Основные направления и содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук
материал по коррекционной педагогике

Костина Олеся Николаевна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления и содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук.

Исследования психологов и физиологов свидетельствуют о том, что существует определённая взаимосвязь между развитием движений рук и психическим (речевым) развитием. В коре головного мозга находятся двигательные центры, управление движениями правой руки располагается в непосредственной близости от речедвигательных центров и входят в структуру двигательного анализатора. Двигательный анализатор является аппаратом межанализаторного синтеза, объединяет межсенсорные связи. Стимулирование развития рук, их двигательное развитие ускоряет созревание двигательного анализатора, формирование его функций, в том числе его речедвигательных отделов.

Исследования Кольцовой подтвердили эту взаимосвязь, она рекомендует проводить с ребёнком специальные упражнения по развитию ручной моторики.

У детей с органическим поражением ЦНС замедлен темп формирования двигательных функций. У таких детей страдает техника движения рук. Нарушения мышечного тонуса.

При повышенном мышечном тонусе рука напряжена в кисти, с силой сжимает ручку, делает сильный нажим, при утомлении явление макрографии.

При пониженном мышечном тонусе рука вялая, с трудом удерживает ручку, нажим слабый, явлении микрографии.

В том и другом случае на низком уровне сформированы навыки самообслуживания, технические навыки (лепка, конструирование). Движения недостаточно чёткие, низкая координация движений правой и левой руки. Если с таким ребёнком не проводить специальной работы до школы, то в школе у такого ребёнка трудности при овладении письмом. Страдает зрительно-моторная координация. Ребёнок не может замкнуть линию, соблюсти пропорции. Передать форму предметов в рисунке, воспроизвести графический образ буквы.

Задачи работы по развитию мелкой моторики рук.

  1. Нормализация мышечного тонуса.
  2. Формирование различных способов захвата предметов.
  3. Формирование техники движений:
  • Развитие точности
  • Силы
  • Координации движений
  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Направления работы.

1. Нормализация мышечного тонуса.

При повышенном мышечном тонусе важно снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью проводят:

• Контрастный массаж (кусочки льда, а затем руки в тёплую воду).

• Массаж с помощью щетки (можно использовать сухой бассейн).

• Упражнения на релаксацию (погладить котёнка, полоща бельё).

Эффект релаксации будет большим после ощущения напряжения. Дома рекомендуются игры в воде.

При пониженном мышечном тонусе важно укрепить мышечную силу, усилить иннервацию:

  • Массаж.
  • Силовые упражнения.
  • Сжатие резиновой игрушки.
  • Игры с тестом, в тесто замешать гречку.
  • Отжимание на пальцах от стены.

После силовых упражнений важно выполнить упражнения на релаксацию.

Длительность применения тех или иных упражнений зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и подбирается индивидуально.

2. Развитие общей и мелкой ручной моторики.

В рамках этого направления решаются задачи формирования навыков захвата предметов и двигательных качеств. Для решения этих задач применяются:

-Игры с мелкими предметами и игрушками. Сначала предметы большего размера, учат захватывать их:

  • кистью (перекладывание, переноска, сортировка).
  • щепотью захват (бусинок, горошин)

-Упражнения в нанизывании на леску или гибкий провод, нанизывание на стержень.

-Упражнения в застёгивании

-Разборные игрушки из частей

-Игры с верёвочкой

-Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

При выполнении пальчиковой гимнастики сначала ребёнок выполняет упражнения с крупными движениями; сначала в плечевом суставе, затем в локтевом, кистью, пальцами. Пальчиковая гимнастика разучивается ИНДИВИДУАЛЬНО. Начинают с ведущей руки, потом включают другую руку, затем обеими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики

Выступление на педагогическом совете по теме: "Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста"...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР....

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....

Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.

С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у  дошкольников с умственной отсталостью легкой степени...