«Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа) на тему
Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми. Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные годы, и её формирование будет происходить более эффективно в результате повышения воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»
Аннотация
В работе предложена форма организации работы с родителями в вопросах формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста и обозначена роль семьи в этой проблеме. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Используя современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровых упражнений педагог сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии конструктивной коммуникации дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни.
Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI в., всесторонне и гармонично развитого, обладающего ключевыми компетенциями, главной из которой является коммуникативная.
Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных связей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям. Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми. Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные годы, и её формирование будет происходить более эффективно в результате повышения воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» и других. Так, статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит, что родители являются первыми педагогами.
О важности проведения психолого-педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.
Анализ ситуации позволил выявить основные трудности, с которыми сталкиваются родители:
- Нехватка времени на общение с ребенком (в данном случае, возможно, скрывается неосознанное неумение или нежелание общаться);
- Недостаточность психологических знаний об особенностях детского развития;
- Непонимание причин того или иного поведения ребенка;
- Затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия;
- Сложности саморефлексии своих отношений с ребенком.
Работа с родителями – сложная и важная деятельность педагога, на данном этапе включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Традиционно педагогическая помощь семье оказывается в рамках представленных в таблице блоков (см. ниже), каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности, позволяющие создать систему работы, направленную на формирование коммуникативной компетенции у дошкольников.
Таблица
Работа с родителями (основные блоки)
Блоки | Основные задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников | Лекции, семинары, практические занятия, конференции, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников | Совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, домашние задания и др. |
Исходя из вышесказанного, мы решили направить свою деятельность на оптимизацию процесса сотрудничества педагога и родителей в вопросе формирования коммуникативной компетенции у дошкольников посредством организации работы детско-родительской группы в дошкольном образовательном учреждении. Формирование коммуникативной компетенции и взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через
- расширение возможностей понимания своего ребенка;
- совместную деятельность;
- проживание опыта в группе;
- рефлексию и возможность получения обратной связи.
Основной идеей данной программы является сотрудничество участников группы, повышение вследствие этого коммуникативной компетенции, а также улучшение детско-родительских отношений. Известно, что ведущим типом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. С учетом этого игра и общение выступают основными содержательными компонентами программы. Игра обеспечивает высокий уровень мотивации для участия в занятиях, при этом её эмоциональный компонент, непосредственность, творчество привлекают не только детей, но и родителей. В содержание программы включены методы, одинаково эффективные как для ребенка, так и для взрослого:
- сказкотерапия (групповое сочинение, разыгрывание вновь придуманного сюжета, рисование сказки);
- игровая терапия (игровые упражнения и задания, ролевые игры);
- арттерапия (работа с рисунком).
Таким образом, повышая коммуникативную компетенцию дошкольника путем специально организованных психолого-педагогических условий, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.
Список литературы
1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
2. Репринцева Г.И. Игра – ключ к душе ребёнка: Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром: Метод. пособие / Г.И. Репринцева. – М.: Форум, 2008.
3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...
Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
В процессе воспитания коммукативной компетентности у воспитанников формируется умение вести диалог, беседу;развивать готовность сочувствовать...
Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности
Умение контактировать с окружающими является важной составляющей самореализации и социальзации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных способностей ребенк...
К вопросу о формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста, с народным русским языком, имеющих отклонения в речевом развитии.
В статье выделены аспекты формирования коммуникативной компетенции, детей- инофонов с речевыми нарушениями. ...
консультация для родителей: "Роль семьи в развитии коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста"
Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.Данный материал ...
Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности. Коммуникативная игра «Клубочек».
Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наибол...
Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Формирование коммуникативной сферы ребенка происходит не только в окружающем его мире, но и в семье. Важная роль развития коммуникативных навыков отводится семье, так как именно она является глав...