«Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

В данном проекте представлена система коррекции звукопроизношения у детей  старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ограниченными возможностями здоровья с использованием современного метода развития артикуляционной базы речи - биоэнергопластики.

Представлен план-график реализации проекта; план работы с детьми; перечень мероприятий для воспитателей комбинированных групп, а также для родителей/ законных представителей воспитанников ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

            Проект «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших  дошкольников с ОВЗ» имеет социально-педагогическую направленность, применяется непосредственно в коррекционно-образовательной деятельности, оптимизирует работу учителя - логопеда,  облегчает процесс формирования  речевой системы у детей с ОВЗ в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_1.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Использование метода биоэнергопластики

в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ»

Автор: учитель-логопед

Дорошина Галина Михайловна

г. Новосибирск, 2025г.

ВВЕДЕНИЕ

В данном проекте представлена система коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ограниченными возможностями здоровья с использованием современного метода развития артикуляционной базы речи - биоэнергопластики.

Представлен план-график реализации проекта; план работы с детьми; перечень мероприятий для воспитателей комбинированных групп, а также для родителей/ законных представителей воспитанников ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Проект «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ» имеет социально-педагогическую направленность, применяется непосредственно в коррекционно-образовательной деятельности, оптимизирует работу учителя - логопеда, облегчает процесс формирования речевой системы у детей с ОВЗ в целом.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

В последние годы увеличилось количество детей с ОВЗ. У данной категории детей наблюдаются различные формы и степени дизартрии, характеризующиеся нарушением мышечного тонуса, ограничением произвольных движений, неточностью кинестетического восприятия. Дети слабо ощущают положение и движение своих конечностей и органов артикуляции. Все это влияет на характер произносительной стороны речи детей и на коммуникацию в целом.

Для коррекции данной категории воспитанников требуются специальные образовательные условия, эффективные методы и приемы логопедического воздействия. Одним из таких методов является биоэнергопластика. С помощью биоэнергопластики у детей формируется кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизируется работа коры головного мозга, развивается пальцевая моторика, что является основой развития речи. У детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, поддерживается эмоциональный настрой на работу. Игровая форма занятий способствует постановке и автоматизации нарушенных звуков, совершенствованию фонематических процессов.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель

Коррекция звукопроизношения детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями посредством применения метода биоэнергопластики.

Задачи

  1. Создать условия для коррекционно-логопедической работы, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников с ОВЗ.
  2. Организовать на систематической основе проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием метода биоэнергопластики для воспитанников со сложными речевыми нарушениями.
  3. Создать партнерские отношения с родительским сообществом и воспитателями комбинированных групп по вовлечению в коррекционно-логопедический процесс.

Период реализации

Проект «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ» рассчитан на один учебный год .

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Дети дошкольного возраста 5-6 лет

С ОВЗ

Основной контингент обучающихся 5-6 лет, составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но имеются значительные речевые дефекты.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ

Неподготовленная аудитория семей, испытывающая трудности в понимании проблем и путей помощи собственному ребенку.

Воспитатели, комбинированных групп .

Педагоги, не имеющие опыта воспитательной работы с детьми с ОВЗ, испытывающие определенные трудности при выстраивании образовательного процесса.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация проекта осуществляется в несколько этапов:

  1. Подготовительный (сентябрь);
  2. Диагностический (сентябрь-октябрь );
  3. Практический (октябрь - апрель );
  4. Аналитический (май ).

Этап

Раздел

Мероприятия

Сроки

1.

Организационно-методическое обеспечение деятельности

Банк диагностических методик и материалов.

Сентябрь

Форма речевой карты

Форма индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.

Бланк анкеты для родителей.

Цикл консультаций для родителей и воспитателей комбинированных групп

Организация предметно-развивающей среды для проведения коррекционно-развивающей деятельности.

Разработка буклетов/ стендовых материалов для родителей/ воспитателей

2.

Выявление особенностей развития и отклонений формировании речи

Логопедическая диагностика речи у детей с ОВЗ.

Сентябрь-октябрь

Анкетирование родителей/ выявление запросов.

Разработка индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с детьми.

Разработка календарно-тематического планирования занятий с детьми с ОВЗ.

3.

Цикл практических мероприятий

Индивидуальные занятия с детьми целевой группы

Октябрь - апрель.

Групповые игровые занятия с детьми целевой группы

Повышение компетентности родителей детей с ОВЗ

Индивидуальные консультации для родителей.

Стендовая информация в родительских уголках.

Повышение компетентности педагогов

Мастер-классы.

Методические рекомендации по кинезиогимнастике/ артикуляционной гимнастике и пр.

4.

Мониторинг эффективности мероприятий проекта

Итоговая диагностика достигнутого уровня каждого ребенка.

Май.

Итоговая консультация родителей с выдачей рекомендаций.

Подготовка отчетной документации по реализации проекта.

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА

На подготовительном этапе реализации проекта проводятся необходимые организационные мероприятия:

  1. Определяется целевая группа воспитанников с ОВЗ/ семей/ воспитателей;
  2. Проводятся предварительные беседы с воспитателями комбинированных групп с целью выявления затруднений в организации логопедических пятиминуток/ утренних кругов и пр.
  3. Формируется пакет документации (планы, речевые карты, протоколы);
  4. Организуется предметно-развивающая среда (картотеки артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики для разных групп нарушенных звуков, картотека специально разработанных сказок, стихов и потешек; авторские пособия для коррекции произношения; атрибуты для проведения занятий: игрушки, перчатки, раздаточный материал для детей; аудио и видеотека и пр.).

На диагностическом этапе проекта проводится логопедическая диагностика особенностей развития и отклонений в формировании речи у детей целевой группы (сентябрь, май). Результаты заносятся в протокол диагностики, в речевую карту (Приложение №1, №2); на основе полученных данных разрабатывается индивидуальный план коррекционно-развивающей работы (Приложение №3).

Анкетирование законных представителей дошкольников с ОВЗ проводится в начале учебного года, после комплекса диагностических мероприятий. Опрос родителей помогает выявить запросы на получение интересующей информации, а также практической помощи по вопросам речевого развития детей (Приложение №4).

На практическом этапе реализуются основные запланированные мероприятия проекта «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ».

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ разработан план групповых занятий по формированию артикуляционной базы речи с использованием метода биоэнергопластики (Приложение №5), примерный план индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения воспитанников с ОВЗ (Приложение№ 6).

Тип занятия: комбинированный, практический, самостоятельная деятельность, игра.

Время занятия: продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей, индивидуальных особенностей воспитанников с ОВЗ.

Методы обучения:

#1048;гровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации, игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи);

2. Словесные методы - рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

#1053;аглядные (использование ручной модели языка, показ игрушек, применение детских перчаток, рассматривание картинок);

#1055;рактические (показ образца, дидактические игры, моделирование);

5. Сказкотерапия. Сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики сказками.

Формы занятий: групповые и индивидуальные занятия.

Применяемые на занятиях игровые упражнения объединяются в комплексы, по формированию звукопроизношения/ коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение:

1. Базовый комплекс (сформирует интерес к артикуляционному аппарату, научит принимать не сложные артикуляционные уклады для уточнения простых гласных и согласных звуков).

2. Свистящий комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки свистящих звуков – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц).

3. Шипящий комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки свистящих звуков – Ш, Ж, Ч, Щ).

4. Сонорный комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки сонорных звуков – Л, ЛЬ, Р, РЬ).

Количество упражнений, их длительность, последовательность подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от этапа работы над нарушенным/ формируемым звуком, а также от лексической темы группового занятия.

Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом/воспитателем, постепенно усложняется (в начале работы включает в себя три артикуляционных упражнения, а затем постепенно может включать до пяти упражнений). Например, два упражнения статических на удержание артикуляционной позы и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не меняется. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное артикуляционное упражнение/ упражнение биоэнергопластики заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.

Рекомендуемые периоды введения упражнений биоэнергопластики в комплекс артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Диагностический период

Цель: выявить уровень развития артикуляционной моторики.

С помощью игрового персонажа у детей проводится обследование артикуляционной моторики. На основе полученных результатов составляется комплекс артикуляционной гимнастики для каждого ребенка в зависимости от дефектного произношения звуков.

Подготовительный период

Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба) речевого аппарата посредством традиционных упражнений.

С ребенком устанавливаются доверительные отношения с ребенком, создается положительный эмоциональный настрой, вызывается интерес к занятиям. Комплексы артикуляционной гимнастики готовят органы речи к произнесению звуков родного языка, вырабатывают правильные позиции, положения речевых органов, из которых потом «собирается» уклад каждого звука. Упражнения выполняются с опорой на зеркало с помощью использование игровых персонажей. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель - логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

Основной период

Цель: формирование сопряженных осязательных ощущений артикуляторов речевого аппарата и ведущей руки ребёнка, а затем подключение неведущей руки с опорой на зеркало.

Основной период разбит на два этапа.

1 этап основного периода начинается с выполнения артикуляционных упражнений с подключением ведущей руки ребенка с опорой на зеркало. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. На данном этапе контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений ведущей руки, доведения до совершенства. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

2 этап основного периода начинается с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением не ведущей руки логопеда. Затем артикуляционные упражнения выполняются с подключением не ведущей руки ребенка с опорой на зеркало.

Заключительный период

Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти) речевого аппарата и движений кистей обеих рук без опоры на зеркало.

Когда ребёнок полностью освоит все упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями обеих рук. К этому времени дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры. Учитель-логопед следит за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Педагог также следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ/

педагогами комбинированных групп

Проект «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ» предполагает активное участие родителей (законных представителей) ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения. С этой целью в рамках проекта для родителей будет организован цикл мероприятий.

Наименование мероприятия

Сроки

Информационный материал «Биоэнергопластика – что это такое?» - стенд для родителей.

Октябрь .

Мастер-класс «Биоэнергопластика – фундамент артикуляционной гимнастики» на родительском собрании.

Ноябрь

Буклет «Шуточные стихи для артикуляционных упражнений и биоэнергопластики»

Декабрь

Мастер-класс «Учимся произносить трудные звуки»

Февраль

Информационный материал «Мяч, ритм, движение» - стенд для родителей.

Март

Буклет «Нескучные игры из подручных материалов»

Май

Для воспитателей комбинированных групп в рамках проекта предусмотрены мастер-классы, практикумы, презентации.

Наименование мероприятия

Сроки

Презентация «Биоэнергопластика».

Октябрь

Мастер-класс «Кинезиогимнастика для логопедических пятиминуток».

Ноябрь

Картотека упражнений биоэнергопластики на каждый день.

Январь

Доклад на педагогическом совете «Биоэнергопластика в логопедической работе».

Декабрь

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики в повседневной жизни».

Февраль

Картотека речевых игр с элементами биоэнергопластики.

Март

Мастер-класс «Расскажи стихи/сказку руками».

Апрель

Буклет «Летние речевые игры из подручных материалов».

Май

Аналитический этап проекта «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ» подразумевает подведение итогов, мониторинг эффективности проведенных методических и практических мероприятий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Ожидаемые количественные результаты реализации проекта

  1. воспитанники дошкольного возраста с ОВЗ включены в состав целевой группы проекта и получат необходимую логопедическую помощь с применением метода биоэнергопластики;
  2. семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, повысят уровень родительских компетенций по вопросам коррекции дефицитов речевого развития детей. Родители получат на руки рекомендации с практическими приемами формирования артикуляционной моторики; развития координации движений пальцев рук; исправления дефектов звукопроизношения у ребенка в домашних условиях. Педагоги комбинированных групп ДОУ повысят уровень профессиональных компетенций в вопросах речевого развития детей с ОВЗ.
  3. Для проведения цикла занятий с детьми разработаны:
  • авторская игра «Игры на липучках», направленная на выполнение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики;
  • авторское пособие «Развивающий кубик». Подготовлены:
  • атрибуты для проведения занятий (забавные перчатки, варежки);
  • картотека пособий для кинезиоупражнений и нейроупражнений;
  • картотека комплексов артикуляционных упражнений;
  • картотека логосказок.

Ожидаемые качественные результаты реализации проекта

  1. Реализована программа логопедической помощи детям целевой группы, которая обеспечит положительную динамику в коррекции нарушений звукопроизношения, в речевом развитии в целом:
  • Улучшены показатели общей, артикуляционной и мелкой моторики. Более результативным становится процесс постановки и автоматизации звуков.
  • Улучшены показатели психических процессов, связанных с речью.
  1. При построении образовательного процесса воспитатели комбинированных групп учреждения используют элементы биоэнергопластики, что повышает мотивацию дошкольников с ОВЗ к занятиям. Повышен уровень родительских компетенций по вопросам коррекции формирования артикуляционной моторики; развития координации движений пальцев рук; исправления дефектов звукопроизношения.
  2. В МБДОУ создана предметно-развивающая среда для проведения педагогических занятий с использованием метода биоэнергопластики. Авторские игровые пособия и развивающие материалы повысят детский интерес к занятиям, повысят результативность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, воспитателей комбинированных групп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  3. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4. 10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.
  4. Коноваленко, В.В., Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения: Пособие для логопеда. / В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., ГНОМ и Д., 2004.
  5. Крупенчук О. И. "Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика", издательство «Литера», 2020 г.
  6. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
  7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
  8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  9. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
  10. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным. Правильное произношени...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха...

Формирование произносительной стороны речи с использованием биоэнергопластики у старших дошкольников с ОВЗ

Формирование произносительной стороны речи с  использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ( дети с ДЦП, имеющие речевые  нарушения)...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...

Статья «Формирование произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

В статье освещается проблема фонетического оформления речи у старших дошкольников с общим недоразвитием. Раскрывается содержание понятия «общее недоразвитие речи». Оно трактуется как сложн...