Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе детей с ОВЗ и детей инвалидов, в условиях ДОУ
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Никулова Мария Николаевна

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки информации и не только от глаз и ушей, но от всего тела. Мы обладаем так же особым чувством, которое фиксирует действие силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе  детей с ОВЗ и детей инвалидов, в условиях ДОУ

  Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки информации и не только от глаз и ушей, но от всего тела. Мы обладаем так же особым чувством, которое фиксирует действие силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле.

Сенсорная интеграция

  • Является бессознательным процессом (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании),
  • Организует информацию, полученную с помощью органов чувств,
  • Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться,
  • Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся,
  • Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

        У большинства людей сенсорная интеграция происходит «автоматически», поэтому мы считаем ее чем-то само собой разумеющимся. Про сенсорную интеграцию нельзя сказать «либо она есть, либо ее нет». Идеальной интеграции, либо ее полного отсутствия не бывает ни у кого. Однако, когда мозг слабо интегрирует ощущения, это влияет на многие сферы его жизни. Ему требуется больше усилий, чтобы преодолеть трудности, которых тоже становится больше, а вот результаты усилий менее заметны и не столь вдохновляющие.

        В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, поступающую от глаз и ушей, рук и тела. Он пропускает детали или не понимает действия других детей. Игрушки, требующие манипуляции представляют для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения.

       Одна из распространенных проблем – задержка речевого развития – может уже в раннем возрасте сигнализировать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке, другие дети знают что сказать, однако не справляются с артикуляцией. Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги и т.д. таким детям задачи всегда кажутся непонятнее и труднее. У некоторых детей отсутствует тактильная организация ощущений, они могут тревожиться, когда до них дотрагиваются, или избегать всяких контактов, держась в стороне от детей.

        Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности.

        Полагаю, что даже в таком кратком описании многие узнали тех детей, с которыми работает.

 

        Сегодня, мы хотели бы поделиться своим опытом работы по применению элементов сенсорной интеграции в работе с «особенными» детьми.

        В нашем дошкольном учреждении  функционирует группа для детей с ограниченными возможностями здоровья.  В настоящий момент в группу зачислены дети с такими заключениями как РАС, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития.

       Дети разного возраста и с разными нарушениями, но можно выделить ряд общих черт.

  • у детей наблюдаются недостатки речевого развития (большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями);
  • двигательные нарушения (неловкие, нарушена координация),
  • особенности поведения (неумение контролировать себя, стереотипии в деятельности),
  • гиперактивность,
  • утомляемость;
  • трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
  • трудности в удерживание внимания на задачах обучения, часто отсутствует мотивация к развитию.
  • упускают существенные характеристики вещей и предметов.
  • недостаточно сформированы пространственно-временные представления (в связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия);
  • медленно запоминают и быстро забывают материал.

        У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации,   зачастую они не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

        Эти дети нуждаются  в особых образовательных условиях и индивидуальных формах работы.

         Мы считаем, что одним из возможных путей решения является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы. Данный метод в работе логопеда, дефектолога и психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

        Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.          

        Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать.  Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. И только в этом случае в головном мозге формируется целостная картина о предметах окружающего мира.

     Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения. Эти ощущения очень разнообразны:

  • зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
  • слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
  • тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений: различные по фактуре материалы, различные по величине и форме предметы);
  • двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, прыжки, ползание, танцы);
  • обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);
  • вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания).

        Мы хотели бы поделиться теми видами сенсорных игр, которые применяем в своей работе, и которые дают хороший результат и отклик у детей.

  1. Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе – направлены на развитие тактильных ощущений.

       Ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и ищем мелкие предметы и игрушки; нюхаем крупы, специи, чай и кофе, определяем более «приятный» и «неприятный» запах; рисуем на подносе манкой или мукой.

  1. Игры с кинетическим песком и массой для лепки: для ребенка рисованием песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

        Пересыпаем песок, «зарываем» руки в песок, рисуем на песке. Ребенка в песке, привлекают приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Предлагаем детям почувствовать прохладу или тепло песка, его крупинки, учим детей оставлять отпечатки ладоней, делаем самомассаж песком - перетираем его между ладонями и пальцами, глубоко зарываем руки в песок. Используем различные игры и упражнения: «Необыкновенные следы», «Найди отличие», «Волшебные превращения», «Песочные человечки» и т.д.

       Кинетический (живой, космический) песок - это совершенно другой материал для детского творчества. Для игры с кинетическим песком не требуются инструкции и руководства. Детям с ним интересно играть, как одному, так и группой. Наши дети любят строить из кинетического песка различные города, песочные цветы, угощения, украшают их мелкими игрушками, камешками, ракушками.

  1. Игры с тканями и бумагой: позволяют ощупь разные материалы, обогащают представления и словарный запас детей.

Трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. Шуршим и оборачиваем вокруг себя бумагу и ткани. Разворачиваем мелкие игрушки, завернутые в различные материалы; сравниваем материалы по тактильным ощущениям (шершавый, гладкий, колючий и т.д.

  1. Игры с фруктами, овощами и ягодами: делают занятие необычными, яркими, задействуют максимальное количество анализаторов. Тем самым формируют более прочную связь с предметами окружающей среды. Выкладываем узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогаем пальчиками различные нарезанные фрукты и овощи в миске; определяем форму и размер овощей, их фактуру.
  1. Игры с сенсорными мешочками: развиваем тактильные ощущения и мышление.

       Перебираем мешочки, находим пару, отгадываем что в мешочке, ходим по мешочкам, метаем и т.д..

  1. Игры с различными мячами и Су-Джокам: Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. Использование Су– Джок шаров способствует развитию памяти и внимания, стимулирует речевую активность.
  1. По возможности в своей работе мы используем естественные условия природной среды: игры с мелкими камушками,шишками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны), перьями, листьями и т.д. Перебираем, сортируем, используем как счетный материал и т.д.
  1. Декоративно-развивающую панель «Времена года»,способствует развитию: зрительного восприятия, логического мышления, пространственно-временных представлений: времена года, месяцы, дни недели. Изучая сезоны, попросим детей изобразить дерево зимой (сняв все листья), весной (надев цветы), летом (надев цветы и много листьев) и осенью (оставив листья только желтого цвета) итд..
  1. Бизиборд – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно запрещено. Данное пособие  помогает развивать   сообразительность, зрительное и тактильное восприятие игровым методом. Находится в группе.Используется специалистами и воспитателями для индивидуальной работы.
  1. Для стимуляции развития слухового восприятияв кабинетах специалистов, в группах имеются различные дидактические игры, игровые развивающие пособия.
  • музыкальные инструменты;
  • звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.
  • «Звучащие кубики»;
  • «Погремушки» (киндер-сюрпризы)
  • Организуем различные дидактические игры и игровые упражнения, например, «Что гудит?», «Где звенит колокольчик?», «Узнай звук», «Кто за дверью», «Кто, как кричит?», «Опиши словами», «Съедобное-несъедобное» и другие.
  • Пособие «Слушать интересно» автора О.А. Суховой. Магнитофон с картой памяти, на которую записаны 134 неречевых звука, 110 карточек с иллюстрациями к звукам (бытовые звуки, звуки улицы, транспорт, звуки животных, звуки птиц, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты), 2 больших сюжетных картинки с иллюстрациями к звукам: «вечер в парке», «субботний день дома», (на больших сюжетных картинках присутствуют как новые звуки, так и звуки, встречающиеся на отдельных карточках), 4 карточки с заданием на определение.
  1. Наряду с развивающими пособиями, описанными выше, в своей работе мы используем различные дидактические игры и упражнения, такие как: «Чудесный мешочек», «Ощупай и слепи», «Холодно-горячо-тепло», «Веселый массаж», «Вспомни предмет», «Найди пару», игры с мозаикой, пазлами, с мыльными пузырями, водой и другие.
  1. В кабинетах оформлены сенсорные коробки с различными материалами, игры в которых способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия, обоняния, вкусовых ощущений.

       Сенсорные коробки используются дефектологом и логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Разнообразный наполнитель, инструменты, различные виды игр помогают активизировать различные виды восприятия, стимулируют речевую активность. Дети с большим интересом достают из коробки что-то, погружают в неё руки, различные предметы, перекладывают, пересыпают, организуют сюжетные игры и т.п.

  1. Для психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения в нашем детском саду организована сенсорная комната с интерактивным бассейном, световым столом для рисования песком, большим пуфиком-креслом с гранулами, фибероптическими волокнами, пузырьковой колонной, панелью «Звездное небо».

        В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов, ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребенка, стимулирует психическое развитие.

  1. Еще один эффективный инструмент сенсорной интеграции, предназначенный для активного развития детей и совместных весёлых игр, используемый нами - Чулок Совы.

       Он  способствует развитию мышц. Действует на тактильную и вестибулярную системы, делая при этом тело гибким и подвижным, достаточно быстро реагирующим на различные раздражители: внешние и внутренние.

      Чулок Совы глубоко давит на руки и ноги и заставляет ему сопротивляться, чем стимулирует проприоцептивную систему, другими словами, способствует улучшению ощущения положения тела в пространстве.

       В нашем детском саду приобретены 6 мешков совы и 1 кругляш совы разных размеров и цветов.

       Логопедом и дефектологом совместно разработаны картотека игр и упражнений для использования Чулка и Кругляша Совы.

          Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала  в коррекционной работе с  детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:  

- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

 -  многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;

 - каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции  вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

         В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития происходит положительная динамика в развитии  речевого и познавательного развития  ребенка.

         Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

Используемая литература

  1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
  2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
  3. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
  4.  Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
  5. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.
  6. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
  7. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....

Артикуляционная гимнастика с использованием приемов сенсорной интеграции.

Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укл...

Статья: "Использование приемов сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восп...

Использование приемов сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Сенсорная интеграция необходима для движения, говорения и игры. Это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.Цель метода сенсорной интеграции - научить ...

Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-логопеда

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность каждого ребёнка в осознании себя и окружающего мира, обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможносте...

Учебно – методический комплект для педагогов ДОУ «Использование приемов сенсорной интеграции в работе с воспитанниками дошкольного возраста с ОВЗ»

Адресат УМК: педагоги ДОУ.Цель УМК: сформировать и актуализировать у педагогов ДОУ знания и умения теоретической и практической направленности по работе с воспитанниками с ОВЗ с дисфункцией сенсорной ...

Конспект интегрированного занятия с подгруппой детей старшей компенсирующей группы ТНР имеющие вторичные нарушения в развитии с использованием приемов сенсорной интеграции на тему “Кто сказал: «Мяу»?”

Представляем вашему вниманию интегрированное занятие с подгруппой детей старшей компенсирующей группы ТНР имеющие вторичные нарушения в развитии с использованием приемов сенсорной интеграции на тему ...