Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Денисова Алевтина Николаевна

Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.

Необходимо целенаправленное обучение через организацию полисенсорной предметно-практической деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками

Дети  с нарушением зрения,  поступающие в детский сад имеют недостаточное представление о явлениях окружающей действительности. Человек с нормальным зрением, через зрительный анализатор получает значительную часть информации. При патологии зрения образ предмета получается не четкий, расплывчатый, детали вычленяются слабо. При этом ребенок с нарушением зрения испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, для детей характерны вербальные представления. Восприятие  звуков происходит в процессе   их соотнесения   с эталонами, выработанными человеком в процессе длительного опыта, и характеризуется предметностью, целостностью и осмысленностью.  

Восприятие окружающего мира посредствам слуха дает возможность    « озвучить» происходящее, обогащает представления детей. С помощью слухового восприятия человек существенно пополняет информацию, получаемую по другим сенсорным каналам ,(а зрение, обоняние ,осязание). Реализуются образовательные области «социализация, коммуникация, интеграция, образовательная область познания.

Поэтому большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одной из главных компенсаторных систем. Воспринимая разнообразные звуки, ребенок с нарушением зрения ориентируется в окружающей среде, определяет направление и нахождение звука, это дает ему возможность познавать окружающий мир. Использование интегративного процесса  в разных сферах образовательных областей даёт возможность развития слухового внимания.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ-формирование навыков элементарных правил поведения на улице, в транспорте, в общении с животными(злая собака рычит ,лает.). В окружающей живой, неживой природы(опасные насекомые, вьюга, гроза, труд взрослых- звук инструментов(топора ,пилы, дрели, бытовых приборов).

ТРУД – участие детей в подборе материала, для занятий, дежурство по столовой.

ПОЗНАНИЕ- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности. Активизация мышление детей(через самостоятельный выбор игр и оборудования.)Специальные упражнения на ориентировку в пространстве на слух, закрепление знаний об окружающем(имитация звуков животных, насекомых, предметов окружающего мира.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ- проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности в процессе предметных действий. Обсуждение пользы развития слухового внимания.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ- игры , упражнения с музыкальными и шумовыми инструментами. Формировать умение замечать выразительность средство музыкального произведения(тихо, громко, медленно, звуки высокие ,низкие.)

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ- воспитывать красоту, грациозность движений во время ходьбы и бега, передвигаясь без шумно. Выполнять действия по определенному звуковому сигналу.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-игры и упражнения, подтексты стихов, потешек, считалок, выстукивание ритмов. В развитии ребенка овладение предметными действиями, различными движениями оказывается тесно связано с восприятием звука как одного из свойств предметов.

 Восприятие направления , отдаленности,  длительности звучаний оказывают сильное влияние на развитие у ребенка пространственно- временной ориентировки. Звук выступает одним из регуляторов деятельности человека. Пространственный слух обеспечивает условия  наиболее адекватной ориентации во внешней среде. Эмоционально- оттеночные характеристики звукового образа влияют на поведение в конкретных ситуациях( пешеход на дороге).

Слуховое восприятие – это психический процесс отражения звуковых свойств окружающего мира и формирования звуковых образов.

Наиболее велика роль слухового восприятия для развития речи.

 

Слуховое восприятие при нарушении зрения имеет решающее значение для формирования социальной адаптации ребёнка к окружающем миру.
Слабовидящий ребенок имеет ограниченные возможности приобретать знания о звуках на основе подражания. Таким образом, возникает необходимость целенаправленного обучения через организацию полисенсорной  предметно-практической деятельности. воспитателя. Работа логопеда по коррекции дополнена работой воспитателя по развитию предметно-практической деятельности, развитию речи и обогащению словаря, развитию слухового восприятия и ориентировки в окружающей среде с помощью слуховых сигналов, развитию любознательности, внимания, мышления.

Цель моей работы- формирование речевой  активности, которая  ведет за собой  развитие у детей интереса к игре с материалами и  звуками  окружающего мира. Деятельностный  характер игр и упражнений направлен  на формирование у детей развитого фонематического слуха и способствует развитию познавательной активности, обеспечивая адаптацию слабовидящего ребенка в предметной и социальной среде.

В своей работе я руководствовалась «программой дошкольного воспитания»  Васильевой и  «программой специальных учереждений четвертого вида, для детей с нарушением зрения» Плаксиной.

Поставила задачи:

  • Развивать  слуховое восприятие и ориентировку в окружающей среде с помощью звуковых сигналов, присущих конкретному предмету или явлению.
  • Развивать полисенсорную предметно-практическую деятельность.
  • Развивать речь и обогащать словарь детей с нарушением зрения.
  • Развивать внимание, мышление и памяти, любознательности.
  • Развитие нравственных форм поведения.

При взаимодействии с предметом возникает звук, по которому можно составить представление о предмете. На основе общих признаков  и принципов восприятия условно можно выделить несколько групп звуков: природные, технические и музыкальные.
Окружающая среда предоставляет ребенку богатые возможности для исследования звуков, используя возможности слухового анализатора, одновременно обогащая словарь.

Например: о чем рассказывает улица в разное время года. «Весной –  «журчат, бегут ручьи; булькает, капает, звенит капель; тихо шелестит молодая листва». «Летом – «дождь льет, капает, шумит; шелестят листья, жужжит жук, звенит песня комарика». «Осенью – «сухие листья шуршат громко, ломаются, в траве они шуршат тише, чем на асфальте. Сучок тонкий, ломается звонко, толстый глухо. Чем отличается звук, когда ломается сухой сучок, а когда свежий?»  «Зимой – «шелеста листвы не слышно, а слышно завывание метели, скрип снега»

При знакомстве дети с правилами дорожного движения слушаем движение6 транспорта по дороге. Что слышим когда машина далеко, когда близко? Движется на большой скорости или медленно?

«Что слышим в музыкальном зале? Громкие и тихие звуки инструментов. Различаем на слух: шаг, бег, подскоки, прыжки. Звуки групповой комнаты: гудит лампа, гремит, звенит, стучит посуда, стук ножек стула о пол и  ковер, льется вода из крана под большим напором или под маленьким».

Эффективность работы по развитию фонематического слуха будет достигаться  благодаря разработанному алгоритму занятия:

1. Обследование материала с называнием  его качеств, издаваемого звука (звон, шорох, стук, визг и др.). Например: лист бумаги и  тонкий картон – издают разный звук. Тонкий лист шуршит сильнее, картон –  глуше, тише.

        Стручки гороха: зеленый и высохший. Высохший – горошины    постукивают, если сыпать с высоты; зеленые – издают глухой звук, сухие – звонкий. При помешивании издают шорох разного звукового оттенка. Раскрываясь, сухой стручок издает резкий треск, сырой –  тихий треск. Можно характеризовать этот звук как щелчок. В ходе обследования, что очень важно для слабовидящих детей, есть возможность выделить форму, попробовать на вкус, понюхать.

        Реализуется предметный словарь: шорох, стук, треск, пощелкивание, стручок, горох. Словарь признаков – глухой, резкий звонкий, слабый, сильный, громкий, тихий (щелчок). Круглый, вкусный, зеленый, спелый, зрелый, не спелый, не зрелый. Глагольный словарь: шуршит, стучит (оттенки), постукивает, потрескивает, раскрывается.

        Обязательным является оречевление услышанного звука:

2. Оречевление :  шум, треск, бульканье, капель, журчание, шорох, звон, стук, быстрая капель, медленная капель,  громкий стук, тихий стук. «Как стучать в дверь, когда приходишь в гости?» «Как нужно закрывать дверь: громко хлопать, или закрывать тихонько?» Здесь воспитываются и нравственные формы поведения.

Таким образом, оречевление увиденного и услышанного осуществляется с обязательным привлечением предметного словаря, словаря признаков, глаголов.

После такого обследования и называния интереснее будет игра на узнавание звуков:

3. Проведение игры на узнавание звуков – звуки легче вычленяются в ряду разных по силе, интенсивности и другим характеристикам. Например: топаем ногами в валенках, в туфельках, в резиновых сапогах; хлопаем в ладоши в перчатках и без перчаток.

На  занятиях старалась дать как можно более полные и интересные свединия о предметах. С помощью других анализаторов: осязания ,обоняния , слуха.

Через использование в системе занятий неречевых звуков возможно решение специфических задач на развитие внимания и памяти:

  • «Послушай и скажи: где была мышка?» – предлагается запомнить порядок звуковой информации и грамматически правильно оформить ответ: «Сначала мышка шуршала в рожках, затем в семечках и луковых чешуйках».
  • «Запомни, что я делала с яблоком и расскажи». – «Мыла в чистой воде, потому что слышался плеск, терла на металлической терке».
  • «Послушай и скажи по порядку, что я делала?» – «Сеяла муку, разбила яйцо, налила воды, размешала – готовила тесто для блинов».

Упражнения и игры с неречевыми звуками я проводила  не только на занятиях по звуковой культуре и речи и родному языку, но и брала как часть занятия по  математике: «Как стучат палочки, кубики», проводила игры «Что в начале, что потом»; «Который по счету был звук гармошки, сосчитай на слух». На конструировании и аппликации использовала игры «Как шуршит бумага, из которой делаем игрушку»,  «Сравни и узнай на слух, где спрятаны желуди, а где семечки». С детьми проводила развлечения, используя шумовые музыкальные инструменты и игры «Звуки окружающего мира»: дети играли руками в семечках, фасоли, шариках, маленьких палочках, в поролоне, в воде, в песке и с фантиками.

Проводила экскурсию в природу в разное время года. На экскурсии можно вступить в непосредственный контакт с изучаемым объектом и явлением, чувственно воспринять их. Например: во время экскурсии в парк, дети рассматривают опавшие листья, собирают их, соотносят их с определёнными явлениями; сравнивают по цвету, по форме и величине, узнают их по внешнему виду и запаху, наблюдают и слушают порывы ветра и листопада. Шуршание листвы под ногами, потрескивание веточек.

Свою работу  по формированию социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через неречевые звуки провела в 3 этапа.
              I  этап – знакомство детей с приемами обследования предметов окружающего мира с называнием  его качеств и характеристикой издаваемого звука

В  средней группе спланировала и провела цикл занятий по алгоритму .

II этап – развитие слухового восприятия и ориентировки в окружающей среде через игровую деятельность

В старшей группе провела одно занятие полностью посвященное развитию фонематического слуха, через неречевые звуки и на четырёх занятиях включала упражнения как часть занятий. Использовала игры по различению неречевых звуков во время наблюдений и во время совместной деятельности с детьми.

III этап – использование детьми знаний в самостоятельной игровой деятельности

Мной сделана подборка игр по данному разделу для детей средней группы и для детей старшего возраста, включила их в перспективный план.

В подготовительной группе в игры с неречевыми звуками дети играли самостоятельно, используя их в сюжетно- ролевых играх

При помощи этих игр хорошо решались коррекционные задачи: развитие сохранных анализаторов, развитие полисенсорной предметной- практической деятельности, развитие речи и обогащение словаря детей, развитие слухового восприятия и ориентировки в окружающей среде с помощью звуковых сигналов, присущих конкретному предмету или явлению.

Данная работа благоприятно сказалась на развитие фонематического слуха детей группы. О чём говорят результаты диагностики учителя логопеда.  Знания полученные на занятиях в повседневной жизни применялись детьми в разных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "социальная адаптация детей с нарушением зрения "

Слуховое восприятие – процесс отражения звуковых свойств окружающего мира и формирования звуковых образов...

Логопедическая работа по формированию успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения

В статье выделено три этапа формирования социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения: развитие восприятия на полисенсогной основе, расширение словаря (преодоление вербализма, сложностей в пр...

Социальная адаптация детей с нарушением зрения

Материал для родителей и педагогов при работе с детьми с нарушением зрения...

Значение осязания для социальной адаптации детей с нарушением зрения

Материал для педагогов и родителей воспитанников с нарушением зрения...