Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности. Коммуникативная игра «Клубочек».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ольга Константиновна Ксенофонтова

 

             Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

             Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативных способностей у детей с легкой умственной отсталостью. Дети данной категории не имеют ни отклонений в строении речевых органов, ни повреждений слуха, но так или иначе замедленно овладевают речью. Дети с умственной отсталостью позднее начинают понимать обращенную к ним речь, а вследствие этого пользоваться активной речью. Характерной особенностью умственно отсталых детей является несформированность умений пользоваться речью как средством общения. Это связано с крайне сниженной потребностью в речевом общении, к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему, пассивность. Умственно отсталых дошкольников длительное время слабо интересует звучащая речь, звуки окружающего мира, они недостаточно прислушиваются к ним. Отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств, способствуют возникновению у таких детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.  Все это приводит к неблагополучию в сфере общения, тормозит процесс формирования коммуникативных умений. Поэтому развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.

Наиболее эффективным и доступным средством формирования коммуникативных компетенций у детей с интеллектуальной недостаточностью является игровая деятельность.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Практически на каждом занятии педагоги используют разнообразные игры, так как они помогают не только вызвать интерес к занятиям, но и активизировать речевую, познавательную, коммуникативную деятельность путем использования занимательного, наглядного и речевого материала, введением игровых персонажей.

Игры, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков у детей, могут быть различных видов:

- сенсорные;

- познавательные;

- образовательные (тематические);

- интеллектуальные;

- сюжетно-ролевые (деловые);

- подвижные.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных умений и навыков предполагает следующие формы:

- игры-инсценировки,

- игры в «кругу»

- игры-забавы,

-  игры - соревнования,

- дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры,

- подвижные игры,

- игры-драматизации,

- игры-имитации, 

- игры-хороводы,

- беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

В игре ребенок учится контактировать с педагогом, другими детьми, общаться, соблюдать определенные правила игры и адекватно взаимодействовать в коллективе, выполнять роль, передавая основные характеристики персонажей. Благодаря играм у детей с интеллектуальными нарушениями формируется необходимые знания об окружающем мире, появляется интерес к занятиям, повышается речевая активность в целом.

Особенности коммуникативных умений и навыков дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, а также причины нарушения их формирования, позволили нам создать картотеку игр и упражнений для развития коммуникативных способностей детей. Ниже представлены игры на развитие коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста.

Игра «Волшебный клубочек».

Цель: помогает увидеть общие связи между людьми, закрепить умение образовывать имена людей с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- А вот и волшебный клубочек, который поможет нам не только найти дорогу в сказочную страну, но и познакомиться друг с другом. Все, кого касается этот клубочек, становятся добрыми и ласковыми, как их имена. (Ведущий становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает партнеру по игре клубочек, называя свое имя и т.д.)

- Теперь мы знакомы и можем отправляться в путь.

Игра «Доброе животное»

Цель: развитие умения сотрудничать со сверстниками, коллективизма.

- Посмотрите, волшебный клубочек привел нас к необычному животному. Послушайте, как оно дышит, как бьется его доброе сердце! Мы в сказке, поэтому тоже можем превратиться на минутку в такое прекрасное животное. (все встают в круг и берутся за руки).

- Прислушайтесь к своему дыханию и дыханию соседа. А теперь послушаем все вместе! (Вдох-все делают шаг вперед, выдох – шаг-назад). Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Игра «Комплименты».

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Зайке очень понравилось наше угощение, и он дарит нам «Волшебное зеркало». Тот, кто в него посмотрит, услышит о себе много добрых, хороших слов-комплиментов. (один из играющих смотрит в зеркало, другой «оживляет» его, делая комплименты).

Игра «Волшебные шарики»

Цель: развитие связной речи, чувства эмпатии.

- Наше путешествие закончено, и нам пора возвращаться домой. Но мы все равно остаемся немного волшебниками и можем пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. А помогут Вам в этом наши волшебные шарики. (Каждый отдает массажные шарик, произнося при этом пожелание). Всем спасибо!!!

Хороводная игра «Ау!»

Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Цель. Развивать навыки общения, умения просить.

Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: «Я умею…», «Я хочу…», «Я смогу…» и др. Для неговорящих детей показать.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92» компенсирующего вида

Мастер -класс с родителями детей, имеющих нарушения речи.

«Развиваем речь – играя»

Подготовила

учитель – логопед Ксенофонтова О.К.

г. Дзержинск

«Развиваем речь – играя»

Круглый стол с родителями детей, имеющих нарушения речи.

Цель: Научить родителей пользоваться некоторыми приемами логопедической работы при выполнении домашних заданий для более быстрого и успешного введения в повседневную речь поставленных звуков, закрепления умений детей, полученных на логопедическом занятии в МДОУ.

Задачи:

  • познакомить родителей с приемами, используемыми учителем-логопедом на занятии;
  • упражнять родителей в использовании данных приемов при выполнении домашних заданий.

Оборудование: зеркала, музыкальные инструменты, мячи для пальчиковой гимнастики

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня я предлагаю поговорить не только о важности выполнения домашнего задания, но и о некоторых приемах логопедической работы, которые смогут вам пригодиться при выполнении этих заданий.

Родителям необходимо знать, что речевые нарушения отражаются на формировании личности ребенка, его поведении. Поэтому родители должны быть максимально вовлечены в коррекционный процесс. Если родители при выполнении домашних заданий будут активно использовать такие же приемы, как на занятии, дети смогут быстрее закрепить полученные знания и умения.

  1. Развитие артикуляционная моторики.

Цель: выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата. Гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата, тем самым он быстрее подготовится к овладению звуками родной речи.

Для постановки каждой группы звуков требуются отдельные артикуляционные упражнения. Так, например, для постановки звука [с] требуются такие упражнения: чистим зубки, заборчик, качели, киска сердится; для звука [ш] - окошко, чистим зубки, качели, блинчик, чашечка, вкусное варенье; для звука [л] – чистим зубки, заборчик, блинчик, поймай мышку, пароход гудит и т.д. Давайте возьмем зеркала и попробуем выполнить эти упражнения.

Молодцы! Отлично справились.

  1. Развитие мелкой моторики.

Цель: улучшение координации и точности движений рук и глаз; развитие умения согласовывать слова и действия.

Занятия по развитию мелкой моторики очень важны, так как на ладонях находится очень много важных, биологически активных точек. Воздействуя на них можно улучшить работу других органов человека.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечает: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики в домашних условиях можно использовать – рисование пальчиками, сортировку круп в разные емкости, нанизывание различных предметов на шнурок, выкладывание узоров из мозаики, счетных палочек. Я предлагаю вам сегодня выполнить пальчиковую игру с использованием массажного мяча.

Пальчиковая игра «Ёжик» (с массажным мячом)

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают мяч между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают мяч между ладонями.

Молодцы! У вас хорошо получается!

  1. Развитие фонематического восприятия и слоговой структуры слова.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове ДОМ? Сколько в нём звуков? Какой согласный стоит в конце слова? Какой гласный в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает безошибочно ответить на эти вопросы.

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка.

Дидактическая игра: «Что звучит»

(развитие фонематического восприятия)

Цель:

- Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

- Развивать умение переключать слуховое внимание.

Оборудование: бубен, свистулька, колокольчик, металофон, большой и маленький маракасы, погремушка.

Ход игры: педагог поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда логопед убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Так же можно разнообразить игру: у ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

(развитие слоговой структуры слова)

Цель:

- Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных родительного падежа единственного числа.

- Развивать зрительное внимание и память.

Оборудование: макеты овощей – огурец, помидор, морковь, перец, лук, чеснок.

Ход игры:

Логопед раскладывает перед ребёнком 6 предметов, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить их. Затем ребёнок закрывает глаза, логопед убирает один предмет и обращается к ребёнку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»

Огурца, помидора, моркови, перца, лука, чеснока.

Молодцы, уважаемые родители! С этим заданием вы тоже справились!

  1. Развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание это важная часть речи. Оно участвует в создании голосового звучания. В речевом дыхании вдох намного короче выдоха по сравнению с обычным. При правильном речевом дыхании речь произносится с нормальной громкостью, проговариванием всех звуков и выразительно.

Для развития речевого дыхания можно надувать шарики, задувать свечи, дуть во всевозможные свистки, отправлять в полет семена одуванчика и так далее.

"Мычалка".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Говорим скороговорки»

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

Например: на пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

  1. Развитие словарного запаса.

Речь имеет огромное значение для общения, познания окружающего мира, получения необходимых знаний, передачи и получения информации. Для приобретения навыков красивой и грамотной речи следует обогащать и развивать словарный запас ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Чем богаче словарь ребенка, тем больше у него возможностей построить правильное, красивое речевое высказывание. Словарь ребенка в возрасте 6 -7 лет составляет 4000-4500 слов. При этом старшие дошкольники активно овладевают не только предметным, но и глагольным словарём, а также словарём состояний, признаков. Словарный запас пополняется и за счёт использования детьми слов, образованных суффиксально-префиксальным способом (цветок→ цветочек, дерево → деревянный и т. д.).

Игра с мячом «Назови ласково»

Скажем ласково - и вот:
В слово к нам звук [к] придет!

  1. Существительные: цветок - цветочек (карандаш, гриб, жук, шар, кукла, и т.д.);
  2. Прилагательные: синий – синень-Кий (белый, желтый, добрый, новый, модный, умный, старый, молодой, весёлый и т.д.).
  3. Наречия: мало - маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.).

Игра «Скажи наоборот».


Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход игры:

- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
- Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
- Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
- Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
- Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
- Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Игра «Какой? Какая? Какое?»


Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
Ход игры: ведущий показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков. Например, яблоко – сладкое, спелое, ароматное, душистое, наливное……

Итак, дорогие родители, давайте подведем итог нашего сегодняшнего мероприятия. Как вы считаете, был ли полезен для вас сегодняшний материал? (ответы).

Залогом успешной воспитательной деятельности с детьми является сотрудничество педагога с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития и воспитания личности ребёнка. Теперь и вы знаете, что для успешной коррекционной деятельности необходима комплексная работа над всеми компонентами речи. Надеюсь на вашу поддержку и тесное сотрудничество! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Содержание и организация работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....

Педагогический проект "Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры в процессе игровой деятельности по ФГОС"

Социально-коммуникативное развитие является основным направлением развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО отмечает, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,...

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В процессе воспитания коммукативной компетентности у воспитанников формируется умение вести диалог, беседу;развивать готовность сочувствовать...

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Умение контактировать с окружающими является важной составляющей самореализации и социальзации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных способностей ребенк...

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....

Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"

Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....