Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития
материал по коррекционной педагогике
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
РАССМОТРЕНА На заседании Педагогического совета протокол № __ от «__» ______ г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ ДСКВ «Солнышко» _____________ Морозова Г.В. Приказ № _____ от «___» ______ г. |
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МАДОУ ДСКВ «СОЛНЫШКО»
Срок реализации: 2024-2025 учебный год
Педагог-психолог
Зандакова М.Р.
Покачи
2024
Содержание
I. Целевой раздел | |
I.I.Пояснительная записка | 3 |
I.II Возрастные и индивидуальные особенности | 3 |
I.III.Цель программы | 4 |
I.IV.Принципы и подходы к формированию программы | 4 |
I.V.Планируемыерезультаты | 4 |
II. Содержательный раздел | |
II.I Методы и технологии обучения | 6 |
II.II Мониторинг достижений обучающихся | 6 |
II.III Используемый диагностический инструментарий | 6 |
II.IV Программа коррекционной работы | 6 |
II.V Коррекционно-развивающая работа | 7 |
II.VI Календарно- тематический план работы | 11 |
III. Организационный раздел | |
III.I Организация РППС | 13 |
III.II Перечень методического обеспечения | 14 |
III.III Список использованной литературы | 14 |
- Целевой раздел
I.I Пояснительная записка
В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.
Одной из основных функций образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.
Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.
I.II Возрастные и индивидуальные особенности детей с ЗПР 4-5 лет
Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. Присутствует низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
неравномерная работоспособность ;отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
Нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной.
I.IIIЦель: Осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
При подготовке детей с ЗПР ставятся общие задачи:
- Развивать психические процессы у детей с ЗПР.
- Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития.
- Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
- Провести профилактику вторичных отклонений в развитии детей.
I.IVПринципы построения программы:
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Единство диагностики и коррекции.
- Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Комплексность методов психологического воздействия.
- Возрастание сложности.
- Учет объема и степени разнообразия материала.
I.VПланируемые результаты
У детей:
- Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание.
- В плане речевого развития — активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимание некоторых грамматических форм слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). Активное употребление (допускаются искажения звука-слоговой структуры) существительных, обозначающих предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). Активное участие в диалоге — ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.
- Выполнение орудийных действий — использование бытовых предметов с учетом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности — практическими пробами и примериванием.
- Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме, величине (недифференцированные предметы: большой — маленький), идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один — много).
- Воспроизведение темпа в движениях под музыку, простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх.
- Координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидками и т. п.) и предметами обихода (чашкой, ложкой), овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).
у педагогов:
- овладение навыками использования эффективных технологий развития ребёнка с особыми образовательными потребностями.
у родителей:
- умение использовать особые методы и приёмы взаимодействия с ребёнком с ЗПР.
- Cсодержательный раздел
II.I Методы и технологии обучения
Нарушения | Методы | Технологии |
ЗПР 4-5 лет | Словесные Наглядные Практические Игровые | Игровые технологии Здоровье сберегающие ИКТ технологии |
II.II Мониторинг достижений обучающихся
Наименование | Периодичность | Сроки проведения | Форма проведения. |
Задержка психического развития 4-5 лет | 3 раз | Входящая Промежуточная итоговая Сентябрь-январь - май | Дидактическая игра Вопрос - ответ |
II.III Используемый диагностический инструментарий для детей ЗПР 4-5 лет
Направленность | Использование методик | Автор | Форма проведения. |
Средняя группа 4-5 лет | |||
Восприятие. | «Коробка форм» | А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская. | Индивидуально |
Выявления общей осведомленности ребенка | «Покажи и назови» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Восприятие, моторика | «Матрешка» «Разрезные картинки» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Исследование объема образной памяти. | «8 предметов» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Внимание | «Лабиринты», Найди такую же картинку» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Мышление | «Найди домик для картинки» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
Воображение | «На что похоже» | Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко | Индивидуально |
II.IV Программа коррекционной работы с воспитанником
Психолого-педагогическая диагностика как структурный компонент коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
ФГОС ДО регламентирует диагностическую работу, в нем указывается, что при реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно
для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно-педагогическом процессе, играет роль индикатора результативности оздоровительных, коррекционно-развивающих и воспитательно-образовательных мероприятий.
Воспитатели в диагностической работе используют только метод наблюдения и анализируют образовательные трудности детей, которые возникают у детей в процессе освоения разделов образовательной программы, т.е. решают задачи педагогической диагностики. Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог используют различные методы психолого-педагогической диагностики в рамках своей профессиональной компетентности.
II.VКоррекционно-развивающая работа в образовательной области
Разделы | Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы |
Коррекционная направленность работы по сенсорному развитию по сенсорному развитию | • развивать любознательность, познавательную активности, познавательных способностей посредством создания насыщенной предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательный интерес детей, исследовательскую активность; • развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного, обеспечивать полисенсорную основу обучения; • развивать сенсорно-перцептивные способности детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, учить их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус; • организовывать практические исследовательские действия с различными веществами, предметами, материалами, постепенно снижая участие и помощь взрослого и повышая уровень самостоятельности ребенка; • учить приемам обследования - практического соотнесения с образцомэталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; совершенствуя зрительно-моторную координацию и тактильно-двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного элемента к образцу-эталону). • формировать у детей комплексный алгоритм обследования объектов на основе зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия для выделения максимального количества свойств и признаков; • учить узнавать и называть объемные геометрические тела и соотносить их с плоскостными образцами; формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове. • учить детей собирать целостное изображение предмета по его частям: по разрезанной картинке. • учить детей соотносить геометрические формы с реальными предметами. • развивать стереогноз - определять на ощупь фактуру материалов, величину предметов, узнавать предметы на ощупь и называть их; • развивать глазомерные функции и умение ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряд по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных; • развивать умение оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего, обосновывать выбор принципа классификации; • знакомить детей с пространственными свойствами объектов (с пространственными свойствами геометрических фигур и тел, их формой как постоянным признаком, размером и расположением как признаками относительными); • развивать способность к их идентификации, группировке по двум и нескольким образцам, классификации; • развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации, сериации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков; |
Коррекционная направленность в работе по развитию конструктивной деятельности | • формировать у детей желание подражать действиям взрослого; побуждать к совместной конструктивной деятельности при обязательном речевом сопровождении всех осуществляемых действий; • развивать умения действовать двумя руками под контролем зрения в ходе создания построек; • развивать операционально-технические умения детей, используя разнообразный строительный материал; • совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом, требующим разных способов сочленения и расстановки элементов (крепление по типу пазлов, детали со втулками, установка детали на деталь, сборно-разборные игрушки и крепления с помощью гаек, замков и т. п.); • учить замечать и исправлять ошибки; для привлечения внимания детей использовать как словесные указания, так и указательные и соотносящие жесты; • создавать специальные зоны для строительно-конструктивных игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников; побуждать к совместном у. а затем - к самостоятельном у обыгрыванию построек; • для старших дошкольников организовывать конструктивные игры с различными материалами: сборно-разборными игрушками, разрезными картинками и др..; • во всех случаях положительно принимать и оценивать продукты детской деятельности, радуясь вместе, с ними; • учить ребенка совершенствованию своих конструкций с устранением замеченных ошибок самостоятельно либо с помощью взрослого; • учить детей самостоятельно анализировать объемные и графические образцы, создавать конструкции на основе проведенного анализа; • формировать умение целостного образа путем конструирования из частей (используют прием накладывания на контур, заполнения имеющихся пустот и пр.); • уделять внимание развитию речи, предваряющей процесс воссоздания целого из частей; • упражнять детей в умении рассказывать о последовательности конструирования после выполнения задания, в сравнении с предварительным планом; • продолжать умение в использовании моделирования в качестве основы обучения конструированию через применение конкретных, обобщенных и схематических моделей, в т.ч. графических моделей и т.д.; • продолжать умение в использование графических моделей с видимыми элементами, и также контурных, где составные элементы следует представить; • закреплять умения детей воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов; • учить детей выполнять сюжетные конструкции по заданному началу и собственному замыслу (с предварительным планированием и заключительным словесным отчетом); • обогащать речь и развивать мышление детей в ходе определения основных функций детского конструирования и взрослого труда по созданию архитектурных сооружений: прочность, польза (настоящие сооружения для жизни и деятельности людей, детские – для игр и развития ребенка), красота и соотнесение постройки с окружающей средой и т. д. |
Коррекционная направленность в работе по развитию высших психических функций | Развитие мыслительных операций: • стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного мышления, создавать специальные наглядные проблемные ситуации, требующие применения вспомогательных предметов и орудий; • поддерживать мотивацию к достижению цели при решении наглядных задач; • развивать способность к анализу условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств (достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление, и пр.); • знакомить детей с разнообразием орудий и вспомогательных средств, учить действиям с бытовыми предметами-орудиями: ложкой, совком, щеткой, веником, грабельками, наборами для песка и пр.; • формировать у детей операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков; • учить анализу образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов) в определенной последовательности, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно; • учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания, выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон); • развивать антиципирующие способности в процессе складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек (работу связывают с другими видами продуктивной деятельности), построении сериационных рядов; • развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом – по элементам и т.д.); • развивать способность к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование |
II.VI Календарно- тематический план работы
Месяц | Тема |
Сентябрь | «Подбери по форме». |
«Тактильная коробка» | |
«Веселые ладошки» | |
«Вкладыши» | |
«Радужные камешки» | |
«Песочная фантазия» | |
«Пирамидка» | |
«Веселая дорожка» | |
Октябрь | «Угости маленького и большого зайца морковкой». |
«Пересыпание ложкой». | |
«Раскопки» | |
«Прыг – скок по дорожке» | |
«Сортировка» | |
«Тетрис» | |
«Домино» | |
«Вкладыши» | |
Ноябрь | «Бизидом» |
«Огоньки ночью». | |
«Волшебный поднос». | |
«Разложи правильно» | |
«Цветные палочки» | |
«Радужные камешки» | |
«Пирамидка» | |
«Шумящие коробочки» | |
Декабрь | «Шарики» |
«На что это похоже» | |
«Подбери по форме». | |
Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | |
«Кто скорее соберет игрушки» | |
«Счетные палочки». | |
«Цветные камешки» | |
«Фрукты на тарелочке» | |
Январь | «Золушка». |
«Конструктор Клик» | |
«Воздушные шары». | |
«Звонкие колечки» | |
Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны | |
«Веселые пальчики» | |
«Забавные прищепки» | |
Окрашивание воды. | |
Февраль | «Поможем зайке разложить игрушки». |
«Блоки Дьенеша» | |
«Ткани» | |
«Шнуровка» | |
«Строим башню» | |
«Что лежит в мешочке? ». | |
«Тактильный ящик» | |
«Подбери петушку перышко» | |
Март | «Бублики-баранки» |
«Сделаем куклам бусы» | |
«Спрячь мышку» | |
«Веселая матрешка» | |
Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по показу. | |
«Башня из кубов». | |
«Большой маленький» | |
«Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка). | |
Апрель | «Лабиринты» |
«Угадай, чего не стало» | |
«Конструирование» (самостоятельная деятельность) | |
«Кто в домике живет» | |
«Умелые пальчики» | |
«Волшебный клубочек | |
«Определи на ощупь» | |
«Собери цветок» | |
Май | «Вкладыши» |
«Прятки» | |
«Куличики» | |
«Норки для зверюшек» | |
«Мокро - сухо» | |
«Веселая тропинка» | |
«Нарисуй картину пальцами» | |
«Великаны и карлики» |
- Организационный раздел
Организация коррекционно – развивающей деятельности с детьми
Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счёт стимуляции психических процессов и формировании позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учёт формы и степени тяжести задержки психического развития.
Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим в коррекционном процессе всё внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности.
III.I Организация РППС
Перечень необходимых технически средств и материалов
Кабинет психолога
1. Мягкие пуфики
2. Песочница
3. Стулья детские деревянные
4. Музыкальный центр
5. Воздушно – пузырьковая колонна
6. Тактильные ячейки.
Методическое оснащение (пособия, литература, игровое оборудование)
- Музыкальные инструменты: дудочки, металлофон, бубен, барабан, свистульки, погремушки
- Кукольный театр
- Дидактические игры
- Лото
- Развивающие пособия
- Набор геометрических фигур (объемные)
- Вкладыши (геометрические фигуры)
- Пирамидки
- Матрёшки
- Вкладыши (стаканчики)
- Набор кубиков
- Кукла
- Мягкие игрушки
- Набор «Фрукты и овощи» (резиновые)
- Набор животных
- Набор детской посуды
- Набор инструментов пластмассовый
- Машинка детская
- Мячи «Ёжики»
- Природные материалы каштаны, жёлуди, шишки
- Пластилин
- Карандаши
- Альбомы
- Краски
- Трафареты
- Наклейки
III.II Перечень методического обеспечения
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М., 2015.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. - Спб., 2010.
- Бабкина Н.В. «Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с ЗПР», ж-л «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 5 -2007, стр.62
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999.
- Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990.
- Забрамная С. Д. От диагностики к развитию.- М., 1998.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»
- Ильина Л.М. Подготовка к школе (Развивающие упражнения и тесты). - СПб., 1998.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. - М., 1997.
- Комарова Т.О. Формирование графических навыков у дошкольников. - М., 1970.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР.- М.,1990.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб., 2001.
- Мамайчук И.И. Психологический анализ системы отношений в семьях дошкольников и пути их коррекции. – СПб., 1996.
- Мамайчук И.И. Психолого – педагогическая помощь семье. – Л., 1984.
- Пылаева М.Н. Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет. – М., 1997.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М.. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001.
III.III Список использованной литературы
1. Аугене, Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д.Й. Аугене // Дефектология, 1987. – №4. – С. 76-83.
2. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д. Соколова. – СПб. : СОЮЗ. – 2001. – С. 320.
3. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развития). – СПб. : Союз. – 2001. – С. 256.
4. Баряева, Л.Б. Развитие связной речи дошкольников: модели обучения / Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева. – СПб. – 2005. – C. 92.
5. Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнения / Л.Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева. – Спб. : Каро. – 2007. – С. 288.
6. Браткова, М.В. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развития / М.В. Браткова, Т.Ю. Бутусова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С. 55-60.
7. Браткова, М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослыми / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина. – М. : Парадигма, 2013. – С. 128.
8. Браткова, М.В. Организация и проведение коррекцино-развивающих занятий с детьми раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания / М.В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009. – №4. – С. 37- 45.
9. Бутусова, Т.Ю. Игры с правилами как средство социального развития дошкольников с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушением развития / Т.Ю. Бутусова, 2016. – №1. – С. 50-52.
10. Бутусова, Т.Ю. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития / Т.Ю. Бутусова // Дошкольное воспитание, 2016. – № 3. – С. 21-26.
11. Бутусова, Т.Ю. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития / Т.Ю. Бутусова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2016. – №8 . – С. 54.
12. Бутусова, Т.Ю. Коррекционная направленность воспитания самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе игр с правилами / Т.Ю. Бутусова // Дефектология, 2015. – № 3. – С. 8-17.
13. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. – Т5., М. : Педагогика. – 1983. – С. 367.
14. Выродова, И.А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии / И.А. Выродова. – М. : КАРАПУЗ, 2012. – С. 144.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития.
Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми с 5 до 7 лет дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана с ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (для детей с задержкой психического развития)
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАДЕЛ 1.1. Пояснительная записка……………………………………&helli...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...
Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и могут быть использованы в работе по обогащ...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста.
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологического развития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организации педагогического процес...

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...
Сборник программно-методических материалов к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Материал для педагогов при работе с детьми по теме "Театрализованная деятельность"...
