Упражнения, основанные на моделировании реальных ситуаций
методическая разработка по коррекционной педагогике

Тукиш Татьяна Федоровна

Принципы подбора игровых заданий и ситуаций: реальность сюжета; случаи из жизни; охват разных сфер жизни; доступность для понимания; постепенное повышение сложности сюжетов; направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений. Чтобы метод моделирования реальных ситуаций имел эффект на уроке, педагогу надо знать алгоритм проведения упражнений на данную тематику: выбрать тему; определить действующих лиц;  обрисовать психологический портрет персонажа и обстановку, в которой будет происходить действие;  подобрать реквизит

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_modelir_situatsiy.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, основанные на моделировании реальных ситуаций

При подборе упражнения, игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваются уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка. Принципы подбора: реальность сюжета; случаи из жизни; охват разных сфер жизни; доступность для понимания; постепенное повышение сложности сюжетов; направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений. Чтобы метод моделирования реальных ситуаций имел эффект на уроке, педагогу надо знать алгоритм проведения упражнений на данную тематику: выбрать тему; определить действующих лиц;  обрисовать психологический портрет персонажа и обстановку, в которой будет происходить действие;  подобрать реквизит.

Использование метода моделирования реальных ситуаций применимо при изучении всех лексических тем:  «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Профессии», «Медицинская помощь» и т.д. По каждой теме подбирается большое количество сюжетов.

Результатом использования метода реальных ситуаций является:  адекватное решение жизненных ситуаций обучающимися;  повышение выразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся:  развитие коммуникативных навыков детей с ЗПР, расширяющих возможности их социализации.

Данный метод является наиболее действенным методом обучения дошкольников с  ЗПР. Метод моделирования реальных ситуаций, оказывает комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу детей, а также на развитие мышления, оценивая ситуацию с разных точек зрения и нахождение верного решения.

Для реализации поставленной цели на занятиях мы использовали различные по степени сложности упражнения, основанные на моделировании реальных ситуаций с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Моделирование микроситуаций.

Ситуация 1. «Если бы я…, я стал бы…». Упражнение выполняется с использованием речи, или при помощи мимики.

1.Проблемная ситуация с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы.

Ситуация 2. «Я устроился на работу с помощью…». Задача детей состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их (для детей подготовительной группы).

2.Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом.

Ситуация 3. «Собеседование». Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию при разговоре с работодателем.

3.Моделирование ситуаций по заданной теме.

Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию. Детям дается тема, по которой они сами придумывают сюжет, распределяют роли и разыгрывают ситуацию.

Ситуация 4. Детям предлагается пословица для разыгрывания, при этом надо убедиться, что дети правильно понимают смысл.

Ситуация 5. Детям предлагается разыграть ситуацию: «Я буду ….».

4.Просмотр видеосюжетов «Я хочу стать»

После того как дети показывали свои решения предлагаемых упражнений, организовывалось их обсуждение в форме беседы о ситуации вообще и способах ее решения.

Все дети относятся к занятиям  с применением метода реальных ситуаций с большим интересом, который в дальнейшем имеет тенденцию к возрастанию.  

На первых занятиях работа над решением проблем заняла достаточно много времени, дети чувствовали себя скованно. Не все сразу смогли принять участие в этих играх. Некоторые дошкольники отказывались от участия в решении предлагаемых задач, говоря, что хотят сначала посмотреть, как это делают другие. Не сразу ребята научились представлять себя в роли взрослых. Большие трудности вызывало у детей прогнозирование результатов тех или иных поступков.  

Поддерживая постоянный контакт с участниками игры, педагог побуждает их к диалогу, к обоснованию своих действий, к рассуждению по поводу встречающихся затруднений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в современных условиях....

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

Комплекс упражнений, основанный на сочетании текста, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Комплекс упражнений, основанный на сочетании текста, артикуляционной и пальчиковой гимнастики....

Картотека дидактических игр, упражнений, основанных на игрушке Pop-it для формирования математических представлений у дошкольников с ОВЗ

Данный материал позволит с помощью игрушки развивать у детей умения: анализ, рассуждение; умение делать логические выводы; формировать познавательный интерес; развивать у детей способность уменьшать в...

Содержание коррекционной работы по формированию навыков социальной адаптации посредством моделирования реальных ситуаций с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)

На занятиях по лексическим темам используются методы и приемы: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игр...