Главные вкладки

    Логопедическая работа по формированию успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения
    статья по логопедии на тему

    Фондикова Ирина Валерьевна

    В статье выделено три этапа формирования социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения: развитие восприятия на полисенсогной основе, расширение словаря (преодоление вербализма, сложностей в предметной соотнесенности слова и образа), развитие эмоционального и коммуникативного словаря, овладение навыков социально-адаптивного поведения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

    ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

    Фондикова И.В.,

    учитель-логопед

                                                 МБДОУ г. Мурманска № 82

     Одна из главных целей воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения – адаптация к школьному обучению и к жизни и труду в современном обществе (Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян [5]).  

    Особенность детей с патологией зрения заключается в том, что кроме того, что у них страдают зрительные функции, неблагополучие наблюдается в психоневрологическом статусе (повышенная психическая ранимость, гипердинамический синдром в поведении) (там же).

    Значительная часть детей, воспитывающихся в нашем детском саду, имеет различные нарушения речи (ОНР, ФНР, ФФНР, в большинстве случаев осложненных дизартрическим компонентом). Часто дети с нарушениями речевого развития, в отличие от своих сверстников с нормальной речью, имеют менее уравновешенные нервные процессы, они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе и адаптированы к условиям школьной жизни. У многих детей с недостатками речи сложнее протекает процесс привыкания и принятия коррекционной работы в МБДОУ (В.А.   Калягин [4]).

    Кроме естественных проблем адаптации у детей, посещающих наш детский сад, возникают и психологические проблемы, связанные с началом лечебно-восстановительной работы. Например, при лечении амблиопии окклюзией (заклеивание хорошо видящего глаза с целью повышения работоспособности амблиопичного глаза) в некоторых случаях ребенок теряет свою активность, перестает участвовать в играх, занятиях или, наоборот, резко протестует против окклюзии. Метод прямой окклюзии, к сожалению, способствует накоплению в ЦНС раздражающих стимулов, что резко меняет психологическое состояние ребенка, его активное взаимодействие с окружающей средой резко сокращается. При этом же методе лечения иногда у детей возникает фрустрация, появляется негативизм, выражающийся в противодействии всякому вмешательству извне: ребенок не отвечает на вопросы, не позволяет трогать себя, пытается уединиться, уйти от общения. Другим не менее сложным и негативным воздействием на психоэмоциональное состояние ребенка является засвет на глазное дно. Слепящее воздействие электрического света на глазное дно, которое иногда проводится весьма длительно, приводит к накоплению раздражающих стимулов в ЦНС. Поэтому у детей наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, рассеянность внимания, иногда общая подавленность, нежелание участвовать в играх и занятиях (Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян [5]).

    Задача способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка, оказывать эффективную помощь детям, испытывающим трудности в развитии является комплексной, и  может быть достигнута при тесном взаимодействии специалистов МБДОУ (психолога, тифлопедагога, логопедов, воспитателей, медицинских работников). Актуальным становится решение проблемы развития  и коррекции коммуникативных качеств ребенка с нарушенным зрением. В системе комплексной коррекционной работы при формировании социальной адаптации большое значение придается логопедическому воздействию.

    Для свободного владения речью ребенок прежде всего должен овладеть достаточно большим запасом слов. В  силу нарушения деятельности зрительного анализатора у детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в нарушении словарно-семантической стороны, «вербализме», эхолалиях, накоплении в речи слов без конкретного содержания (М.В. Жигорева [3]).

    Исходя из вышеизложенного, было выделено 3 этапа логопедической работы по формированию социально-адаптивного поведения детей с нарушением зрения:

    I этап: Развитие восприятия на  полисенсорной основе

    II этап: Расширение словаря (преодоления «вербализма», сложностей в предметной соотнесенности слова и образа)

    III этап: Развитие эмоционального и коммуникативного словаря, овладение навыками социально-адаптивного поведения

    На I этапе работы необходимо развитие всех типов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, осязательного, обонятельного, и др.)  (Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян [5]). Для реализации задачи развития зрительного восприятия используются следующие приемы: называние реально изображенных предметов на картинках, уточнение представления о форме, величине и цвете предметов, называние силуэтных, контурных и точечных изображений предметов, называние недорисованных деталей,  узнавание и называние предмета по его частям, по одной части, называние перекрещивающихся контурных изображений предметов, определение, что неправильно нарисовал художник («Нелепицы») и другие (З.Е. Агранович [1]).

    Для реализации задачи развития слухового восприятия используются следующие приемы: узнавание голосов природы (пение птиц, журчание ручья, шелест листьев деревьев и травы, жужжание насекомых), дифференциация звуков, которые он слышит постоянно в обиходе (льется вода, рвется бумага, слышится стук ложки о тарелку), дифференциация звучания музыкальных инструментов (бубен, металлофон, колокольчик), различение шумовых материалов (песок, крупы, скрепки, бумажные шарики и т.п.) -   «Шумящие коробочки» и другие.

            В работе над развитием тактильного, осязательного, обонятельного восприятия используются игры «Определи на ощупь», «Собери кубики с одинаковой поверхностью», «Определи, что в мешочках», «Определи на ощупь», «Сравни по  размеру» «Чудесный мешочек», «Чудесный ящик», «Узнай и назови запах».

            На II этапе формирования социально-адаптивного поведения детей с нарушением зрения  ведется работа по расширению словарного запаса, по уточнению и активизации всех частей речи. На основе проделанной работы по развитию всех видов восприятия большое внимание уделяется правильному пониманию слов, предметной соотнесенности слов с объектами действительности, углублению представлений и реальных знаний детей об окружающем мире.

    Упражнения и дидактические игры могут быть следующими: «Назови предмет по его частям», «Узнай предмет по силуэту», «Найди  предмет среди перекрещивающихся контуров предметов», «Назови части предмета», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Объясни, чем отличаются». Углубленному пониманию слов способствует обучению синонимичным и антонимичным сопоставлениям («Подбери больше слов», «Скажи наоборот» и др.). Обогащению словарного запаса   способствует работа с использованием различных способов словообразования и словоизменения. («Подбери семейку слов», «Назови ласково», «Объясни словечко» и др.) (М.В. Жигорева [3]).

    А уже на основе такой проведенной работы целесообразно переходить к III этапу формирования социально-адаптивного поведения детей с нарушениями зрения:

    На этом этапе, во-первых,  происходит развитие эмоционального словаря детей. Необходимо научить детей выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы,  узнавать на рисунках, фотографиях настроение и чувства других людей и обозначать их словесно, контролировать свое поведение.  Дети должны научиться определять признаки психоэмоционального напряжения — когда устал, забеспокоился, расшалился, волнуешься, нервничаешь и т.д.; и выражать свое состояние словесно.

    А во-вторых,  — развитие коммуникативного словаря (речевых средств общения). Требуется научить детей  говорить другим людям приятные слова — комплименты, проявлять благодарность за проявленные внимание, заботу, активизировать в речи вежливые конструкции. Обучение речевым средствам общения способствует формированию навыков культуры общения, умения преодолевать барьеры в общении, вести себя в обществе детей и взрослых, преодолевать застенчивость, скованность, агрессивность, уступать сверстникам, замечать и останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое, радоваться успехам друзей, выражать свое состояние словесно.

    Примеры игр для развития коммуникативного и эмоционального словаря: «Определи настроение», «Учимся замечать настроение других», «Определи настроение по позе и жестам», «В каких случаях нужно попросить извинения?», «Учимся работать с хорошим настроением», «Озвучь рисунки», «Почему с мальчиком никто не хочет дружить», «Хорошие и плохие поступки» (И.А. Девина, И.В. Маштакова [2]).

    Предложенные дидактические игры  могут быть использованы логопедом на логопедических занятиях, педагогом-психологом, воспитателями в коррекционной работе, так как положительно влияет на развитие  словаря, зрительного восприятия,  мышления, памяти дошкольников  с нарушениями зрения, имеющими речевую патологию,   решает задачи по коррекции зрения,  формированию адаптации дошкольников к жизни в современном обществе.

    Таким образом, в формировании социальной адаптации детей с нарушением зрения очень важна роль логопедической работы, поскольку в результате ее проведения дети становятся более доброжелательными в общении со сверстниками, проявляют меньше агрессии, импульсивности.  У большинства из них повысилась самооценка, уверенность в своих силах. Дошкольники стали более раскрепощенными, снизился уровень их конфликтности, агрессивности. Процесс адаптации и принятия коррекционной и лечебно-восстановительной работы проходит спокойно и мягко. Тем самым обеспечивается более прочная база для подготовки детей с нарушениями зрения  к школьному обучению и социальной адаптации,  что способствует достижению главной цели МБДОУ.

    Литература

    1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 40 с.
    2. Девина И.А., Маштакова И.В. Учимся понимать людей (4 – 6). – М.: Издательство «Ось-89», 2002. – 48 с.
    3. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
    4. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
    5. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД,  1998. –  56 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками

    Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...

    Презентация "социальная адаптация детей с нарушением зрения "

    Слуховое восприятие – процесс отражения звуковых свойств окружающего мира и формирования звуковых образов...

    Социальная адаптация детей с нарушением зрения

    Материал для родителей и педагогов при работе с детьми с нарушением зрения...

    Значение осязания для социальной адаптации детей с нарушением зрения

    Материал для педагогов и родителей воспитанников с нарушением зрения...