Методические рекомендации к организации и проведению коррекционной работы по формированию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
статья по коррекционной педагогике

Виноградова Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к организации и проведению коррекционной работы по формированию мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Методы обучения изобразительной деятельности должны быть направлены на: развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в рисунках, лепке, аппликации окружающую действительность, воплощать замыслы; на поиски детьми способов изображения, обучения их этим способам на занятиях.

Методы:  словесные: рассказ; объяснение, беседа; наглядные: показ (педагогическое рисование; наблюдение изображаемой деятельности; метод совместных действий; метод коллективного рисования; повторный показ приема); демонстрация с применением технических средств или пособий; наблюдение.

Методы обучения рисованию: копирование образцов; рисование с натуры; метод закрепления пройденного путем рисования по памяти; метод обобщения формы; метод упражнений и т.д.

Методы, побуждающие детей с интеллектуальной недостаточностью к изобразительной деятельности: подготовительное наблюдение – предварительное обыгрывание предмета, подлежащего изображению; педагогическое рисование; совместные действия (сотворчество); действия по подражанию взрослому.

Методы, направленные на развитие мыслительной деятельности: сопоставление реального предмета с рисунком, аппликацией, геометрическими формами; расчленение предмета на части; моделирование заданной ситуации; обобщение формы.

Методы, направленные на развитие сенсорной сферы: узнавание предмета по незаконченному рисунку; обводящие движения руки по рисуемому объекту; рисование с натуры; метод обследования натуры; дорисовывание незаконченного рисунка.

Методы, направленные на развитие мелкой моторики и становление формообразующих движений: гимнастические упражнения; графические упражнения. Для формирования технических умений и навыков (разные линии); обведение шаблонов; копирование образцов; рисование от пятна.

Отбор методов требует учета специфики вида деятельности, а также знания возрастных особенностей детей и уровня их овладения конкретной деятельностью.

Выбор методов и приемов проведения того или иного занятия зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего, педагог определяет цели и задачи конкретного занятия. Отбор методов требует учета специфики вида деятельности, а также знания возрастных особенностей детей и уровня их овладения конкретной деятельностью.

В рисунке, лепке дети изображают предметы и явления окружающего мира, отображают содержание музыкальных и литературных произведений. Поэтому деятельность педагога должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью педагог применяет информационно-рецептивный метод (рецепция — восприятие), который иногда называют объяснительно-иллюстративным. Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек,  рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях. К проведению такого занятия педагог серьезно готовится: он выбирает объект; решает, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумывает вопросы, помогающие направить внимание детей на те стороны объекта наблюдения, которые нужно будет передать в изображении. Учитывая тот факт, что дети младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью  не в состоянии долго и сосредоточенно рассматривать предмет, целесообразно проводить короткие по времени наблюдения, но необходимо возвращаться к предмету 2—3 раза, постепенно расширяя о нем представления. При повторном наблюдении важно остановиться на каждой части более подробно, чтобы знания детей расширились и уточнились.

Необходимо активизировать внимание детей во время наблюдения: посредством вопросов, предложений попросить рассказать о том, что они видят, дать характеристику предметов и явлений. Живая, эмоциональная обстановка, несомненно, пробудит эстетические чувства детей.

Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения.  Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательное восприятие.

Следует, начиная обследование, обращать внимание детей на предмет в целом, подчеркивая его эстетические качества. Дав возможность полюбоваться игрушкой (предметом), педагог подводит детей к анализу воспринимаемого предмета, выделению его свойств. В заключение обследования педагог вновь обращает внимание на целостный облик предмета. При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест: педагог обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур; охватывает ее руками, нажимая на места углублений, как бы вылепливая ее. Затем педагог предлагает всем воспитанникам жестом в воздухе показать форму предмета — «обрисовать» его контур или (что очень важно при лепке) двумя руками как бы показать массу и объем его.

Только активизация детей в процессе обследования обеспечит эффективность занятия. Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения. Целесообразно спросить детей, с чего они начнут рисовать (лепить, вырезывать и наклеивать).

Такой переход к процессу создания изображения подводит детей к элементарному планированию работы. Так же как обследование предмета, игрушки, проводят и обследование картинки, иллюстрации, образцов народного декоративно-прикладного искусства. Обследуются элементы, составляющие узор, их расположение на предметной форме, цвет отдельных элементов и цветовые сочетания.

Знакомство с новыми приемами (способами) изображения также происходит при помощи информационно-рецептивного метода. Показ способов действия играет важную роль в обучении детей рисованию, лепке и аппликации. Дети младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью только начинают овладевать изобразительной деятельностью. Они должны освоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кистями, карандашами, стекой, ножницами, красками, цветными карандашами, восковыми мелками и др.).

Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное к детям, должны быть эмоциональными, чтобы вызвать у них положительный отклик, пробудить эстетические чувства.

Чтобы знания упрочились, а воспринятые способы действия превратились в навыки и умения, необходимы упражнения в тех или иных действиях. Полезны некоторые упражнения с карандашом или кистью. Так, для развития умения свободно держать карандаш или кисть педагог в начале занятия предлагает сделать рукой несколько свободных движений в воздухе сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцами карандаш.

Продумывая упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно и не приводит, как правило, к успеху.

Возрастные особенности детей и специфика изобразительной деятельности требуют выделения игровых приемов обучения, которые применяются во всех группах. Игровые приемы на занятиях повышают интерес детей к изобразительной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой и вызывают желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, повышают эффективность процесса обучения. Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР....

Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...

Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ржит методические рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми 2-5 лет с использованием дидактических пособий....

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности   во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Умение контактировать с окружающими является важной составляющей самореализации и социальзации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных способностей ребенк...