Алалия.Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 676.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи, вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка ( доречевой период)
Основные признаки алалии: Системное нарушение речи. При алалии страдает в целом речевая деятельность (мотив высказывания, грамматические операции, моторная реализация). Алалия – это нарушение центрального органического характера. Алалики имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект. Алалик – это ребенок, который никогда не говорил.
Классификация алалий по В.А.Ковшикову Моторная алалия (экспрессивная) - состояние , обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга. Признаки: о тмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной); активное использование жестов, выразительная мимика; как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты»; - бедность словарного запаса; - резкое расхождение между достаточным пониманием значений слов и возможностью их называния, вследствие неустойчивых звуковых образов слов; - эхолалия отсутствует; - повторение услышанного затруднено; -множественные аграмматизмы; -неумение оперировать словами; -значительные затруднения в связной речи; -несовершенная моторика Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Сенсорная алалия ( импрессивная ) нарушение понимания речи вследствие недостаточной работы речеслухового анализатора при преимущественном недоразвитии (поражении) височной доли доминантного полушария, наступившим до начала формирования речи. Признаки: речевой негативизм , дети малоконтактны ; отсутствие жестов , или невыразительность мимики; отсутствие компенсаторных средств; -недоразвитие фонематического восприятия; - понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего; - присутствует эхолалия; - повторение услышанного выполняют, не понимания смысла проговоренного слова; У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собственная речь Крайне низкий темп при направленном формировании речи
Осложнения алалий Моторная алалия Заикание Дисграфия, дислексия Олигофрения Сенсорная алалия Эпилепсия СДВГ Дисграфия, дислексия Олигофрения Аутизм
Комплексный подход к реабилитации детей - алаликов медицинское сопровождение, логопедическая коррекция, организация совместной деятельности логопеда, воспитателя, психолога, дефектолога(по показаниям), родителей; Строгая организация и соблюдение режима дня и речевого общения.
Медицинское сопровождение Обязательное обследование и наблюдение у невролога, отоларинголога и др. специалистов по показаниям. Препараты, назначаемые неврологами: Пирацетам ( ноотропил ) Аминалон Пантогам Энцефалобол Кортексин Глутаминовая аминокислота Глицин Когитум церебролизин
Логопедическая коррекция Дидактические принципы, используемые при работе с безречевыми детьми: Принцип комплексности. Принцип максимальной опоры ( на различные анализаторы). Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции. Принцип поэтапного формирования умственных действий(по П.Я.Гальперину). Принцип учёта зоны ближайшего развития(по Л.С.Выготскому). Принцип постепенного усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу. Функционально-семантический принцип(общность эмоциональных реакций ребёнка и педагога выступает в роли ориентировки на коммуникативную ситуацию, а согласованность предметных и речевых действий логопеда и ребёнка – в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок)
Основные разделы логопедической работы Развитие понимания речи Развитие самостоятельной речи Отработка элементов звучащей речи Важно отметить, все эти разделы необходимо применять параллельно в каждом периоде работы. В коррекционной работе реализуется деятельностный подход, предполагающий включение детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования.
Последовательность реализуемых задач Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа Уточнение , обогащение словаря Формирование грамматического строя Развитие связной речи Коррекция звукопроизношения
Обследование речи с элементами обучения Проверка возможности речевого подражания Инструкции: покачай куклу – а-а-а, поезд гудит – у-у, малыш плачет – уа-уа, курочка квохчет – ко-ко , мышка пищит пи-пи, козочка блеет бе-бе , корова мычит му-му , машина сигналит би-би , собака дает ав-ав , девочка прыгает оп-оп, дудочка звучит– дуду, кушаем кашу – ам-ам , котёнок мяукает – мяу-мяу, молоток стучит – тук-тук, часики тикают – тик-так, дождик капает – кап-кап, барабан стучит – бум-бум…. Выявление уровня понимания лексических категорий Инструкции: - покажи на картинке: котика, дом, миску, медведя, птичку, рыбку, матрёшку, солнце, чашку, чайник…. покажи: курочку и петушка, кошку и собачку, яблоко и грушу... Возьми и дай мне : карандаш, книжку, машинку, ложку, ручку………... Покачай куклу, мишку, зайчика; дай зайчику морковку ; покатай машинку. Покажи на картинках : кислое, большое, сладкое, маленькое, горькое, мокрое, грязное, красное, зелёное, белое, круглое……… Покажи на картинках, где девочка ест, шьёт, тушит, моется, поёт………. Выявление уровня понимания грамматических категорий Понимание грамматических отношений основывается на понимании речи и в определённой мере обусловлено состоянием импрессивного словаря. Проверяются умение различать грамматические формы существительных, глаголов; согласование прилагательных с существительными; понимание соотношений между частями предложения. Исследование понимания семантики(общего смысла) фразы, умения узнавать предметы по их назначению, показывать части тела человека и животного. Инструкции: подойти к окну, к двери; посади куклу на кроватку; достань карандаши из ящика; полей цветок водой; возьми того кто сидит на стульчике………. Двухступенчатые инструкции: положи куклу на полку, а с полки возьми лягушку……… Игра «Покажи…»
1 период - работа с неговорящими детьми 1 раздел – развитие понимания речи Главная задача : повышение речевой активности (надо добиваться того, чтобы ребёнок захотел говорить, не испытывал страха перед речью, стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания) Научить ребёнка слушать и понимать обращённую речь, рассказы и сказки, соответствующие его развитию и интересам.
Работа по развитию понимания речи Приёмы работы: Исполнение детьми детализированных поручений учителя Рассказывание и чтение сказок и рассказов
2 раздел – работа над развитием самостоятельной речи Цель: Сформировать хотя бы самую элементарную бытовую речь. Необходимо исходить из того, что основной причиной отсутствия словаря является несформированность звуковых и двигательных образов слов. Задачи : Формирование элементарного словаря, обеспечивающего минимальное общение. Его обогащение и активизация. Формирование элементарных лексико-грамматических категорий Развитие элементарных навыков связной речи
Работа над развитием самостоятельной речи Приёмы работы: игра, включающая в себя отдельные слова и восклицания Игра в мяч с восклицаниями: «лови!», «дай!» Подвижная игра «Гуси-лебеди» Картинное лото( у меня кот, а у тебя дом) Работа с раскрасками(что ты будешь раскрашивать?) Игра «Прятки» (чего нет? чего не стало?) Совместное рассматривание картин На этом этапе полезно многократное индивидуальное повторение слова. Для лучшего запоминания слова даём его в различных ситуациях, воздействуем на все анализаторы, применяем наиболее впечатляющие приёмы.
Принципы формирования начального лексико-грамматического компонента Принцип фонетической доступности Лексико-тематический принцип
Реализация принципов: Принцип фонетической доступности Уточнение и автоматизация звуков раннего онтогенеза( гласные: а, у, о, ы , и; п , б, в - вь , пь , бь , ф – фь , к – кь , г – гь , м – мь , н – нь , т – ть , д – дь ); работа по уточнению звука содержит большие возможности для формирования слоговой структуры и слухового восприятия . Лексико – грамматический принцип Работа со словами 1 – 2 – 3 – 4 - типа слоговой структуры Двухсложные слова из двух открытых слогов(мама, папа, ноты, дома, ива, кино, кони….) Односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев…. Трёхсложные слова из открытых слогов(малина, панама, лимоны, колесо…..) Двухсложные слова с закрытым слогом(петух, лимон, пакет, утюг, вагон, банан…) В начальную работу включаем простые существительные , ранние онтогенетические формы (беспредложные винительного, родительного, творительного падежей); так же вовлекаем разные слова с интонационным выделением предлогов и флексий, отрабатываем формы множественного числа и уменьшительно-ласкательные с суффиксом – ик -(дом-домик)
Глаголы ( с демонстрацией действий и привлечением предметно-окружающей среды) : -на, возьми, возьму, беру, берёт, возьмём, не возьму; дай, дам, даю, дайте, даёт, не дам, иди, иду, идёт, идём, пойду; купи, купите, купим, покупает, не купим; пой, пойте, поём, поёт, поют, пою, не пою; сиди, сидим, сижу; ем, не ем, едим, едят ; найди, найду, нашел, найдите, не нашел; надень, наденьте, надену; моет, мою, моем; еду, едет, едем; несу, несём, несёт………………………… Отрабатываем подходящие по звуковому составу формы лица, числа, наклонений, настоящего времени, составляем сочетания (сижу на стуле) и фразы(мама купит машинку). Местоимения и местоимённые прилагательные(с жестовым показом) Я, ты, он, она, мой, моё, моя, твой, твоя, твоё, мы, они, мои, наши. Вопросительные и указательные слова(с жестовым сопровождением) Кто, кому, куда, где, вот, вон там, эта, этот, эти, какой?
Отрицательные местоимения и наречия( с жестами) Ничего, никто, никуда Наречия и прилагательные Тихо, громко, видно, далеко, легко, больно; тихий, далёкий, больной, большой, маленький, синий, зелёный……. Слова, обозначающие количество: Один, два, много, мало, ни одного Формируя речь ребёнка, важно обеспечить повторяемость учебного материала с постепенным его усложнением( через промежуток времени возврат к определённой лексической теме). Сказки : «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»……. Игры «Кто это?», «Что это?», «Скажи кто пришёл?» , «Что делаешь ты?», « Что делает мальчик?», «Что мы делаем?», «Что у тебя?», «Что у котика?», «Где кукла?» игры – загадки; игры – диалоги «Это утюг? Нет, это книга» Игра «Эхо» Совместно произносим предложно-падежные формы( с демонстрацией ситуации или действия) Игра «Закончи предложение»
3 раздел – отработка элементов звучащей речи Основные виды работ по отработке элементов звучащей речи: Постановка дыхания необходима ввиду предрасположения алаликов к развитию заикания и в виду того, что расстройство дыхательной функции, в ряде случаев наблюдающиеся у алалика, затрудняет процесс воспитания речи. Уточнение произношения имеющихся звуков, в дальнейшем работа по постановке отсутствующих. Упражнение в подражании простейшим элементам речи.
2 и 3 периоды развития речи алаликов Работа планируется на базе программ для детей с ОНР , соответствующих уровням речевого развития. Формирование и уточнение знаний и представлений об окружающем в соответствии с программными требованиями той возрастной группы, в которой воспитывается ребенок. Уточняется: дифференцированное восприятие и обозначение цвета, формы, размера, представление о количестве, о явлениях окружающего растительного и животного мира; развиваются элементарные обобщения; развитие произвольной памяти, внимания, процессов анализа, синтеза на уровне практической деятельности.
Коррекция сенсорной алалии: Подготовительный этап: Установление контакта ребёнком. Развитие сенсомоторной базы речи: общая и мелкая моторика, восприятие неречевых звуков(звучащие игрушки) Развитие психических функций: развитие произвольного внимания, развитие зрительной кинестетической памяти, - Основной этап: работа по развитию фонематического восприятия; дифференциация звуков на слух и в собственном проговаривании; расширение понимания бытовых инструкций; развитие как пассивного, так и активного словаря; работа над совершенствованием слоговой структуры; развитие тонких акустических дифференцировок; работа над фразой; развитие сознательного анализа и синтеза речи.
Пути коррекционной работы сенсорной алалии Обучение глобальному чтению с опорой на картинки Обучение чтению с губ При низкой динамике – жестовая речь(программа слабослышащих)
Работа с родителями Обязательное включение родителей на правах участников в коррекционно-образовательный процесс! 1.Сформировать у родителей правильное отношение к дефекту ребёнка, понимание путей преодоления, создания условий для полноценного общения с ним. 2. Довести до сведения родителей их основных задач: - Закрепление навыков, усвоенных ребёнком на занятии. -Создание необходимого эмоционального фона как основы для формирования общения. 3.Постоянно информировать о результатах деятельности ребёнка; о перспективных планах коррекции . 4.Разъяснять значимость развития личностных качеств дошкольника – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям.
Моя формула при коррекции: Сенсорика -контакт-мотивация-коммуникация- речь
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
Актуальность темы.Одной из важнейших задач современной логопедии является формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В виду сложного характера...

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности
Пример годового плана организационной работы учителя -логопеда в нашем детском саду....
Актуальные направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья
Докладв рамках августовской педагогической конференции...
Актуальные направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Презентация к докладу в рамках августовской педагогической конференции...

Статья "Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно-педагогической работы"
В данной статье представлен научно-практический материал по исследованию причин нарушения слуховой функции. Также даны рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы....

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных»»
Тема недели : (Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных ) с 18.11.19 по 22.11.19Программное содержание: 1. Уточнять и расширять представление о домашних животных. Отмечать и...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...
