«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
статья по логопедии на тему

Саулей Татьяна Николаевна

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.chteniya_sauley.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Саулей Татьяна Николаевна

МБДОУ «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида»

Муромцевского муниципального района Омской области

В последние несколько лет все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией. 

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью уделять повышенное внимание навыкам правильного звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), так как у детей данной категории наблюдаются большие трудности в усвоении звуков речи, а при последующем обучении в школе отмечаются нарушения чтения и письма.

В отечественной логопедии вопросами обучения и воспитания детей с ОНР занимались такие ученые, как В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Н.А. Никашина Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева. В различных аспектах проблему развития устной речи детей с ОНР изучали Т.П. Бессонова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф Спирова, А.Я. Ястребова, Л.Ф Спирова и др.

В работах Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, Р. Е. Левиной, , Н.Г. Морозовой, В.И. Селиверстова и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и использования сензитивного периода развития, так как каждый возраст ребенка обусловливает как текущую его деятельность, так и закладывает основы для его дальнейшего развития.

Овладение навыками звукопроизношения предполагает определенный уровень речевой подготовки детей, который формируется в процессе их естественного онтогенетического развития. У детей, страдающих нарушением речи, этот уровень недостаточен. В этой связи развитие понимания речи, фонематического слуха, смысловых и звуковых дифференциаций выдвигается в качестве основных направлений в методике коррекционного воздействия.

Представленное исследование позволяет дополнить в теоретическом и практическом аспектах вопросы, связанные с овладением навыками звукопроизношения дошкольниками  шестилетнего возраста с ОНР.

Цель работы – изучить особенности устной речи и апробировать комплекс упражнений, направленный на формирование навыков произношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Изучить научную литературу по проблеме формирования навыков произношения у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.

2. С помощью диагностических методик выявить уровни развития навыков произношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3. На основании результатов исследования подобрать и апробировать комплекс упражнений, направленный на овладение старшими дошкольниками с ОНР навыками звукопроизношения.

4. Выявить эффективность проведенной экспериментальной работы.

В ходе исследования была выдвинута и подвергнута проверке следующая гипотеза: благодаря использованию комплекса специальных коррекционных упражнений, направленного на развитие языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, у детей старшего дошкольного возраста могут быть достигнуты высокие результаты в овладении навыками звукопроизношения.

В работе были использованы следующие методы:

анализ научной литературы; наблюдение; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.

Исследование проводилось с детьми логопедической группы МБДОУ «Муромцевский детский сад № 4 комбинированного вида» Муромцевского муниципального района.

Коррекционная работа с детьми осуществлялся в III этапа.

На I этапе посредством специальных диагностических заданий выявлялся уровень сформированности навыков звукопроизношения у детей; устанавливалось общее и различное во владении устной речью детьми с патологией речи.

Для проведения обследования указанной категории дошкольников были использованы диагностические задания Т.А. Фотековой и Л.И. Переслени, Г.Г. Голубевой

1) «Повтори слоги» (проверка состояния фонематического восприятия), автор Т.А. Фотекова; 2) «Повтори движения» (исследование артикуляционной моторики), автор Л.И. Переслени; 3) «Различай и повторяй» (дифференциация звуков), автор Г.Г. Голубева; 4) «Повтори слова» (исследование звукопроизношения и сформированности звуко-слоговой структуры слова); авторы Т.А. Фотекова, Л.И. Переслен

На II этапе осуществлялась целенаправленная работа по формированию навыков звукопроизношения у воспитанников с  нарушениями речи.

Все отобранные упражнения предъявлялись дошкольникам с учетом выделенных  направлений коррекционно - педагогической работы:

1. Развитие артикуляционной моторики:  многократное повторение специальных упражнений  способствовало выработке правильной артикуляции.

2. Развитие правильного речевого дыхания: упражнения на формирование длительного выдоха способствовали плавной речи.

3.Развитие языкового анализа и синтеза: упражнения  и игры применялись при формировании фонематического анализа и синтеза.

- развитие звукового анализа и синтеза;

- развитие слогового анализа и синтеза;

4. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи: упражнения  на уточнение произносительного и слухового образа различаемых звуков.

5. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти)

На III этапе осуществлялась оценка эффективности разработанного коррекционного подхода, направленного на формирование навыков звукопроизношения детьми с  нарушениями речи.

Таким образом, организация педагогического эксперимента осуществлялась поэтапно. На каждом этапе проходило последовательное решение поставленных нами задач.

В целом длительность всей экспериментальной работы составила 6 месяцев. Целью эксперимента было исследовать особенности формирования  навыков звукопроизношения дошкольников с ОНР.

В ходе экспериментального исследования были поставлены задачи:

1. подобрать методики и провести экспериментальное исследование уровня  сформированности навыков звукопроизношения дошкольников;

2. подобрать систему упражнений по формированию навыков звукопроизношения для дошкольников с ОНР;

3. провести контрольное исследование по окончанию формирующего эксперимента и выявить эффективность составленной системы упражнений.

По результатам входной диагностики детей установлено: низкая артикуляционная моторика, недостаточное восприятие и дифференциация звуков речи, недостаточное развитие языкового анализа и синтеза. Уровни сформированности навыков звукопроизношения у детей: высокий уровень -0%, средний уровень - 0%, ниже среднего уровня – 87,5%,  низкий уровень –12,5%.

Результаты входной диагностики сформированности

навыков звукопроизношения

Результаты итоговой диагностики после проведенной работы составили следующее соотношение: высокий уровень - 0%, средний уровень -62%, ниже среднего уровня - 38% низкий уровень – 0%. Эти результаты наглядно отображают более прогрессивную динамику в формировании навыков звукопроизношения у детей, участвовавших в коррекционной работе.

Результаты итоговой диагностики сформированности

навыков звукопроизношения

У дошкольников изменился характер ошибок, зарегистрированных на констатирующем этапе исследования: дети стали включать в речь автоматизированные звуки; реже стала наблюдаться  недостаточная дифференциация слогов и слов; дошкольники увереннее давали ответы, не отказывались от выполнения заданий; не отмечалось повторов одних и тех же звуков; большинство детей абсолютно правильно называли заданные слова и исключали из предложенных групп лишние слова и слоги.

Результаты свидетельствует об эффективности проведенной коррекционной работы с детьми. Нами была достигнута поставленная цель, решены задачи.

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Исследовательская работа по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики и психологии ключевой проблемой....

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Статья: "Коррекционная работа по развитию фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение ею представляет сложный, многосторонний психический процесс. Речь начинает появляться тогда, когда головной мозг, слух, речевой (артикуляционный) а...