Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности
статья по коррекционной педагогике

Умение контактировать с окружающими является важной составляющей самореализации и социальзации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных способностей ребенка является важным условием для развития и подготовки его к дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности.

             Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

             Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативных способностей у детей с легкой умственной отсталостью. Дети данной категории не имеют ни отклонений в строении речевых органов, ни повреждений слуха, но так или иначе замедленно овладевают речью. Дети с умственной отсталостью позднее начинают понимать обращенную к ним речь, а вследствие этого пользоваться активной речью. Характерной особенностью умственно отсталых детей является несформированность умений пользоваться речью как средством общения. Это связано с крайне сниженной потребностью в речевом общении, к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему, пассивность. Умственно отсталых дошкольников длительное время слабо интересует звучащая речь, звуки окружающего мира, они недостаточно прислушиваются к ним. Отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств, способствуют возникновению у таких детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.  Все это приводит к неблагополучию в сфере общения, тормозит процесс формирования коммуникативных умений. Поэтому развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.

Наиболее эффективным и доступным средством формирования коммуникативных компетенций у детей с интеллектуальной недостаточностью является игровая деятельность.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Практически на каждом занятии педагоги используют разнообразные игры, так как они помогают не только вызвать интерес к занятиям, но и активизировать речевую, познавательную, коммуникативную деятельность путем использования занимательного, наглядного и речевого материала, введением игровых персонажей.

Игры, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков у детей, могут быть различных видов:

- сенсорные;

- познавательные;

- образовательные (тематические);

- интеллектуальные;

- сюжетно-ролевые (деловые);

- подвижные.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных умений и навыков предполагает следующие формы:

- игры-инсценировки,

- игры в «кругу»

- игры-забавы,

-  игры - соревнования,

- дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры,

- подвижные игры,

- игры-драматизации,

- игры-имитации, 

- игры-хороводы,

- беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

В игре ребенок учится контактировать с педагогом, другими детьми, общаться, соблюдать определенные правила игры и адекватно взаимодействовать в коллективе, выполнять роль, передавая основные характеристики персонажей. Благодаря играм у детей с интеллектуальными нарушениями формируется необходимые знания об окружающем мире, появляется интерес к занятиям, повышается речевая активность в целом.

Особенности коммуникативных умений и навыков дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, а также причины нарушения их формирования, позволили нам создать картотеку игр и упражнений для развития коммуникативных способностей детей. Ниже представлены игры на развитие коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста.

Игра «Волшебный клубочек».

Цель: помогает увидеть общие связи между людьми, закрепить умение образовывать имена людей с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- А вот и волшебный клубочек, который поможет нам не только найти дорогу в сказочную страну, но и познакомиться друг с другом. Все, кого касается этот клубочек, становятся добрыми и ласковыми, как их имена. (Ведущий становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает партнеру по игре клубочек, называя свое имя и т.д.)

- Теперь мы знакомы и можем отправляться в путь.

Игра «Доброе животное»

Цель: развитие умения сотрудничать со сверстниками, коллективизма.

- Посмотрите, волшебный клубочек привел нас к необычному животному. Послушайте, как оно дышит, как бьется его доброе сердце! Мы в сказке, поэтому тоже можем превратиться на минутку в такое прекрасное животное. (все встают в круг и берутся за руки).

- Прислушайтесь к своему дыханию и дыханию соседа. А теперь послушаем все вместе! (Вдох-все делают шаг вперед, выдох – шаг-назад). Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Игра «Комплименты».

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Зайке очень понравилось наше угощение, и он дарит нам «Волшебное зеркало». Тот, кто в него посмотрит, услышит о себе много добрых, хороших слов-комплиментов. (один из играющих смотрит в зеркало, другой «оживляет» его, делая комплименты).

Игра «Волшебные шарики»

Цель: развитие связной речи, чувства эмпатии.

- Наше путешествие закончено, и нам пора возвращаться домой. Но мы все равно остаемся немного волшебниками и можем пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. А помогут Вам в этом наши волшебные шарики. (Каждый отдает массажные шарик, произнося при этом пожелание). Всем спасибо!!!

Хороводная игра «Ау!»

Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Цель. Развивать навыки общения, умения просить.

Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: «Я умею…», «Я хочу…», «Я смогу…» и др. Для неговорящих детей показать.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры в процессе игровой деятельности по ФГОС"

Социально-коммуникативное развитие является основным направлением развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО отмечает, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,...

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В процессе воспитания коммукативной компетентности у воспитанников формируется умение вести диалог, беседу;развивать готовность сочувствовать...

«Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»

Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные го...

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста, с народным русским языком, имеющих отклонения в речевом развитии.

В статье выделены аспекты формирования коммуникативной компетенции, детей- инофонов с речевыми нарушениями. ...

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности. Коммуникативная игра «Клубочек».

           Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наибол...