Визуальное сопровождение детей с РАС.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Предлагаем вашему вниманию опыт работы по применению визуальной поддержки детей с РАС на начальном этапе обучения. В результате работы было установлено, что применение визуальных материалов значительно улучшает понимание инструкций, повышает уровень концентрации внимания, снижает тревожность и увеличивает способность к самоорганизации у детей с РАС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.66 МБ | |
| 26.67 КБ | |
| 987.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Д/с № 17»
Коркинского муниципального района.
Опыт работы
«Визуальная поддержка детей
с расстройством аутистического спектра».
Подготовил: учитель-логопед Коньякова Наталия Вадимовна.
25.09.2025 г.
Опыт работы «Визуальная поддержка детей с РАС».
Слайд 1 | Здравствуйте. Я - учитель-логопед группы для детей с ЗПР. Работаю с детьми разных нозологических категорий, в том числе и с детьми, имеющими РАС. Коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом работы по использованию визуальной поддержки детей с РАС на начальном этапе обучения. |
Слайд 2 | Что будет сегодня? Вспомним, что такое аутизм. Выясним, что такое «визуальная поддержка». Познакомимся с планшетом «Сначала - потом». Выясним, что такое визуальная поддержка временем и предупредительные карточки. И частично коснемся вопроса «Визуальное расписание». |
Слайд 3 | Актуальность. Обозначу проблему, которая встала перед педагогами в настоящее время: детский сад посещают дети различных нозологических категорий: дети, имеющие ЗПР, а также дети с РАС, с УО, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. И, конечно, встает вопрос: как начать работать с такими детьми. |
Слайд 4 | Кому будет полезен опыт работы? Педагогам: воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам. Родителям детей с РАС и детей с другими нозологическими нарушениями. |
Слайд 5 | Швейцарский психиатр Эйген Блейер в 1911 году впервые ввёл термин «аутизм». «Активный уход из внешнего мира и преобладание внутренней жизни». В институте нам дали краткое понятие: аутизм - это «уход в себя». Существует современное понимание аутизма, но это не тема нашего выступления. С поведенческой точки зрения аутизм определяется наличием двух маркеров: сложность общения (т.е. у ребенка наблюдаются социально-коммуникативные нарушения); наличие стереотипий - повторяющиеся навязчивое поведение, действия и привычки. |
Слайд 6 | С детьми с РАС работают по направлениям, они тоже указаны на слайде. Мы рассмотрим второе направление. Хочу напомнить, что тема визуальной поддержки очень обширная, и сегодня мы рассмотрим только начальный этап. Если будет интересно продолжение, то, по вашим запросам, мы в последующем можем продолжить знакомство с темой «Визуальная поддержка», и также с другими направлениями работы с детьми с РАС. |
Слайд 7 | Что такое визуальная поддержка? Это зрительная поддержка. Это использование изображений (фотографий, рисунков, трёхмерных предметов, написанных слов или письменных списков). Мы все пользуемся зрительной поддержкой, даже данная презентация — это зрительная поддержка. Для детей с РАС зрительная поддержка - жизненно важный инструмент! Как вы думаете, почему? Вспомните один из маркеров аутизма — это сложность общения. Конечно, такому ребенку очень трудно понимать и использовать речь, т.е. воспринимать информацию на слух и передавать эту информацию при помощи речи. А различные изображения, фотографии, рисунки и надписи привлекают таких детей, и при помощи них дети могут коммуницировать. |
Слайд 8 | Начинаем работу со стратегии «Сначала - потом». У ребенка с РАС есть проблемы с пониманием причинно-следственных связей, он не понимает, почему должен сначала мыть руки, а только потом есть; не понимает, почему он должен сначала поесть суп, а только потом пить сок. Зачем выполнять какие-либо правила, если всего можно добиться истерикой и криками? Поэтому стратегия «Сначала - потом» поможет ребенку объяснить, что д.б. сначала, и к чему это приведет. Объяснять можно разными способами:
Мой планшет с липучками на квадратах, на эти липучки я прикрепляю рисунки, пиктограммы, символы (обратите внимание - здесь мягкая сторона липучки, а не петельки). |
Слайд 9 | Как же мы знакомим ребенка с планшетом? 1)Сначала следует помочь увидеть предсказуемость двух последовательных событий. Ребенок д. понять, что сначала он занимается и только потом получит мяч. Сначала он ест суп, и только потом получит сок. Сначала он сам обувается и только потом качели. Сначала он идет на занятие к психологу и только потом получает планшет. 2)Комментировать происходящее простыми фразами. 3)Ежедневно работать с планшетом. 5)Четко подбирать символические изображения того или иного события. 6)Выполнение составленного расписания ОБЯЗАТЕЛЬНО для взрослых!!! |
Слайд 10 | Главное! Расписание соблюдают ВСЕ. Если ребенок быстро и хорошо написал букву, то взрослый НЕ должен давать другое задание, т.к. если мы сказали, что сначала пишешь одну букву, а потом пазлы, то в такой последовательности и выполнять: ребенок пишет одну букву, а потом пазлы. НО зачастую происходит так: ребенок прекрасно написал букву. А взрослый: «Давай еще одну!» Ребенок начинает раскачиваться, появляются первые предпосылки нежелательного поведения. И когда педагог дает написать третью букву, ребенок рвет лист, соскакивает, не верит педагогу. И в дальнейшем, для формирования стратегии «сначала - потом» потребуется время, и ребенок будет проверять, насколько педагог действительно будет выполнять условия, отказываться делать, хватать стимул...: а если я не сделаю, а если схвачу стимул (пазлы), потому что хочу. |
Слайд 11 | Появился ли у вас вопрос: «Как же заставить ребенка делать это «СНАЧАЛА»? На первом этапе предлагаем задания, которые ребенку даются легко: поставить всего одну деталь к пазлам. В этот момент мы обучаем ребенка не речевым навыкам, а обучаем стратегии «сначала - потом». Это главная цель на данном этапе. Педагог складывает пальцы ребенка в указательный жест и объясняет при помощи этого жеста, что мы будем делать сначала и потом, и даже если кажется, что ребенок не воспринимает все происходящее, все рано продолжать это делать. Главное: взрослый сам не нарушает этой стратегии. Правила:
|
Слайд 12 | Практическая часть. Познакомить ребенка с планшетом + указательный жест + сидеть напротив ребенка. Ребенок протестует, кричит. + Пазлы - и моментально конфета. Главное, дать подкрепление моментально! |
Слайд 13 | Варианты стратегии «Сначала - потом»: тарелки, корзинки, задания. |
Слайд 14 | Планшеты стратегии «Сначала - потом» продаются в онлайн-магазинах. Например, на сайте «ФГОС поставки» есть пластиковый вариант планшета «Сейчас - потом» и так же продаются картинки к нему. |
Слайд 15 | Помните вариант поощрения планшетом? Что делать, чтобы ребенок отдавал планшет без крика? Здесь применяем визуализацию продолжительности времени. Различные таймеры: кухонный таймер, песочные часы, цифры, карточка «жди». Звуковой таймер помогает ребенку научиться отдавать. «Играешь минуту» / как прозвенит: «Быстро-быстро отдаем!» и, при помощи физической подсказки, всё складываем в сенсорную коробку. И опять, второй раз, «Играешь минуту» / как прозвенит, всё складываем в сенсорную коробку. Так мы ограничиваем кол-во взаимодействия ребенка с мотивационными стимулами. Цифры. «Играешь 5 минут». Взрослый не смотрит на часы, убирает цифру тогда, когда ему надо. Убирает цифру 5: «Играешь 4 минуты»... «Играешь 1 минуту». Убирает 1: «Быстро-быстро отдаем!» и всё складываем в сенсорную коробку. Также цифровой таймер помогает выполнить задание: мы можем 5 минут растянуть так, как нам это нужно. Например, надо написать 2 строчки буквы А, но педагог не знает, сколько времени понадобится ребенку и говорит: «Пишешь 5 минут». Педагог убирает цифру 5: «Молодец, пишешь 4». Убирает цифру 4: «Молодец, пишешь 3». Убирает цифру 3: «Молодец, пишешь 2». Убирает цифру 2: «Молодец, пишешь 1». Убирает цифру 1: «Всё, мы всё сделали, сюрприз» - наверху таймера ставит картинку с изображением того, что ребенок любит. Карточка «Жди». Польза от карточки «жди»: мы можем научить ребенка выполнять задание отраженно. Например, «Топ-хлоп». Песочные часы. Как вы думаете, в каких случаях их можно использовать? Чтение, постановка звуков. |
Слайд 16 | Предупредительные карточки. Если ребенок начинает кричать, то можно подойти к ребенку и показать пальцем картинку на столе + можно жест «тихо». Ничего говорить не надо. Можно использовать прием моделирования, показать своими руками «я сижу красиво» или «красивые ручки». Желательное поведение надо подкреплять, говорить ребенку, что он молодец и что-то давать, лучше еду. |
Слайд 17 | После освоения стратегии «Сначала – потом» предлагаем «Визуальное расписание». Но это уже отдельная тема. |
Слайд 18 | Литература. Курсовая площадка «Логопедическая работа с РАС» Елены Круогла и Екатерины Балдиной. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей
Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....

Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка
проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...
«Чек-лист – как инструмент для визуальной поддержки детей с РАС».
описание практики работы с детьми с РАС...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Визуальные помощники при сопровождении детей с РАС
Краткая методическая разработка по использованию визуальных опорных карточек при сопровождении педагогами и родителями детей с РАС....

Визуальная поддержка детей ОВЗ
Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...

Визуальная поддержка детей ОВЗ
Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...
