Визуальное сопровождение детей с РАС.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Коньякова Наталия Вадимовна

Предлагаем вашему вниманию опыт работы по применению визуальной поддержки детей с РАС на начальном этапе обучения. В результате работы было установлено, что применение визуальных материалов значительно улучшает понимание инструкций, повышает уровень концентрации внимания, снижает тревожность и увеличивает способность к самоорганизации у детей с РАС.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/с № 17»

Коркинского муниципального района.

Опыт работы

 «Визуальная поддержка детей

с расстройством аутистического спектра».

Подготовил: учитель-логопед Коньякова Наталия Вадимовна.

 

25.09.2025 г.

Опыт работы «Визуальная поддержка детей с РАС».

Слайд 1

Здравствуйте. Я - учитель-логопед группы для детей с ЗПР. Работаю с детьми разных нозологических категорий, в том числе и с детьми, имеющими РАС.

Коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом работы по использованию визуальной поддержки детей с РАС на начальном этапе обучения.

Слайд 2

Что будет сегодня?

Вспомним, что такое аутизм.

Выясним, что такое «визуальная поддержка».

Познакомимся с планшетом «Сначала - потом».

Выясним, что такое визуальная поддержка временем и предупредительные карточки.

И частично коснемся вопроса «Визуальное расписание».

Слайд 3

Актуальность. Обозначу проблему, которая встала перед педагогами в настоящее время: детский сад посещают дети различных нозологических категорий: дети, имеющие ЗПР, а также дети с РАС, с УО, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. И, конечно, встает вопрос: как начать работать с такими детьми.

Слайд 4

Кому будет полезен опыт работы?

Педагогам: воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам.

Родителям детей с РАС и детей с другими нозологическими нарушениями.

Слайд 5

Швейцарский психиатр Эйген Блейер в 1911 году впервые ввёл термин «аутизм».

«Активный уход из внешнего мира и преобладание внутренней жизни».

В институте нам дали краткое понятие: аутизм - это «уход в себя».

Существует современное понимание аутизма, но это не тема нашего выступления.

С поведенческой точки зрения аутизм определяется наличием двух маркеров:

сложность общения (т.е. у ребенка наблюдаются социально-коммуникативные нарушения);

наличие стереотипий - повторяющиеся навязчивое поведение, действия и привычки.

Слайд 6

С детьми с РАС работают по направлениям, они тоже указаны на слайде.

Мы рассмотрим второе направление.

Хочу напомнить, что тема визуальной поддержки очень обширная, и сегодня мы рассмотрим только начальный этап. Если будет интересно продолжение, то, по вашим запросам, мы в последующем можем продолжить знакомство с темой «Визуальная поддержка», и также с другими направлениями работы с детьми с РАС.

Слайд 7

Что такое визуальная поддержка? Это зрительная поддержка. Это использование изображений (фотографий, рисунков, трёхмерных предметов, написанных слов или письменных списков).

Мы все пользуемся зрительной поддержкой, даже данная презентация — это зрительная поддержка.

Для детей с РАС зрительная поддержка - жизненно важный инструмент! Как вы думаете, почему?

Вспомните один из маркеров аутизма — это сложность общения.

Конечно, такому ребенку очень трудно понимать и использовать речь, т.е. воспринимать информацию на слух и передавать эту информацию при помощи речи.

А различные изображения, фотографии, рисунки и надписи привлекают таких детей, и при помощи них дети могут коммуницировать.

Слайд 8

Начинаем работу со стратегии «Сначала - потом».

У ребенка с РАС есть проблемы с пониманием причинно-следственных связей, он не понимает, почему должен сначала мыть руки, а только потом есть; не понимает, почему он должен сначала поесть суп, а только потом пить сок. Зачем выполнять какие-либо правила, если всего можно добиться истерикой и криками?

Поэтому стратегия «Сначала - потом» поможет ребенку объяснить, что д.б. сначала, и к чему это приведет.

Объяснять можно разными способами:

  1. На слайде - классический вариант планшета с квадратами и словами - «сначала», «потом». На квадраты кладутся фотографии, рисунки, пиктограммы, символы, слова, т.е всё, что можно визуализировать.
  2. Здесь фото конкретного ребенка, сначала у него занятие, потом - мяч.

Мой планшет с липучками на квадратах, на эти липучки я прикрепляю рисунки, пиктограммы, символы (обратите внимание - здесь мягкая сторона липучки, а не петельки).

Слайд 9

Как же мы знакомим ребенка с планшетом?

1)Сначала следует помочь увидеть предсказуемость двух последовательных событий. Ребенок д. понять, что сначала он занимается и только потом получит мяч. Сначала он ест суп, и только потом получит сок. Сначала он сам обувается и только потом качели. Сначала он идет на занятие к психологу и только потом получает планшет.

2)Комментировать происходящее простыми фразами.

3)Ежедневно работать с планшетом.

5)Четко подбирать символические изображения того или иного события.

6)Выполнение составленного расписания ОБЯЗАТЕЛЬНО для взрослых!!!

Слайд 10

Главное! Расписание соблюдают ВСЕ. Если ребенок быстро и хорошо написал букву, то взрослый НЕ должен давать другое задание, т.к. если мы сказали, что сначала пишешь одну букву, а потом пазлы, то в такой последовательности и выполнять: ребенок пишет одну букву, а потом пазлы. НО зачастую происходит так: ребенок прекрасно написал букву. А взрослый: «Давай еще одну!» Ребенок начинает раскачиваться, появляются первые предпосылки нежелательного поведения. И когда педагог дает написать третью букву, ребенок рвет лист, соскакивает, не верит педагогу. И в дальнейшем, для формирования стратегии «сначала - потом» потребуется время, и ребенок будет проверять, насколько педагог действительно будет выполнять условия, отказываться делать, хватать стимул...: а если я не сделаю, а если схвачу стимул (пазлы), потому что хочу.

Слайд 11

Появился ли у вас вопрос: «Как же заставить ребенка делать это «СНАЧАЛА»?

На первом этапе предлагаем задания, которые ребенку даются легко: поставить всего одну деталь к пазлам. В этот момент мы обучаем ребенка не речевым навыкам, а обучаем стратегии «сначала - потом». Это главная цель на данном этапе.

Педагог складывает пальцы ребенка в указательный жест и объясняет при помощи этого жеста, что мы будем делать сначала и потом, и даже если кажется, что ребенок не воспринимает все происходящее, все рано продолжать это делать. Главное: взрослый сам не нарушает этой стратегии.

Правила:

  1. Поощрение д.б. моментальным!
  2. Недоступность мотивационных стимулов!

Слайд 12

Практическая часть.

Познакомить ребенка с планшетом + указательный жест + сидеть напротив ребенка.

Ребенок протестует, кричит. + Пазлы - и моментально конфета. Главное, дать подкрепление моментально!

Слайд 13

Варианты стратегии «Сначала - потом»: тарелки, корзинки, задания.

Слайд 14

Планшеты стратегии «Сначала - потом» продаются в онлайн-магазинах.

Например, на сайте «ФГОС поставки» есть пластиковый вариант планшета «Сейчас - потом» и так же продаются картинки к нему.

Слайд 15

Помните вариант поощрения планшетом? Что делать, чтобы ребенок отдавал планшет без крика?

Здесь применяем визуализацию продолжительности времени.

Различные таймеры: кухонный таймер, песочные часы, цифры, карточка «жди».

Звуковой таймер помогает ребенку научиться отдавать.

«Играешь минуту» / как прозвенит: «Быстро-быстро отдаем!» и, при помощи физической подсказки, всё складываем в сенсорную коробку. И опять, второй раз, «Играешь минуту» / как прозвенит, всё складываем в сенсорную коробку. Так мы ограничиваем кол-во взаимодействия ребенка с мотивационными стимулами.

Цифры. «Играешь 5 минут». Взрослый не смотрит на часы, убирает цифру тогда, когда ему надо. Убирает цифру 5: «Играешь 4 минуты»... «Играешь 1 минуту». Убирает 1:  «Быстро-быстро отдаем!» и всё складываем в сенсорную коробку.

Также цифровой таймер помогает выполнить задание: мы можем 5 минут растянуть так, как нам это нужно. Например, надо написать 2 строчки буквы А, но педагог не знает, сколько времени понадобится ребенку и говорит: «Пишешь 5 минут». Педагог убирает цифру 5: «Молодец, пишешь 4».  Убирает цифру 4: «Молодец, пишешь 3».  Убирает цифру 3: «Молодец, пишешь 2».  Убирает цифру 2: «Молодец, пишешь 1». Убирает цифру 1: «Всё, мы всё сделали, сюрприз» - наверху таймера ставит картинку с изображением того, что ребенок любит.    

Карточка «Жди». Польза от карточки «жди»: мы можем научить ребенка выполнять задание отраженно. Например, «Топ-хлоп».

Песочные часы. Как вы думаете, в каких случаях их можно использовать? Чтение, постановка звуков.

Слайд 16

Предупредительные карточки.

Если ребенок начинает кричать, то можно подойти к ребенку и показать пальцем картинку на столе + можно жест «тихо». Ничего говорить не надо. Можно использовать прием моделирования, показать своими руками «я сижу красиво» или «красивые ручки». Желательное поведение надо подкреплять, говорить ребенку, что он молодец и что-то давать, лучше еду.

Слайд 17

После освоения стратегии «Сначала – потом» предлагаем «Визуальное расписание». Но это уже отдельная тема.

Слайд 18

Литература. Курсовая площадка «Логопедическая работа с РАС» Елены Круогла и Екатерины Балдиной.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....

Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка

проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или  с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Визуальные помощники при сопровождении детей с РАС

Краткая методическая разработка по использованию  визуальных опорных карточек при сопровождении педагогами и родителями детей с РАС....

Визуальная поддержка детей ОВЗ

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...

Визуальная поддержка детей ОВЗ

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...