Экологическое воспитание детей с ОВЗ в процессе ознакомления с окружающим миром
статья по коррекционной педагогике
Ознакомление дошкольников с окружающим миром - средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему.
Содержание работы:
- пробуждение и развитие у дететй интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения;
- формирование представлений об особенностях объектов природы;
- систематизация знаний, установление различия и сходства объектов, классификации по разным основаниям;
- формирование представлений о связях и взаимозависимостях в природе, о взаимообусловленности явлений.
Ведущие методы ознакомления дошкольников с природой и особенности их использования в работе с детьми с ОВЗ.
1) Дошкольники с нарушениями интеллекта: на занятих по ознакомлению дететй с природой используют разнообразные методы и приёмы:
* наглядные методы: наблюдение, рассматривание живых объектов и картин, диафильмы и кинофильмы, наглядно-образные задачи, полисенсоное обследование объектов природы;
* практические методы: предметно-практическая деятельность детей, элементарные опыты (детсоке экспериментирование), игровая деятельность, наглядно-действенные задачи, труд в природе, продуктивные виды деятельности;
* словесные методы: беседа, рассказ педагога, чтение художественных произведений, словесно-образные задачи (загадки).
Методические требования к наблюдению:
- наблюдение должно быть организовано педагогом и протекать как активная и целенаправленная учебно-познавательная деятельность детей;
- постоянная активизация в процессе наблюдения познавательной деятельности детей;
- наблюдение должно проводиться последовательно и планомерно с целью обеспечения наиболее полного восприятия объекта в совокупности его признаков;
- результаты каждого этапа наблюдения необходимо сопровождать и чётко фиксировать речью;
- полученные в результате наблюдения предсталвения надо максимально использовать в продуктивной деятельности детей, надругих занятиях и в повседневной жизни;
- заинтересованность самого педагога в процессе наблюдения.
2) Дошкольники с нарушениями слуха: работа по ознакомлению с живой и неживой природой, в сил своей коррекционно-компенсаторной направленности приобретает в обучении и воспитании слабослышащих детей особое значение. Во-первых, в силу особенностей развития социальное общение ограничено, следовательно, важность специально организованной работы по изучению окружающей действительности возрастает. Во-вторых, в силу особенностей развития мышления у слабослышащих детей, большей в сравнении со слышащими роли наглядно-чувственного мышления, непосредственное общение с окружающим в ходе ознакомления с явлениями природы положительно влияет на усвоение знаний, активизацию речевого развития, познавательных интересов, интеллектуальных способностей и дарований каждого.
3) Дошкольники с нарушениями речи: работа по воспитанию экологического сознания у детей с ОНР ведётся непрерывно, в различных направлениях. Наблюдая за явлениями в природе, за животными, растениями, ребёнок познаёт не только внешние признаки и свойства, но и их связь со средой обитания. Проговаривая приметы, у ребёнка закрепляются произношение звуков, совершенствуется грамматический строй речи, формируется фразовая речь.
Методы:
* наглядные: наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе;
* словесные: беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов;
* практические: экологические игры, опыты, труд в природе.
Виды игр:
- дидактические игры и упражнения экологического характера;
- лексико-грамматические игры;
- игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой аткивности и одновременно знакомят их с объектами живой и неживой природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

Формирование навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширя...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире....
Экологическое воспитание детей 1 младшей группы через ознакомление с окружающим миром.
Познакомить детей с миром природы....

Статья "Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром" .
Обогащение словаря дошкольников новыми словами , усвоение детьми ранее неизвестных слов , а так же новых значений ряда слов , уже имеющихся в их лекксике .Закрепление и уточнение словаря , его а...

Опыт работы воспитателя Кудряшовой С.Г МБДОО детский сад №20 "Дельфинчик" «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Опыт работы воспитателя Кудряшовой С.Г МБДОО детский сад №20 "Дельфинчик" «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей раннего возраста в процессе ознакомления с...
Статья «Формирование навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром».
Экспериментальная деятельность - углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщ...
