Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) по теме

Попова Елизавета Давидовна

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova_e.d.docx791.97 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно - с самого раннего возраста. Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я посчитала наиболее актуальной и значимой работу над развитием мелкой моторики пальцев рук.

В своей  группе  я постаралась как можно доступнее и динамичнее создать условия для развития мелкой моторики.

G:\DCIM\100_PANA\P1000834.JPG

Для этого был оформлен уголок по развитию мелкой моторики, куда был включен определенный набор пособий - шнуровки, разные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мной была поставлена задача, провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с логопедом  и  родителями. В ходе моей работы четко обозначилась проблема: необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов. Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель моей дальнейшей деятельности:

Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук  детей  дошкольного возраста.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Одной из форм работы с детьми являются занятия: сюжетные, индивидуальные, подгрупповые, построенные в игровой форме.

Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь, создаю ситуацию успеха.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счёты, пазлы, матрёшки, мозаика, бусины для нанизывания и т.д.

C:\Users\Елизавета\Desktop\P1020799.JPG

В своей работе я использую различные игры стимулирующие развитие ручной и пальцевой моторики. Эти игры обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности.

Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

Мы можем отметить некоторые преимущества использования конструктора.

Во-первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха. В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

C:\Users\Елизавета\Desktop\P1020814.JPGC:\Users\Елизавета\Desktop\P1030130.JPG

Игры с крупами.

Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.

Сортировка круп.  Ребенок  раскладывает крупинки в 2тарелочки: в одну кладет горох, в другую - фасоль. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка - это простейшая мыслительная операция.

Рисование на манке. Насыпаем на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук рисуем все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхните поднос и рисуем снова!

 Игры с водой

Из миски в миску. (Ложкой столовой, чайной, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, шприцом (без иглы, разумеется). Учим ребенка управляться с этими предметами. Сначала показываем  сами и делаем несколько движений его ручкой. Ребятам  очень нравится переливать воду губкой: намочить губку в одной миске, перенесли и отжать в другую. Дети могут делать это до бесконечности.

Вылавливание шариков. Бросаем в таз шарики от пинг-понга, а ребенок  маленьким сачком их вылавливают. Малыши обожают вылавливать "рыбок" из ведра и складывать их в мисочку.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их  выбирается  в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. 

 В комплексы пальчиковых игр включаются активные упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость, повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые игры проводим во время утреннего приёма, физминуток, после сна по две-три минуты. Дети овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка и т.д.

На занятиях по аппликации  использую различные техники работы, обрывание бумаги.              C:\Users\Елизавета\Desktop\P1030048.JPG              C:\Users\Елизавета\Desktop\P1030051.JPG

Которое положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков....

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования

Особенности работы по развитию мелкой моторики при помощи нетрадиционных техник рисования в младшей группе. Планирование организованной обраовательной деятельности....

«Развитие мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста»

         Одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет развития мелкой моторики. В наше время вопрос о развитии мелко...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивн...