Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития
материал по коррекционной педагогике

Зандакова Милана Расуловна

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

РАССМОТРЕНА

На заседании Педагогического совета

протокол № __

от «__» ______ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

_____________ Морозова Г.В.

Приказ № _____ от «___» ______ г.

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МАДОУ ДСКВ «СОЛНЫШКО»

Срок реализации: 2024-2025 учебный год

Педагог-психолог

Зандакова М.Р.

Покачи

2024

Содержание

 I. Целевой раздел

I.I.Пояснительная записка

3

I.II  Возрастные и индивидуальные особенности

3

I.III.Цель  программы

4

I.IV.Принципы и подходы к формированию программы

4

I.V.Планируемыерезультаты

4

II.   Содержательный раздел

II.I Методы и технологии обучения

6

II.II Мониторинг достижений обучающихся

6

II.III Используемый диагностический инструментарий

6

II.IV Программа коррекционной работы

6

II.V Коррекционно-развивающая работа 

7

II.VI Календарно- тематический план работы

11

III.   Организационный раздел

III.I Организация РППС

13

III.II Перечень методического обеспечения

14

III.III  Список использованной литературы

14

  1. Целевой раздел

I.I Пояснительная записка

В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.

Одной из основных функций образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.

Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.

I.II Возрастные и индивидуальные особенности детей с ЗПР 4-5 лет

Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца.  Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. Присутствует низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;

неравномерная работоспособность ;отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;

выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.

Нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной.

I.IIIЦель: Осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

При подготовке детей с ЗПР ставятся общие задачи:

  • Развивать психические процессы у детей с ЗПР.
  • Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития.
  • Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
  • Провести профилактику вторичных отклонений в развитии детей.

I.IVПринципы построения программы:         

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  2. Единство диагностики и коррекции.
  3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Комплексность методов психологического воздействия.
  5. Возрастание сложности.
  6. Учет объема и степени разнообразия материала.

I.VПланируемые результаты

У детей:

  • Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание.
  • В плане речевого развития — активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимание некоторых грамматических форм слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). Активное употребление (допускаются искажения звука-слоговой структуры) существительных, обозначающих предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). Активное участие в диалоге — ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.
  • Выполнение орудийных действий — использование бытовых предметов с учетом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности — практическими пробами и примериванием.
  • Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме, величине (недифференцированные предметы: большой — маленький), идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один — много).
  • Воспроизведение темпа в движениях под музыку, простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх.
  • Координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидками и т. п.) и предметами обихода (чашкой, ложкой), овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).

у педагогов:

  • овладение навыками использования эффективных технологий развития ребёнка с особыми образовательными потребностями.

у родителей:

  • умение использовать особые методы и приёмы взаимодействия с ребёнком с ЗПР.

  1. Cсодержательный раздел

II.I Методы и технологии обучения

Нарушения

Методы

Технологии

ЗПР 4-5 лет

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Игровые технологии

Здоровье сберегающие

ИКТ технологии

II.II Мониторинг достижений обучающихся

Наименование

Периодичность

Сроки проведения

Форма проведения.

Задержка  психического развития 4-5 лет

3 раз

Входящая

Промежуточная итоговая

Сентябрь-январь - май

Дидактическая игра

Вопрос - ответ

II.III  Используемый диагностический инструментарий для детей  ЗПР 4-5 лет

Направленность

Использование методик

Автор

Форма проведения.

Средняя группа 4-5 лет

Восприятие.

 «Коробка форм»

А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская.

Индивидуально

Выявления общей осведомленности ребенка

«Покажи и назови»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Восприятие, моторика

«Матрешка» «Разрезные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Исследование объема образной памяти.

«8 предметов»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Внимание

«Лабиринты», Найди такую же картинку»  

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Мышление

«Найди домик для картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Воображение

«На что похоже»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

II.IV   Программа коррекционной работы с воспитанником

Психолого-педагогическая        диагностика        как        структурный        компонент коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

ФГОС ДО регламентирует диагностическую работу, в нем указывается, что при реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно

для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно-педагогическом процессе,        играет        роль индикатора результативности оздоровительных,        коррекционно-развивающих и воспитательно-образовательных мероприятий.

Воспитатели в диагностической работе используют только метод наблюдения и анализируют образовательные трудности детей, которые возникают у детей в процессе освоения разделов образовательной программы, т.е. решают задачи педагогической диагностики. Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог используют различные методы психолого-педагогической диагностики в рамках своей профессиональной компетентности.

II.VКоррекционно-развивающая работа в образовательной области

Разделы

Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы

Коррекционная направленность

работы по сенсорному развитию        по сенсорному развитию

•        развивать        любознательность,        познавательную        активности, познавательных        способностей        посредством создания     насыщенной предметно-пространственной      среды,        стимулирующей        познавательный интерес детей, исследовательскую активность;

•        развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного,        слухового,        вкусового,        обонятельного, обеспечивать полисенсорную основу обучения;

•        развивать сенсорно-перцептивные способности детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, учить их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

•        организовывать практические исследовательские действия с различными веществами, предметами, материалами, постепенно снижая участие и помощь взрослого и повышая уровень самостоятельности ребенка;

•        учить приемам обследования - практического соотнесения с образцомэталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; совершенствуя зрительно-моторную координацию и тактильно-двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного элемента к образцу-эталону).

•        формировать у детей комплексный алгоритм обследования объектов на основе        зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия для выделения максимального количества свойств и признаков;

•        учить узнавать и называть объемные геометрические тела и соотносить их с плоскостными образцами;

формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове.

•        учить детей собирать целостное изображение предмета по его частям: по разрезанной картинке.

•        учить детей соотносить геометрические формы с реальными предметами.

•        развивать        стереогноз        -        определять        на        ощупь        фактуру материалов, величину предметов, узнавать предметы на ощупь и называть их;

•        развивать глазомерные функции и умение ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряд по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных;

•        развивать умение оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего, обосновывать выбор принципа классификации;

•        знакомить детей с пространственными свойствами объектов (с пространственными свойствами геометрических фигур и тел, их формой как постоянным признаком, размером и расположением как признаками относительными);

•        развивать способность к их идентификации, группировке по двум и нескольким образцам, классификации;

•        развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации, сериации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков;

Коррекционная направленность в работе по развитию конструктивной деятельности

•        формировать у детей желание подражать действиям взрослого; побуждать к     совместной конструктивной деятельности при обязательном речевом сопровождении всех осуществляемых действий;

•        развивать умения действовать двумя руками под контролем зрения в ходе создания построек;

•        развивать        операционально-технические        умения        детей, используя разнообразный строительный материал;

•        совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом, требующим разных способов сочленения и расстановки элементов (крепление по типу пазлов, детали со втулками, установка детали на деталь, сборно-разборные игрушки и крепления с помощью гаек, замков и т. п.);

•        учить замечать и исправлять ошибки; для привлечения внимания детей использовать как словесные указания, так и указательные и соотносящие жесты;

•        создавать специальные зоны для строительно-конструктивных игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников; побуждать к совместном у. а затем - к самостоятельном у обыгрыванию построек;

•        для старших дошкольников организовывать конструктивные игры с различными материалами:        сборно-разборными игрушками, разрезными картинками и др..;

•        во всех случаях положительно принимать и оценивать продукты детской деятельности, радуясь вместе, с ними;

•        учить ребенка совершенствованию своих конструкций с устранением замеченных ошибок        самостоятельно либо с помощью взрослого;

•        учить        детей        самостоятельно        анализировать        объемные        и графические образцы, создавать конструкции на основе проведенного анализа;

•        формировать умение целостного образа путем конструирования из частей (используют прием накладывания на контур, заполнения имеющихся пустот и пр.);

•        уделять внимание развитию речи, предваряющей процесс воссоздания целого из частей;

•        упражнять детей в умении рассказывать о последовательности конструирования после выполнения задания, в сравнении с предварительным планом;

•        продолжать умение в использовании моделирования в качестве основы обучения конструированию через применение конкретных, обобщенных и схематических моделей, в т.ч. графических моделей и т.д.;

•        продолжать        умение        в        использование        графических        моделей        с видимыми элементами, и также контурных, где составные элементы следует представить;

•        закреплять умения детей воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

•        учить детей выполнять сюжетные конструкции по заданному началу и собственному замыслу (с предварительным планированием и заключительным словесным отчетом);

•        обогащать        речь        и        развивать        мышление        детей        в        ходе определения основных функций детского конструирования и взрослого труда по созданию архитектурных сооружений: прочность, польза (настоящие сооружения для жизни и деятельности людей, детские – для игр и развития ребенка), красота и соотнесение постройки с окружающей средой и т. д.

Коррекционная направленность в работе        по развитию высших психических функций

Развитие мыслительных операций:

        стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного        мышления,        создавать        специальные наглядные        проблемные      ситуации,      требующие      применения вспомогательных предметов и орудий;

•        поддерживать мотивацию к достижению цели при решении наглядных задач;

•        развивать        способность        к        анализу        условий        наглядной проблемной       ситуации,       осознанию        цели,        осуществлению       поиска вспомогательных средств (достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление, и пр.);

•        знакомить детей с разнообразием орудий и вспомогательных средств, учить действиям с бытовыми предметами-орудиями: ложкой, совком, щеткой, веником, грабельками, наборами для песка и пр.;

•        формировать у детей операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков;

•        учить анализу образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов) в определенной последовательности, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно;

•        учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания, выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон);

•        развивать        антиципирующие        способности        в        процессе складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек (работу связывают с другими видами продуктивной деятельности), построении сериационных рядов;

•        развивать        наглядно-образное        мышление        в        заданиях        по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом – по элементам и т.д.);

•          развивать      способность      к      замещению      и      наглядному моделированию в       играх на замещение, кодирование, моделирование

II.VI   Календарно- тематический план работы

Месяц

Тема

Сентябрь

«Подбери по форме».

«Тактильная коробка»

«Веселые ладошки»

«Вкладыши»

«Радужные камешки»

«Песочная фантазия»

«Пирамидка»

«Веселая дорожка»

Октябрь

«Угости маленького и большого зайца морковкой».

«Пересыпание ложкой».

«Раскопки»

«Прыг – скок по дорожке»

«Сортировка»

«Тетрис»

«Домино»

«Вкладыши»

Ноябрь

«Бизидом»

«Огоньки ночью».

«Волшебный поднос».

«Разложи правильно»

«Цветные палочки»

«Радужные камешки»

«Пирамидка»

«Шумящие коробочки»

Декабрь

«Шарики»

«На что это похоже»

«Подбери по форме».

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

«Кто скорее соберет игрушки»

«Счетные палочки».

«Цветные камешки»

«Фрукты на тарелочке»

Январь

«Золушка».

«Конструктор Клик»

«Воздушные шары».

«Звонкие колечки»

Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны

«Веселые пальчики»

«Забавные прищепки»

Окрашивание воды.

Февраль

«Поможем зайке разложить игрушки».

«Блоки Дьенеша»

«Ткани»

«Шнуровка»

«Строим башню»

«Что лежит в мешочке? ».

«Тактильный ящик»

«Подбери петушку перышко»

Март

«Бублики-баранки»

«Сделаем куклам бусы»

«Спрячь мышку»

«Веселая матрешка»

Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по показу.

«Башня из кубов».

«Большой маленький»

«Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка).

Апрель

«Лабиринты»

«Угадай, чего не стало»

«Конструирование» (самостоятельная деятельность)

«Кто в домике живет»

«Умелые пальчики»

«Волшебный клубочек

«Определи на ощупь»

«Собери цветок»

Май

«Вкладыши»

«Прятки»

«Куличики»

«Норки для зверюшек»

«Мокро - сухо»

«Веселая тропинка»

«Нарисуй картину пальцами»

«Великаны и карлики»

  1. Организационный раздел

Организация коррекционно – развивающей деятельности с детьми

Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счёт стимуляции психических процессов и формировании позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учёт формы и степени тяжести задержки психического развития.

Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим в коррекционном процессе всё внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

III.I Организация РППС

Перечень необходимых технически средств и материалов

Кабинет психолога

1.        Мягкие пуфики

2.        Песочница

3.        Стулья детские деревянные

4.        Музыкальный центр

5.        Воздушно – пузырьковая колонна

6.        Тактильные ячейки.

Методическое оснащение (пособия, литература, игровое оборудование)

  1. Музыкальные инструменты: дудочки, металлофон, бубен, барабан, свистульки, погремушки
  2. Кукольный театр
  3. Дидактические игры
  4. Лото
  5. Развивающие пособия
  6. Набор геометрических фигур (объемные)
  7. Вкладыши (геометрические фигуры)
  8.  Пирамидки
  9. Матрёшки
  10. Вкладыши (стаканчики)  
  11. Набор кубиков
  12. Кукла
  13. Мягкие игрушки
  14. Набор «Фрукты и овощи» (резиновые)
  15. Набор животных
  16. Набор детской посуды
  17. Набор инструментов пластмассовый
  18. Машинка детская
  19. Мячи «Ёжики»
  20. Природные материалы каштаны, жёлуди, шишки
  21. Пластилин
  22. Карандаши
  23. Альбомы
  24. Краски
  25. Трафареты
  26. Наклейки

III.II  Перечень методического обеспечения

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М., 2015.
  2. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. - Спб., 2010.
  3. Бабкина Н.В. «Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с ЗПР», ж-л «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 5 -2007, стр.62
  4. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999.
  5. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990.
  6. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию.- М., 1998.
  7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»
  8. Ильина Л.М. Подготовка к школе (Развивающие упражнения и тесты). - СПб., 1998.
  9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. - М., 1997.
  10. Комарова Т.О. Формирование графических навыков у дошкольников. - М., 1970.
  11. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР.- М.,1990.
  12. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб., 2001.
  13. Мамайчук И.И. Психологический анализ системы отношений в семьях дошкольников и пути их коррекции. – СПб., 1996.
  14. Мамайчук И.И. Психолого – педагогическая помощь семье. – Л., 1984.
  15. Пылаева М.Н. Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет. – М., 1997.
  16. Семаго Н.Я., Семаго М.М.. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001.

III.III  Список использованной литературы

1.  Аугене,  Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д.Й. Аугене // Дефектология, 1987. – №4. – С. 76-83.

2.  Баряева,  Л.Б.  Программа  воспитания  и  обучения  дошкольников  с  интеллектуальной недостаточностью / Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д. Соколова.  –  СПб.  : СОЮЗ.  – 2001. – С. 320.

3.  Баряева,  Л.Б.  Формирование  элементарных  математических  представлений  у дошкольников (с проблемами в развития). – СПб. : Союз. – 2001. – С. 256.

4.  Баряева,  Л.Б.  Развитие  связной  речи  дошкольников:  модели  обучения  /  Л.Б.  Баряева, И.Н. Лебедева. – СПб. – 2005. – C. 92.

5.  Баряева,  Л.Б.  Математика  для  дошкольников  в  играх  и  упражнения  /  Л.Б.  Баряева, С. Ю. Кондратьева. – Спб. : Каро. – 2007. – С. 288.

6.  Браткова,  М.В.  О  психолого-педагогической  помощи  семьям,  воспитывающим  детей раннего  возраста  с  проблемами  развития  /  М.В.  Браткова,  Т.Ю.  Бутусова  //  Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С. 55-60.

7.  Браткова, М.В. Коррекционное обучение и развитие детей  раннего возраста в играх со взрослыми / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина. – М. : Парадигма, 2013. – С. 128.

8.  Браткова,  М.В.  Организация  и  проведение  коррекцино-развивающих  занятий  с  детьми раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания / М.В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009. – №4. – С. 37- 45.

9.  Бутусова,  Т.Ю.  Игры  с  правилами  как  средство  социального  развития  дошкольников  с нарушением  интеллекта  //  Воспитание  и  обучение  детей  с  нарушением  развития / Т.Ю. Бутусова, 2016. – №1. – С. 50-52.

10.  Бутусова,  Т.Ю.  Игры  с  правилами.  Формирование  совместной  игровой  деятельности дошкольников  с  разным  уровнем  познавательного  развития  /  Т.Ю.  Бутусова  //  Дошкольное воспитание, 2016. – № 3. – С. 21-26.

11.  Бутусова,  Т.Ю.  Игры  с  правилами.  Формирование  совместной  игровой  деятельности дошкольников  с  разным  уровнем  познавательного  развития  /  Т.Ю.  Бутусова  //  Воспитание  и обучение детей с нарушением развития, 2016. – №8 . – С. 54.

12.  Бутусова,  Т.Ю.  Коррекционная  направленность  воспитания  самостоятельности  у  детей

старшего  дошкольного  возраста  с  нарушением  интеллекта  в  процессе  игр  с  правилами / Т.Ю. Бутусова // Дефектология, 2015. – № 3. – С. 8-17.

13.  Выготский, Л.С. Основы дефектологии. – Т5., М. : Педагогика. – 1983. – С. 367.

14.  Выродова,  И.А.  Музыка  в  системе  ранней  помощи:  новые  педагогические  технологии / И.А. Выродова. – М. : КАРАПУЗ, 2012. – С. 144.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития.

  Адаптированная образовательная  программа предназначена для работы с детьми с 5 до 7 лет дошкольного возраста с задержкой психического развития.   Программа разработана с ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (для детей с задержкой психического развития)

ОГЛАВЛЕНИЕ  1. ЦЕЛЕВОЙ РАДЕЛ 1.1. Пояснительная записка……………………………………&helli...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...

Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и  могут быть использованы в работе по обогащ...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста.

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологического развития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организации педагогического процес...

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...