Статья "Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно-педагогической работы"
статья по коррекционной педагогике

Матюшенкова Людмила Михайловна

В данной статье представлен научно-практический материал по исследованию причин нарушения слуховой функции. Также даны рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon statya.ppt512.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

C татья «Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно-педагогической работы» автор: воспитатель Матюшенкова Людмила Михайловна СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребёнка №9»

Слайд 2

Слух и его значение для развития ребенка Звук обогащает представления ребенка об окружающем мире Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми

Слайд 3

Причины предотвращаемой тугоухости

Слайд 4

Антенатальный (дородовый) период Причина Способ решения проблемы Брак между близкими родственниками Просвещение населения Краснуха Вакцинация Сифилис Антенатальное лечение, просвещение населения Метаболические нарушения Правильное питание Препараты с ототоксическим действием Избегать использования препаратов либо правильно их применять

Слайд 5

Препараты с ототоксическим действием 1. Антибиотики аминогликозного ряда : стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин и др; 2. Мочегонные средства – фуросемид и т.п.; 3. Аспирин 4. Хинин

Слайд 6

Перинатальный и неонатальный период Причина Способ решения проблемы Родовая травма – аноксия Совершенствование акушерской помощи Желтуха (гемолитическая) Предварительное определение Rh -фактора и адекватные мероприятия Препараты с ототоксическим действием Избегать использования препаратов либо правильно их применять

Слайд 7

Детский период Причина Способ решения проблемы Средний отит Правильное лечение респираторных заболеваний, соблюдение правил гигиены Инфекционные болезни (менингит, корь, паротит) Вакцинация Препараты с ототоксическим действием Избегать использования препаратов либо правильно их применять

Слайд 8

Факторы риска по тугоухости и глухоте

Слайд 9

1 .Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз) 2 . Токсикозы беременности 3 . Асфиксия плода 4 . Внутричерепная родовая травма 5 . Гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л)

Слайд 10

6 . Гемолитическая болезнь новорожденного 7 . Масса тела при рождении менее 1 500 г. 8 . Недоношенность 9 . Применение препаратов с ототоксическим действием, назначавшихся матери во время беременности или ребенку

Слайд 11

10 . Гестационный возраст более 40 недель 11 . Наследственные заболевания у родственников, сопровождающиеся поражением слухового анализатора 12 . Оценка по шкале Апгар 4/6 баллов; проведение интенсивной терапии: искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше

Слайд 12

Классификация нарушений слуховой функции Неймана Л.В. (1977 г.) 1. Тугоухость – такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. 2. Глухота – такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным

Слайд 13

Степени определения тугоухости

Слайд 14

1-я степень Снижение слуха не превышает 50 дБ . Для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии 1-2 м

Слайд 15

2-я степень Средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ . Речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м

Слайд 16

3-я степень Потеря слуха превышает 70 дБ. Общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха

Слайд 17

Степени определения глухоты

Слайд 18

1-я степень Дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т.е. 125-250 Гц 2-я степень Дети, воспринимающие звуки до 500 Гц Восприятие лишь очень громких звуков на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан)

Слайд 19

3-я степень Дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц 4-я степень Дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. 2000 Гц и выше Восприятие и различение на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.), а также возможность различать речевые звучания – несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.

Слайд 20

Педагогическая классификация Р.М. Боскис

Слайд 21

Глухие 1. Ранооглохшие дети- дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) 2. Позднооглохшие дети- дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована

Слайд 22

Слабослышащие 1. Слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи) 2. Слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении

Слайд 23

Обследование слуха 1. Методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных реакций на звук (с рождения до 1,5-2 лет) 2. Методики, основанные на регистрации условно-рефлекторных реакций на звук (2-3 года) 3. Обследование слуха речью (с 2-3 лет)

Слайд 24

Поведенческий скрининг - мигание век - реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро) - замирание или «застывание» ребенка - движение конечностей, разведение рук и ног в стороны - поворот головы к источнику звука или от него - гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз) - сосательные движения - пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дрожью всего тела - изменение ритма дыхания - широкое открывание глаз.

Слайд 25

Метод гороховых проб - первая – наполнена нелущеным горохом , сотрясение которой создает звук интенсивностью 70-80 дБ; - вторая – гречкой-ядрицей , сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ; - третья – манкой , сотрясение которой создает звук интенсивностью 30-40 дБ. - четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует заменять.

Слайд 26

При нормальном слухе: - у малыша до четырех месяцев отмечается реакция на звучание баночек с гречкой и горохом, но он не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует; - у ребенка старше четырех месяцев отмечаются безусловно-ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он определяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем.

Слайд 27

Обследование слуха речью

Слайд 28

Особенности развития детей младенческого и раннего возраста

Слайд 29

Организация и направления коррекционно-педагогической работы

Слайд 30

Развитие движений Развитие зрительного восприятия, пространственной координации и тактильно-двигательного восприятия Развитие действий с предметами Развитие вибрационной чувствительности Развитие ориентировки в пространстве Развитие устной речи и слухо-зрительного восприятия Развитие слухового восприятия (речевого слуха) Развитие письменной речи (глобальное чтение)

Слайд 31

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями по сенсомоторному развитию детей с нарушением функции ОДА

Организация взаимодействия с семьёй - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным пом...

Верботональная система развития речи детей с нарушенной слуховой функцией

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского общества является образование и включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум....

Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Прогулка в лес». Для детей с нарушенной слуховой функцией 4-5 лет

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Прогулка в лес». Для детей с нарушенной слуховой функцией 4-5 лет...

Значение занятий по плаванию в физическом развитии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата

Значение занятий по плаванию в физическом развитии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенной слуховой функцией

Изучение психолого-педагогической характеристики детей с нарушенной слуховой функцией позволяет сделать вывод, что исследователи выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабосл...