Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Крутова Ирина Евгеньевна

Выступление на педагогическом совете по теме: "Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Выступление на педагогическом совете

«Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Из опыта работы дефектолога младшей возрастной группы для детей с ЗПР и недоразвитием речи системного характера Крутовой И. Е.

В связи с тем, что многими физиологами доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и на развитие речи (работы В. Н. Бехтерева), а данные М. М. Кольцовой показали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Необходимо уделить огромное внимание развитию точных движений пальцев рук в течении всего дошкольного обучения ребенка. Но, по данным медиков, уже к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного, развитие мелких мышц кисти.

Исходя из этого работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с самого раннего возраста. В условиях детского сада такая работа должна начинаться уже с младшей возрастной группы, т.к. в этом возрасте легче и быстрее активизируются компенсаторные возможности детей.

В своей практике я хотела показать влияние уровня развития мелкой моторики на речевое развитие ребенка, а также на развитие психических процессов, бытовых навыков, именно в младшем дошкольном возрасте.

В данный момент речь будет идти о младшей возрастной группе для детей ОНР с ЗПР. В сентябре в группу на первый год обучения поступили 14 детей. У 7 из 14 детей наблюдалась задержка речевого развития. У двоих детей в активном словаре были только звукоподражания. Все дети отличались бедным словарным запасом. На низком уровне находилась связная речь. Кроме того при обследовании было выявлено нарушение тех или иных психических

процессов. С самого начала дети очень тяжело адаптировались к

условиям группы.

Практически все дети наблюдались у невропатолога по поводу остаточных явлений ПЭП. В связи с этим проявлялись явления гипертонуса или гипертонуса мышц лица, артикуляционного аппарата, а также кисти и пальцев руки. У двоих детей стоял диагноз: ММД (минимальная мозговая дисфункция). Дети не могли сидеть в логопедическом кабинете, не смотрели в лицо педагога, часто отвлекались, капризничали, были не организованы. Практически никто из детей не умел держать карандаш, выполнять элементарные пальчиковые пробы, расстегнуть или застегнуть пуговицу и молнию. Мышцы кисти и пальцев рук были настолько слабы, что карандаш постоянно падал на пол, нажим был слишком слабым. В другом случае мышцы кисти и пальцев руки находились в постоянном напряжении. Ребенок плохо владел своими пальчиками, не мог расслабить их.

По данным диагностики, проведенной в сентябре примерно 70% детей находились на низком уровне развития. После неутешительных данных диагностики с начала первого периода обучения была разработана система коррекционного обучения мелкой моторики в которую входили следующие виды деятельности:

  1. Массаж кистей и пальцев рук;
  2. Массаж кистей и пальцев рук с помощью суджуков (специального массажера);
  3. Самомассаж с помощью карандаша;
  4. Игры с грецкими орехами;
  5. Игры с крупой (Игра «Золушка»);
  1. Развитие графических навыков (работа с развивающей тетрадью по рисованию «Подружись с карандашом»);
  2. Работа со счетными палочками;
  3. Работа с книжкой-наклейкой (из серии «Маленькие гении», Издательство «Сова», Санкт-Петербург, 1997г.);
  4. Работа с мозаикой;
  5. Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей;
  6. Шнуровка;
  7. Рисование (на занятиях воспитателя);
  8. Лепка (на занятиях воспитателя);
  9. Аппликация (на занятиях воспитателя).

На основании данных видов деятельности разработан годовой план по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию. В первом периоде обучения следующие виды работ:

  1. Массаж кистей и пальцев рук (поглаживание, растирание, разминание);
  2. Проводились занятия с группой (логопедом - дефектологом и воспитателем). Дети сортировали, угадывали с закрытыми глазами, катали между большим и указательным пальцами, придавливали поочередно все пальцы обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
  3. Дети учились перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха, пальцами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш. Все это оказывало прекрасное тонизирующее и оздоравливающее воздействие, а также развивало мелкую моторику рук. Данные упражнения сопровождались веселыми стихами. Например:

«Карандаш» Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

«Орехи» Научился два ореха Между пальцами держать Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.

«Помощник» Я кручу перебираю Мамочке помочь хочу Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу. «Бусинки - горошки» Покатал я в руках Бусинки - горошки Станьте ловкими скорей Пальчики, ладошки Одновременно с этим с детьми стали проводиться пальчиковые игры. Сначала элементарные типа «Разминка» (сжимание обеими руками резиновых пищащих резиновых игрушек), «Где же наши ручки?»:

Где же наши ручки, Где же наши ручки? Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки Пляшут, пляшут наши ручки.

Данные игры очень эмоциональны, с хорошим стихотворным оформлением. На каждом занятие игры вносили игровой, живой момент. Все, без исключения, дети вовлекались в работу.

Развитие мелкой моторики красной нитью проходило через все виды деятельности как логопеда - дефектолога, так и воспитателя. Например, пальчиковые игры можно использовать при различных формах работы. Первоначально я, как логопед - дефектолог разучивала с детьми пальчиковую игру на индивидуальных занятиях. Затем данное упражнение закреплялось на подгрупповых занятиях. После этого воспитатель использует данные игры в своих фронтальных занятиях, а такжевключает их во все виды деятельности.

В свою очередь развитие мелкой моторики является не только частью занятий по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию, но и обязательно проводится на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, а также по воспитанию правильного произношения и развитию речи. Кроме того является неотъемлемой частью индивидуального занятия.

Во время выполнения упражнений необходимо следить за тем, чтобы сначала оно выполнялось в медленном темпе от 2-х до 4-х раз сначала одной, затем другой рукой и затем вместе двумя руками. Мы всегда следили за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

При проведении диагностики в январе, а также обобщая наши наблюдения за детьми, выяснилось, что все без исключения дети

показали положительные результаты (в большей или меньшей степени). У таких детей как Пиотрович Маша, Болотин Андрюша, Бондарев Рома, Молодцова Ира, Дудник Петя, Стоянович Маша проявились наибольшие положительные результаты, У них появилась развернутая фразовая речь, значительно улучшилась линейная память, по подражанию появились некоторые звуки.

Практически все дети стали правильно держать карандаш, застегивать и расстегивать пуговицы, пряжки у пуговиц. Трудности еще оставались у таких детей как Ершов Петя (в силу его одновременного манипулирования правой и левой рукой), Гуровой Ани (в силу анатомических особенностей), Бучикова Максима (в виду сильной возбудимости). С данными детьми проводилась дополнительная работа логопедом - дефектологом и воспитателем по развитию мелкой моторики в свободное от работы время.

Со второго периода обучения стало возможным проведение занятий со счетными палочками. При работе с ними дети развивали внимание, воображение, знакомились с геометрическими фигурами, а также приобретали необходимую ловкость пальцев и кроме того развивали так необходимые для занятий терпение и выдержку. Одновременно с этим дети приступили к работе с развивающей тетрадью по рисованию «Подружись с карандашом». Работая с ней дети закрепляли свои знания о цвете, о способах использования возможностей карандашей, а также закрепляли темы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Для лучшей работы пальцев и кисти руки детям ежедневно перед началом индивидуального занятия проводился массаж с помощью суджуков по 2-3 минуты. Ребята с удовольствием занимаются и всегда просят повторить упражнения. Для внесения элемента разнообразия и занимательности со второго месяца

второго периода введена работа с книжкой наклейкой. Дети с радостью принимаются за разнообразные задания, предлагаемые в этой книге. При данном виде работы у детей наблюдается не только положительный эмоциональный подъем, но и развивается ловкость, точность движений и аккуратность.

Многими родителями было также отмечено интенсивное развитие детей. Они рассказывали, что дети используют пальчиковые игры со стихотворным сопровождением в своих повседневных играх.

На основании данных выводов можно смело сказать, что во всех занятиях в младшей возрастной группе для детей ОНР с ЗПР необходимо сделать ударение именно на использовании мелкой моторики.

Список литературы:

  1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»
  2. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
  3. В. Цвентарный «Играем пальчиками и развиваем речь»
  4. Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит»
  5. Ирина Лопухина «Речь. Ритм. Движение»
  6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР....

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....

Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.

С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у  дошкольников с умственной отсталостью легкой степени...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с дизартрией средствами аппликации

Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей  и пальцев рук. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста....