Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)
статья (младшая группа)

Гладова Татьяна Борисовна

Гладова Татьяна Борисовна

Воспитатель

ГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга

 

 

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

 

В повседневной жизни и играх детей спонтанно возникают разнообразные объединения, которые психологи называют малыми или микро группами. Общение в таких группах имеет неформальный характер, и воспитатель должен уметь видеть их и поддерживать, поскольку это очень важная часть приобретаемого каждым ребенком социального опыта.
Внутри группы у ребенка особенно активно формируется необходимый багаж для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испробовать и мнократно перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий — с успехами или неудачами других детей. Такая оценка, «отработанная» собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребенка намного полезнее, чем оценка педагога.

Я, в работе с детьми, организуя  детей в малые группы, основываюсь на их симпатиях , и использую свои приемы деления детей на группы. Выбор способа деления детей на группы зависит  от содержания занятий, уровня произвольного  поведения. Дети, при делении на малые группы, могут сидеть на стульчиках или стоять на ковре полукругом или беспорядочно. Дети не только сидят, но и встают, передвигаются по группе.

В  младшей группе я предлагаю детям объединяться по 3—6 человек по их желанию, кто с кем хочет.
Можно также объединяться по желанию, но при этом соблюдать некоторые условия, например:

  • чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
  • одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков, платьев, туфель и т.п.).

Разделиться на группы можно:

  • по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
  • по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы.

Собраться в группу можно:

  • со своими друзьями;
  • с тем, с кем живешь рядом;
  • с кем спишь рядом в детском саду;
  • с кем вместе сидишь за обеденным столом;
  • с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
  • по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т.п.;
  • найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака, велосипед и т.п.

Деление на подгруппы по разрезному материалу

Я предлагаю каждому взять по одной частичке материала. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы и составить из элементов целое.
Можно предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей.
Например, я разбрасываю на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей.
При этом количество открыток (или другого материала) должно соответствовать числу образуемых малых групп, а количество нарезанных элементов — числу детей в малой группе.
В качестве материала можно также использовать:

  • небольшие картинки с несколькими повторяющимися сюжетами;
  • заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части;
  • лоскутки ткани разной (или одинаковой) формы и разной (или одинаковой) расцветки (рисунка);
  • ленточки, тесьму;
  • разрезанные на части геометрические фигуры (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру; одинаковые по названию, но разного цвета и размера; одинаковые по названию, цвету и размеру, но разрезанные на разное количество частей; одинаковые по названию, по размеру, но разного цвета).

Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)

Я предлагаю каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему.
Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе.
Например, я раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).

В качестве материала можно использовать:

  • отдельные крупные предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;
  • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);
  • геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеленых квадратов);
  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе, и они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько — в зависимости от количества детей — небольших групп.
Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок)
Я предлагаю каждому ребенку какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий.
Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу.
Например, каждый ребенок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ.
Воспитатель может предложить соединить два рассказа в один.
Затем каждая пара соединяет свой рассказ еще с одной (или двумя парами) и представляет его для всех.
Возможные варианты заданий:

  • составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т.п.;
  • нарисовать рисунок на определенную тему (или без нее), сделать аппликацию или поделку, слепить;
  • составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.

Я в младшей группе проводила аппликации, ребята работали   в малых группах:

  1. «Густой лес для зайки». Дети должны договориться, в каком лесу будет жить их зайчик: в еловом или березовом.
    2) «Осенний ковер». Дети учатся работать в паре, используя один лист на двоих (можно предложить им выбрать лист желаемого размера).

Очень важно, чтобы каждый ребенок смог самовыразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя  в работе группы,  сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют  возможность  внести свой опыт в  выполнение задания.

Как показал опыт работы, возникают такие проблемы в работе малых групп:

  • конфликт
  • неготовность к компромиссу и сотрудничеству
  • неготовность слушать

В каждом конкретном случае инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Вовремя важно  воспитателю напомнить правила работы в группах:

  • один за всех и все за одного;
  • когда работаешь сам, не мешай другим;
  • справился сам, помоги другу;
  • главное не бояться доказывать свою правоту;
  • умей принять помощь.

В моей практике применение технологии малых групп способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья ,формированию коммуникативных навыков .В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобрели важнейшие социальные навыки :такт, ответственность, умение договариваться.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_gruppy_seminar.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Гладова Татьяна Борисовна

Воспитатель

ГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

В повседневной жизни и играх детей спонтанно возникают разнообразные объединения, которые психологи называют малыми или микро группами. Общение в таких группах имеет неформальный характер, и воспитатель должен уметь видеть их и поддерживать, поскольку это очень важная часть приобретаемого каждым ребенком социального опыта.
Внутри группы у ребенка особенно активно формируется необходимый багаж для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испробовать и мнократно перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий — с успехами или неудачами других детей. Такая оценка, «отработанная» собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребенка намного полезнее, чем оценка педагога.

Я, в работе с детьми, организуя  детей в малые группы, основываюсь на их симпатиях , и использую свои приемы деления детей на группы. Выбор способа деления детей на группы зависит  от содержания занятий, уровня произвольного  поведения. Дети, при делении на малые группы, могут сидеть на стульчиках или стоять на ковре полукругом или беспорядочно. Дети не только сидят, но и встают, передвигаются по группе.

В  младшей группе я предлагаю детям объединяться по 3—6 человек по их желанию, кто с кем хочет.
Можно также объединяться по желанию, но при этом соблюдать некоторые условия, например:

  • чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
  • одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков, платьев, туфель и т.п.).

Разделиться на группы можно:

  • по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
  • по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы.

Собраться в группу можно:

  • со своими друзьями;
  • с тем, с кем живешь рядом;
  • с кем спишь рядом в детском саду;
  • с кем вместе сидишь за обеденным столом;
  • с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
  • по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т.п.;
  • найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака, велосипед и т.п.

Деление на подгруппы по разрезному материалу

Я предлагаю каждому взять по одной частичке материала. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы и составить из элементов целое.
Можно предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей.
Например, я разбрасываю на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей.
При этом количество открыток (или другого материала) должно соответствовать числу образуемых малых групп, а количество нарезанных элементов — числу детей в малой группе.
В качестве материала можно также использовать:

  • небольшие картинки с несколькими повторяющимися сюжетами;
  • заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части;
  • лоскутки ткани разной (или одинаковой) формы и разной (или одинаковой) расцветки (рисунка);
  • ленточки, тесьму;
  • разрезанные на части геометрические фигуры (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру; одинаковые по названию, но разного цвета и размера; одинаковые по названию, цвету и размеру, но разрезанные на разное количество частей; одинаковые по названию, по размеру, но разного цвета).

Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)

Я предлагаю каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему.
Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе.
Например, я раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).

В качестве материала можно использовать:

  • отдельные крупные предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;
  • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);
  • геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеленых квадратов);
  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе, и они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько — в зависимости от количества детей — небольших групп.
Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок)
Я предлагаю каждому ребенку какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий.
Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу.
Например, каждый ребенок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ.
Воспитатель может предложить соединить два рассказа в один.
Затем каждая пара соединяет свой рассказ еще с одной (или двумя парами) и представляет его для всех.
Возможные варианты заданий:

  • составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т.п.;
  • нарисовать рисунок на определенную тему (или без нее), сделать аппликацию или поделку, слепить;
  • составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.

Я в младшей группе проводила аппликации, ребята работали   в малых группах:

  1. «Густой лес для зайки». Дети должны договориться, в каком лесу будет жить их зайчик: в еловом или березовом.
    2) «Осенний ковер». Дети учатся работать в паре, используя один лист на двоих (можно предложить им выбрать лист желаемого размера).

Очень важно, чтобы каждый ребенок смог самовыразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя  в работе группы,  сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют  возможность  внести свой опыт в  выполнение задания.

Как показал опыт работы, возникают такие проблемы в работе малых групп:

  • конфликт
  • неготовность к компромиссу и сотрудничеству
  • неготовность слушать

В каждом конкретном случае инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Вовремя важно  воспитателю напомнить правила работы в группах:

  • один за всех и все за одного;
  • когда работаешь сам, не мешай другим;
  • справился сам, помоги другу;
  • главное не бояться доказывать свою правоту;
  • умей принять помощь.

В моей практике применение технологии малых групп способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья ,формированию коммуникативных навыков .В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобрели важнейшие социальные навыки :такт, ответственность, умение договариваться.