Консультация для родителей на тему: «Запуск речи у неговорящих детей»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
Важный вопрос для заботливых родителей — когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи. Мы расскажем о том, какие речевые навыки должны быть сформированы в определенные периоды развития ребенка. Разъясним, на что внимательные родители должны обращать особое внимание, чтобы не пропустить момент, когда малышу необходима помощь семьи. Перечислим признаки, когда вызывать речь ребенка придется с помощью специалистов. Уточним, к какому специалисту лучше обратиться.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 257.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Запуск речи у неговорящих детей»
Важный вопрос для заботливых родителей — когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи. Мы расскажем о том, какие речевые навыки должны быть сформированы в определенные периоды развития ребенка. Разъясним, на что внимательные родители должны обращать особое внимание, чтобы не пропустить момент, когда малышу необходима помощь семьи. Перечислим признаки, когда вызывать речь ребенка придется с помощью специалистов. Уточним, к какому специалисту лучше обратиться.
Но в любом случае основными помощниками для неговорящего ребенка будут родители. Поэтому дополнительно мы приведем полезные игры и упражнения и подскажем, как их лучше провести с учетом возраста и особенностей развития речи вашего малыша.
Содержание:
- Какие стороны речи требуют родительского внимания
- Что считается нормой развития речи ребенка до 1 года
- Анализируем готовность сенсорной системы к развитию речи Как правильно развивать сенсорную систему для запуска речи
- Как развивается речь до года. Норма и задержка
- Причины «долгого молчания», не связанные с состоянием здоровья
- Как вызывать речь у неговорящего ребенка до 1 года Когда стоит обратиться к специалисту Как развивается речь в 1-2 года.
- Когда обращаться к педиатру, неврологу
- Вызывание речи у неговорящего ребенка в 1-2 года
- Как развивается речь в 2-3 года. Когда обращаться к логопеду
- Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года
- План важнейших действий для развития речи ребенка
- Полезные книги по теме
Какие стороны речи требуют родительского внимания
Когда мы говорим о том, как происходит запуск речи у детей, мы имеем в виду активный словарь ребенка (собственная речь) — это звуки, слова и фразы, которые произносит сам ребенок;
пассивный словарь (понимание речи) – это слова и фразы, которые ребенок еще не может выговорить, но он их понимает.
Понимание речи окружающих людей развивается раньше, чем ребенок начинает говорить. Это значит, что пассивный словарь малыша всегда больше активного, то есть он понимает больше слов, чем сам может произнести.
Необходимо анализировать обе эти стороны, потому что задержка может коснуться как одной из них, так и обеих одновременно. Что считается нормой развития речи ребенка до 1 года
Развитие речи происходит у ребенка с момента рождения. Существуют определенные нормы, этапы и сроки формирования речи. Дорогие родители! Пожалуйста, помните о том, что каждый ребенок индивидуален, у него свои начальные речевые возможности, поэтому стопроцентное попадание в требования и нормы встречается редко.
Есть дети, которые развиваются быстрее нормы, а некоторые — медленнее. В итоге и те, и другие одинаково овладевают речью. Важнее понимать, что ребенок обязательно пройдет через ВСЕ нижеперечисленные шаги развития. Если на одном этапе он задержался дольше, то это не значит, что он может следующий этап «проскочить». Поэтому к информации о нормах надо относиться, как к ориентиру – на каком мы сейчас этапе, что и когда необходимо ожидать дальше?
Более подробно о нормах развития речи
2 месяца – ребенок кричит с разной интонацией. Опытные мамы умеют определять, «о чем» кричит их ребенок. При виде мамы у малыша возникает «комплекс оживления», когда он интенсивно двигает ручками и ножками и издает звуки: аа, э, кг, гх, гы. Может осчастливить вас улыбкой в ответ на ласковую интонацию.
4 месяца – гулит: гы, га, эга. Громко хохочет, плачет со слезами.
6-8 месяцев – лепечет. Повторяет один и тот же слог. Ба-ба-ба, на-на-на, ляля-ля.
12 месяцев – ребенок понимает свое имя. Понимает вопрос «Где мама?» и осмысленно называет близких людей (мама, папа, деда). Понимает слово «Дай» и использует в речи это слово. Понимает слово «Нет», может его сказать или просто отрицательно покачать головой.
Анализируем готовность сенсорной системы к развитию речи. Первые признаки неблагополучия.
Речь ребенка – это логичное продолжение знакомства с миром через сенсорные системы – зрение, слух, осязание, обоняние. Без правильного их функционирования своевременное развитие речи будет проблематичным. В первое полугодие жизни речевые возможности ребенка минимальны, но внимательные родители могут обнаружить первые признаки неблагополучия:
Достаточно ли активны движения? Вялость и ограниченность движений конечностей, нежелание брать игрушки, отсутствие в 2-3 месяца «комплекса оживления» — признак неблагополучия, повод для обращения к педиатру. Достаточно ли развито осязание у вашего ребенка? Первый тест на развитие осязание – вкладывание взрослым своего пальца в ручку новорожденного. Почувствовав прикосновение к ладони, малыш рефлекторно сожмет свои пальчики. Позднее он будет удерживать игрушку, сначала ладонью, потом 2-3 пальчиками. Реакция на теплую или холодную пищу, предметы говорит о развитом осязании. При отсутствии осязательных рефлексов нужно пройти обследование у невролога.
Хорошо ли видит ваш ребенок? После первого месяца жизни малыш останавливает свой взгляд на лице взрослого, на ярких игрушках или предметах. Немного позднее он следит взглядом за предметами, которые взрослые передвигают перед его лицом, за двигающейся над кроваткой каруселью. Если этого не происходит, нужно обратиться к педиатру или к окулисту.
Хорошо ли слышит ваш ребенок? Слух – ведущая функция, без которой невозможно освоить речь. В норме новорожденный уже в 3-4 недели начинает прислушиваться к звукам. Затем малыш поворачивает голову к источнику звука. При разговоре с ним он сосредотачивает внимание на губах взрослого, как на источнике звука. Если малыш не реагирует на громкие звуки, не оборачивается, когда его зовут по имени, нужно обратиться к отоларингологу, к сурдологу.
Как правильно развивать сенсорную систему для запуска речи
Сенсорную систему можно и нужно развивать с самого раннего возраста. Ниже представленым игры, в которые можно играть, начиная с 1 месяца от рождения.
Игры на развитие тактильной чувствительности до года «Баю, баю, чмок». Поем малышу колыбельную, держа его на руках. После каждой строчки целуем в щечку, в носик, в лобик. «Хватай-ка». Вложить палец в ручку малыша. Когда он крепко его схватит, потянуть ребенка за ручки, приподняв его вверх. «Ветерок». Подуть на ручку, на ножку, на носик и другие части тела и лица, называя их.
Игры на развитие зрительного восприятия до года «Посмотри на меня». Наклоняемся над малышом и разговариваем с ним. Когда он сосредоточится, нужно отодвинуться вправо, влево. «Что мы видим». Поднести малыша к зеркалу, показать, где у него в зеркале носик, ручки, щечки и другие части тела.
Игры на развитие слухового восприятия до года «Где звенит?». Позвенеть в колокольчик, стоя так, чтобы ребенок не видел источник звука. Пусть он поищет, где звенит. Можно использовать баночки с крупой и фасолью, детские музыкальные инструменты. «Музыкальный носочек». Пришить к носочку ребенка погремушку и надеть носок на ножку или на ручку. Пусть он двигает ножкой, пытаясь поймать погремушку рукой. «Любимые стихи». Во время бодрствования очень полезно рассказывать детям стихи или все время разговаривать с ними. Ритмичные строки способствуют вызыванию речи у неговорящих детей.
Как развивается речь до года. Норма и задержка
В возрасте до одного года начинает формироваться понимание речи. Ребенок устанавливает связь между предметом и обозначающим его словом. После нескольких повторений и показа предмета он сам отыскивает его после вопроса взрослого («Где часы?», «Где собачка?»).
До 12 месяцев активный словарь малыша насчитывает 15-20 слов, а пассивный – до 250 и более.
Но если ребенок к году не говорит ни одного слова, но при этом: что-то с удовольствием, но пока непонятно для нас лепечет; отзывается на свое имя; улыбается, когда с ним разговаривают близкие люди; удерживает пальчиками небольшие предметы; узнает и гладит любимого мишку, катает машинку, то скорее всего ничего критичного не происходит, это просто небольшая задержка. Для такой задержки возможны следующие причины. Причины «долгого молчания», не связанные с состоянием здоровья. Генетика. Возможно, один из родителей долго не начинал говорить. Может сработать наследственный фактор.
Личные способности. Здесь играет роль не только генетика. Чем больше родители общаются с ребенком и развивают его, тем больше у него интерес к изучению всего нового. Если ребенок много времени проводит один в манеже, сидит один напротив телевизора, то развитие речи существенно замедляется, пассивный и активный словарь не развиваются.
Половая принадлежность. В большинстве случаев девочки начинают говорить раньше, и их словарь растет быстрее. При этом мальчики начинают говорить позже, но более осмысленно, легче переходят на простейшие фразы Зачем напрягаться? Если родители по одному взгляду, указующему пальцу и выразительному «Ы» определяют, что нужно любимому чаду, то зачем учиться говорить в принципе?
Стресс. Долгое отсутствие мамы, переезд, ссоры, громкие пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его, сделать замкнутым и молчаливым на долгое время.
Как вызывать речь у неговорящего ребенка до 1 года
Играть! Играть очень эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка речевой деятельностью. Целью этих игр является вызвать у ребенка любую речевую реакцию, демонстрирующую как понимание, так и попытки говорить (звукоподражания, договаривания слогов, слов).
Игры на подражание у ребенка до 1 года
«Вынимаем из ведра». Показать ребенку, как можно по одному доставать из ведра (из коробки, из корзинки) кубики, шарики, мелкие игрушки. Побуждать его к повторению действий взрослого. «Пирамидка». Снимать кольца с пирамидки, приговаривая «Так! Так!», побуждая ребенка к повторению.
Игры на развитие понимания речи до 1 года
«Прятки». Закрыть голову малыша, сидящего перед зеркалом, платком. Спросить: «Где Коля?», снять платок: «Вот Коля!» «Ай, да мячик!». Поиграть с мячиком, отбивая его об пол, катая и бросая вверх. Покатить мячик, спрашивая малыша «Где?», «Кати!», «Дай!». «Игрушка и картинка». Показать картинку с изображением машинки, затем показать игрушечную машинку. Спросить: «Где машинка?», пусть малыш покажет и игрушку, и картинку. Игры на активизацию речи до 1 года
«Пришла собачка». Спрятать под легким платком игрушку, «найти» ее, эмоционально сняв накидку. «Где собачка?» — поднести к ребенку игрушку, — «Ав-ав!». Побуждать малыша к звукоподражанию. «Скажи собачке : «Иди!» «У медведя дом большой». Развести ручки малыша шире: «У медведя дом большой! Ой-ой-ой!», свести их друг с другом: «А у зайца маленький! Айай-ай!». «Наш медведь пошел домой! Топ-топ-топ! Заинька лег баиньки! Баюбай!» Побуждать ребенка к договариванию междометий (ой, ай, топ-топ, баюбай). «Труба». «Мы пришли и сели, играем на трубе!», дуем в игрушечную трубу: «Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Можно вместо трубы сжать руки в кулак и поднести их к губам.
Когда стоит обратиться к специалисту
Но есть и очевидные признаки, которые требуют обязательной консультации специалистов
- к концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
- к пятому месяцу он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит;
- к шестому месяцу не прислушивается к музыке; к семи месяцам не узнает голоса близких; после девяти месяцев у него нет лепета. К какому специалисту обратиться?
Важно начать обследование с консультации педиатра. Врач оценит состояние здоровья малыша, направит при необходимости к профильным специалистам. Обязательно нужно на приеме отоларинголога исключить повреждения слуха, так как у плохо слышащего ребенка речь не развивается даже при здоровой нервной системе и правильно развитых органах артикуляции.
Как развивается речь в 1-2 года. Когда обращаться к педиатру, неврологу?
После года ребенок активно наращивает словарный запас, подражает речи взрослых. Его фразы чаще всего состоят из одного слова «Дай!», или из двух «Мама нет», «Дай пи». Вместо целого слова он часто произносит только один слог (собака – ба, кукла – ку). После полутора лет речь для ребенка – это средство общения, возможность получить желаемое. Жесты и мимика заменяются словами. В активном словаре малыша второго года жизни количество слов уже достигает 50-100, а у некоторых детей — 300-400. Предложения состоят из 3-4 слов, они не всегда согласованы между собой («Вова бай-бай»). Если ребенку приходится повторять за взрослым слова и фразы из простых слов, чаще всего он делает это правильно. Малыш может выполнить инструкцию из этапов типа «Возьми яблоко и отнеси его папе». Звукопроизношение в этом возрасте очень несовершенно. Ребенок смягчает большинство согласных (дай – дяй), неправильно произносит или не произносит совсем многие звуки, так как его органы речи еще не развиты. Признаки неблагополучия в 2 года: малыш не может ответить на простые вопросы; он не понимает просьбу взрослого, простую инструкцию; ребенок не может повторить за взрослым простые слова; его предложения состоят из 1-2 слов; до полутора лет он не может произнести ни слова;
к двум годам осмысленно употребляет не более 20 слов и его речь понимают только родители; он не стремится общаться ни с взрослыми, ни с детьми.
Если речь малыша заметно отстает от этих показателей и от речи сверстников, нужна консультация педиатра и профильного специалиста: детский психолог – изучает психику ребенка, оценивает ее развитие с учетом возрастных норм, оказывает ребенку психологическую помощь; дефектолог – стимулирует развитие интеллекта у детей с физическими и психическими недостатками;
логопед – устраняет речевые дефекты, недостатки звукопроизношения, проводит запуск речи у неговорящих детей.
В ситуации, когда у малыша 1,5-2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?
Нужно иметь в виду, что дефектолог и логопед обычно принимают детей только после достижения двухлетнего возраста.
Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5-5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.
На мой взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов — логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.).
В последнее время становится все больше специалистов, которые начинают работать и на более ранних этапах развития, помогая осуществить сам процесс запуска речи. Попробуйте найти именно таких профессионалов, если вы чувствуете, что вам явно нужна их помощь. Чем раньше ребенку начнут оказывать профессиональную помощь в развитии речи, тем быстрее и благополучнее будет проведена коррекционная работа.
Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.
В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.
Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.
При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае — об общем недоразвитии речи (ОНР).
Особенности занятий с детьми раннего
Вызывание речи у неговорящего ребенка в 1-2 года
Как вызвать речь у ребенка второго года жизни? Здесь требуется комплексное воздействие, включающее в себя игры, дыхательную гимнастику и тренировку артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика
Для координации движений губ, языка, щек с ребенком разучивают движения артикуляционной гимнастики: «Жмурки». Зажмурить глазки, широко открыть их. Чередовать несколько раз. «Улыбка – трубочка». По очереди растягивать губы в улыбке и стягивать их трубочкой. «Шарики». Надуть щеки и «лопнуть» их, нажав пальчиками.
Дыхательно-голосовые упражнения
Для развития правильного дыхания выполняются дыхательно-голосовые упражнения: «Нюхаем цветок». Нюхаем цветок, плавно, медленно вдыхая воздух 3-5 раз. «Вырасти большой». Поднять руки вверх, потянуться, опустить вниз, произнести «У-У-УХ». «Корова». «Вот мы слышим, на лугу зазвучало «Му-у-у!» Будем тоже мы мычать и дыханье проверять». Дети делают глубокий вдох и мычат. «Часики». Стоя с расставленными ногами, размахивая руками вперед-назад, произносить «Тик-так! Тик-так!»
Игры на подражание у ребенка в 1-2 года
«Комарик», «Жук Женя». «Ловим комарика» в кулачок, подносим к уху малыша со звуком «з-з-з». Предлагаем тоже поймать комарика и послушать его звон. Аналогичная игра проводится с «жуком Женей». «Греем руки». Предложить подышать на «замерзшие руки»: «х-х-х». «Ежик». Глядя на картинку с изображением ежика, несущего грибы и яблоки на своих иголках, пофыркать, как еж: «ф-ф-ф». «Ходьба». «Как косолапый мишка пойдем мы все потише, потом пойдем на пятках, а после на носках. Потом быстрее мы пойдем (ах, ох, ух), и после к бегу перейдем (ухх!). Игры на развитие понимания речи в 1-2 года
«Снег». Ребенок сопровождает движениями слова взрослого: «Как на горке снег-снег (имитация падающего снега). И под горкой снег-снег (перебираем пальчиками). А под снегом спит медведь (ладошки под щечкой). Тише, тише, не шуметь! (грозим пальцем)». «Кулачок». «Как сожму я кулачок, да поставлю на бочок, разожму ладошку, положу на ножку». «Водичка». Сопровождаем движениями и показом чтение потешки: «Водичка, водичка! Умой мое личико. Чтобы глазки блестели. Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок».
Игры на включение в речь простейших слов
«Бобик». Обыгрывание игрушки, изображающей собачку: «Бобик, Бобик, славный пес! Гав! Гав! (2 хлопка в ладоши), Белый лобик, черный нос! Гав! Гав! (хлопаем в ладоши). Бобик! Бобик! Лапку дай! (берем лапку) Гав! Гав!
(хлопаем в ладоши), сядь на коврик и не лай! (пальчик к губам). «МашенькаМаша». На полу расстилается платок, на него сажают куклу. Взрослый тянет за один конец платка, ребенок – за другой. «Машенька-Маша, куколка наша! В саночки садилась, с горки покатилась. У-ух!» Стимулируют ребенка на произнесение междометия «У-ух!» «Машинки». Взрослый имитирует движение машины, крутит «руль», побуждая ребенка к произнесению междометий: «Би-би-би! Гудит машина: «Не поеду без бензина!» «Давай поиграем в машинки! Поехала машина: Ж-ж-ж!» Сигналит машинка: «Би-биби!» «Гости». В игрушечный домик приходят гости – животные. Они издают звуки, которым может подражать ребенок. Задача взрослого – побуждать малыша к подражанию голосам животных. «Тук-тук! Кто там? «Ко-ко-ко, мяумяу, га-га-га, и-го-го…». Давай поговорим с собачкой, с кошечкой, с мышкой. «Куколка». Укладывание куклы спать. «А-а-а!» Куколка танцует: «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!» Важно стимулировать малыша к вызыванию слов и фраз при
помощи вопросов: «Кто это? Что она делает? Как она поет?» Как развивается речь в 2-3 года. Когда обращаться к логопеду
На третьем году жизни малыш активно пользуется речью, общаясь с взрослыми и сверстниками. Он задает простые вопросы: «Где? Куда? Когда?» Ребенок может говорить не только о том, что видит, но и об отвлеченных вещах, о том, что произойдет. В его словарном запасе много существительных. Это названия одежды, посуды, игрушек, животных, предметов ближайшего окружения. Ребенок уже может рассказать о том, что он видел или узнал нового. Теперь малышу доступно понимание простых сказок или рассказов, близких по содержанию к личному опыту ребенка. Он может рассказать, о чем это произведение, маленькие тексты запоминает наизусть, но пересказ невнятен и без помощи взрослых редко получается. Хотя мышцы губ, языка и нижней челюсти уже окрепли, ребенок может произнести не все звуки. Дети третьего года жизни не могут произнести многосложные слова, переставляют в них слоги и звуки. Они не могут пользоваться силой голоса, иногда говорят слишком тихо (громко) или слишком быстро. Именно в этом возрасте очень велика склонность к подражанию, поэтому с 2 до 3 лет активно развивается связная речь. Дети очень часто повторяют за взрослыми слова и фразы, чем развивают артикуляционный аппарат.
Возможные симптомы задержки речевого развития:
- очень медленно накапливается активный словарь, к трем годам употребляет не более 50 слов;
- слова искажены так, что их невозможно понять, плохо и неотчетливо произносит звуки, «каша во рту»;
- малыш с трудом строит фразы, делает это неправильно (Мальчик горка санка катается);
- явно предпочитает общаться не словами, а жестами;
- ребенок не стремятся к общению, уходит от ответа, не задает вопросов.
Обычно в этом возрасте у малышей с отставанием в речевом развитии заметно нарушение мелкой и крупной моторики. Они неловкие и неуклюжие, не могут выполнить точные движения, не могут повторить за взрослым движения речевого аппарата.
Если у ребенка наблюдается 2-3 симптома задержки речевого развития, он нуждается в немедленной диагностике и помощи логопеда. Коррекцию отставания в развитии памяти, внимания, интеллектуальных навыков проводит дефектолог.
Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года
Все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.
Артикуляционная гимнастика
«Зайчик грызет морковку». Поднимаем верхнюю губу, показывая зубы. «Белка кладет орешки за щеку». Упираемся языком в щеки по очереди. «Сердитый волк». Прикусываем нижнюю губу верхними зубами. «Ежик фыркает». Вибрация губ. «Бодрая и усталая лошадка». Цокаем языком быстро и медленно. «Крутится юла». Кончиком языка облизать губы по кругу.
«Самолет». Прикусить язык и произнести продолжительно звук Ы. Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года
«Птички». По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз. «Солнышко и дождик». По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате. «Вот какие мы!». Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы! Игры на запуск простейших фраз через ситуации в 2-3 года
«Отдай команду». Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай, помоги)». «Семья». Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба маша. Вот деда. Деда Петя» «Помоги мне сказку рассказать». При показе простых сказок типа «Теремок», «Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать сказку. «Тук-тук, Это кто» Я тут буду жить. А ты кто?
Иди в дом».
План важнейших действий для развития речи ребенка
Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.
Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной последовательности:
- Наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и сверстниками.
- Определение уровня отставания речи от нормы, если оно, действительно, есть.
- Обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания.
- Устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного малышом перед телевизором и с современными гаджетами.
- Формирование сенсорных навыков.
- Обучение звукоподражаниям, договариванию звуков.
- Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики для губ и языка.
- Развитие понимания речи, пассивного словаря.
- Создание у ребенка потребности в общении, отказ от чрезмерной опеки.
- Создание насыщенной среды для запуска речи, включающей в себя сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями, активное общение со взрослыми и сверстниками.
ПРАВИЛА ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
- Начинайте прямо сейчас! Не откладывайте начало занятий на завтра. Занятия должны проходить регулярно, при каждой возможности. Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.
- Уберите телефон, выключите телевизор. Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие персонажи – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Мультфильмы неразговорчивые дети любят гораздо больше. Во-первых, мультики не требует концентрации внимания, вовторых, не требует обратной связи от ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает.
- Купите игрушки. Приобретите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.
- Разговаривайте с ребенком. Начинайте работу с ребенком с того уровня, который ребенок демонстрирует («тянет»). Первые слова-определения, которые ребенок должен усвоить - это речевые «штампы», которыми он должен пользоваться регулярно. Чтобы ребенок запоминал языковые штампы, старайтесь каждый раз использовать их в неизменном виде. И только убедившись в том, что малыш понимает то, что говорит, переходите к изучению нового материала. Штампы должны быть короткими и ясными для понимания ребенком. Последнее требование выполняется, когда малыш постигает штамп по частям (например, сначала учится говорить «не...», а затем «не буду»). Упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.
- Комментируйте все подряд, не молчите. Давайте оценку всему, на что обращает или может обратить внимание ребенок, но — коротко, двусложно. Не забывайте сопровождать восклицания действиями руки. То есть, если вы гуляете в парке и мимо вас пробежала собака, то, указывая на нее пальцем, оборачивайтесь с малышом и кричите ей вслед одно единственное определение «со-ба-ка!». Еще лучше, если вы будете показывать вслед пробежавшей собаке (и не только) пальцем ребенка. Таким образом вы привлекаете внимание малыша и заставляете его сознание воспринимать объект как выделенный собственным вниманием.
- Опредмечивайте эмоции малыша и свои чувства (например, не просто обнимайте ребенка, а добавляйте при этом слова, объясняющие ваши эмоции: «молодец», «я тебя очень люблю», «я соскучилась»). Старайтесь озвучивать каждый жест ребенка, каждую эмоцию, каждую мимическую морщинку, которую можно проговорить (вначале односложно).
- Если вы даете инструкцию ребенку, следите, чтобы она была краткой и состояла сначала из одного слова. Поскольку инструкция подразумевает действие, в инструкциях, данных ребенку или полученных от него самого, всегда используйте глаголы. Экономя внимание ребенка, который в первое время не в силах воспринять большой объем вербальной информации, вы должны облегчить ему понимание речи, чтобы последнее все-таки произошло.
Следовать последней рекомендации необходимо не время от времени. Убедившись в том, что ребенок начал использовать небольшой активный запас определений по назначению, начинайте присоединять к определениям глаголы. Например, если раньше вы просили малыша сказать «молоко» или «дай» и похлопать по столу, когда он хотел пить, то теперь просите его сказать «дай молока». Если раньше, увидев на улице кошку, вы восторженно обращали внимание ребенка
— «кошка!», то теперь восклицайте— «кошка бежит!», так же как «машина едет», «девочка идет», «дерево растет», «листья падают». Изучая глаголы, помните о принципе логичности и непрерывности. То есть на прогулке мало сказать единожды «кошка бежит», «птичка летит», «машина едет», «мама с Васей идут» и т. д. Приходя домой, продолжайте работать диктором, который дает внятные, четкие и понятные комментарии: «идем есть», «бери ложку», «взял ложку», «съел», «вкусно» и т. д. Причем особенно ценными для работы с ребенком будут постоянно повторяющиеся комментарии относительно ежедневно наблюдаемых процессов. Комментируя, используйте в работе с ребенком на первых порах только наглядные ситуации: помня о том, что речь должна быть понятна ребенку. А понятна она ему или нет, вы должны будете постоянно анализировать сами: малыш сам вряд ли даст вам знать, задав вам соответствующий вопрос. Работая с глаголами, не допускайте регресса речи — теперь только вперед. Если малыш уже научился произносить понятное ему определение (пусть в слегка измененном варианте) в сочетании с глаголомдействием, следите, чтобы он не скатывался назад к односложной речи, состоящей только из глаголов или только из определений («дай», «на», «ложка»). Теперь требуйте от него только «дай ложку» и «на ложку». И всегда, на каждом занятие, проявляйте терпение.
Обращаться к специалисту нужно в любом случае, когда вас тревожит, что ребёнок слишком долго молчит или слишком мало говорит. Не откладывайте этот визит, потому что в серьезных случаях никакие педагогические усилия не дадут результата, если не будут учтены рекомендации врачей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников "О нарушениях речи: как помочь детям развить речь". Составила Лупанова И.М.
1. Имитация и её роль в освоении языка.2. Некоторые причины отставания в развитии речи.3. Дети- билингвы.4.Чтение и его в развитии речи.5. Некоторые нарушения речи детей....

Консультация для родителей «Стимулирование появления речи у неговорящих детей (в условиях семьи)»
Консультация для родителей«Стимулирование появления речи у неговорящих детей (в условиях семьи)»...

Консультация для родителей. Упражнения для запуска речи у неговорящих детей.
Упражнения для запуска речи у неговорящих детей....
Памятка для родителей 6 способов запуска речи у неговорящих детей
Памятка для родителей 6 способов запуска речи у неговорящих детей...

Практические упражнения для родителей по теме «Запуск речи»
В рекомендациях представлены практические игры и упражнения, которые родители могут использовать для запуска речи свеого ребенка...
Памятка для родителей. Алгоритм вызывания речи у неговорящих детей.
В материале даны простые , но действенные рекомендации по вызыванию речи у неговорящего ребенка....

Консультация для родителей "Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей"
Консультация для родителей...




