Направления и содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Шклярук Оксана Александровна

 

Актуальность темы.

Одной из важнейших задач современной логопедии является формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В виду сложного характера данного речевого нарушения у дошкольников оказываются несформированными основные предпосылки,  необходимые для успешного овладения грамотой.

В условиях нарушенного речевого развития чрезвычайно важным является вопрос об искажениях звукослоговой структуры слов у детей, которые отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематическое развитие ребенка и на овладение письменной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Исходя из опыта работы, можно рекомендовать в работе с детьми первой группы, идущими по «слоговому» направлению, поэтапно работать сначала над развитием чувства ритма, слуховым и фонематическим восприятием, над артикуляцией и умением произвольно переключаться с одного звука и слога на другой, затем над наполняемостью слова сначала слогами, затем звуками.

С детьми второй группы, идущими по так называемому «звуковому» направлению, можно рекомендовать работать над звуковым анализом и синтезом, артикуляцией, умением произвольно переключаться  с одного звука на другой, используя прием «наращивания стечений».

Кроме того, коррекционную работу по формированию звукослоговой структуры слова необходимо проводить с учетом нормального онтогенеза, постепенного усложнения заданий и речевого материала, принимая во внимание принцип поэтапного формирования умственных действий. Работа должна осуществляться в двух направлениях одновременно:

1.           обучение произношению слов из имеющихся у ребенка звуков;

2.           работа над произношением слогов, слов в период автоматизации новых усваиваемых звуков.

В рамках этих двух направлений проводится работа по развитию у детей:

-             сенсорных возможностей (слуховое восприятие, внимание, слухоречевая память, слухоречевой ритм);

-             артикуляционных возможностей (развитие кинестетического и кинетического орального праксиса, развитие статики и динамики артикуляторных движений);

-             функций звукослогового анализа, синтеза, представлений.

Вся работа над овладением слоговой структурой слова увязывается с усвоением отдельных звуков. Это выражается в том, что вся первоначальная работа по воспроизведению структуры слова ведётся только на сохранных звуках, причём таким образом, чтобы в течение года происходило постепенное возвращение к словам изученного слогового состава и постепенное усвоение изученной слоговой конструкции нового, более сложного звукового материала.

 Одновременно с этой работой начинается и постановка звуков. При этом соблюдается строгая последовательность слоговых рядов и слов, которые используются для автоматизации звука. Так, нельзя давать для автоматизации нового звука слова со стечением согласных, если они не усвоены ребёнком на сохранных звуках.

  Работа осуществляется в двух направлениях: а) различение и воспроизведение структуры слова, б) проводятся слуховые и артикуляционные упражнения. Во всех упражнениях широко используются отстукивание, ритмическое помахивание логопедом рукой в такт произнесению, кивки головой для фиксации внимания ребёнка на количестве слогов. Причём упражнениям по произнесению различных элементов слова всегда предшествует различение этих элементов.

Кроме того, на разных этапах работы делается акцент то на слуховые, то на артикуляционные упражнения. Если слуховой контроль у ребёнка необходимо развивать в случае перестановки и добавления слогов, то все случаи упрощения структуры слова требуют, прежде всего, артикуляционных упражнений.

Коррекционную работу условно можно разделить на два этапа:

1. Формирование слогового контура слова.

2. Усвоение звукового строения и их определённой последовательности.

      Все этапы работы тесно переплетаются между собой. Так, если на трёхсложных словах ещё отрабатывается контур слова, то на двусложных словах начинается работа уже над стечением согласных. Большую роль играет также развитие звукового анализа и синтеза, уточнение понимания смысла новых слов, объяснение правильной артикуляции звуков в стечениях, развитие грамматического строя речи, своевременное введение предложений.

Все упражнения направлены на последовательную отработку всех элементов, которые вызывают у ребёнка затруднения (воспроизведение контура слова, переключение с одного слога на другой, произнесение стечений согласных и т.д.).

                             Развитие звукослогового анализа и синтеза

Разнообразные ошибки при воспроизведении слоговой структуры слова (пропуски, перестановки звуков и слогов) указывают на отсутствие или недостаточное овладение ребенком навыками количественного и последовательного звукового и слогового анализа и синтеза.

Формированию звукослогового анализа и синтеза предшествуют игры и упражнения, направленные на формирование таких понятий, как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний.

При формировании навыка фонематического анализа и синтеза используются различные виды работ на определение наличия и места звука в слове; на определение места звука по отношению к другим; на составление слов из данных звуков.

Выделение звука на фоне слова осуществляется в определенной последовательности:

а) начальный гласный в ударной позиции: окунь, узел, иглы, адрес, ужин, улей, утки  и т.д.;

б) начальный гласный в безударной позиции: аптека, изюм, альбом, актер, этаж, узоры, учеба, арбуз, акула и т.д.;

в) гласный звук О (А, У) в середине слова: кот, куст, зуб, сок, мак, лук, шкаф, лось, пар;

г) согласный звук в начале слова, в конце слова, в середине слова: сыр, соль, суп, пол, лук, гусь, сом, рис, шаг, шар, внук, жук, стол.

Перед выделением звука на фоне слова можно использовать упражнения на вычленение звука из ряда других звуков или слогов.

Проводится беседа по тексту стихотворения В. Берестова:

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные –

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

   И в колыбельке сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

ССС – змеиный слышен свист,

ШШШ – шуршит опавший лист,

ЖЖЖ – шмели в лесу жужжат,

РРР – моторы тарахтят.

Дружат гласные с согласной,

Составляют вместе слог.

МА и ША, а вместе МАША

К нам явились на урок.

Дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения (отличаются по способу артикуляции и звучанию). Для закрепления используется следующий прием: логопед называет звуки, дети поднимают красный флажок, если звук гласный, и синий – если согласный.

В дальнейшем проводится работа по выделению гласных звуков и слога и слова, затем – двух- и трехсложных.

Развитие фонематического анализа и синтеза

В работе по формированию фонематического анализа и синтеза можно использовать следующие упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ

1.           Устный диктант слов.

Поднять букву, если в слове содержится определенный звук (карточки с буквами раздаются детям заранее).

2.           Вычленение гласного звука на слух (дети должны показать карточку с соответствующей буквой):

а) из серии слогов с повторяющимся гласным: ус-ул–ук, ом–он–ор, па–ка–на, ах–ал–ас, то–со–по, ты–мы–лы, ил–ит–ис, эх–эк–эт и т.д.;

б) из слова ( гласный в начальной позиции, под ударением): искра, обувь, астры, узкий, остров, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь и т.д.;

в) из слова (гласный в середине слова, под ударением): пух, нож, вот, кит, сом, мышь, гусь, рос, жук и т.д.

3.           Вычленение согласного звука:

а) из серии слогов с повторяющимся согласным звуком: та–та-ту, оп-ап-уп, на-ну-но, ас-ос-ис, са-со-су ум-ам-ом и т.д.;

б) из слов: пух, пол, пышка, пачка, пушка и т.д.

Работа по выделению звуков проводится с учетом изложенной выше последовательности.

4.           Подбор слов на заданный звук.

Беседа по тексту стихотворения Л.Куклина:

- Вот сколько на «к» я умею сказать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

- Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на «т» ты сумеешь назвать?

- Топор, табуретка, тарелка и ложка…

- Ты, кажется, что-то напутал немножко.

- Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.

Послушай на «с» назову я посуду:

Стакан, сковородка, солонка и… кошка.

- А кошка откуда?

- Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку – откуда пришла

И вся ли посуда на кухне цела…

Дети осуществляют подбор слов на заданный логопедом звук. 

5.           Найди общий звук  в словах: луна-стол, кино-игла, окно-дом и т.д.

6.           Игра «Любопытный».

Логопед задает вопросы; отвечая, дети придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук (либо все слова имеют общий заданный звук).

Например

Кто?

Что сделал?

Кому?

Что?

Коля

купил

Кате

куклу

Папа

подарил

Паше

пальто

7.           Вычленение первого (последнего) согласного в словах: куст, пел, сон, спор, суп, вес, стул и т.д.

8.            Вставить пропущенные буквы в слова: ви…ка, ди…ван,ут…ка, лу…а и т.д.

9.           Добавить недостающую букву, назвать слово:

а) добавить данную букву, например, «т»ко-, лиф-, бан-, бин-, бале-, биле-, хобо- и т.д.; или «к»-вас, -рот, -ран, -лен и т.д.; или «у»-казка, -дав, -лыбка, -голь, -зел и т.д.;

б) добавить одну из данных букв, например «х»«т» или «к»:  ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки- и т.д.;

в) к каждому неполному слову подобрать две подходящие буквы из данных, например, «з, г, р, н, о, у, п, к»-убы, сы-, ст-л, -арта.

Перед выполнением этих заданий можно провести беседу по тексту стихотворения:

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов частичку откусили,

Из книжки в норку утащили.

10.      Игра «Цепочка слов».

Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего. Например: мост – топор – руки – иголка -…

11.      Работа с цифровым рядом.

Дети должны определить место звука в слове (все слова содержат заданный звук) и показать карточку с соответствующей цифрой:

п – парта, лампа, суп, потолок, капуста, пол;

б – бак, облако, балка, забота, зубы и т.д.

12.      Придумывание слов с определенным количеством звуков.

Можно предложить в качестве варианта расставить картинки под цифрами (3, 4, 5) в зависимости от количества звуков в их названии.

Можно предложить игру в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, соответствующего количеству точек на верхней грани кубика.

13.      Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

14.      Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове: первый ряд – 3 звука, второй ряд – 4 звука.

15.      Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте. Например: шуба, уши, кошка.

16.      Составит слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки. Например: сон, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и д.р.

Беседа по тексту стихотворения:

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Детям можно предложить отгадать загадки с опорой на данные буквы (составить из букв отгадки):

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки.

(т, о, н, ы)

Что за коняшки –

На всех тельняшки

(р, е, з, б, ы)

Дружбу  он с дождем ведет,

Вместе с ним гулять идет

(н, о, з, т)

Я – веселенький зверек,

Прыг – и с елки на дубок.

(л, е, к, б, а)

Развитие слогового анализа и синтеза

Формировать слоговой анализ и синтез можно с помощью следующих упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ

1.           Деление слов на слоги: отстучать карандашом количество слогов в слове с одновременным произнесением его по слогам.

2.           Деление слов на слоги: произнести слово по слогам с одновременными ударами мячом об пол.

3.           Деление слов на слоги с одновременным графическим отображением слогов черточками на бумаге.

4.           Придумать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов.

5.           Закончить слово согласно предложенной слоговой схеме, например:

ма_         - мама

ма_ _      - машина

ка_         - каша

ка_ _      - карандаш и т.д.

6.           Сгруппировать предметные картинки по количеству слогов в названии.

7.           Превратить односложное слово в двухсложное, трехсложное (по образцу) Дети выполняют задание, перекидывая друг другу мяч.

Например: ключ – ключик, лист – листок – листочек и т.д.

8.           Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например:

рыба – баран – ранка – калоши – шина…

молоко – корова – валенки…

Развитие звукослоговой структуры слова

Одновременно с работой над структурой слога осуществляется работа над произношением слова. В работе используются слова в определенной последовательности с учетом их слоговой трудности – от легких к более сложным.

Слова каждой новой ступени вводятся только после усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения слов необходимо многократно повторять их, поэтому предлагаемый речевой материал подкрепляется игровыми упражнениями и заданиями (лото, домино) с целью поддержания интереса ребенка к работе.

УПРАЖНЕНИЯ

1.     Выделение ударного слога.

Например:

козы – ко;

вода – да;

котята – тя;

играть – рать;

дома – ма и т.д.

2.     Изменение слов.

Например:

море – моря – моряк;

гриб – грибы – грибник;

лес – леса – лесник и т.д.

При работе в данном направлении могут широко использоваться упражнения, в которых представлено описание звукослогового состава слова. К ним относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логографы.

Шарады. В них описывается несколько звуков (букв), слогов или частей слова.

Например:

В  .  .  А

Поиграем в имена:

Начинается на В,

А кончается на А.

Какое имя мальчика?

И  .  А

Поиграем в имена:

Начинается на И.

А кончается на А.

Какая девочка пришла?

Метаграммы – новые слова, получающиеся из данного слова путем замены одного звука (буквы).

Составляем цепочки слов, изменяя один звук.

Проводится беседа по тексту стихотворения И. Токмаковой, подкрепляемая наглядным отображением цепочки слов на фланелеграфе:

Если штангой сделать М.

Если штангой сделать Л.

Если О забить, как гол,

Будет МОЛ.

У забьем – вратарь уснул! –

Будет МУЛ.

Ы – МЫЛ.

А – МАЛ.

Далее детям предлагаются следующие примеры составляемых цепочек:

борт – порт – пост – мост;

вал – вол – воз;

ворота – ворона – корона – корова;

ветка – метка – мерка;

форма – норма – норка;

норка – корка – горка – гонка.

Заменяем один звук, получаем новое слово.

Например:

балка – палка, банан – кабан, бараны – бананы, ветер – вечер, винт – бинт, галка – палка, гости – кости, дом – сом, дочь – ночь, парта – карта, парк – паук, пилка – вилка, работа – забота, рад – ряд.

Анаграммы – слова, получающиеся из других слов при чтении «наоборот» или при перестановке слогов и звуков (букв).

Задачу ты решишь свободно.

Я – небольшая часть лица,

Но ты прочти меня с конца,

Во мне увидишь, что угодно:

(нос, сон)

Меняем слоги:

банка – кабан

роса – Сара

навес – весна

насос – сосна

камыш – мышка

жилы - лыжи

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(липа, пила)

Читаем наоборот:

кот – ток

куб – бук

ров – вор

сев – вес

сорт – трос

нос - сон

Логографы – слова, меняющие свое значение при отнимании или добавлении букв.

Известное я блюдо.

Когда ж прибавишь М,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(уха, муха)

Автоматизация усвоенного навыка на материале слов

Развитие звукослоговой структуры слова тесно связано с расширением словарного запаса ребенка. Овладение навыком образования новых слов позволяет закрепить их произнесение с учетом определенных требований к звукослоговому оформлению посредством постепенно усложняющейся слоговой структуры и изменения характера звукового состава слов.

УПРАЖНЕНИЯ

1.           «Назови ласково».

Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2.           «Профессии».

Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования названий профессий женского рода с суффиксами –их, –ниц, –иц, –к.

Образец: мужчина – портной, а женщина – портниха.

Логопед предлагает детям назвать профессии женщин:

певец – певица, повар – повариха, пианист – пианистка, учитель – учительница.

3.           «Чье это?»

Развитие звукослоговой структуры слова в процессе образования притяжательных прилагательных.

Детям предлагается вспомнить (с опорой на картинки), как называются хвосты домашних животных:

хвост собаки – собачий, хвост кошки – кошачий, хвост быка – бычий, хвост кролика – кроличий.

4.           «Как назвать того, кто…»

Закрепление звукослоговой структуры слов в процессе образования существительных от существительных с иным значением.

а. С помощью суффикса –ист-:

играет в шахматы – шахматист;

играет в волейбол – волейболист;

 играет в баскетбол – баскетболист.

б. С помощью суффикса – чик-:

работает в буфете – буфетчик;

кладет паркет – паркетчик.

в. С помощью суффикса –ник-:

кладет печи – печник;

работает на пасеке – пасечник;

показывает фокусы – фокусник.

г. С помощью суффиксов –ов-, –щик-:

кладет камень – каменщик;

бьет в барабан – барабанщик;

работает на кране – крановщик;

ремонтирует часы – часовщик.

5.           Закрепление звукослоговой структуры сложных слов.

«Как назвать одним словом?»

листья падают – листопад (… - снегопад, … - водопад, … - звездопад);

лес возит – лесовоз (… - водовоз, … - молоковоз, … - бензовоз, … - мусоровоз).

Автоматизация усвоенных навыков

во фразовой и самостоятельной речи

Нарушение звукослоговой структуры слова носят стойкий и длительный характер. Слоговая структура слова, усвоенная изолированно, может вновь искажаться при введении слова во фразу. Это обусловливает необходимость включения в систему логопедического воздействия работу над фразовой речью.

Данное направление предусматривает использование разнообразных речевых упражнений на материале ритмизированной речи (считалочки, загадки, пословицы, потешки, стихотворения).

Таким образом, можно предположить, что использование дифференцированного подхода к коррекции нарушений звукослоговой структур слова у детей с ОНР с учетом выявленных у них трудностей, последовательности появления тех или иных конструкций в онтогенезе позволит оптимизировать работу логопеда и сократить сроки обучения данной категории детей.