Экологическое воспитание детей с ОВЗ в процессе ознакомления с окружающим миром
статья по коррекционной педагогике

Иванова Мария Александровна

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему.

Содержание работы:

- пробуждение и развитие у дететй интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения;

- формирование представлений об особенностях объектов природы;

- систематизация знаний, установление различия и сходства объектов, классификации по разным основаниям;

- формирование представлений о связях и взаимозависимостях в природе, о взаимообусловленности явлений.

Ведущие методы ознакомления дошкольников с природой и особенности их использования в работе с детьми с ОВЗ.

1) Дошкольники с нарушениями интеллекта: на занятих по ознакомлению дететй с природой используют разнообразные методы и приёмы:

* наглядные методы: наблюдение, рассматривание живых объектов и картин, диафильмы и кинофильмы, наглядно-образные задачи, полисенсоное обследование объектов природы;

* практические методы: предметно-практическая деятельность детей, элементарные опыты (детсоке экспериментирование), игровая деятельность, наглядно-действенные задачи, труд в природе, продуктивные виды деятельности;

* словесные методы: беседа, рассказ педагога, чтение художественных произведений, словесно-образные задачи (загадки).

Методические требования к наблюдению:

- наблюдение должно быть организовано педагогом и протекать как активная и целенаправленная учебно-познавательная деятельность детей;

- постоянная активизация в процессе наблюдения познавательной деятельности детей;

- наблюдение должно проводиться последовательно и планомерно с целью обеспечения наиболее полного восприятия объекта в совокупности его признаков;

- результаты каждого этапа наблюдения необходимо сопровождать и чётко фиксировать речью;

- полученные в результате наблюдения предсталвения надо максимально использовать в продуктивной деятельности детей, надругих занятиях и в повседневной жизни;

- заинтересованность самого педагога в процессе наблюдения.

2) Дошкольники с нарушениями слуха: работа по ознакомлению с живой и неживой природой, в сил своей коррекционно-компенсаторной направленности приобретает в обучении и воспитании слабослышащих детей особое значение. Во-первых, в силу особенностей развития социальное общение ограничено, следовательно, важность специально организованной работы по изучению окружающей действительности возрастает. Во-вторых, в силу особенностей развития мышления у слабослышащих детей, большей в сравнении со слышащими роли наглядно-чувственного мышления, непосредственное общение с окружающим в ходе ознакомления с явлениями природы положительно влияет на усвоение знаний, активизацию речевого развития, познавательных интересов, интеллектуальных способностей и дарований каждого.

3) Дошкольники с нарушениями речи: работа по воспитанию экологического сознания у детей с ОНР ведётся непрерывно, в различных направлениях. Наблюдая за явлениями в природе, за животными, растениями, ребёнок познаёт не только внешние признаки и свойства, но и их связь со средой обитания. Проговаривая приметы, у ребёнка закрепляются произношение звуков, совершенствуется грамматический строй речи, формируется фразовая речь.

Методы:

* наглядные: наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе;

* словесные: беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов;

* практические: экологические игры, опыты, труд в природе.

Виды игр:

- дидактические игры и упражнения экологического характера;

- лексико-грамматические игры;

- игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой аткивности и одновременно знакомят их с объектами живой и неживой природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

Формирование навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.  Расширя...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире....

Статья "Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром" .

Обогащение словаря дошкольников новыми словами , усвоение детьми ранее неизвестных слов , а так же новых значений ряда слов , уже имеющихся в их лекксике .Закрепление и уточнение словаря  , его а...

Опыт работы воспитателя Кудряшовой С.Г МБДОО детский сад №20 "Дельфинчик" «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

Опыт работы воспитателя Кудряшовой С.Г  МБДОО детский сад №20 "Дельфинчик" «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей раннего возраста в процессе ознакомления с...

Статья «Формирование навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром».

Экспериментальная деятельность - углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов,  размышлять, отстаивать свое мнение, обобщ...