Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени
методическая разработка по теме

Ермакова Татьяна Александровна

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у  дошкольников с умственной отсталостью легкой степени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук

 у  дошкольников с умственной отсталостью легкой степени

Педагогический опыт

г. Нижневартовск, 2014

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………...3
  2. Система коррекционной работы по развитию  мелкой моторики рук у

    дошкольников с умственной отсталостью………….……………………….7

  1. Заключение…………………………………………………………………….13
  2. Используемая литература…………………………………………………….14

 

Пояснительная записка

   На современном этапе развития  общества наблюдается рост количества детей с умственной отсталостью. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространённым и тяжёлым дефектом развития. Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно дошкольного возраста, занимает сенсомоторное развитие, поскольку оно влияет на процесс обучения ребёнка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и при чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи: чем лучше ребёнок двигается, тем лучше он обычно говорит.

   Совершенствование системы образования в соответствие с приоритетами, выделенными в Законе РФ «Об образовании», потребовало внедрения в практику работы ДОУ комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных  условий для развития, формирования полноценной личности, получения должной подготовки к школе.

   Внедрение в систему дошкольного образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обучении, в адаптации к социальным требованиям общества приобрело особую социальную и педагогическую значимость.

   В Законе РФ «Об образовании» отмечается, что приоритетным направлением в воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта является профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии.

   Научная обоснованность. В научной литературе моторикой называют развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

   Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, Л. В. Антоновой-Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В. М. Бехтерева также доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Проблемой сенсомоторного развития  у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на сенсорном развитии и развитии моторики ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

   Разностороннее изучение умственной отсталости позволило получить данные об особенностях их развития в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают, что у дошкольников с умственной отсталостью  обнаруживаются недоразвитость мелкой моторики пальцев рук, недостаточная сформированность зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. По результатам диагностики у дошкольников с умственной отсталостью отмечается недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций: дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости,   большинство из них путаются в различении правой и левой стороны тела.

   Вышеперечисленные нарушения затрудняют овладение дошкольниками с умственной отсталостью манипулятивной, конструктивной деятельностью и нуждаются в коррекции.

  Как правило, в практике работы с данной категорией детей развитие мелкой моторики либо не включается в систему занятий, либо проводятся по традиционной методике.

   С точки зрения доцента Ильиной М.Н. мелкая моторика - это разновидность движений, которые не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития.

  Всё это обусловило актуальность данной работы,  содержание которой нацелено на решение одной из главных задач - строить коррекционную работу с учётом того, что нарушение мелкой моторики у дошкольников с умственной отсталостью носит системный комплексный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта.

   Занимаясь с дошкольниками с умственной отсталостью, педагоги на практике убедились насколько важно не упустить возможность своевременной коррекции нарушений развития мелкой моторики руки.    

   Учитывая актуальность данной проблемы, передо мной была поставлена цель: выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени.

   Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени.
  • В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:

-произвольного внимания;  

-зрительного и слухового восприятия;

-памяти, речи детей.

  • Формировать и совершенствовать пространственные представления:

-ориентацию на листе;

-ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

  • Формировать навыки учебной деятельности:

-умение действовать по словесным инструкциям;

-контроль за собственными действиями.

  • На  основе  изученных  литературных  источников, практического  опыта  сформировать  рекомендации  по  эффективному  использованию  упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени.

   Представленный опыт продолжает и развивает идеи, заложенные авторами многих методик: увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

   В разработке подхода использовалась программа  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Стребелевой, Е.А. Екжановой, методика А.Л.Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников», пособие по развитию мелкой моторики у детей Г.Г.Галкиной и Т.И.Дубининой, статьи из журнала «Дошкольное воспитание» авторов В.Киселёвой и П.Лосева. Из них заимствованы принципы взаимодействия: развивать у ребёнка интерес, желание действовать, дать возможность самому манипулировать. Все авторы вышеописанных разработок подтверждают факт, что тренировка мелких движений рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.

   Практическая значимость заключается в следующем:

1.Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.

2.Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).

3. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Система коррекционной работы по развитию  мелкой моторики у дошкольников с умственной отсталостью

   Работа  проходила в три этапа:

I этап - подготовительный (сентябрь-декабрь 2012г)

1. Изучение:

-научно-методической литературы по теме;

- понятий, касающихся темы работы;  

2. Подбор диагностического материала;

3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

4. Создание предметно-развивающей среды;

5. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;

6. Изучение полученных результатов, выводы.

II этап – основной (январь 2013 - декабрь2013)

Работа выстраивалась в двух направлениях:

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;

с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

III этап – заключительный (март 2014)

  1. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
  2. Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени;
  3. Презентация опыта педагогическом совете.

Реализация работы по развитию мелкой моторики рук детей с умственной отсталостью легкой степени

   Работу начала с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

  • методика «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной;
  • «Дорожки»  (по Л.А. Венгеру);
  • методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения).

   Проведенное диагностическое обследование в начале учебного года показало, что 92% детей имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, 8% детей имеют средний уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. С высоким уровнем развития детей нет.

   Решая задачи развития мелкой моторики, я создала необходимые условия в группе. Предметно - развивающая среда представлена следующими компонентами:

  • мячи (колючие, рифленые, плюшевые);
  • пробки  от  пластиковых  бутылок: всех  цветов  радуги – для  игр  на  запоминание  названий  цветов; парами – как  «башмачки»  для  пальцев; просверленные  посередине – для  нанизывания  бус;
  • веревки  капроновые  плетеные (диаметром  3-6  мм) – для  завязывания  узлов  и  с  уже  завязанными  узлами – для  перебирания  узлов  пальцами;
  • кистевые  эспандеры – для  развития  мышечной  силы  кисти;
  • прищепки  бельевые – для  развития  координации  движений  пальцев  рук;
  • коврики  типа  «травка» – для  массажа  и  самомассажа  ладоней;
  • кнопочный  телефон – для  развития  дифференцированных  движений  пальцев  рук;
  • шаблоны (лекала)  по  лексическим  темам – для  обведения, раскрашивания, штрихования;
  • игрушки  типа  копилок  для  попадания  в  прорезь  мелкими  предметами – пластмассовыми  пульками, копейками;
  • игрушки  из  «киндер-сюрпризов» – для  вытаскивания  из  «сухих  бассейнов»;
  • «сухие  бассейны» – емкости, наполненные  горохом, фасолью, рисом  – для  самомассажа  кистей;
  • моталки – веревки  с  ручками  на  концах, привязанные  к  какому-то  центру, для  выработки  координации  вращательных  движений;
  • грецкие  орехи – для  самомассажа  кистей;
  • «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
  • мелкая мозаика;
  • мелкий конструктор;
  • разрезные картинки;
  • рабочие тетради «прописи»;
  • изготовлены информационные стенды для родителей.

   В  группе  все эти компоненты должны находиться в свободном  доступе, вызывать  у  детей  интерес  и  желание  играть  с  ними.

   Мною разработаны и изготовлены следующие пособия: игры на развитие мелкой моторики: «С какого дерева листок», «Подбери шары к елке», «Подбери иголки ежику», «Накорми ежат», «Залатай рукавичку», «Найди крышку для кастрюли», «Зашнуруй ботинок», изготовлен и оборудован центр «Игры с песком».

   Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому мною составлены игровые комплексы, включающие следующие виды деятельности:

  1. Массаж кистей рук с использованием стихотворных текстов.
  2. Пальчиковая гимнастика по лексическим темам.

3. Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)

4. Игры на координацию движений.

   Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

   Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная работа родителей и педагогов. Поэтому моей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

   С целью знакомства родителей с особенностями развития мелкой моторики детей с умственной отсталостью легкой степени выступила на родительском собрании «Играем пальчиками и развиваем речь» с показом презентации, были проведены индивидуальные консультации по данной теме, подготовлены рекомендации в родительских уголок «Развитие мелкой моторики».

   Результативность. Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. К концу года большинство детей научились ориентироваться на листе бумаги, усовершенствовались их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие. Улучшились память и речь. Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что многие воспитанники научились застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Продолжаем работу над завязыванием шнурков. Детям со слабым мышечным тонусом  в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с дефектологом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.

   Результаты диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук  детей с умственной отсталостью на начало и конец учебного года представлены в диаграмме:

Результаты диагностического обследования уровня сформированности навыков развития

мелкой моторики и координации движений рук  детей с умственной отсталостью легкой степени

в 2012 – 2014 учебных годах

   В ходе работы:

  1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
  2. Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
  3. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени.

   Планирование дальнейшей работы:

  1. Углубить индивидуальную работу с детьми, оставшимися на низком уровне по развитию мелкой моторики.
  2. Систематически использовать в работе упражнения, направленные на развитие зрительно-двигательной координации.
  3. Продолжать разрабатывать и дополнять комплекс дидактических игр и упражнений, пособий на развитие мелкой моторики дошкольников с умственной отсталостью легкой степени.
  4. Систематически проводить консультации для родителей.

Заключение

   Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени во взаимодействии с родителями дает положительные результаты.

   В процессе реализации данного подхода  уровень сформированности развития мелкой моторики повысился: у детей с умственной отсталостью укрепилась мелкая мускулатура пальцев, усовершенствовалась зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развилось произвольное внимание, зрительная память.    

   Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда ведется систематическая комплексная работа по развитию мелкой моторики и обеспечивается тесная взаимосвязь учителя-дефектолога, воспитателя и родителей.

   

Используемая литература

  1. Антакова - Фомина Л.В.Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев руки. М.,1974.
  2. Галкина Г.Г., Дубина Т.И.Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики  рук у детей. М.:Издательство "Гном и Д",2005.
  3. Гурова Е. М. Подготовка руки ребенка к письму//Начальная  школа 2000.- № 5. — С. 61–62.
  4. Дошкольное воспитание.-2005.-№3; -2006.-№1,12.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.Екатеринбург,1998.
  6. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб.:"Дельта",1999.
  7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
  8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя — М. : Просвещение, 1990. — 191 с.
  9. Кольцова М.М., Рузина М.С.Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: "САГА", 2002.
  10. Моисеева Л. Г. Готовим руку к письму — СПб : Речь, 2004 — 80 с.
  11. Пименова Е. П. Пальчиковые игры / Е. П. Пименова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 221 с.
  12. Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера,2002.
  13. Удалова Э. Я., Матвеева Л. А. Формирование так тильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — № 3. — С. 37–41.
  14. Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., издательство "Лань",2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики

Выступление на педагогическом совете по теме: "Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста"...

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.

С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук

У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти...

Система коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики у детей 2-4 лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка «Красный бор»

Дети дома ребенка говорят плохо и мало. Состояние их речи требует развития и совершенствования органов артикуляционного аппарата, снятия мышечного напряжения этих органов, формирования кинестиче...

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук

Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук к коррекционной работе с детьми....

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа тьюторского сопровождения для детей с умственной отсталостью легкой степени 5-6 лет на 2021-2022 уч.год

Данная программа разработана в соответствии со всеми нормативными документами , касающиеся образования детей с ОВЗ .Коррекционно-развивающая образовательная программа направлена на индивидуальное, все...