Игра, как средство активизации познавательной деятельности у детей в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

В соответствии с  ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процессы обучения и воспитания. Установка на развитие — это современная  стратегия обучения детей.

В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, развития целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, формирование потребности в самостоятельном познании мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon slet._igropraktiki_v_dou.pdf1.85 МБ
Файл slet._igropraktiki_v_dou.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подготовила: Кретова Н.Ю., педагог-психолог;

МБДОУ г.Иркутска д/с № 58

Игра, как средство активизации познавательной деятельности у детей в ДОУ

В соответствии с  ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процессы обучения и воспитания. Установка на развитие — это современная  стратегия обучения детей.

В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и

обучения, развития целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, формирование потребности в самостоятельном познании мира.

От того как психолог подходит к обучению детей, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому.

Этому достойно может послужить игра - основная и необходимая часть учения, досуга, культуры в целом.

Игра - это главная потребность, определяющая формирование детей как личностей. Если сравнивать игру с другими видами деятельности, то можно заключить, что игра имеет больше возможностей для психического и физического созревания ребенка.

Игра является первым этапом в обучении, познание детьми окружающей действительности. В игре ребята показывают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты,

явления.

Познавательная активность – это сложно выстроенная деятельность, заключающая в себя структурные части - потребности, мотивы, действия (не только простые действия) проявляющиеся машинально.

Познавательная деятельность обладает своим предмет и результатом: предмет - это информация о предмете, на который устремлено внимание ребенка, а результат - определение свойств предмета.

Познавательная активность имеет важное значение в деятельности. Это

как личностное образование, которое формулирует интеллектуальный отклик на процесс познания; активное принятие ребенком своего участия в деятельности, мыслительное и эмоциональное участие ребенка в процессе познания.

Формирование познавательной деятельности детей в ДОУ будет осуществляться более успешно при применении обусловленных приемов и методов, входящих в дидактические игры на развитие логического мышления, памяти.

Среди приемов, активизирующих познавательную деятельность можно выделить: отгадывание загадок, чтение логического рассказа, решение ребусов, логических задач, проблемных вопросов и моделирование проблемных ситуаций, поисковая деятельность, составление задач по аналогии, наблюдение, совместное выполнение задания, комментированное рисование

Палочки Кюизенера

Это набор счётных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до лет.
   Игровые задачи цветных палочек:

Счётные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.  

Логические блоки Дьенеша:

  • знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
  • развивают логическое мышление, представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);
  • формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);
  • развивают умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
  • развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, что в итоге развивает интеллектуально - творческие способности детей и позволяет сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.

Развивающие методики и технологии В.Кайе решают следующие задачи:

  • формируют творческое объёмно – пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации;
  • формируют и развивают восприятие, концентрацию внимания, памяти, воображения; оказывают стимулирующее влияние на развитие речи; тренируют тонкие движения пальцев; развивают умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, моделировать цвета и предметы;
  • развивают фантазию, воображение, глазомер, архитектурно – художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в коллективе сверстников;
  • формируют исследовательское поведение, поисковую деятельность и такие волевые качества, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение

Развивающая предметно-игровая система Радуга Кайе

Игра предназначена для индивидуальных и коллективных игр и занятий с детьми от 5 до 11 лет, а также для широкого круга специалистов, работающих в сфере образования и воспитания, и для родителей, ставящих перед собой задачу разностороннего развития ребёнка.

Игра разработана в НИИ дошкольного образования им.А.В.Запорожца сотрудником лаборатории игры и развивающей предметной среды В.А. Кайе. Эта развивающая игра представляет собой набор карточек с элементами узоров, оригинальной графики, различного цветового решения. С их помощью можно создавать композиции творческого характера.

Графический код карточек даёт широкие возможности экспериментировать, используя различные собственные догадки для получения эвристического композиционного результата. Есть вариант игры с магнитными карточками.

Вывод:

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие

ребенка трудно переоценить. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете,

способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому,

умственному. Из раскрытия понятия игры психологами и педагогами можно

выделить ряд общих положений:

1 Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности

детей разных возрастов.

2 Игра детей это самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для

личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3Игра–первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

4 Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и

развиваются потому, что играют.

5Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

6 Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают педагога с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: абстракции, сенсорных процессов и обобщения произвольного запоминания и т.д. Оно формирует способности учиться и развивает познавательную активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1 слайд ТЕМА: «ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Выполнила : Пивкина Татьяна Николаевна воспитательМБДОУ «Центр развития ...

"Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". консультация для воспитателей

Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством ме...

Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников".

       Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребёнку интересен окружающий мир, и он, пытается разобраться в н...

Презентация: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Что такое дидактическая игра:Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в ...

Игра, как средство активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.

Игра - есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Важную рол...

Игра как средство активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.

Дубенская Е.В., Толмачева Г.В.МБДОУ «Детский сад № 56 «Гусельки», г.ТамбовИгра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. И...