«Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа) на тему

Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные годы, и её формирование будет происходить более эффективно в результате повышения воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Тема: «Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»

Аннотация

В работе предложена форма организации работы с родителями в вопросах формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста и обозначена роль семьи в этой проблеме. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Используя современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровых упражнений педагог сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии конструктивной коммуникации дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни.

Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI в., всесторонне и гармонично развитого, обладающего ключевыми компетенциями, главной из которой является коммуникативная.

          Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных связей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям. Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные годы, и её формирование будет происходить более эффективно в результате повышения воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье.

     Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» и других. Так, статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит, что родители являются первыми педагогами.

     О важности проведения психолого-педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.

     Анализ ситуации позволил выявить основные трудности, с которыми сталкиваются  родители:

  1. Нехватка времени на общение с ребенком (в данном случае, возможно, скрывается неосознанное неумение или нежелание общаться);
  2. Недостаточность психологических знаний об особенностях детского развития;
  3. Непонимание причин того или иного поведения ребенка;
  4. Затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия;
  5. Сложности саморефлексии своих отношений с ребенком.

     Работа с родителями – сложная и важная деятельность педагога, на данном этапе включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Традиционно педагогическая помощь семье оказывается в рамках представленных в таблице блоков (см. ниже), каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности, позволяющие создать систему работы, направленную на формирование коммуникативной компетенции у дошкольников.

Таблица

Работа с родителями (основные блоки)

Блоки

Основные задачи

Формы

Педагогическое

просвещение

родителей

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников

Лекции, семинары, практические занятия, конференции, родительские собрания, консультации и др.

Включение родителей в деятельность

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников

Совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, домашние задания и др.

     Исходя из вышесказанного, мы решили направить свою деятельность на оптимизацию процесса сотрудничества педагога и родителей в вопросе формирования коммуникативной компетенции у дошкольников посредством организации работы детско-родительской группы в дошкольном образовательном учреждении. Формирование коммуникативной компетенции и взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через

  • расширение возможностей понимания своего ребенка;
  • совместную деятельность;
  • проживание опыта в группе;
  • рефлексию и возможность получения обратной связи.

     Основной идеей данной программы является сотрудничество участников группы, повышение вследствие этого коммуникативной компетенции, а также улучшение детско-родительских отношений.    Известно, что ведущим типом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. С учетом этого игра и общение выступают основными содержательными компонентами программы. Игра обеспечивает высокий уровень мотивации для участия в занятиях, при этом её эмоциональный компонент, непосредственность, творчество привлекают не только детей, но и родителей. В содержание программы включены методы, одинаково эффективные как для ребенка, так и для взрослого:

  • сказкотерапия (групповое сочинение, разыгрывание вновь придуманного сюжета, рисование сказки);
  • игровая терапия (игровые упражнения и задания, ролевые игры);
  • арттерапия (работа с рисунком).

     Таким образом, повышая коммуникативную компетенцию дошкольника путем специально организованных психолого-педагогических условий, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

Список литературы

1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

2. Репринцева Г.И. Игра – ключ к душе ребёнка: Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром: Метод. пособие / Г.И. Репринцева. – М.: Форум, 2008.

3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В процессе воспитания коммукативной компетентности у воспитанников формируется умение вести диалог, беседу;развивать готовность сочувствовать...

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Умение контактировать с окружающими является важной составляющей самореализации и социальзации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных способностей ребенк...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста, с народным русским языком, имеющих отклонения в речевом развитии.

В статье выделены аспекты формирования коммуникативной компетенции, детей- инофонов с речевыми нарушениями. ...

консультация для родителей: "Роль семьи в развитии коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста"

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.Данный материал ...

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности. Коммуникативная игра «Клубочек».

           Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наибол...

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативной сферы ребенка происходит не только в окружающем его мире, но и в семье. Важная роль развития коммуникативных навыков отводится семье, так как именно она является глав...