Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей
методическая разработка по логопедии на тему

Ирина Леонидовна Лакизо

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Ф.И.О. ребенка     _____________________________________________________________

            дата рождения_________________    возраст (на момент обследования)           _____________

Откуда поступил                    ____________________________________________________

Сведения о родителях:

•   мать_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)

•   отец_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)

  Данные анамнеза:

— протекание беременности (без патологии, легкий токсикоз, тяжелый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания);

— развитие плода (без патологии, с патологическими проявлениями);

— характер родов (без патологии, с асфиксией плода, родовая травма).

Раннее развитие речи ребенка:

время проявления голосовых и речевых реакций: крик_____, гуление______, лепет_____, первые слова_____ (_________________________);

время появления первых предложений_________какие__________________________________.

Раннее (до 1 г.) психомоторное развитие ребенка    (в срок, с опозданием, с опережением).

______________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания:_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения об оперативных вмешательствах, травмах _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общие сведения о предыдущих реабилитационных мероприятиях  ребенка

В каких условиях( д\доме )  воспитывается ребенок (с кем, какие посещал\ет  учреждения,где  получал реаб. услуги)       _____________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Особенности  предыдущей реабилитации___________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Применялись ли  авторские методики______________________________________________

 _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Занимался ли ранее с логопедом, результаты  _______________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Рекомендации ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключения узких специалистов:

Окулист________________________________________________________________________________________

Отоларинголог__________________________________________________________________________________

Психиатр_______________________________________________________________________________________

Невропатолог___________________________________________________________________________________

Ортопед (хирург)_________________________________________________________________

       Развитие речи на данный момент:

— активно использует до 5 слов, до 10, более 15 слов ;

— активно использует около 20 слов, более 20, около 50,;

— активно использует более 50 слов;   более 100 слов;

— произносит трех-четырехслоговые слова (да, нет);

— строит предложение из двух слов (да, нет);

— самостоятельно строит предложения из трех слов (да, нет);

— не говорит, вместо речи использует жест;

Понимание речи:

—понимает ли обращенную к нему речь (на бытовом уровне, отдельные инструкции, на уровне ситуации, не понимает);

— повторяет за взрослыми простые предложения из трех-четырех слов (да, нет);

— самостоятельно составляет предложение из двух слов (да, нет).

— повторяет за взрослыми двустишия (да, нет).

— выполняет сложные инструкции, состоящие из двух частей (да, нет);

— понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинку.

Развитие общения:

— вступает в контакт только с близкими людьми (да, нет);

— вступает в контакт с посторонними (да, нет, после привыкания);

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избиратель но, проявляет негативизм) _ __________________________________________________________________

Адекватность эмоциональных реакций (осознанность, сдержанность,субординация) _______________________________________________________________________________________________________________________

Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмо циональная стабиль-ность) _______________________________________________________________________________________________________________

Особенности игрового взаимодействия и общения:

—использует жесты _______________________________,

— любит играть с другими детьми _______________________________,

—  играет с другими детьми  _______________________________,

—наблюдает за ними _______________________________,

— пытается вступить с ними в контакт _______________________________,

— сторонится других детей _______________________________;

какие игрушки любит _________________________________

как использует игрушки

— неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками

— использует игрушки по назначению

— как играет  (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами )      

— организует сюжетную игру

— совершает действия с предметами (расческой, ложкой, лопаткой), используя их в игре по назначению ( да, нет);

как относится к своим игрушкам  

— игрушка быстро надоедает

— ломает игрушки

— проявляет интерес только к новым игрушкам

— предпочитает одну, любимую, игрушку

Развитие мышления:

— показывает части тела и лица на себе (да, нет),                               на кукле (да, нет);

— понимает слова «большой» и «маленький» (да, нет);

— может разложить предметы двух видов в разные коробочки (да, нет);

— находит названные предметные картинки среди нескольких предложенных (да, нет);

— находит названные картинки с действиями среди нескольких предложенных (да, нет);

— понимает слова «большой», «маленький», «мой» (да, нет);

— понимает ситуативно предлоги на, в (да, нет);  

— складывает «башенку» из кубиков (да, нет);

— интересуется книгами (охотно слушает чтение стихов, сказок, только рассматривает, не интересуется).

Ι. Произносительная сторона речи

1.Степень разборчивости речи:

• Речь невнятная, малопонятная для окружающих _____________

•Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная     _________________

• Разборчивость речи не нарушена __________________________

2.Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)  ____________

3.Ритм речи (норма, растянутый, скандированный, зависит от проявления:   гиперкинезов)     __________________________________

4.Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)

• Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый)

•Физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность) ___________________________

• Дифференциация носового и ротового выдоха __________________

• Наличие нижне-диафрагмального дыхания _____________________

• Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность)          

5.Голос

N (сильный, звонкий) _________________________________

• Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения

• Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия)    _______________________

• Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный, монотонный)_________________

6.Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N, нарушение) ____________________________________________________________________

ΙΙ. Строение и подвижность органов артикуляции

Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)   _______________________________

  1. Строение артикуляционного аппарата

Губы

(толстые, тонкие, N) ___________________________________

 Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N) ______________

• Подвижность (малоподвижные, подвижные) ______________

• Наличие расщелин или послеоперационных рубцов ________

Зубы

Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N __________________________

• Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) 

Твердое нёбо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N)

Мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля, N) _______________________________ 

Язык (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка_____________________________)

2. Состояние артикуляционной моторики (проверяется по подражанию логопеду)

наличие/отсутствие движений, тонус, темп движений, переключение, объем движений, точность выполнения, длительность, замены движений, до бавочные движения)

•   широко улыбнуться («улыбка») ______________________________________

•   вытянуть губки «хоботком», как у слоника ______________________________

•   показать широкий язычок («лопата»)___________________________________

•   показать узкий язычок («жало»)_______________________________________

•   положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю («качели») ________

подвигать язычком влево-вправо («маятник») _____________________________________

•   пощелкать языком (« лошадка »)   _____________________________________________

•   широко открыть рот и зевнуть_________________________________________________

3.Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный)

• Язык не выводится из полости рта ______________________

• Верхний подъем ______________________________________

• Боковые отведения (повороты вправо/влево) _______________

• Пощелкивание _______________________________________

• Облизывание губ _____________________________________

• Умение удержать артикуляционную позу ________________

• Способность к переключению __________________________

• Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)

• Гиперкинезы, тремор _________________________________

• Девиация (отклонение) языка вправо/влево

• Посинение кончика языка __________________

4.Гиперсаливация ______________________________________

Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N) _______________________________

Глотание (поперхивается, не нарушено) ______________________________________

5.Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, тонус, темп, переключение, объем движений, точность выполнения, добавоч ные движения):

•   надуть щеки « толстячок » ___________________________________

•   показать, как ты сердишься ___________________________________

 втянуть щеки «худышка» _____________________________________

•   показать, как ты радуешься ___________________________________

6. Лицевая мускулатура

• Гипомимия __________________________________________

• Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N)

Сглаженность носогубных складок ______________________

• Оральные синкинезии _________________________________

• Тремор подбородка ___________________________________

• Асимметрии _________________________________________

• Гиперкинезы ________________________________________

• Ригидность __________________________________________

ΙΙΙ.Исследование фонетической стороны речи.

1.Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):

   А-а-а! (укачивает девочка)_____________________________________

•   О-о-о! (сердится щенок)_______________________________________

•   У-у-у! (гудит поезд) __________________________________________

•   И-и-и! (кричит ослик)_________________________________________

•   Уа! (плачет малыш)___________________________________________

•   Ау! (кричат дети)_____________________________________________

•   Мяу! (мяукает кошка)_________________________________________

•   My! (мычит корова) __________________________________________

•   Ав! (лает собака)_____________________________________________

•   Пи-пи-пи! (пищит цыпленок)__________________________________

•   Ко-ко-ко! (кудахчет курица)___________________________________

•   Га-га-га! (кричат гуси)________________________________________

2.Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные иска жения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) изолированно

С

С'

З

З'

Ш

Ж

Ч

Щ

Ц

Р

Р'

Л

Л'

Н

К

Г

Х

М

Й

Ф

В

П

Б

Т

Д

А

Э

Ы

И

О

у

Нарушение звукопроизношения

Сформировано недостаточно (пропуски, искажения) ___________________________

• Усредненность гласных (нарушена лабиализация)     _______________________________

• Недостаток произношения звонких согласных         _______________________________

• Недостаток произношения йотированных гласных      _______________________________

• Недостаток произношения глухих согласных             _______________________________

• Недостаток произношения мягких согласных           _______________________________

•Недостаток произношения твердых согласных (палатализация) _________________________

Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи________________________________________________

________________________________________________________________________________

в речевом потоке: _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарушение дифференциации звуков

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ΙV. Исследование состояния фонематического восприятия:

Слуховая диффе ренциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы):

•   кот — кит___________________________________________________

•   бочка — дочка_______________________________________________

•   бак — мак___________________________________________________

•   миска — киска_______________________________________________

• мишка-мышка________________________________________________

уточка-удочка______________________________________

Состояние фонематического анализа (показать собачку, услышав звук [р] в слове, с опорой на картинки):

•   дом_______________•   рак_______________•   вода __________________

•   рыба______________•   банка _____________•   труба ________________

V. Исследование звукослоговой структуры слов

(повторить за логопедом с опорой на наглядность)

Односложные слова:

•   дом_______________________________________________________

•   кот_________________________________________________________

•   дуб_________________________________________________________

•   бык ________________________________________________________

Двусложные слова:

•   вода _______________________________________________________

•   вата________________________________________________________

•   Дима_______________________________________________________

•   Тома_______________________________________________________

Трехсложные слова:

•   вагоны______________________________________________________

•   бананы_____________________________________________________

•   батоны_____________________________________________________

•   панама______________________________________________________

VΙ. Исследование неречевых психических функций

Исследование слухового восприятия:

•Реагирование на звон колокольчика_________________________________________________

• Дифференциация контрастного звучания двух игрушек:

Барабан и погремушка  _________________________________________________

 колокольчика и свистка________________________________________________

 губная гармошка и дудочка_________________________________________________

Воспроизведение последовательности звучания муз.игрушки

 из 2-х_________________________________________________________

 из 3-х_________________________________________________________

• Различение ритмических последовательностей______________________________

Исследование зрительного восприятия:

•   различение величины (большой — маленький) ____________________________________

•   различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый)_______________________________

_______________________________________________________________________________

•   различение плоских геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)________________

подбор по образцу _____________________________________________________________

• подбор по образцу геометрических фигур _________________________________________

• подбор по образцу букв ________________________________________________________

• подбор по образцу цифр ________________________________________________________

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:

•   ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом на правления)

 Вверху\внизу_________________________________________________________________

 Право\лево___________________________________________________________________

•   складывание картинок из двух частей по образцу (горизонтальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез)_____________________________________________________

•   складывание фигур из трех палочек по образцу («крыша», «дерево») ___________________

_________________________________________________________________________________

•   сооружение построек из трех кубиков по образцу («домик», «башенка»)_________________

_________________________________________________________________________________

 

VΙΙ. Исследование состояния моторной сферы

(упражнения выполняются по подражанию логопеду)

Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, актив ность, проявление моторной неловкости):

•пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на расстоянии 25 см друг от друга____________________________________

•   переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой) ________________________________________________________________

•   бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонталь ную цель, расположенную на расстоянии 1 м _____________________________

•   похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно________________

попрыгать на одной ноге__________________________________________

• сжать руку_____________________________________________________

 Состояние ручной моторики:

•   объем движений___________________________•   темп_____________________________

•   способность к переключению__________________________________

Кинестетическая основа движений:

•   сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке _______________________________________________________________________

• сделать «козу» __________________________________________________________________

• сделать «зайчика________________________________________________________________

•   согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке «счет» ______________________________________________________________

Навыки работы с карандашом:

•   умение держать карандаш_________________________________________________________

•   умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки

_________________________________________________________________________________

Манипуляции с предметами:

•   сложить несколько небольших игрушек в ведерко, потом поочеред но достать их

________________________________________________________________________________

• складывание матрешки___________________________________________________________

• складывание пирамидки _________________________________________________________

Навыки работы с пластилином:

•   умение лепить шарики, лепешки, палочки_________________________________________

Состояние конструктивного праксиса

• рисование без образца__________________________________________________________

• складывание разрезанных картинок_________из 3-х________________из 4-х_____________

VΙΙΙ. Исследование состояния речи

Исследование импрессивной речи

Пассивный словарь

Понимание существительных (показать на картинке по просьбе логопеда от дельные предметы, части тела):

•   стол____________________________________________________________

•   стул____________________________________________________________

•   окно____________________________________________________________

•   голова __________________________________________________________

•   рука____________________________________________________________

•   нос_____________________________________________________________

•   уши____________________________________________________________

•   глаза        ________________________________________________________

Понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным темам):

   игрушки_________________________________________________________

   посуда__________________________________________________________

•   одежда__________________________________________________________

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

•   где мальчик рисует________________________________________________

•   идет____________________________________________________________

•   сидит___________________________________________________________

•   играет __________________________________________________________

Выполнение поручений по словесной инструкции:

•   принести машинку________________________________________________

•   покатать машинку________________________________________________

   поставить машинку на стол________________________________________

•   положить машинку в коробку______________________________________

Понимание различных грамматических форм словоизменения

Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):

•   кот — коты__________________________________________________

•   мяч — мячи _________________________________________________

•   дом — дома_________________________________________________

•   кукла — куклы ______________________________________________

•   рыбка — рыбки _____________________________________________

•   чашка— чашки______________________________________________

Понимание предложно-падежных конструкций с простыми предлогами

 в, на (положить кубик в машинку, на стол; показать на картинках кубик в коробке, кубик на коробке)_________________________________________________________________________

 ________________________________________________________________________________

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (по казать называемые логопедом предметы):

•   дом — домик_______________________________________________

•   стул — стульчик____________________________________________

•   кукла — куколка____________________________________________

Различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам):

•   собака стоит — собаки стоят___________________________________

•   самолет летит — самолеты летят_______________________________

 

Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба»)

После рассказывания, рассматривание иллюстрации и беседа по ним

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Исследование экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

•   однословная ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

•   фразовая_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

•   связная _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Активный словарь

Существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексичес ким темам):

•   игрушки____________________________________________________

•   посуда _____________________________________________________

•   одежда_____________________________________________________

•   обувь ______________________________________________________

•   животные___________________________________________________

овощи   ______________________________________________________

Глаголы (назвать действия по картинкам):

•   стоит_______________________________________________________

   сидит_______________________________________________________

•   играет______________________________________________________

   рисует _____________________________________________________

Прилагательные (назвать признаки по картинкам):

•   красный____________________________________________________

•   синий_______________________________________________________

•   зеленый_____________________________________________________

•   желтый_____________________________________________________

•   большой____________________________________________________

•   маленький___________________________________________________

•   сладкий_____________________________________________________

•   кислый _____________________________________________________

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам):

•   стол — столы _______________________________________________

   петух — петухи _____________________________________________

•   дом — дома_________________________________________________

•   сумка — сумки______________________________________________

Употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

•   вижу дом, _____________ вижу рыбку_____________вижу_______________

______________________________________ __________________________________________

_________________________________________________________________________________

Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам):

•   красный мяч_________________________________________________

•   синий шар___________________________________________________

•   красная чашка_______________________________________________

•   синяя лопатка________________________________________________

Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами (по картинкам):

•   в___________________________________________________________

•   на__________________________________________________________

другие________________________________________________________

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффик сами (назвать по картинкам):

•   дом — домик________________________________________________

•   стул — стульчик_____________________________________________

•   чашка — чашечка____________________________________________

Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по картинкам):

•   петух поет — петухи поют_____________________________________

•   мальчик играет — мальчики играют____________________________

_________________________________________________________________________________

Употребление возвратных и невозвратных глаголов (назвать по картинкам):

•   Мальчик умывается.— Мама умывает мальчика.________________

______________________________________________________________

•   Девочка одевается. — Мама одевает девочку. ____________________

______________________________________________________________

Заметки логопеда:_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Дневник логопеда

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Решения ПМПК

Решением ПМПК от_____________протокол №_________________________

Зачислен  на занятия с логопедом на срок     ______________________________

Заключение ПМПК ____________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты_______________________________________

Логопед___________________________________________________________

* * *

Решением ПМПК от_________________продлен срок пребывания в составе логопе дической группы с диагнозом ______________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

на срок _____________________________________________________________

Ответственный за продление_________________________________________

__________________________________________________________________

Члены МПК_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* * *

Решением ПМПК от_______________выпускается из состава логопедической груп пы с (состояние речи) ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРУДНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

   Проблема детской трудности помолодела и о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он  действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами,  может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

  По результатам диагностических исследований основными причинами возникновения трудностей поведения детей в большинстве случаев являются нарушения в семейном воспитании.

 Что же служит причинами нарушения поведения у детей?

Причины детской неуправляемости.

Причина первая борьба за внимание родителей.

Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внима ние, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необхо димо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более - ребенку.

Причина вторая — борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе — нельзя прожить жизнь на опыте старших.

Причина третья — жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребенок мстит за:

  1. неверие в его способности и возможности. Это относится и к пе дагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
  2. сравнение не в его пользу со старшими или младшими брать ями и сестрами;
  1. за унижение друг друга в кругу семьи;
  2. за потерю одного из родителей в результате развода;
  1. за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок.
  2. за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
  1. за родительскую ложь и хамелеонство;

-        за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Причина четвертая неверие в свой успех.

Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, пло хие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изо ляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои спо собности и умения.

3.  Итак, кроме того, детей с трудностями в поведении можно выделить в несколько групп на основе акцентуации характера, возникающие на почве искажения функций инстинктов и темперамента.

"Неугомонные"

  У такого ребенка чрезмерно обострен инстинкт свободы, у него сангвинично-холерический вариант темперамента. В нем все чрезмерно: активность, свободолюбие, общительность. Он неудержимо стремится к цели, но это не долговременная ориентация, а сиюминутная цель, как правило, неугомонное стремление к удовольствиям. У такого ребенка чрезвычайно велик энергопотенциал. Он неутомим. Ему достаточно пяти-шести часов, чтобы сон восстановил его силы, а остальные восемнадцать часов он на ногах, не ведая усталости.

 Не ведает он и печали. Радость жизни брызжет из него, как лучи от солнца. Он абсолютно беззаботен. Он играючи выполнит самую трудную работу, покорит любую вершину, невзирая на раны и ссадины, если это ему интересно. От полноты силы и радости он щедр и широк душой, бескорыстен, азартен, авантюристичен. Его ведет к цели любопытство, радость борьбы, риск, он бесстрашен.

Нередко "неугомонный" все схватывает на лету и легко усваивает школьную программу, но неугомонность, беззаботность и безответственность могут привести его к второгодничеству. Такой ребенок открыт, искренен, хотя может и солгать, но безобидно, чтобы вырваться на улицу, в компанию таких же озорников, как и он сам. "Неугомонный" часто ввязывается в драки, но и тут он беззлобен, и драка для него - игра, веселье, проявление широты души. Его свободолюбие неудержимо влечет его в компанию, туда, где весело, где смех, шутка, легкая музыка и озорство. За компанию он готов и построить дом, и разрушить его, уехать в другой город и ограбить торговый ларек. Он злостный нарушитель дисциплины. Он быстро завоевывает авторитет среди сверстников, потому что бесстрашен, находчив, самоотвержен, выдумщик и идет впереди, беря на себя самое трудное и опасное. Для него не существует "завтра", и утром он не думает о вечере. Увлекшись чем-то, он забывает, что его ждут, что о нем беспокоятся родители, но искренне огорчен, узнав, что у мамы был сердечный приступ. Он органически не выносит скуки, но легко перенесет любые лишения, голод и холод, жестокую порку. Единственное наказание, которое он не переносит и тогда отчаянно бунтует и даже ломается - ущемление его свободы: изоляция от жизни, от людей, от новых впечатлений. И он впадает в гнев, взрывается до беспамятства, когда пытаются ограничить его свободу.

Спасение таких детей - в развитии у них интереса к чему-либо полезному. Их неугомонность следует направлять. Если их занять интересными делами, они перевернут горы. Спорт - это для них! Мотоцикл и альпинизм, туризм, футбол и хоккей, баскетбол и спортивное ориентирование, кружки "юного моряка", парашютные, планерные, охрана природы и порядка - для них. Они не терпят строгой дисциплины, и их следует назначать старостами, командирами - пусть они сами устанавливают дисциплину и следят за ее исполнением. Они - мустанги, и их табун можно увести от пропасти только одним: скакать впереди них, увлекая их к добрым целям и заманчивым далям. "Неугомонный" - горная река, не имеющая постоянного русла, и русло для нее надо проложить.

Главное же в их воспитании - неустанная стимуляция развития у них социальных функций лобной доли головного мозга. Речь идет о способности предвидения последствий своих поступков, ориентации на большие, заманчивые жизненные цели, на достойное будущее. Родители, задушевно и проникновенно, приводя яркие примеры, ссылаясь на авторитетные для них суждения (суждения великих спортсменов, легендарных воинов, путешественников, артистов), беседуют с ними, начиная с пятилетнего возраста. Уже с пятилетним говорят примерно так: "Представь себе, что кто-то ведет машину, закрыв глаза, что командир послал солдат в атаку, не зная, как укреплены позиции противника... И каков же может быть результат? Один дурачок, не подумав, не осмотревшись, выстрелил из рогатки и повредил глаз товарищу; другой подставил ногу бегущему, а результат - сломанная собственная нога; третий, как собака за брошенной палкой, выбежал, не гладя, за мячом на шоссе... Так поступают только глупые. А умные думают, прежде чем начать действовать!".

Однако в беседах с ребенком решается еще одна, не менее важная задача. Родители внушают детям бессознательные установки на то, что хорошо и что плохо, стыдно, нельзя. Эти установки крайне сильны, они сильнее инстинктов! И они - на всю жизнь. Взрослый человек, каков бы он ни был по характеру, руководствуется принципами своего мировоззрения. Так, став истинным христианином, в корне изменяет свое поведение и закоренелый преступник. На ребенка точно так же воздействуют установки. Он ударил бы, соврал, украл, но добрые установки остановят его...

Есть две сверхустановки, которые неустанно внушаются ребенку с самого раннего возраста. Первая из них: очень чего-то хочется, но - стыдно, нельзя, и человек отказывается от желаемого... Вторая: не хочется, но надо, и человек делает то, что надо! И у кого сильны эти установки, тот воспитан гражданином, порядочным человеком. Такие установки упорядочат поведение и "неугомонного". И родители неустанно внушают ему: "Думай, а потом делай", "Никому не должно быть плохо от твоей активности", "Не нарушай общепринятые правила, и тогда никто, никогда тебя не осудит"...

"Жаждущие власти"

Встречаются дети с чрезмерно обостренным инстинктом доминирования, но не имеющие достаточных психофизических качеств для достижения желаемого ими уровня лидерства. Так, например, командующий армией, директор крупного завода и командир полка, начальник цеха - лидеры, доминантные генетически, но доминантность их разного масштаба. И один доминантный имеет данные, чтобы стать премьер-министром, а данные другого достаточны лишь для руководства бригадой рабочих. Горе доминантному, если инстинкт доминирования увлечет его за пределы его психофизических возможностей!

И "жаждущие власти" жаждут большего, чем могут совершить. Они стремятся главенствовать в любой компании, в классе, в игре и в отношениях с приятелями, а их главенство не признается, отвергается. В результате их жизнь превращается в цепь вечных разборок, выяснений отношений, от которых устают родители и воспитатели, превращается в борьбу со всеми и против всех. Их часто приходится переводить в другие группы и классы. Они перестают посещать любой кружок, секцию, если на пути к их лидерству встречают сопротивление, непонимание, соперничество более сильного.

 Если такого ребенка не избрали старостой класса, он уходит из этого класса или нестерпимо страдает. "Жаждущие власти", не достигая желаемого, становятся протестными, завистливыми,

Нередко они враждуют с воспитателями, учителями, обвиняя их в несправедливости, естественно, по отношению только к ним. Они рано приобретают склонность жаловаться на непонимание, "предвзятое отношение" к ним со стороны других.

И родители, с одной стороны, делают все, чтобы помочь им развить качества истинного лидера, а с другой - борются с их гордыней, порицая ее как тяжкий грех.

И детям, "жаждущим власти", внушают установки: "Если ты будешь умным, образованным, сильным и умелым, то само собой окажешься впереди"; "Только тот истинный лидер, за кем безоговорочно признают право на это, а остальные, рвущиеся к власти, - просто карьеристы!"; "Нет принципиальной разницы между ябедой, доносчиком и тем, кто неправдой, хитростью, прибегая ко всяческим ухищрениям, стремиться стать командиром, капитаном, старостой".
А позже, когда ребенок станет подростком, старшеклассником, с ним легко будет беседовать на эти темы, просматривая вместе с ним соответствующие телепередачи о борьбе за власть недостойных ее.

"Сверхзастенчивые"
Прежде чем начать рассматривать данную акцентуацию, сделаю небольшой экскурс в историю значения слова. В "Толковом словаре живого великорусского языка", составленном В.И. Далем (М., 1978), читаем: "Застенчивый - охотник застеняться, не показываться, неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый, неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый".

Впервые слово "застенчивость" зафиксировано в русско-немецком словаре 1777 года "Российский Целлариус". В "Словаре Академии Российской" (1794) застенчивость толкуется как несмелость и "почитается за недостаток воспитания". По происхождению слово, вероятно, восходит к древнерусскому застить - заслонять свет, в этимологии которого довольно прозрачна связь его с другими словами этого же корня - стень - тень - сень. Народная этимология связывает слова этого корня также со словом "стена" (В. Г. Преображенский. Этимологический словарь русского языка.- М., 1958). Во всяком случае, значение этого слова, исходя из корня, - "стараться быть в тени, отгораживаться".

Застенчивость - скромность, совестливость, стыдливость. Прекрасные черты личности. Но, будучи чрезмерной, она приводит к робости, отгороженности, мучительной неуверенности в себе, тревожной мнительности как чертам характера.

Представим себе, что должен испытывать человек, неспособный обратиться к интересующему его лицу без посредника, выступить перед группой людей, отстоять свои взгляды, бороться за свои интересы. Вот он уступает наглым притязаниям недобросовестного, отступает, буквально убегает со слезами на глазах, а его открыто оскорбили, обманули, завладели тем, что по праву принадлежит ему. Презирая себя за малодушие, считая себя глубоко неполноценным, неудачником, такой человек проходит путь от недовольства собой до неприятия самого себя, а иногда до нежелания жить.

Возможно и аутистическое развитие чрезмерно застенчивых детей, подростков, юношей, когда, все более замыкаясь в себе, они демонстрируют такую отгороженность, столь молчаливы, пассивны, замкнуты, что остаются безмерно одинокими на всю жизнь. Следует добавить, что иногда такие дети, становясь подростками, внешне, стремясь к компенсации, выглядят надменными, гордыми, зазнавшимися и т.д. В целях самозащиты, испытывая острое чувство неполноценности, они воздвигают вокруг себя крепостные стены, пытаясь скрыть от окружающих свое смятение, неуверенность, страх, защититься от бесцеремонных, сохранить хотя бы остатки своего достоинства. Они способны даже быть агрессивными в своей застенчивости, колючими, могут слыть сверхоригиналами, неуживчивыми. Окружающие отвечают санкциями, бойкотом, и круг замыкается - они все более уходят в одиночество, страдают от всего этого, в первую очередь, сами застенчивые.

Застенчивость, во всех случаях, мучительная неуверенность в себе. И преодоление застенчивости - преодоление неуверенности в себе. Как только родители выявили в ребенке склонность к чрезмерной застенчивости, они максимально стимулируют в нем уверенность в себе. Научить плавать, ходить на коньках и лыжах, кататься на велосипеде, ловко играть с мячом следует всех детей без исключения, но имеющих склонность к застенчивости - в первую очередь! Конечно же, родители не допустят, чтобы склонный к застенчивости был смешон у доски на уроке математики, поскольку не знает математики, а в физкультурном зале, поскольку слаб и неуклюж. Он в таком случае будет все более и более застенчив. И склонного к застенчивости "вооружают", как и "мимозоподобного".

Однако борьба с чрезмерной застенчивостью у ребенка имеет свои особенности. Его целенаправленно обучают общению. Мать побуждает его к самостоятельности, поручая ему, например, купить в магазине булку, пока она покупает молоко. И он вначале робко, а осваиваясь, все смелее контактирует с продавцом в магазине, со взрослыми, пришедшими в гости, а позже и сам идет в гости. Ему устраивают день рождения, на котором он выступает в роли радушного и общительного хозяина собственного праздника. Ну, а потом пусть пойдет на день рождения к сверстнику. С ним играют родители, моделируя все возможные ситуации, возникающие в играх с детьми. Его учат отстаивать свои права, затем приучают к равноправному общению с одним, двумя, тремя, а потом и с группой детей. Все должно быть направлено на то, чтобы ребенок поверил в себя и освоил науку равноправного общения.

 "Жаждущие успеха"

В последние годы я обратила внимание на разновидность акцентуации характера, вытекающую из искаженного развития тенденций инстинкта самосохранения (тенденция самоутверждения). Это прилежные, аккуратные, организованные дети, примерные в детском саду и в школе. Они чрезвычайно активны и помогают воспитательнице или учительнице. На них не нарадуются, их хвалят, ставят в пример. Ко мне же они попадают с реактивным срывом, который является результатом их поражения в борьбе за непосильный для них успех, результатом завистливого восприятия ими успеха других. К реактивному срыву их приводит ситуация, когда вместо отличных отметок они получают хорошие, когда учительница отдает предпочтение не им, а другим ученикам.

Такие дети неистово трудятся, подчеркнуто дисциплинированы, но мотивация всего этого - борьба за успех. В их усердии отчетливо прослеживается истерическая тенденция. Они ведут непримиримую борьбу с соперником, используя сплетню, оговор, интригу. Ненависть, злые слезы, истерические реакции у них, как у взрослого человека, и их переживания явно не по возрасту.

Естественно, успеха хотят все, но у этих детей жажда успеха - их сущность. Им нужен "орден", звание "лауреата". В их темпераменте заострены черты, направленные на достижение максимального успеха. Они - максималисты. В обществе, где социальный успех - самоцель, таких детей становится все больше и больше. И если в массовом сознании доминируют материальные ценности, они борются за материальный успех, если же доминируют статусные ценности, они борются за суперуспех в карьере.

В принципе нет ничего дурного, когда дети стремятся к высокой успеваемости и ревниво следят за своим рейтингом в классе. Более того, родители внушают детям, наделенным большими способностями - Божьим даром, что они обязаны учиться особенно старательно, ибо в противном случае они совершают тяжкий грех неблагодарности по отношению к Богу, давшему им больше, чем другим, для того, чтобы они, в свою очередь, дали как можно больше другим людям.

Но чтобы у них не было срыва, родителям  таких детей необходимо снизить уровень требований к ним, научить своих чад, что неуспех-это тоже результат и надо только сделать верные выводы.

"Мимозоподобные"
           При чрезмерном доминировании инстинкта сохранения достоинства может возникнуть акцентуация характера, проявляющаяся в сверхобидчивости и сверхранимости, склонности к ожиданию от других унижения, оскорбления, агрессии. Чувство достоинства таких детей обострено до предела. Они видят посягательство на их достоинство там, где его нет и в помине. От этого они колючи, агрессивны, бросаются в бой или смертельно обижаются на шутку, малейшую иронию в их адрес. Это - "ежики", "улитки, захлопывающие створки раковины", "мимозы".

 Подобная акцентуированность нарушает общение таких детей со сверстниками, порождает непрерывные конфликты, омрачает отношения со взрослыми. Отношения с "мимозоподобными" могут строиться только в рамках известного правила, когда всегда гладят по шерстке. Но они недоверчивы и к ласке, как гордые кошки, которые царапают руку, протянутую с дружелюбными намерениями. Такие дети замкнуты, скрытны, "застегнуты на все пуговицы", подозрительны, мнительны.

В итоге им угрожает угрюмое одиночество и неудачливость. Они остаются наедине со своим больным чувством достоинства, озлобляясь на весь свет, или "ломаются", становясь шутами среди детей. Мягко и терпеливо, шаг за шагом, обидчивых, "мимозоподобных" ведут к пониманию истинного чувства достоинства, объясняя разницу между гордыней и гордостью, шуткой и злопыхательством, критикой и критиканством. Им внушают, что обидчивые теряют друзей и множат врагов, что на них "возят воду", когда, используя их обидчивость, ими начинают управлять злые люди. Им объясняют, что, в конце концов, чрезмерная обидчивость - разновидность глупости. Однако "мимозоподобные" нередко "закомплексованы". Это бывает, если их действительно унижали, если у них накоплен опыт обид, несправедливости, опыт отвержения сверстниками, если они ощущают наличие у себя некоего психофизического дефекта. В таком случае они - "подранки" и нуждаются в ободрении, в максимальной "вооруженности", как если бы речь шла о страдающих предневрозом или уже впавших в невроз. Когда путем упорных занятий, работы с репетитором они добьются желаемого уровня успеваемости, когда они окрепнут физически, и учителя, сверстники станут уважать их, когда они действительно будут способны защитить себя, они успокоятся, станут терпимее, добродушнее относиться к подтруниванию над ними. Короче, мимоза оживает, когда дует теплый ветер.

"Игроки"
          Из искажения инстинктов исследования и свободы, при холерическом темпераменте иногда вытекает акцентуация характера, схожая с фанатизмом, по сути - его разновидность. Это - "игроки". Они склонны к риску, чрезвычайно азартны и ставят на кон все, идут ва-банк, не думая о последствиях. Они заключают отчаянные пари, рано или поздно приходят к игровым автоматам, проигрывая даже "штаны", подобно пьянице из знаменитого стихотворения Сергея Есенина. Игра становится для них всепоглощающей страстью.  Уже в раннем возрасте такой ребенок, играя в шашки, шахматы, карты, домино, настораживает своим азартом, слишком эмоциональным переживанием поражений, тенденцией играть снова и снова, обязательно до победы.

Данная акцентуация характера чрезвычайно сильна, ибо в своей основе врожденна, базируясь на естественной склонности к риску людей с доминированием инстинктов исследования и свободы, а поэтому ее следует ввести в русло спорта, творчества, исследования.
В сущности "игроки" - это склонные к риску "генетические воины" (к "генетическим воинам" Гарбузов относит  людей, у которых главенствуют инстинкты исследования, агрессивности, доминирования, свободы и сохранения достоинства), для которых - "или грудь в крестах, или голова в кустах!". "Игроки" - это люди, отчаянно стремящиеся к главному призу, огромному успеху, кредо которых - "все или ничего!". И если одни из них играют в рулетку, то другие "открывают Америку".

И, наконец, к хрестоматийным акцентуациям характера, возникающим на почве генетического предрасположения, резидуально-органического поражения головного мозга и частично в результате неправильного воспитания, относятся описанные ниже четыре типа.                        

"Странные, чудаки"

Среди сверстников "странные", "чудаки" - белые вороны. Впрочем, они избегают сверстников и не участвуют в их играх. С раннего детства они играют одни, в уголке, а научившись читать, предпочитают всему книгу, и притом книгу для взрослых. Они и вопросы задают странные, недетские, охотно беседуя со взрослыми на отвлеченные темы. Их характеризует и увлеченность чем-то одним, нередко своеобразным. Часто это зоология, ботаника, география, астрономия и уж совсем не детское увлечение - политика.
Своеобразие их увлечения насекомыми, растениями, географическими картами и справочниками заключается в том, что все это у них необычно, взрослоподобно, в ущерб реальности, учебе в школе. Если семилетний знает о звездах больше восьмиклассника, но способен умереть от голода рядом с холодильником, заполненным снедью, если он ходит с не застегнутыми пуговицами и с не завязанными шнурками, нелеп, неловок даже в ходьбе, не говоря о спортивных навыках, если он простак в жизни и его может обмануть даже трехлетний, но бойкий и "земной" ребенок, речь идет об этом типе акцентуации характера.

"Чудака", "странного" родители должны понимать и воспитывать его как нестандартного. Ведь именно из таких детей нередко вырастают оригинальные мыслители, ученые, изобретатели. И родители не гасят самобытность такого ребенка Вместе с тем они адаптируют его к обычной, будничной среде и жизни, приобщают к повседневным заботам семьи, воспитывают у него необходимые ребенку умения, навыки, мягко "приземляя" его, максимально стимулируя самостоятельностью. Пусть "чудак" витает в своих эмпиреях, копается в энциклопедиях, в специальных публикациях, но пусть и сходит в магазин, почистит картошку, нарежет овощи для салата, пусть прибьет гвоздь там, где надобно, выгладит брюки и начистит ботинки.

Наилучшие результаты в отношениях со "странными", "чудаками" достигаются в том случае, если их расположить к себе, разделив их интересы, следуя их увлечениям, а затем, став для них человеком, которому они поверили, мягко повести их за собой. "Странный" дотошно изучает карту мира, увлечен энтомологией, астрономией или коллекционированием. Пусть изучает, коллекционирует, пусть все это - с перехлестом. Отец или дедушка слушают его внимательно, терпеливо, а потом, улучив минуту, переведут разговор на тему взаимоотношений между людьми, на темы повседневной жизни, заговорят с ним о каждодневных, об актуальных заботах и проблемах семьи.

"Настырные, вспыльчивые, жестокие"

Это весьма неприятная акцентуация характера. Если таким детям что-то понадобилось, их не отвлечь и не уговорить. Не мытьем, так катаньем, а чаще настойчивой и непоколебимой требовательностью они своего добьются. Пунктуальные, педантичные, они ничего не забывают, особенно обиды, и злопамятны на года. Как они сказали, так и должно быть, притом к обещанному сроку, иначе следует вспышка гнева до беспамятства. В гневе они жестоки, пугающе агрессивны, и уже в первом классе учительница ужасается: "Все дети дерутся, толкаются, но по-другому. У этого же жестокие глаза, и его не оторвать от обидчика. Он норовит ударить пальцем в глаз или носком в пах. Его не останавливает, а даже возбуждает вид крови".

К цели такие идут напролом, но, встречая силу, только которую и признают, отступают, хитрят, ловчат, обходят и все-таки добиваются своего. В отличие от "чудаков" они обеими ногами стоят на земле, практичны, часто жадны, завистливы, склонны к интриге. Иногда они тиранят всю семью, иногда кого-то одного, но всегда слабого. Нередко у них плохое настроение, и тогда они откровенно ищут, на ком сорвать злость, используют любой повод, чтобы учинить скандал. Они безмерно эгоистичны, тяжело переносят боль, болезнь, травму. Неудача выводит их из себя, и тогда опять-таки следует гневная вспышка, попытка выместить зло на ком-то, или у них днями, а то и неделями дурное настроение. У таких детей подавлен инстинкт альтруизма. И они нуждаются в специфическом воспитании, которое должно начаться как можно раньше, пока ребенок совсем мал.

Специфичность воспитания "настырных, вспыльчивых, жестоких" заключается в следующем:поскольку при данном типе акцентуации особенно опасна вспыльчивость ребенка, которая может перерасти у подростка в аффективную взрывчатость, часто с тяжелыми социальными последствиями, ему с раннего возраста необходимо внушать установку на неотвратимость наказания за агрессивные действия. Внушается это твердым словом и решительным ответом - действием на вспыльчивость. Вспышка гнева тут же блокируется наказанием, притом самым суровым из всех допустимых.

 "Демонстративные, лживые"

Вновь речь идет о крайне неблагоприятной акцентуации характера. Такие дети с раннего возраста отличаются ярко выраженной склонностью к борьбе за всеобщее внимание к ним, восхищение ими. Их сверхжелание - прожить жизнь под нескончаемые аплодисменты в их честь. Уже в три-четыре года девочка с данной акцентуацией характера подолгу вертится перед зеркалом, примеряя мамину шляпку, туфли на высоком каблуке, клипсы. Придут гости - и она обязательно должна быть в центре. Все внимание должно уделяться только ей. Она жеманится, кокетничает, поет и танцует, декламирует стихи. На вопрос, кем она будет, ответ однозначен - "актрисой!". И никому из гостей не сказать ни слова, поскольку говорит только она.

Если что-то ей не по нраву, тут же возникает истерика, слезы льются рекой, следуют бурные объяснения и сцены. И она никогда ни в чем не признает себя виновной. Во всем всегда виновны другие. Она всегда - прокурор, обличает, обвиняет и при этом изобретательно, припоминая то, что было год назад. Все это звучит у нее убежденно, гневно, поскольку она искренне так считает. Она не помнит ничего, что уличает или обязывает ее, но прекрасно помнит все, что компрометирует других, помнит обещанное ей, обязанности других. Как только назревает угроза, что ее уличат, накажут, она первой стремительно переходит в наступление, упрекая, обвиняя, разоблачая.

Она не терпит будничности и жаждет вечного праздника. Всегда получается так, что за нее все делают, чтобы избежать крика, скандала, и родители говорят: "Заставить ее что-то сделать - дороже обойдется себе, лучше ее не трогать, сделать самим".
Для данного типа акцентуации характера симтоматична тенденция к лживости. Она в данном случае вытекает из демонстративности, потребности выделиться, обратить на себя всеобщее внимание любым способом. Это или самовозвеличивающая ложь ("папа - летчик, мама - артистка, дядя - академик"), или ложь-сенсация. Следует отметить, что детская лживость часто тревожит родителей, и нередко приходится уделять ей внимание на психоневрологическом приеме. Однако ложь лжи рознь, особенно когда речь идет о детях.

"Неустойчивые, безвольные"

Этих детей отличает безволие и безответственность. Емким словом "неустойчивость" в данном случае сказано все. Без руля, без ветрил, безвольно и бездумно несется лодка такой судьбы. Есть только "хочу", но и оно примитивно: "хочу" праздности, получения удовольствий ("сам не знаю, чего хочу"). Отсутствуют сколько-нибудь серьезные цели, ценности и побуждения, нет обязательств, чувства долга по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь. Такая акцентуация чаще всего - последствия минимальной мозговой дисфункции (ММД), безнадзорности или искажения тенденций инстинкта свободы.

"Неустойчивый" следует за кем-то, безвольно подчиняясь ему, но и то только в том случае, если его ждет праздное времяпрепровождение. Неустойчивость становится очевидной, как только возникает необходимость проявить усидчивость, трудолюбие, подчиниться режиму и дисциплине, т.е. с первого класса школы. "Неустойчивый" не слушает учительницу, потому что его это не интересует и требует усилий. Он не записывает задания и не выполняет их.

Родители учатся за него или жестким давлением добиваются его участия в учебе, но стоит им отвлечься, как он прекращает работу. Отпущенный во двор, он исчезнет, поскольку пойдет, сам не зная за кем и не зная куда, забудет о времени и о родителях. Делается это не по злому умыслу, а от несерьезности. Легкомысленность "неустойчивого" вопиюща. Его упрекают, распекают, и он как будто раскаивается, но тут же все забывает. Он дает честное слово, но тут же забывает об этом. Будущее его, если с самого раннего возраста со всем этим не ведется неустанная борьба, плачевно. Специфика воспитания "неустойчивого" состоит в следующем. Подобно тому, как страдающему аритмией сердца подшивают стимулятор ритма, "неустойчивому" как бы подшивают часы. Начинается все с жесткого режима: сон, прием пищи, прогулка - строго по часам! Потом игра, занятия - по часам. Потом дело и свободная игра - по часам. При этом жестко следят, чтобы он не отвлекался!
Одновременно с раннего детства "неустойчивого" - настойчиво - побуждают завершать начатое. Тут поможет природное стремление человека увидеть задуманное завершенным. С "неустойчивым" начали строить модель самолета, корабля, довели с ним дело до конца и возрадовались: "Смотри, сынок, как красиво, когда задуманное тобой закончено, радует глаз и сердце, и тебе есть чем гордиться!".

Литература:

  1. Н. И. Дереклеева  Родительские собрания в 1-11 классах., Издательство: Вербум-М, 2003 г
  2. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.


Подписи к слайдам:

Подготовил руководитель МО «Коррекционный педагог» учитель-логопед 1 квалификационно категории Лакизо И.Л.
Основные условия создания коррекционно-развивающей среды .
Цель коррекционно-развивающей работы: Создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению полученных от взрослого знаний. Цели специального образования: 1) развитие личности ребёнка, имеющего проблемы в развитии, компенсацию дефекта;2) усвоение социального опыта, так как цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией);3) поиск более эффективных путей для развития детей. При проведении медицинских, психологических, педагогических и коррекционных мероприятий необходимо соблюдать следующие правила: Стремится к реализации права на образование предусматривающего, прежде всего развитие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка с отклонениями в развитии на сохранение своей индивидуальности;Включать в коррекционно-развивающие занятия всех детей в том числе и детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную программу развития и коррекции;При оценке динамики не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с его же показателями на предыдущем этапе развития. Стремиться в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе;Относится ко всем детям в том числе к физически ослабленным, неуравновешенным, легко возбудимым, доброжелательно, ровно, терпеливо; При проведении медицинских, психологических, педагогических и коррекционных мероприятий необходимо соблюдать следующие правила: Терпеливо обучать ребенка умению использовать апробированный способ действия в сходных условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении заданий стимулировать творчество и изобретательность. Постепенно, но систематически включать ребенка в самостоятельное оценивание своей работы;Разрабатывать для каждого программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности направленной на предупреждение утомления, приучать ребенка к определенному режиму дня. Специалисты должны соблюдать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка должны быть предметом профессиональной тайны специалистов.В процессе коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста необходимо использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности, но основное внимание уделять игре, как ведущей деятельности.


Подписи к слайдам:

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ОДДИ медицинские работники
дефектолог
психолог
логопед
воспитатели
педагоги доп.образования
Педагогическая реабилитация есть воспитание или обучение в процессе которого происходит педагогическая коррекция, которая зависит от сложности дефектов (различной степени тяжести опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушениями интеллекта, речи, зрения, слуха и т.д.). интегрированный коррекционно-развивающий план предусматривает: Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств применительно к каждому конкретному ребенку.Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.Развитие мелкой моторики руки.Развитие регулирующей функции речи, речевого опосредствования деятельности и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения. обследование
определение варианта инд. маршрута
планирование работы
реализация индивидуальной коррекционно-развивающей программы
мониторинг
координация деятельности узких специалистов
1 вариант: хорошо сформиро-ваны соц.-ориентиро-ванные навыки
2 вариант: недостаточно сформираны соц.-ориентиро-ванные навыки
Модель психолого-педагогического сопровождения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости !!! Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на коррекцию всего потенциала ребенка (речи, моторики, психических процессов, физического здоровья и социально-личностного развития в целом). Вся работа должна носить согласованный комплексный характер. Звенья эффективного взаимодействия: 1.Четко знать и придерживаться намеченной цели и поставленных задач.2. Сотрудничать с другими участниками коррекционного процесса.3. Транслировать и обмениваться специальными знаниями, необходимыми для понимания важности и механизма влияния на развитие ребенка.4. Коррекционную работу строить последовательно и постепенно - от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы. 5.Прогнозировать результат. Результатом взаимодействия являются достижения качества предшкольной подготовки, прогнозирование «школьных» успехов ребенка и выработка рекомендаций тем, кто в дальнейшем будет сопровождать ребенка. «Совет по коррекционной работе» Задачи: отслеживание единства требований к ребенку, своевременность коррекции речевых, сенсорных, умственных, моторных и других нарушений; курирование профилактических мероприятий;ведение банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие методики, специальная литература и т.п.). 1.Диагностический блок: организация комплексного психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации
3.Воспитательно-образовательный блок:становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.
2.Коррекционно-развивающий блок:развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, совершенствование компенсированных функций, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.
4.Социально-педагогический блок: взаимодействие с семьей
1) -изучение качественных особенностей психологического развития ребенка; -выявление «уровня обучаемости» (степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствиис возрастными возможностями); -определение характера динамики обучаемости; -определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
2) -развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности; - коррекция познавательной деятельности ицеленаправленное формирование высших психических функций; -развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков; -формирование ведущих видов деятельности. -формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности -включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;-специально организованные занятия с руководителем физкультуры в спортзале по формированию двигательных навыков у детей.
3) -социально-нравственное развитие; -познавательное развитие; -эстетическое развитие; -формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного, школьного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы воспитателя по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью

В работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии особо значимыми являются задачи, связанные с их социально-личностным развитием, которое предполагает:1. формирование представления ребенка о ...

Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит ...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В материале рассмотрены основные особенности детей школьного возраста с умственной отсталостью, а также рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной шк...

Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»

В данной работе был проведен обширный теоретический анализ литературы по проблемам исследования, проанализированы причины, механизмы и формы проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возра...

Комплекс игровых упражнений для снижения агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Данный комплекс игровых упражнений по снижению агрессивности младших школьников с УО составлен на основе реализующих задач в школьном коррекционно-образовательном учреждении для детей с умственной отс...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюТема: Развитие мимики и жестов.Цель: Развитие способности к использованию невербальных компо...


 

Комментарии

Ирина Леонидовна Лакизо

Всю региональную систему социальной помощи населению будут кардинально менять

image

Диме восемнадцать. Он в четвертом классе. Учеба дается нелегко. Диагноз позволяет вообще не учиться. Дмитрий Настенко, воспитанник Ояшинского детского дома-интерната: "Я бы учился, мне нравится...

-__________________________________ http://www.nsktv.ru/sobitiya_nedelyi/2011/04/10/20...
Ирина Леонидовна Лакизо

http://sozvezdieserdec.ru/new/deti-invalidy-imeyut... Дом-интернат в Ояше (НСО, Мошковский район) самый большой в области реабилитационный центр для умственно-отсталых детей. В нём не только укрепляют и восстанавливают здоровье детей-инвалидов, но и адаптируют их к социуму. На сегодняшний день, Ояшинский детский дом-интернат один из лучших комплексных центров страны. __________________________ http://www.youtube.com/user/sozvezdieserdec#p/u/5/...
Ирина Леонидовна Лакизо

Президент оценил бесценный опыт Ояшинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Орден Почета получила в Кремле из рук Президента Дмитрия Медведева директор Ояшинского детского дома-интерната Любовь Присмакина. Опыт Ояшинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей был рекомендован к распространению и внедрению на всей территории страны. И российские специалисты, и зарубежные гости отмечают, что здесь созданы все условия, чтобы воспитанники получали самое лучшее восстановительное лечение, реабилитацию, социализацию, и, самое главное, получили шанс на полноценную самостоятельную жизнь. На сегодня – это единственный интернат в России, в котором реализуется направление подготовки молодых инвалидов к жизни в обществе путем внедрения методики сопровождаемого проживания, а также технология реабилитации ребенка-инвалида совместно с родителями.​