Содержание коррекционной работы по формированию навыков социальной адаптации посредством моделирования реальных ситуаций с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Тукиш Татьяна Федоровна

На занятиях по лексическим темам используются методы и приемы: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, игровые ситуации, решение логических задач, зада­ния-соревнования, чтение и обсуждение произведений худо­жественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, создание тематических альбомов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_realnyh_situatsiy.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы по формированию навыков социальной адаптации посредством моделирования реальных ситуаций с детьми с  задержкой психического развития (ЗПР)

На занятиях с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) эффективным является применение метода моделирования реальных ситуаций. Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношения людей к другим объектам окружающего мира. При использовании этого метода дети делятся на две группы - актеров и зрителей. Дети-актеры проигрывают определенную ситуацию. Дети-зрители внимательно следят за поведением, общением действующих лиц, дают им оценку.

Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой лексической темы: «Транспорт», «Дом», «Одежда», «Питание», «Обувь». Сюжеты ситуаций берутся педагогами из реальной жизни и должны наиболее полно отражать ее. Постепенно усложняясь, эти ситуации подготавливают ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь. Метод моделирования реальных ситуаций является одним из наиболее эффективных, но в то же время сложных методов. Воспитанников необходимо целенаправленно и последовательно учить моделировать ситуации.

Обучение начинается с простых ситуаций и включает в себя два момента: обучение участию в моделировании ситуации; обучение анализу ситуации.

Последовательность обучения может быть следующей:

  1. Педагог, подготовив ситуацию, сам демонстрирует ее, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей.
  2. Педагог участвует в разыгрывании ситуации, но играет уже вспомогательную роль. Дети выполняют основные роли.
  3. Ситуация, в которой все роли играют дети. По необходимости педагог лишь руководит действиями актеров.
  4. Моделирование ситуации идет без предварительного разучивания ролей, но педагог руководит действиями, характером реплик детей.
  5. Самостоятельное моделирование детьми ситуации. Педагог называет тему сюжета. Дети определяют, какие действующие лица должны быть участниками ситуации, распределяют роли и проигрывают ситуацию.

Важно, чтобы артистами выступали все дети группы. Проигрывая различные ситуации, дети тем самым закрепляют определенные представления, знания, умения, приобретают некоторый опыт поведения и общения, что подготавливает их к практическому апробированию, применению опыта в реальной жизни. Ситуации, связанные с общением, способствуют развитию речи детей - умениям правильно формулировать просьбы, вопросы, грамотно строить ответы, внимательно выслушивать собеседника. Участие в этой, деятельности делает детей более раскованными, свободными, уверенными, они лучше запоминают и успешнее применяют полученные сведения.

После разыгрывания ситуации проводится ее анализ. Педагог предлагает детям оценить, правильно ли поступали, общались действующие лица; дается оценка поведению каждого. Вначале оценка ситуации, действий отдельных ее участников производится по вопросам педагога, затем - с постепенно возрастающей самостоятельностью детей и уменьшающейся помощью педагога. Постепенно при анализе моделей проигранных ситуаций можно вводить и использовать метод аналогий, например: «Приятно было бы тебе услышать такое обращение?», «Как ты бы хотел, чтобы к тебе обратились?» Это способствует не только закреплению знаний о правильном выполнении каких-либо действий, обращений, но и формированию осознанного отношения к ним, убеждения в необходимости поступать, относиться, действовать именно так, а не иначе, по принципу: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Игры проходят в группе, на улице, нужно создать иллюзию присутствия на улице, в магазине, на почте, дома. Воспроизвести необходимую обстановку поможет наличие реквизита, подобранного педагогом в зависимости от темы моделируемой ситуации. Например, предполагая действия детей в аптеке, надо создать прилавок, разложить упаковки от лекарств, пузырьки, коробочки от лекарственных растений. Декорации и атрибуты помогают создать определенную обстановку.

Использование метода моделирования реальных ситуаций  должно быть не только методически верным, но и постоянным. При систематическом обучении созданию реальных ситуаций дети в процессе игр ведут себя свободнее, общаются друг с другом, вносят свои дополнения, вполне соответствующие содержанию, успешно применяют полученные сведения и лучше запоминают их, искренне переживают успех и неудачи партнеров. Самостоятельно разыгрывать сценку на данную педагогом тему им труднее, но, все же, действуют они правильно, могут применить имеющиеся знания адекватно ситуации.

Проблемная ситуация должна быть не только интересной, но и посильной: дети должны чувствовать, что решение проблемы им доступны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Мастер-класс с педагогами «Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций».

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. ...

Конспект коррекционного занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в старшей группе «Гуси-лебеди».

СБО - очень важный раздел работы с детьми с нарушением зрения. Также, в ходе данного занятия происходит развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения....

Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....

Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников....

«Особенности формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Мы педагоги ключевая фигура в воспитательно – образовательном процессе, эффективность которого определяется профессиональной компетентностью, психологическим и физическим благополучием, отношени...