.п. Эта информация помогает тьютору определить причины, например, НП воспитанника, избегания или апатии и др. А тьютор , соответственно, отмечает основные моменты, которые происходят во взаимодействии воспитанника с педагогами и другими воспитанниками в течение всего периода нахождения в саду. Вечером тьютор информирует родителей о результатах рабочего дня: обсуждаются достигнутые победы, предлагаются «стратегии», например, варианты действий родителей в случаях НП, проводятся консультации по рабочему плану тьютора или по запросу родителя и т.д. Еще раз напомним, что тьютор сопровождает ребенка во все его «времянахождения» в группе. Ведет наблюдение за поведением ребенка и фиксирует все проявления НП поминутно в режимных моментах, индивидуальных занятиях со специалистами, тьютором по такой форме: что предшествовало НП (например, одевался на прогулку), НП (кричит, падает, машет руками, бросает одежду и обувь, дерется, бьется головой о пол, другое) – как справляемся с НП, что делаем (переключаем внимание, меняем деятельность, игнорируем, другое) – реакция ребенка (прекращает поведение/продолжает поведение) в листе АВА. Индивидуальная работа тьютора с тьюторантом – это отработка целей индивидуальной программы воспитанника (например, цель для вербального ребенка: «Будет отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?» без эхо-п

Слайд 4

фиксирование в чек-листах даты начала работы над навыком, окончания работы и результат – усвоение навыка («Отвечает на вопрос» в 80% самостоятельных реакций в течение трех последовательных дней) или не усвоение (меньший процент самостоятельности ответа означает, что цель программы не достигнута) и причина (приостановка по причине отсутствия ребенка – болезнь, поездка в отпуск, семейные обстоятельства, ротация тьюторов , другое). Тьютор работает по протоколу индивидуальной программы «Такт +Интравербальное поведение», в котором отражены: метод обучения, инструкции, материалы ( подкрепители ), система подсказок и процедура обучения, последствия для верной/неверной реакции, обобщение. Протоколы – «наше все», потому что вообще ничего не нужно придумывать ! Далее о нашей работе. Максимальная структурированность организации стереотипов социально-приемлемого поведения не только на занятиях, но и в свободной деятельности воспитанников, мероприятиях, на прогулке и пр. Работа над созданием внешних маркеров - визуальной поддержке – «Правил жизни» в группе, на занятиях, на прогулке и т.п. Главным внешним маркером изменений последовательности действий ребенка с РАС является расписание (распорядок дня, который делает жизнь аутичного ребенка предсказуемым).

Слайд 5

А еще сенсорные разгрузки (например, посещений и игры с ребенком в сенсорной комнате), а еще массажи ручек (у наших деток «проблемная» мелкая моторика рук, крупная, кстати, тоже, тогда идем прыгать, ползать, раскачиваться), и наш любимый «тихий час» (когда тьютор занимается документацией, подготовкой к занятиям и т.д.), который вовсе не тих, если не сделать воспитаннику, например, любимый «домик» из простыней и одеял, чтобы максимально ограничить визуальный доступ к окружающей среде, которая будоражит, раздражает и отвлекает, не дает расслабиться, поэтому, нужно покачать, подержать за ручки, погладить по плечику, а кому-то из детой нужно петь печенки или читать стишки, и это нужно делать максимально тихо, чтобы не мешать остальным… Тьютор «ведет» своего ребенка с аутизмом в мир, оставаясь за его спиной. Чем самостоятельнее становится наш воспитанник, тем ближе наша общая победа – дальнейшее обучение в общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя средней группы)

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области«Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному...

Статья Из опыта работы тьютора в ДОУ

Статья Из опыта работы тьютора в ДОУ...

Из опыта работы тьютора: тьютор ресурсной группы ДОУ

Аннотация: взаимодействие тьютора с тьюторантами и родителями дошкольников с РАС в системе ресурсной группы детского сада....