Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме:
    Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Миронова Елена Сергеевна

    Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня развития звукослоговой структуры слова конкретного ребёнка, а также предполагает учёт психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. При этом характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Принципы логопедической работы.

       Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений и опирается на следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетичесий, принцип наглядности, системности, постепенного перехода от простого к сложному, принцип развития.

    Указанные принципы реализуются в процессе коррекционной работы следующим образом.  

    Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

       В начале обучения ребёнку предлагаются упражнения со словами, содержащими только  правильно произносимые звуки.

       По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала эти звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р и наконец различные их комбинации.

       На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребёнок проговаривает отражённо, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков используются заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему).

       При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

       При возникновении у ребёнка затруднений слово произносится медленно, по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.

       Таким образом, значение слова уточняется до начала его пословного проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки  слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается  в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

    Направления и содержание логопедической работы.

       Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

        Первый год обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно делятся на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.

        Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков.

        Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

        Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

        Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

        Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

        Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

     Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

       Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

       Используются разнообразные направления в работе над звукослоговым составом слова:

    1. работа по восприятию различных типов интонаций;
    2. развитие тактильных ощущений;
    3. развитие ритмических способностей;
    4. работа над звуковым составом слова;
    5. работа по сохранению и развитию слогового состава слова;
    6. отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

      Мы разделили весь период обучения на четыре этапа:

    1. подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы);
    2. этап формирования слоговой структуры слова (состоит из трёх ступеней);
    3. этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками);
    4. заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).

    Подготовительный этап.

       Фонетическая база- овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра.

       Фонематическая база- способность к воспроизведению:

    • сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА);
    • слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками  (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА);
    • слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками  (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО);
    • слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости- глухости (ДА-ТА, ПА-БА);
    • слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости- мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);
    • слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК).

    Этап формирования слоговой структуры слова

    (3 ступени, 20 упражнений)

    На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

    Для повторения ребенку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.

    1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.

    2-ая ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.

    3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков.

    Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.

    На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р'). Подразумевается, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, иначе дефектное произношение стойко закрепляется.

    Отраженное проговаривание и заучивание:

    • слов, словосочетаний и предложений,
    • рифмовок и стихов,
    • скороговорок,
    • рассказов.

    Заключительный этап.

    Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи.

    Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:

    • составление рассказов по опорным словам,
    • описание предметов,
    • придумывание конца или начала к рассказу педагога,
    • сравнение объектов,
    • диалог на заданную тему,
    • рассказывание по воображению,
    • придумывание сказок по набору игрушек.

       Таким образом, важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня развития звукослоговой структуры слова конкретного ребёнка, а также  предполагает  учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. При этом характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

    Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю...

    Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

    Коррекционная работа, проводимая традиционным путем, менее эффективна; учет в логопедической работе индивидуального уровня развития речи каждого ребенка, включение в работу подготовительного и основно...