Конспект коррекционного занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в старшей группе «Гуси-лебеди».
план-конспект занятия (старшая группа)

Тальянцева Лидия Петровна

СБО - очень важный раздел работы с детьми с нарушением зрения. Также, в ходе данного занятия происходит развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_gusi_lebedi.doc446.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Муниципальное дошкольное образовательное      

                                                               учреждение детский сад № 10

Конспект коррекционного занятия

по формированию навыков социально-бытовой ориентировки

 в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: В гостях у сказки «Гуси-лебеди».

        Подготовила:

                                                                                       Учитель-дефектолог  

                                                                        высшей категории Тальянцева Л.П.

        C:\Users\юзер\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20170530_114617.jpg

                                      г. Рыбинск, 2017

Конспект коррекционного занятия

 по формированию навыков социально-бытовой ориентировки

 в старшей группе компенсирующей направленности.

Тема: В гостях у сказки «Гуси – лебеди».

Цель: развитие сохранных анализаторов и способов обследования предметов.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие (здоровье сберегающие технологии «Зрительная гимнастика»), художественно-эстетическое развитие.

Задачи.

Образовательные:

-формировать способы обследования предметов;

-обучать навыкам техники безопасности при пользовании различными анализаторами.

Коррекционно-развивающие:

-совершенствовать способы восприятия предметов с помощью анализаторных систем;

-развивать:

-сохранные анализаторы на практике;

- тактильно-осязательные, барические ощущения детей;

- слуховое восприятие, дифференцировать различные звуки воды,

-обоняние и вкусовые ощущения;

-стимулировать самостоятельную речевую активность на основе использования обогащенного чувственного опыта детей.

Воспитательные:

-воспитывать чувство взаимопомощи и эмпатии друг к другу;

-учить внимательно слушать инструкцию педагога и действовать согласно инструкции.

 Материал:

Дидактическое обеспечение:

Таблички с различной поверхностью, на обратной стороне разрезная картинка. Пронумерованные горшочки, наполненные водой с разной температурой, прихватки. Различные натуральные фрукты (киви, банан, яблоко, апельсин, груша). Пронумерованные мешочки различные по весу, но одинаковые по объему, ключик, сундучок, записка.

Техническое обеспечение:

Магнитофон, проектор, экран, видеозапись: обращение Аленушки, зрительная гимнастика.

Аудиозапись с различными звуками воды (капли воды, шум дождя, журчание ручья, плеск воды); обращение Печки, Яблоньки, Речки, мелодия «В гостях у сказки».

Форма проведения: квест-игра.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок.

Д/ и «Тактильные дощечки»

Д/и «Определи по запаху»

Д/и «Определи вес»

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»).

Ребята, Вам знакома эта мелодия? Откуда она?

У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна,
Ее герои учат жизни,
Их украшает доброта…

А вы любите сказки?  Почему они вам нравятся? (Ответы детей).

А как вы думаете, почему заиграла эта мелодия?

Она нас приглашает в сказку. А в какую вы хотите узнать? Выполните мое первое задание.

Основная часть.

Игра «Угадай на ощупь».

У вас на столах лежат дощечки с различной поверхностью. Как правильно определить поверхность предмета? (Надо кончиками пальцев прогладить по поверхности предмета, а потом всей ладошкой, а затем снова более тщательно обследовать пальчиками предмет)

А как определить твердость предмета? (Надо надавить на предмет пальчиками, сжать его). Молодцы.

Я попрошу вас снять очки и положить их на салфетку линзами вверх.

Ребята, а почему именно так мы должны положить очки? (чтобы не поцарапать линзы). Правильно.

Наденьте «затемнённые очки» и слушайте внимательно.

Перед вами лежат четыре дощечки. Обследуйте первую дощечку, она расположена внизу. Какая она на ощупь? (Мягкая, пушистая, ворсистая, теплая). Что она вам напоминает? (кошку и т. д)

Над первой дощечкой лежит вторая.  Что вы можете о ней сказать? (Твердая, гладкая, холодная). Что она вам напоминает?

Ещё выше расположена третья дощечка, обследуйте внимательно.

Что вы можете о ней сказать? Какая она на ощупь? (твердая, гладкая, шершавая, похожа на асфальт).

Последняя дощечка расположена дальше всего от вас, какая она на ощупь? Правильно, ее поверхность твердая и колючая, холодная. Снимите «затемнённые очки» и наденьте свои.

А теперь мы будем по очереди их переворачивать, будто перелистываем странички, на обратной стороне у вас получиться картинка.

Посмотрите, как это нужно делать. Переверните дощечки. Что у вас получилось? Что изображено на твоей картинке? (печка)

-А что получилось у тебя? (речка)

-А на твоей картинке? (яблоня)

Как вы думаете, из какой сказки эти персонажи: печка, яблонька, речка, лебеди?

Правильно, из сказки «Гуси-лебеди».

Кто мне расскажет, что произошло в сказке? (Ответы детей)

Гуси – лебеди унесли братца Иванушку за темные леса к бабе Яге. Сестрица Аленушка бросилась на поиски братца…

Подойдите, пожалуйста, все ко мне.

Чтобы в сказку нам попасть, нужно дружно всем сказать: «Сказка, сказка - расскажись, сказка, сказка - появись».  Ну а, чтобы вернуться домой надо произнести следующие слова: «Сказка, сказка, обернись все на место возвратись». Запомните слова.

Готовы произнести волшебные слова? (Дети произносят волшебные слова).

Вы теперь уже не в зале в сказку русскую попали «Гуси-лебеди».

Ребята вы что-нибудь слышите? Слышите, кто-то плачет. Что случилось, почему она плачет?

 Здравствуй девушка, здравствуй красавица, почему ты плачешь?

Аленушка: (видеозапись) «Здравствуйте, ребята. Гуси-лебеди унесли моего братца. Я не знаю, где его искать. Помогите мне, пожалуйста».

 -Ребята, мы поможем?

-Не печалься. Ребята, мы поможем отыскать Иванушку? (Да)

А как?

-Давайте вспомним из сказки. Кого первого встретила Аленушка? (Печку)

-Пойдемте к печке и спросим её! Как ласково обратится к печке?

(дети сами обращаются к печке)

Дети: «Печь, печурка! Не видала ли ты, куда полетели гуси-лебеди»?

(звучит запись голоса печки)-Выполните моё задание. Тогда скажу.

-Какое, печь?

Игра «Горячо, еще горячее».

Печь: «Снимите с меня самый горячий горшочек».

-Ребята, а как нам узнать, какой же горшочек самый горячий? (ответы детей: надо поближе поднести руки к горшочку, но не касаться его, если горшочек очень горячий, то от него идет тепло. А если горшочек открытый, то будет видно, как от него идет пар. Потом, осторожно, прикоснуться пальчиками, что бы не обжечь ладошки…)  

-По очереди, попробуйте дотронуться до горшочков и определить, под каким номером самый горячий горшочек. Осторожно, не обожгитесь!

Дети по очереди определяют, под каким номером самый горячий горшочек.

-Как же нам снять горшочек, чтобы не обжечься? (надо использовать прихватки). Педагог сам снимает горшочек.

Печка: «Спасибо, с заданием вы справились, идите по кочкам через болото, потом вдоль опушки леса, там, на поляне, стоит яблонька, у неё и спросите».

Дети: «Яблонька, не видала ли ты, куда братца Иванушку гуси-лебеди понесли»?

Яблонька: «Выполните моё задание, скажу»

Игра «Определи по запаху и вкусу».

Яблоня: «Мои яблочки вкусные, сочные, румяные, вы должны по запаху и вкусу определить яблоко среди других фруктов».

Встаньте, пожалуйста, в ряд, каждому я поднесу фрукт, вы его с закрытыми глазами понюхаете, и сразу не отвечайте, а определите и запомните его запах (лимон, апельсин, яблоко). Каким по счету было яблоко? (Вторым). Что попалось тебе? Какое оно по запаху? (ароматное, душистое, свежее)

А сейчас, я вам предложу попробовать фрукты на вкус. Закройте глазки. Что попалось тебе, Маша? (лимон). Какой он на вкус, опиши его? (кислый, сочный, мякоть мягкая, а корочка твердая). (Педагог спрашивает каждого ребенка).  Кому из вас попало яблоко? Какое оно на вкус? (ответы детей). Что досталось тебе? (апельсин, сладкий, сочный, мякоть мягкая)

Яблоня: «Молодцы! Бегите к речке, она укажет вам дальнейший путь».

Гимнастика для глаз (мультимедийная).

Ребята, смотрите пролетают гуси-лебеди, давайте глазками проследим за их полётом.

Дети: «Река-речка! Не видала ли ты, куда понесли гуси-лебеди Иванушку»?

Речка: «Видала, на другом берегу реки стоит избушка Бабы-Яги. Там братец Иванушка. Но чтобы перебраться через реку, вам нужно выполнить задание

Игра «Определи на слух».

Речка: «Встаньте все вдоль речки и внимательно слушайте различные звуки воды. Определите их. Как только вы услышите журчание ручья, то перепрыгивайте через меня. Будьте внимательны, запоминайте и другие звуки, и шумы».

Вы слышали, что сказала речка, перепрыгивать только тогда, когда услышите журчание ручья. Звуки воды могут быть различными (падают капли, плеск воды, шум дождя и т.д.).  Какие ещё звуки вы услышали. Молодцы все справились с заданием.

Ребята, а вот и избушка Бабы-Яги. Только вот на двери висит замок.

Игра «Определи вес».

-Ребята, смотрите шкатулка, а в ней записка и какие-то мешочки.

Записка (Ключик от дома Баба- Яга спрятала в самый тяжелый мешочек).

Ребята, внимательно посмотрите на мешочки, что вы можете про них сказать? (одинакового цвета, размера, формы).

А как же нам определить, какой мешочек самый тяжелый? (Ответы детей надо взвесить, сравнить мешочки по весу)

Как же их взвесить без весов? (вспоминаем способ взвешивания «с помощью рук»). Дети взвешивают и сравнивают мешочки и находят самый тяжелый мешочек. В нем ключ от избушки.

-А вот и ключик. С помощью него Аленушка откроет избушку и спасет братца.

Аленушка: (видеозапись) «Спасибо вам, ребята. Без вашей помощи мне бы не справиться. Примите от нас угощение. До свидания».

Ребята, а нам пора возвращаться домой. Как же нам попасть домой? Давайте попрощаемся и скажем волшебные слова. «Сказка обернись, всё на место возвратись».

Ну вот, мы снова в детском саду.

Итог занятия.

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Какой опыт вы приобрели для себя?

Какое задание для вас показалось трудным? Какое задание понравилось больше всего? Какие чувства вы испытали, помогая Аленушке? Только все вместе мы смогли пройти все испытания и помочь Аленушке. Молодцы! Я горжусь вами, что вы отозвались помочь Аленушке. Читайте с папами и мамами сказки. В следующий раз мы отправимся в другую сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе "Гуси-лебеди"

Занятие по математике на основе сказочного сюжета "Гуси-лебеди"Цель: Упражнять в построении отрезка числовой прямой от 0 до 9, в поиске пропущенных чисел на цифровых карточках. Развивать умение ориент...

Сценарий праздника для мам (для детей старшей группы) "Гуси-Лебеди"

Вот опять наступила весна, снова праздник она принесла,                Праздник радостный, светлый и нежный,...

Театрализованное представление для детей старшей группы "Гуси-лебеди"

Мероприятие проводилось с детьми старшей группы. Театрализованное представление было подготовлено по мотивам сказки "Гуси лебеди".  Между детьми были распределены роли, каждый ребенок отвечал за ...

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в средней группе «Гуси – лебеди» воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 Зайнутдиновой Ю.Н.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:Образовательная:·      закрепить название геометричес...

Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе "Гуси-лебеди"

Конспект НОД по познавательному развитию разработан по мотивам сказки "Гуси -лебеди"  с учетом требований ФГОС...