«Основные этапы, направления и содержание коррекционной работы по формированию зрительно-пространственных ориентировок».
консультация по коррекционной педагогике

Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»

Консультация для педагогов.

«Основные этапы, направления и содержание коррекционной работы по формированию зрительно-пространственных ориентировок».

Провела учитель-дефектолог Назаренко Оксана Анатольевна.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте должен освоить положение предметов в пространстве: справа – слева, спереди – сзади, сверху – снизу, внутри – снаружи, далеко – близко; около, рядом, посередине, между, за, перед; умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги.

Ребенок подготовительной группы должен освоить положение предметов в пространстве: далекий – близкий, дальше – ближе; вверху – внизу, выше – ниже; правый – левый, справа – слева; спереди – сзади; внутри – снаружи; умение ориентироваться в тетради, альбоме.

У детей с ЗПР  страдает усвоение словесных обозначений различных пространственных признаков, таких, как «сверху», «снизу», «справа», «слева», «над», «под» и другие. Что не дает им обобщить эти признаки и абстрагировать, отделить их от конкретных предметов.

Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития нарушается по всем направлениям; дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности.

Для должного формирования зрительно-пространственных ориентировок, важным условием является четкость и дифференцированность зрительного восприятия, зрительных представлений, оптического анализа и синтеза. Поэтому, недостаточная сформированность этих функций у детей с задержкой психического развития ведет к нарушению зрительно-пространственных ориентировок.

Основные этапы, направления и содержание коррекционной работы.

Подготовительный этап.

Основной целью на данном этапе является формирование зрительного восприятия (гнозиса), внимания, памяти, лежащих в основе пространственного ориентирования.

Работа по формированию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти включается в индивидуальные и фронтальные занятия и осуществляется на основании принципа постепенного усложнения материала.

Согласно этому, работа на данном этапе начинается с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов или их изображений. Затем следует переходить к схематичным изображениям, графическим знакам и символам. В последнюю очередь используются материалы с наложенными изображениями и зашумлением.

На этом этапе особое внимание уделяется развитию зрительной памяти. Основной вид деятельности в этом направлении – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15 – 20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец.

Также важной на данном этапе является работа по развитию зрительно-моторной координации. Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающих деталей с опорой на образец, обведение контура фигуры по точкам, штриховка, точное воспроизведение последовательности графического ряда.

Основной этап.

Работа на данном этапе состоит из трех основных направлений и проводится последовательно.

I направление - Ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела.

II направление – Ориентировка в окружающем пространстве.

III направление – Ориентировка на листе бумаги.

IV направление - Понимания и употребления грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

I. Ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела.

Знакомство с пространственными направлениями следует начать с изучения собственного тела.

Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах.

Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека".

Примерные игры и упражнения:

 Уточнение и закрепление представлений о собственном лице и теле.

Части лица

Цель: а) фиксация внимания детей на собственном лице; б) уточнение и закрепление в речи детей названий частей лица.

Оборудование: зеркало.

Ход: Работа возможна перед зеркалом, когда ребенок смотрит либо на свое отражение, либо на другого ребенка (взрослого) и называет все части лица, которые знает.

Примерные игры и упражнения на закрепление в схеме собственного тела направлений «справа» – «слева»:

Цель: а) уточнение и закрепление у детей знаний о правой и левой руках;

Ход: Предложить детям показать, какой рукой надо есть, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. В случае затруднений взрослый сам дает ответ, а дети повторяют за ним несколько раз. Дается задание поднять правую руку и назвать ее.

Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а дети повторяют.

II . Ориентировка в окружающем пространстве.

После выработки у детей навыка ориентации в пространстве относительно себя следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, что вызывает у детей с ЗПР значительные затруднения. Необходимо закрепить у ребенка представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право — где у меня лево, а лево — где право. В итоге следует научить дошкольников мысленно ставить себя на место другого человека, видеть вещи его глазами и, главное, правильно называть их.

Примерные игры и упражнения:

1) Ориентация в сторонах тела у человека напротив.

Наличие «браслета» на правой руке обязательно и у взрослого. Он встает напротив детей, и они видят, что там, где у них левая сторона, у взрослого – правая. Взрослый задает вопрос, почему так получилось, и дети стараются объяснить. При трудностях детей, взрослый обращает их внимание на свою фиксированную «браслетом» правую руку.

2) Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, то есть к самому себе.

Вначале педагог дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева» и т. д.; предлагает выполнить действие, например, положить книгу справа или слева от себя.

Если при выполнении этих заданий у ребенка возникают затруднения, необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке. Далее пространственные соотношения закрепляются в речи. Педагог предлагает ответить на такие, например, вопросы: «Где находится шкаф, окно, дверь?» и т. д. При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева.

Вначале игра проводится в достаточно медленном темпе, но постепенно предметы все быстрее перечисляются ведущим. В конце игры подводятся итоги и объявляется победитель.

3) Отработка пространственных представлений в двигательной сфере.

Роботы

Цель: а) отработка пространственных представлений в двигательной сфере; б) развитие слухового внимания.

Ход: Ведущий прячет мелкий предмет в комнате, дети при этом закрывают глаза (или отворачиваются). Когда предмет спрятан, игроки открывают глаза, ведущий говорит, что они – «роботы» и будут искать спрятанную вещь, но по команде ведущего. Ведущий может отдавать такие команды, как: сделай 5 шагов влево (вправо, вперед, назад); повернись через правое (левое) плечо. Также важным является ориентировка на фиксированную «браслетом» руку. Данная игра имеет несколько уровней сложности:

1. При первичном знакомстве с игрой взрослый является ведущим. Он отдает указания, куда надо следовать «роботам», чтобы найти спрятанный предмет. При этом, ведущий встает рядом с детьми в одну линию и двигается вместе с ними. При ошибках детей обращается их внимание на «браслет».

2. На следующем этапе ведущим остается взрослый, но он уже не двигается вместе с детьми, а просто направляет «роботов». Если кто-то из детей ошибается, то его движение корректируют дети, объясняя как надо выполнять команду. Взрослый приходит на помощь только в очень редких случаях.

3. Ведущим становится ребенок. Он прячет предмет и регулирует направление «роботов», при этом двигается вместе с ними.

4. Ведущий-ребенок прячет предмет и встает напротив «роботов». Представленный вариант игры является сложным, поскольку ведущему необходимо направлять игроков, контролируя их движения, учитывая, что они расположены напротив.

4) Определение пространственных отношений между предметами.

Сначала педагог уточняет расположение двух предметов. Для этого он предлагает взять правой рукой, например, тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и проложить ее около левой руки. Педагог задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Далее детям предлагаются задания по инструкции логопеда: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.

Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Педагог предлагает детям выполнить следующие примерные задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку» и т. д.

III. Ориентировка на листе бумаги.

Ориентировка в двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов. Затем ребенок помещает различные предметы в левом нижнем, в правом верхнем углах, определяет, какие углы остались незаполненными. Формируется понимание и вербализация расположения плоскостных предметов, букв и цифр на листе бумаги по отношению друг к другу.

1) Основные стороны листа.

2) Ориентировка в расположении изображений и графических знаков на листе.

3) Определение пространственных соотношений элементов графических изображений.

На этом направлении одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, т.е. ребенок определяет из каких частей состоит изображение.

Примерные игры и упражнения:

Основные стороны листа.

При формировании зрительно-пространственных ориентировок проводится работа и по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются следующие задания:

1. Написать называемые буквы справа или слева от вертикальной линии.

2. Положить карточку с кружком, справа от нее – с крестиком, слева от крестика поставить точку.

3. Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него – крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника – кружок, выше треугольника поставить точку. И т.д.

2) Ориентировка в расположении изображений и графических знаков на листе.

* * *

Цель: а) работа с рисуночным материалом и ориентация в правой и левой сторонах; б) закрепление в речи пространственных наречий («справа», «слева», «правее», «левее»), предлога («между»).

Оборудование: карточки, на которых нарисованы предметы, животные, люди (можно связать с проходимой на занятиях лексической темой).

Ход: Детям предлагаются карточки. Взрослый задает вопросы: что правее?.. что левее?.. что находится справа?.. что находится слева?.. и т. д.

3. Графические диктанты

Цель: а) развитие зрительно-моторных координаций, оперирование пространственными представлениями, перенос двигательных действий на плоскость листа; закрепление пространственных представлений («влево» – «вправо», «вверх» – «вниз»); б) закрепление в речи слов, означающих пространственные направления («влево» – «вправо», «вверх» – «вниз»).

Оборудование: листочки в клетку, карандаши.

Ход: Взрослый ставит на листочках точку, от которой дети начнут писать графический диктант. Существует несколько вариантов заданий.

1. Диктует взрослый: например, одна клеточка влево, две клеточки вверх и т. д.

4) Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.

На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами.

Найди фигуру

Цель: а) учить детей выделять пространственные соотношения элементов графических изображений; б) развивать связную речь, умение составлять сложные предложения с союзами «а», «и».

Оборудование: карточки с сериями графических изображений два из которых одинаково расположены, а третье – зеркально.

Ход: Ребенку предъявляются карточки с заданием, он находит заданную фигуру среди остальных изображений, одно из которых адекватно предъявленному.

IV. Понимания и употребления грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

Коррекционная работа начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

Сначала отрабатываются предлоги: В, НА, ПОД. Затем предлоги: НАД, ИЗ, ОКОЛО, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО.

Необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

Родительный падеж с предлогом У обозначает место нахождения; с предлогами С, ИЗ, ДО – направление действия.

Дательный падеж с предлогом ПО обозначает значение места нахождения; с предлогом К – направление действия.

Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД обозначает направление действия.

Творительный падеж с предлогами ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД обозначает значение места нахождения, часть пространства, в пределах которого совершается действие.

Предложный падеж с предлогами В, НА обозначает значение места нахождения предмета.

Один и тот же предлог может использоваться в различных предложно-падежных конструкциях и иметь различное значение. В связи с этим необходимо уточнять и отдифференцировать значение одного и того же предлога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Направления и содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Актуальность темы.Одной из важнейших задач современной логопедии является формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В виду сложного характера...

Статья:"Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх "

Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх Воображение является неот...

Значимость и этапы формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста

Статья поможет систематизировать работу в данном направлении; раскрывает основные этапы формирования зрительно-пространственного гнозиса....

«НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ».

Увеличение объема информации, предлагае­мой первоклассникам, приводит к тому, что в большинстве школ, производящих набор детей по результатам собеседования, в качестве одного из требований выступа...

Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников....