«Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
В данном проекте представлена система коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ограниченными возможностями здоровья с использованием современного метода развития артикуляционной базы речи - биоэнергопластики.
Представлен план-график реализации проекта; план работы с детьми; перечень мероприятий для воспитателей комбинированных групп, а также для родителей/ законных представителей воспитанников ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Проект «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ» имеет социально-педагогическую направленность, применяется непосредственно в коррекционно-образовательной деятельности, оптимизирует работу учителя - логопеда, облегчает процесс формирования речевой системы у детей с ОВЗ в целом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Использование метода биоэнергопластики
в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ»
Автор: учитель-логопед
Дорошина Галина Михайловна
г. Новосибирск, 2025г.
ВВЕДЕНИЕ
В данном проекте представлена система коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ограниченными возможностями здоровья с использованием современного метода развития артикуляционной базы речи - биоэнергопластики.
Представлен план-график реализации проекта; план работы с детьми; перечень мероприятий для воспитателей комбинированных групп, а также для родителей/ законных представителей воспитанников ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Проект «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ» имеет социально-педагогическую направленность, применяется непосредственно в коррекционно-образовательной деятельности, оптимизирует работу учителя - логопеда, облегчает процесс формирования речевой системы у детей с ОВЗ в целом.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
В последние годы увеличилось количество детей с ОВЗ. У данной категории детей наблюдаются различные формы и степени дизартрии, характеризующиеся нарушением мышечного тонуса, ограничением произвольных движений, неточностью кинестетического восприятия. Дети слабо ощущают положение и движение своих конечностей и органов артикуляции. Все это влияет на характер произносительной стороны речи детей и на коммуникацию в целом.
Для коррекции данной категории воспитанников требуются специальные образовательные условия, эффективные методы и приемы логопедического воздействия. Одним из таких методов является биоэнергопластика. С помощью биоэнергопластики у детей формируется кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизируется работа коры головного мозга, развивается пальцевая моторика, что является основой развития речи. У детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, поддерживается эмоциональный настрой на работу. Игровая форма занятий способствует постановке и автоматизации нарушенных звуков, совершенствованию фонематических процессов.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель | Коррекция звукопроизношения детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями посредством применения метода биоэнергопластики. |
Задачи |
|
Период реализации | Проект «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ» рассчитан на один учебный год . |
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети дошкольного возраста 5-6 лет С ОВЗ | Основной контингент обучающихся 5-6 лет, составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но имеются значительные речевые дефекты. |
Родители, воспитывающие детей с ОВЗ | Неподготовленная аудитория семей, испытывающая трудности в понимании проблем и путей помощи собственному ребенку. |
Воспитатели, комбинированных групп . | Педагоги, не имеющие опыта воспитательной работы с детьми с ОВЗ, испытывающие определенные трудности при выстраивании образовательного процесса. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта осуществляется в несколько этапов:
- Подготовительный (сентябрь);
- Диагностический (сентябрь-октябрь );
- Практический (октябрь - апрель );
- Аналитический (май ).
Этап | Раздел | Мероприятия | Сроки |
1. | Организационно-методическое обеспечение деятельности | Банк диагностических методик и материалов. | Сентябрь |
Форма речевой карты | |||
Форма индивидуального плана коррекционно-развивающей работы. | |||
Бланк анкеты для родителей. | |||
Цикл консультаций для родителей и воспитателей комбинированных групп | |||
Организация предметно-развивающей среды для проведения коррекционно-развивающей деятельности. | |||
Разработка буклетов/ стендовых материалов для родителей/ воспитателей | |||
2. | Выявление особенностей развития и отклонений формировании речи | Логопедическая диагностика речи у детей с ОВЗ. | Сентябрь-октябрь |
Анкетирование родителей/ выявление запросов. | |||
Разработка индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с детьми. | |||
Разработка календарно-тематического планирования занятий с детьми с ОВЗ. | |||
3. | Цикл практических мероприятий | Индивидуальные занятия с детьми целевой группы | Октябрь - апрель. |
Групповые игровые занятия с детьми целевой группы | |||
Повышение компетентности родителей детей с ОВЗ | Индивидуальные консультации для родителей. | ||
Стендовая информация в родительских уголках. | |||
Повышение компетентности педагогов | Мастер-классы. | ||
Методические рекомендации по кинезиогимнастике/ артикуляционной гимнастике и пр. | |||
4. | Мониторинг эффективности мероприятий проекта | Итоговая диагностика достигнутого уровня каждого ребенка. | Май.
|
Итоговая консультация родителей с выдачей рекомендаций. | |||
Подготовка отчетной документации по реализации проекта. |
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА
На подготовительном этапе реализации проекта проводятся необходимые организационные мероприятия:
- Определяется целевая группа воспитанников с ОВЗ/ семей/ воспитателей;
- Проводятся предварительные беседы с воспитателями комбинированных групп с целью выявления затруднений в организации логопедических пятиминуток/ утренних кругов и пр.
- Формируется пакет документации (планы, речевые карты, протоколы);
- Организуется предметно-развивающая среда (картотеки артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики для разных групп нарушенных звуков, картотека специально разработанных сказок, стихов и потешек; авторские пособия для коррекции произношения; атрибуты для проведения занятий: игрушки, перчатки, раздаточный материал для детей; аудио и видеотека и пр.).
На диагностическом этапе проекта проводится логопедическая диагностика особенностей развития и отклонений в формировании речи у детей целевой группы (сентябрь, май). Результаты заносятся в протокол диагностики, в речевую карту (Приложение №1, №2); на основе полученных данных разрабатывается индивидуальный план коррекционно-развивающей работы (Приложение №3).
Анкетирование законных представителей дошкольников с ОВЗ проводится в начале учебного года, после комплекса диагностических мероприятий. Опрос родителей помогает выявить запросы на получение интересующей информации, а также практической помощи по вопросам речевого развития детей (Приложение №4).
На практическом этапе реализуются основные запланированные мероприятия проекта «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ».
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ разработан план групповых занятий по формированию артикуляционной базы речи с использованием метода биоэнергопластики (Приложение №5), примерный план индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения воспитанников с ОВЗ (Приложение№ 6).
Тип занятия: комбинированный, практический, самостоятельная деятельность, игра.
Время занятия: продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей, индивидуальных особенностей воспитанников с ОВЗ.
Методы обучения:
#1048;гровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации, игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи);
2. Словесные методы - рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
#1053;аглядные (использование ручной модели языка, показ игрушек, применение детских перчаток, рассматривание картинок);
#1055;рактические (показ образца, дидактические игры, моделирование);
5. Сказкотерапия. Сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики сказками.
Формы занятий: групповые и индивидуальные занятия.
Применяемые на занятиях игровые упражнения объединяются в комплексы, по формированию звукопроизношения/ коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение:
1. Базовый комплекс (сформирует интерес к артикуляционному аппарату, научит принимать не сложные артикуляционные уклады для уточнения простых гласных и согласных звуков).
2. Свистящий комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки свистящих звуков – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц).
3. Шипящий комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки свистящих звуков – Ш, Ж, Ч, Щ).
4. Сонорный комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки сонорных звуков – Л, ЛЬ, Р, РЬ).
Количество упражнений, их длительность, последовательность подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от этапа работы над нарушенным/ формируемым звуком, а также от лексической темы группового занятия.
Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом/воспитателем, постепенно усложняется (в начале работы включает в себя три артикуляционных упражнения, а затем постепенно может включать до пяти упражнений). Например, два упражнения статических на удержание артикуляционной позы и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не меняется. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное артикуляционное упражнение/ упражнение биоэнергопластики заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.
Рекомендуемые периоды введения упражнений биоэнергопластики в комплекс артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Диагностический период
Цель: выявить уровень развития артикуляционной моторики.
С помощью игрового персонажа у детей проводится обследование артикуляционной моторики. На основе полученных результатов составляется комплекс артикуляционной гимнастики для каждого ребенка в зависимости от дефектного произношения звуков.
Подготовительный период
Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба) речевого аппарата посредством традиционных упражнений.
С ребенком устанавливаются доверительные отношения с ребенком, создается положительный эмоциональный настрой, вызывается интерес к занятиям. Комплексы артикуляционной гимнастики готовят органы речи к произнесению звуков родного языка, вырабатывают правильные позиции, положения речевых органов, из которых потом «собирается» уклад каждого звука. Упражнения выполняются с опорой на зеркало с помощью использование игровых персонажей. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель - логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
Основной период
Цель: формирование сопряженных осязательных ощущений артикуляторов речевого аппарата и ведущей руки ребёнка, а затем подключение неведущей руки с опорой на зеркало.
Основной период разбит на два этапа.
1 этап основного периода начинается с выполнения артикуляционных упражнений с подключением ведущей руки ребенка с опорой на зеркало. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. На данном этапе контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений ведущей руки, доведения до совершенства. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.
2 этап основного периода начинается с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением не ведущей руки логопеда. Затем артикуляционные упражнения выполняются с подключением не ведущей руки ребенка с опорой на зеркало.
Заключительный период
Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти) речевого аппарата и движений кистей обеих рук без опоры на зеркало.
Когда ребёнок полностью освоит все упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями обеих рук. К этому времени дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры. Учитель-логопед следит за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Педагог также следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ/
педагогами комбинированных групп
Проект «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ» предполагает активное участие родителей (законных представителей) ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения. С этой целью в рамках проекта для родителей будет организован цикл мероприятий.
Наименование мероприятия | Сроки |
Информационный материал «Биоэнергопластика – что это такое?» - стенд для родителей. | Октябрь . |
Мастер-класс «Биоэнергопластика – фундамент артикуляционной гимнастики» на родительском собрании. | Ноябрь |
Буклет «Шуточные стихи для артикуляционных упражнений и биоэнергопластики» | Декабрь |
Мастер-класс «Учимся произносить трудные звуки» | Февраль |
Информационный материал «Мяч, ритм, движение» - стенд для родителей. | Март |
Буклет «Нескучные игры из подручных материалов» | Май |
Для воспитателей комбинированных групп в рамках проекта предусмотрены мастер-классы, практикумы, презентации.
Наименование мероприятия | Сроки |
Презентация «Биоэнергопластика». | Октябрь |
Мастер-класс «Кинезиогимнастика для логопедических пятиминуток». | Ноябрь |
Картотека упражнений биоэнергопластики на каждый день. | Январь |
Доклад на педагогическом совете «Биоэнергопластика в логопедической работе». | Декабрь |
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики в повседневной жизни». | Февраль |
Картотека речевых игр с элементами биоэнергопластики. | Март |
Мастер-класс «Расскажи стихи/сказку руками». | Апрель |
Буклет «Летние речевые игры из подручных материалов». | Май |
Аналитический этап проекта «Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ» подразумевает подведение итогов, мониторинг эффективности проведенных методических и практических мероприятий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Ожидаемые количественные результаты реализации проекта |
|
Ожидаемые качественные результаты реализации проекта |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4. 10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.
- Коноваленко, В.В., Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения: Пособие для логопеда. / В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., ГНОМ и Д., 2004.
- Крупенчук О. И. "Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика", издательство «Литера», 2020 г.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным. Правильное произношени...
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»
На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха...

Формирование произносительной стороны речи с использованием биоэнергопластики у старших дошкольников с ОВЗ
Формирование произносительной стороны речи с использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ( дети с ДЦП, имеющие речевые нарушения)...

рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...

Статья «Формирование произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
В статье освещается проблема фонетического оформления речи у старших дошкольников с общим недоразвитием. Раскрывается содержание понятия «общее недоразвитие речи». Оно трактуется как сложн...